Главная / Начальные классы / Планирование кружка "Юный друг природы"

Планирование кружка "Юный друг природы"



Пояснительная записка


«Кто был глух к природе с детства,

кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя красоты первой весенней травы,

к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»

(В.А. Сухомлинский)


Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

У детей занимающихся в кружке формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность





выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

Настоящая программа является составительской, выполнена на основе программ:

  1. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Москва. Просвещение, 1988. - 203 стр.

  2. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.


Цель программы:


Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.


Задачи программы:


Обучающие задачи:

  • научить видеть и понимать красоту живой природы;

  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

  • расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

  • познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу;

  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;

  • познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.

Воспитательные задачи:

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;



  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

Развивающие задачи:

  • развивать потребности общения с природой;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.



Отличительные особенности программы:


Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:


Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.

Обучение основывается на принципах экологического образования:


  • принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

  • принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

  • принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

  • принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;




  • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.


Ключевые понятия и последовательность образовательного процесса:


Оhello_html_1bff1b6b.gifбразовательный процесс

Рhello_html_m2ca0f712.gifhello_html_m2ca0f712.gifешение познавательных задач Опыт познавательной деятельности Знание

Рhello_html_m2ca0f712.gifhello_html_m2ca0f712.gifешение практических задач и различных упражнений Опыт исследовательской деятельности Мастерство

Решение творческих задач (развитие интересов и способностей)

hello_html_m2ca0f712.gifhello_html_m2ca0f712.gifОпыт творческой деятельности Развитие способностей

Рhello_html_m2ca0f712.gifhello_html_m2ca0f712.gifешение ситуативных задач Опыт эмоционально-ценностных отношений Объединение детей и взрослых

Рhello_html_m2ca0f712.gifhello_html_m2ca0f712.gifешение задач самоопределения Опыт практической деятельности Постановка цели самореализации в постшкольном пространстве

Рhello_html_m2ca0f712.gifhello_html_m2ca0f712.gifешение задач физического здоровья Опыт познания своего организма Развитие чувства самосохранения





Этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения, учитывает потребности и запросы детей, предусматривает получение экологических знаний, которые оцениваются следующими УРОВНЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ:



уhello_html_1bff1b6b.gifровни экологической воспитанности

начальный

Общие представления об экологических проблемах, неустойчивый интерес, несформированные потребности в общении с природой.

эhello_html_m2ca0f712.gifлементарный

Сформированое мировоззрение, в основе которого лежат миропонимание и мировосприятие. Мировоззрение насыщено чувственным отношением к природе и человеку, обществу и культуре, искусству и науке. Неустойчивая потребность в экологической деятельности.

продвинутый

Вхождение личности в мир отношений с природой, человеком и обществом, ее включение в процесс освоения экологической культуры и практической деятельности.

высокий

Целостное мировоззрение в отношении природы и ее сохранение находит свое выражение в системе ценностей и иделов личности. Сформированная потребность в общественно-полезной деятельност и.

профессионально-достаточный

Сформированная убежденность необходимости экологическй воспитанности благодаря широким и глубоким знаниям, которая выражается в единстве знаний и умений и особом профессиональном отношении к ним, определяющим поведение и активность личности.

творческий

Сформированная установка на общественно значимое поведение и действия по сохранению природы, овладение творческим отношением к основам экологической культуры мира.




























Возраст детей и их психологические особенности:





Младшая возрастная группа (7-10 лет):

В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.



Вид детской группы: учебная группа носит профильный характер с постоянным составом. Основные формы работы кружка – индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.


Особенности набора детей: набор в кружок свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 10-15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки.


Количество обучающихся по годам обучения: остается неизменным, за исключением случаев, когда дети прерывают работу в кружке.


Режим занятий:


Занятия кружка проводятся согласно расписанию:

Первый год обучения:




34 часа в год (в неделю 1 час) ;


Второй год обучения:

34 часа в год (в неделю 1 час).


Прогнозируемые результаты и способы их проверки:


Обучающиеся должны знать:

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • технологию изготовления поделок из природного материала.

  • правила ТБ в кружке.


Обучающиеся должны уметь:

  • общаться с природой;

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;



  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины;

  • оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах;

  • принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (пожаре, бедствии и т.д.).


Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • любовь к людям и природе;

  • ответственное отношение к окружающей среде;

  • доброжелательность к живым существам;

  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:


Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;

  • рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;

  • итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.


Результативность:



Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы.

Учебные результаты:

Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям:

  1. Усвоение теоретической части программы;

  2. Наработка практических навыков и умений;

  3. Эколого-просветительская деятельность;

  4. Исследовательская работа.

Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;

  • активная жизненная позиция детей;

  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

  • разумное отношение к своему здоровью;

  • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

  • способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

  • направленность личности в профессиональном выборе;

  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

  • выбор личных, жизненных приоритетов.

Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.





Воспитательные результаты социальной деятельности школьников распределяются по трём уровням.


1.Результаты первого уровня ( приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.


2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, Отечеству, другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.


3.Результаты третьего уровня ( приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2012-2013 учебный год ( 2 класс)

(34 часа)


Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Дата

По плану

По факту

I.

Введение в образовательную программу

1



1.1.

Вводное занятие: Что такое экология?

1



II.

Зоомир

3



2.1.

Золотая рыбка

1



2.2.

Юный орнитолог

1



2.3

Эти забавные животные

1



III.

Цветочный калейдоскоп

2


3.1.

Комнатные цветы

1



3.2.

Цветы леса

1



IV.

«Мир леса» (работа с природным материалом)

5



4.1.

Методы сбора природного материала

1



4.2.

Лесные миниатюры

2



4.3.

Декоративные панно

2



V.

«Творческая мастерская» (работа с разными материалами)

4

1

11

5.1.

Мир из бумаги

2



5.2.

Новая жизнь упаковке

2



VI.

Полезные уроки

5




Эколикбез «Наш зеленый дом»

1




Игра «Если бы я был деревом».

1




«Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья!»

1




Растения и животные Красной книги Астраханской области.

2



VII.

Праздничные мероприятия, экскурсии, конкурсы, проекты.

13




Экскурсия «Мир в цветах радуги». Заготовка корма для птиц осенью.

1




Операция «Птичья столовая».

1




День птиц. Операция «Домик для скворца».

1




«День дерева». Посадка деревьев.

1




Конкурс листовок и плакатов ко дню Земли.

1




Проект «Животные в истории моей семьи»

3




Конкурс рисунков на снегу, скульптур из снега.

1




КВН «Лекарственные растения».

1




Проект «Жалобная книга природы».

3



VIII.

Заключительное занятие

1




Итого часов:

34















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(34 часа)


  1. Введение в образовательную программу (1 ч.)

Тема 1.1. Вводное занятие (1 ч.)

Теоретическая часть

Знакомство педагога и обучающихся.Знакомство с понятием экология, что это?. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

  1. Зоомир (3 ч.)

Тема 2.1. Золотая рыбка(1ч.)

Теоретическая часть

Знакомство с удивительными обитателями различных водоёмов.

Практическая часть

Навыки содержания декоративных рыбок в аквариуме.

Тема 2.2. Юный орнитолог (1 ч.)

Теоретическая часть

Содержание птиц в домашних условиях.

Практическая часть

Наблюдение за птицами во время экскурсий, походов, уход за попугайчиками.

Тема 2.3. Эти забавные животные (1ч.)

Теоретическая часть

Знакомство с разными декоративными животными, правилами ухода за ними в домашних условиях.

Уход и наблюдение за животными.

Практическая часть.





  1. Цветочный калейдоскоп ( 1 ч.)

Тема 3.1. Комнатные цветы

Теоретическая часть

Познакомить с названиями цветов и методами их выращивания.

Практическая часть

Посадка, уход и наблюдение за комнатными растениями.

Тема 3.2. Цветы леса(1 ч.)

Теоретическая часть

Знакомство с цветами леса. Цветоводство.

Практическая часть

Работа на участке при школе (разбивка клумб).

  1. «Мир леса». Работа с природным материалом (5 ч.)

Тема 4.1. «Методы сбора природного материал» (1ч.)

Теоретическая часть

Беседа о природе родного края. Ознакомление с природным материалом и правилами его хранения. Инструменты. Правила безопасности труда.

Практическая часть Экскурсия на пришкольный участок для сбора листьев, трав и др.


Тема 4.2. Лесные миниатюры (2 ч.)

Теоретическая часть

Технология изготовления поделок из шишек, веток, желудей. Личная гигиена при работе с природным материалом.

Практическая часть

Изготовление поделок по теме: звери, птицы; по образцу, по замыслу.

Тема 4.3. Декоративное панно (2ч.)

Теоретическая часть



Замысел. Правила подбора материала. Способы приклеивания. Технология выполнения панно

Практическая часть

Выполнение работ.

V. «Творческая мастерская». Работа с разными материалами (4ч.)

Тема 6.1. Мир из бумаги

Теоретическая часть

Общие сведения, методы обработки бумаги. Техника безопасности. Инструменты.

Практическая часть

Изготовление игрушек, оригами.

Тема 6.2.Вторая жизнь упаковке (2 ч.)

Теоретическая часть

Техника безопасности.

Практическая часть Изготовление сувениров.

VII. Полезные уроки (5 ч.)

Теоретическая часть

Эколикбез «Наш зеленый дом»

Игра «Если был бы я деревом».

Беседа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» . Устный журнал «Растения и животные Красной книги Астраханской области».

VIII. Праздничные мероприятия, экскурсии, конкурсы. Проекты. (12 ч.)

Теоретическая часть

Инструктаж.

Практическая часть )

Участие в праздниках, конкурсах, выставках, экскурсиях, выполнение проектов.

IX. Заключительное занятие (1 ч.)

Подведение итогов учебного года. Беседа «Чему мы научились».












17


Планирование кружка "Юный друг природы"
  • Начальные классы
Описание:

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность

выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

Настоящая программа является составительской, выполнена на основе программ:

1.Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Москва. Просвещение, 1988. - 203 стр.

2.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.

Автор Шудирова Лилия Тулебаевна
Дата добавления 30.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1044
Номер материала 58676
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓