Главная / Классному руководителю / План воспитательной работы классного руководителя

План воспитательной работы классного руководителя

Название документа Заповеди классного руководителя.doc

Заповеди классного руководителя



- НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ.

- Любить детей.

- Стараться как можно больше хорошего знать о детях.

- Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.

- Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям.

- В беде и в радости ваш дом их дом.

- Уметь прощать.

- Уметь смотреть, видеть и слушать и слышать.

- Уметь помочь так, чтобы твоя помощь не была рекламно-нарочитой.

- Уметь терпеть и ждать.

- Уметь вести детей по тоненькой тропиночке успеха.

- Искать и находить подход к каждому.

- Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно.

- Уметь требовать любя и любить требуя.

- Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов и пристрастий.

- Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово.

- Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку.

- Уметь делать своим ученикам замечательные подарки.

- Уметь любую работу делать вместе с учениками.

- Быть доброй и помнить, что кусочек черного хлеба порой важнее, чем шуба с барского плеча.

- Уметь быть ласковой со всеми детьми.

- Никогда не выпендриваться.

- Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно.

- Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках.

- Уметь душой почувствовать, когда нужно прийти к ученику домой.

- Никогда не жаловаться на детей.

- Придумывать все с ними, а не за них.

- Петь под их гитару.

- Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.

- Не изображать из себя безгрешную мумию.

- Никогда не забывать хвалить детей за дело.

- Придумать множество самых разнообразных форм поощрения.

- Никогда не сравнивать детей.

- У вас не должно быть любимчиков.

- Искать у каждого ребенка его главные достоинства и старайтесь развивать их.



Название документа КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.doc

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ


1. Общие положения

1.1. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.

1.2. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.

1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

1.4. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Департаментом образования Ярославской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка; знает и соблюдает педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию; школьную гигиену; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы.


2. Функции

Основными функциями классного руководителя являются: организационная, координационная, диагностическая, социально-педагогическая, консультационная, психологическая, семейного сопровождения.


1) Организационная

Классный руководитель

1.1. содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального, физического и духовного развития личности ребенка;

1.2. работает с обучающимися закрепленного за ним класса;

1.3 способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе;

1.4 развивает классное самоуправление, приучая воспитанников к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.

1.5. осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

1.6. ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;

1.7. планирует воспитательную работу в классе;

1.8. оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

1.9. проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

1.10 организует обучающим изучение правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.;

1.11. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

1.12. организует самообслуживание;

1.13. организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школе, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.


2) Координационная

2.1. содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства;

2.2. совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе;

2.3. поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

2.4.. участвует в работе Педагогического совета школы.


3) Диагностическая

3.1. изучает особенности развития каждого ребенка, его состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте;

3.2. изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка.


4) Социально-педагогическая

4.1. способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

4.2. изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка;

4.3. направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося; вносит необходимые коррективы в систему его воспитания, совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит их с правами и свободами российского гражданина;

4.4. обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества;

4.5. соблюдает права и свободы обучающихся;

4.6. обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

4.7. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;

4.8. систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

4.9. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;


5) Консультационная

Организует специально- педагогические консультации с учащимися и их родителями по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка.


6) Психологическая

6.1. создает благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся;

6.2. организует правильные взаимоотношения обучающихся со сверстниками, педагогами, разрешает конфликтные ситуации (старается избегать конфликтных ситуаций);

6.3. знает особенности сформированности психологических процессов, рекомендует формы и методы работы со своим классным коллективом.


7) Семейного сопровождения.

7.1. информировать семью о правилах внутреннего распорядка в школе;

7.2. проводить диагностику семей.


3. Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. повышать квалификацию;

4.7. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленным Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

4.8. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».

4.9. Классный руководитель не имеет права:

4.9.1. унижать этическое достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

4.9.2. использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником;

4.9.3. злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать);

4.9.4. использовать семью, родителей или родственников для наказания ребенка;

4.9.5. обсуждать за глаза своих коллег. Представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.


4. Ответственность

4.1 Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся в соответствии с законодательством РФ.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

4.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

4.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.


5. Взаимоотношения. Связи по должности

Классный руководитель:

5.2. общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде РФ, (ст.130), которые должен исполнять любой работник;

5.3. работает по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы; рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели – 6 часов (30% от ставки учителя);

5.4. час классного руководителя (классный час) – 1 раз в неделю по расписанию (о чем делается запись в классном журнале);

5.5. количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным);

5.6. количество родительских собраний – не менее одного собрания в четверть;

5.7. в каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану;

5.8. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих классных руководителей;

5.9. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

5.10. представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти;

5.11. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

5.12. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.


6. Документация и отчетность

Классный руководитель имеет и ведет (заполняет) следующую документацию:

o Классный журнал;

o План воспитательной работы с классным коллективом;

o Личные дела учащихся;

o Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся;

o Протоколы родительских собраний;

o Дневники учащихся;

o Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных, социально-психологических исследований, которые в дальнейшем могут иметь важное значение при проведении аттестации.

Примечание: настоящая документация при необходимости представляется администрации школы для контроля, график отчетности оговаривается с администрацией заранее или утверждается постоянный.

Название документа ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ.doc

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

по профилактике конфликтов

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

• ухудшают качество мышления;

• снижают объективность оценки окружающих;

• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.

10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.

12. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия. Живите не только в доме, на приусадебном участке, в школе, но и в Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо интереснее, и конфликтов будет намного меньше.

13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.

14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

15. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.

ПАМЯТКА ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ

по профилактике конфликтов

1. Помните, конфликты в учительском или ученическом коллективе — обычное явление. Относиться к ним нужно соответственно, т. е. спокойно. Однако, конфликты оказывают негативное влияние на здоровье конфликтующих, качество их работы, взаимоотношения, ухудшают социально-психологический климат в школьном коллективе. Поэтому, чем меньше в школе конфликтов, тем лучше.

2. Предупредить конфликты гораздо легче, чем завершить. Стратегия профилактики конфликтов заключается в умении разрешать естественные противоречия, постоянно возникающие в процессе взаимодействия учителей и школьников, неконфликтными способами: путем сотрудничества, компромисса, уступок.

3. Внутренне согласиться с утверждением: когда два человека конфликтуют, то неправ тот из них, кто умнее. Если человек считает себя опытным и умным, он должен уметь защитить свои интересы и интересы дела, не доводя ситуацию до конфликта, не наживая врага в лице своего оппонента. Поэтому в конфликте ученика с учителем, как правило, неправ учитель. В конфликте учитель — директор обычно неправ директор.

4. Во всех предконфликтных и конфликтных ситуациях директор должен видеть и отстаивать прежде всего интересы дела. Чем меньше в конфликте затронута личностная сфера оппонентов, тем легче его завершить. Конфликты между учителями лучше разрешать на начальной стадии их развития. Чем длительнее конфликт, тем в большей степени он носит не деловой — чаще конструктивный, — а личностный — чаще деструктивный характер.

5. Принимая решение, всегда следует помнить, чьи интересы оно затрагивает, и прогнозировать будущую реакцию. По возможности обсуждать принимаемое решение с исполнителями и теми, кого оно затронет. Если директор заблаговременно информирует учителей о задачах, которые они будут выполнять, — тем меньше у него конфликтов с ними.

6. Директору необходимо уметь минимизировать свои негативные эмоции, возникающие при взаимодействии с окружающими. Важно также максимально уменьшить влияние негативных эмоций на решения и действия конфликтующих учителей или школьников. Чем более рациональный, а не эмоциональный характер носит конфликт, тем он конструктивнее, тем легче его регулировать.

7.Учитывайте, что способности учеников и учителей к различным видам деятельности различны. Старайтесь не требовать от подчиненных отличного выполнения того, к чему они неспособны. Задача директора — сформировать каждой учительнице такой круг обязанностей, к выполнению которых она готова. При такой стратегии и школа будет работать лучше, и конфликтов станет меньше.

8. Оценивая работу и личность учителей, старайтесь замечать в первую очередь хорошее, а только затем — недостатки. Оценивайте подчиненных прежде всего по тому, что они сделали, а не только по тому, что они не сделали, а могли бы сделать.

9. Будьте терпимы к инакомыслию учителей и учеников. Помните, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди-то разные! Эти отличия естественны и нормальны. Они не должны становиться причиной конфликтов. Терпимость к инакомыслию и критике укрепит ваш авторитет и уменьшит число конфликтов.

10. При учениках никаких замечаний и выговоров учителям не делать, нотаций не читать. Учителей можно критиковать только в кабинете директора или учительской. И то лучше без свидетелей.

11. Отношения с учителем или учеником можно испортить за несколько минут. На восстановление же их могут понадобиться годы. Хороший социально-психологический климат в классах и педагогическом коллективе общеобразовательной школы представляют самостоятельную ценность. Состояние социально-психологического климата в школе, прежде всего в учительском коллективе, — важный критерий качества работы директора.

12. Помните, что сегодняшние ученики завтра станут главой сельской администрации, заведующим гаражом или главврачом больницы. Директором школы после вас станет одна из сегодняшних учительниц. Придет время, и вы будете зависеть от своих бывших учеников так же, как они сейчас зависят от вас. Во взаимоотношениях с окружающими умейте видеть не только сегодняшний день, но и дальнюю перспективу. Конфликт часто опасен именно своими «отсроченными» последствиями.

13. Конфликт — это «айсберг», у которого видимая часть обычно не является главной. Умейте определить скрытое содержание конфликта, выявить, где интересы школьников или учителей сталкиваются. Регулируя свои конфликты и конфликты у подчиненных, разрешайте основное, часто скрытое противоречие, вызвавшее борьбу, а не ограничивайтесь устранением внешних поводов конфликта.

14. После прочтения этой книги постарайтесь создать в школе систему оценки взаимоотношений и профилактики конфликтов на основе модульного социотеста. Она эффективна, проста, требует малых затрат времени. Эта система поможет не только выявить все конфликты в школьных коллективах, но и заметно повысить качество воспитательного процесса, сделает руководство школой более результативным и интересным. От внедрения системы выиграют все: ученики, учителя, но больше всех —директор.

15. В начале, середине и конце рабочего дня необходимо напоминать себе, что «начальник существует только для того, чтобы решать проблемы подчиненных» (С. Съедин).

ПАМЯТКА РАБОТНИКУ ШКОЛЫ

как избавиться от любого стресса

1. Окружающий мир это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2. Стресс — часто следствие информационной перегруженности психики. Уменьшение количества и ответственности принимаемых решений, сокращение сфер жизнедеятельности, в которых мы проявляем активность, неизбежно приводит к снижению информационного стресса.

3. На дистанции жизни основным должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими. Смысл жизни человека и человечества в альтруистическом самосовершенствовании.

4. Уменьшение уровня притязаний неизбежно снижает вероятность возникновения стресса и наоборот. Периодически вспоминать о том, что без многого из того, чего я добиваюсь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. Однако, чем ниже уровень притязаний, тем меньше у меня стимулов к саморазвитию.

5. Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.

6. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней.

7. На Земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые попав в мое нынешнее положение посчитали бы себя на вершине счастья. Надо всегда помнить об этом.

8. Чем выше степень моей ответственности за те проблемы и трудности, которые у меня возникают, тем чаше я могу попадать в стресс и наоборот. Все будет так, как надо, даже если будет по-другому.* Однако, чем ниже степень моей ответственности, тем меньше на меня могут положиться окружающие.

9. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить посовести — значит реже попадать в стресс.

10. Свою жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

11. Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие ее. Жизнь такова, какова она есть. Если хочешь быть счастливым — будь им.

12. Приятно надеяться на лучшее. Однако, всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший вариант развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

13. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.

14. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас.

15. Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живете и ощущаете себя. Живите не в квартире или на рабочем месте, а в Солнечной системе. В ее масштабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство.

16. Расширяйте временные границы своего мировосприятия. Знайте историю своего рода, России, человечества, развития жизни на Земле, Галактики. Абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит преодолеем и мы!

17. Мир вероятностен и в нем все может произойти. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Чем шире они у человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже он попадает в стресс, гак как оказывается готов к любому варианту развития событий.

18. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем глубже человек понимает, что происходит с ним, его семьей, страной, человечеством, тем реже он испытывает серьезный стресс.

19. Эволюция за 15 млрд лет «отшлифовала» Мир до зеркального блеска. Мир совершенен и поэтому прекрасен. Учитесь видеть это совершенство и красоту, а также радоваться им.

20. Главные причины моих неудач во мне. Но себе-то я могу многое простить. В целом ведь я — хороший и делал все, что мог!

21. «Есть упоение в бою...» Испытания, которые нам посылает судьба, могут вызвать стресс. Но они могут быть и мощным источником нашего саморазвития, обогащения жизненного опыта, радости трудной победы. Нужно научиться использовать конструктивное начало в любой проблеме, с которой мы сталкиваемся. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...

22. Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый стресс.

Запасная рекомендация.


Если эти 22 рекомендации не устранили мой стресс и не облегчили мне жизнь то скорее всего она действительно тяжела. Но все мои беды и печали носят временный характер. Все они пройдут.



Название документа Памятка классному руководителю.doc

Памятка классному руководителю


                     Вместо предисловия

«Памятка классному руководителю» является методическим пособием по содержанию деятельности классного руководителя в школе. Она была составлена на основе «Памятки классного воспитателя», разработанной в ходе Всероссийского эксперимента «Классный воспитатель». Она опирается на Концепцию педагогической поддержки ребенка в образовании, разработанную группой научных сотрудников Института педагогических инноваций РАО. Основанием для создания этой концепции явилась ситуация, связанная с проблемами воспитания, которая сложилась на сегодняшний день.

Что чаще всего происходит сегодня? Во многих обеспеченных семьях основное внимание уделяется материальному обеспечению своего чада, направлению его в престижное учебное заведение, обучению в сфере дополнительного образования. Но всерьез вопрос о культуре общения между родителями и детьми, духовном их развитии в значительном числе таких семей не ставится. В малообеспеченных семьях к проблемам в духовно-нравственной сфере прибавляются материальные и психологические (страх за свое будущее и своих детей, обида на жизнь и т.п.).

Кто же поможет ребенку раскрыть его индивидуальные особенности, поможет в выборе жизненного пути, создаст условия для самоопределения и самореализации, для овладения способами преодоления трудностей? Наверное, помощь сегодня может прийти только из сферы образования.

Кто в школе может заняться такой работой профессионально? Проблемы воспитания в школе традиционно решал классный руководитель, который является тем же учителем-предметником. К сожалению, ситуация сегодня такова, что большинство образовательных учреждений не в состоянии оплатить труд освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Поэтому каждому классному руководителю важно прежде всего рассматривать возникающие проблемы с позиции ребенка и оказывать ему необходимую помощь (хотя, конечно, все, что хотелось бы, классный руководитель выполнить не сможет, даже при наличии таких помощников, как школьный психолог, социальный педагог, организатор детского творчества, члены родительского актива).

Как правило, каждый педагог транслирует свое мировосприятие, пытается навязать свой образ жизни детям. Поэтому он с удовольствием работает с теми, кто соответствует его ожиданиям. В результате учитель часто не видит тех, кому действительно требуется помощь. Заявляя, что является сторонником гуманистической педагогики, на практике он исповедует совсем иные ценности, подчас забывая о главной своей функции - помощи ребенку в образовании и его защите.

От кого же защищать ребенка? От незаслуженных оскорблений учителя, сверстников, от родителей, от него самого! Ребенок, подросток не всегда понимает опасности, которые встречаются на его пути. Поэтому так важно вовремя его остановить, помочь освоить способы выхода из трудных жизненных ситуаций, способы самозащиты своей индивидуальности, достижения внутренней (психологической) устойчивости, укрепления воли. Это и есть педагогическая защита ребенка.

Если мы говорим о необходимости развития индивидуальности, способной к самоопределению, самореализации, к саморазвитию, то необходимо выделить и особый педагогический процесс, ее обеспечивающий, - педагогическую поддержку ребенка в индивидуальном развитии. «Под педагогической поддержкой понимается процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), позволяющий ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» (О.С. Газман).

Надеюсь, что представленные ниже материалы помогут классным руководителям и организаторам воспитательной работы обеспечить такую педагогическую поддержку школьников, несмотря на многочисленные сложности и перегрузки, с которыми ежедневно приходится сталкиваться учителям.

1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми. 
1.1. Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников
Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым, то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Кроме того, педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача.

Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.

Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.

Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах. 

Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).

Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.
Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.

1.2. Общение классного руководителя

Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.

Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.

Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.

Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.

Б) Работа с классным коллективом

Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:

• коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;

• практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;

• беседы и дискуссии;

• тренинги общения с привлечением школьного психолога;

В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне

Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.

1.3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения

А) Индивидуальная работа классного руководителя.

Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:

- особенности мышления, умение выделять главное;

- самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;

- интересы, склонности;

- уровень работоспособности;

- знание пройденного ранее учебного материала;

- а также особенности его учебной мотивации, в частности:

- осознание необходимости учебной деятельности;

- мотивы улучшения качества обучения.

Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых могут быть:

- состояние здоровья;

- отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;

- пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных навыков;

- недостатки преподавания;

- отсутствие интереса к предмету;

- проблемы, связанные с волевой сферой;

- невнимательность.

Некоторые из перечисленных причин классному руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания и воли.

Беседы с родителями также способствуют объяснению некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов, наблюдения за природой.

Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам способен оказать помощь в учебе другим.

В результате сбора информации классный руководитель имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация необходима и для организации совместной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят.

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель организует с учащимися класса познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии - в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.

В) Участие в общешкольных делах

Классный руководитель оказывает помощь в проведении общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам

1.4. Организация досуга 

Досуг - это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

- формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;

- досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;

- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в кругу).

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:

• изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);

• выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.

Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:

- расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);

- участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);

- организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);

- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);

- изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);

- участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;

- организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);

- организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.

Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.

В) Участие в общешкольных и городских делах

Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:

- в общешкольных праздниках, трудовых акциях, городских мероприятиях;
- в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.
Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.

2. Документация классного руководителя

2.1. Рабочий дневник

Форму рабочего дневника Вы можете выбрать произвольно. Имеет смысл разделить его на три части (раздела).

В первый раздел рекомендуется включить понедельные планы работы с классом и корректировать их в течение недели, кратко излагая выполнение запланированных дел или причин их невыполнения с указанием выявленных проблем.
Во втором разделе - выписать в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц: на первом листе дать характеристику ученика и его анкетные данные, сведения о родителях. На втором листе можно записывать все, что касается здоровья ребенка; на третьем - сделать заметки об особенностях его учебной деятельности (достижениях, проблемах, необходимых рекомендациях для педагогов, родителей и самого ученика), на четвертом - разместить информацию о проведении им досуга, на пятом - описать круг и особенности общения школьника, на последнем, шестом - дать характеристику участия семьи в воспитании ребенка.

На каждом из этих листов следует записать:

- каким образом изучался ребенок;

- какие проблемы наиболее актуальны для него;

- способы решения выявленных проблем и эффективность их применения.

В третьем разделе сделайте записи о работе с классом:

1. Способы изучения коллектива класса.

2. Вскрытые проблемы развития классного коллектива.

3. Планы разрешения этих проблем.

2.2. Материалы исследования

Исследовательские материалы (тесты, опросники, анкеты) обрабатываются классным руководителем и представляются в виде схем, таблиц, графиков. Они хранятся в картотеке в разделе «Класс». В картотеку для учащихся (на каждого ребенка) вносятся материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником и прочие материалы).

3. Советы вразброс

3.1. Рекомендации данной памятки не охватывают всего объема деятельности классного руководителя. Надеемся, что вы не забудете:

- проводить педагогические консилиумы, индивидуальные беседы с учителями и родителями по проблемам воспитания и развития личности школьника;

- проводить классные родительские собрания с целью пропаганды педагогических знаний среди родительской общественности;

- взаимодействовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы (организатором детского творчества).

3.2. Напоминаем, что взаимоотношения с коллегами прямо сказываются на результатах вашей работы с детьми.

Эти отношения следует строить таким образом, чтобы товарищи по работе увидели в вас союзника, человека, способного разобраться в сложных психологических и педагогических ситуациях на уроке и вне его, лучше понять личность ребенка. Чтобы избежать неконструктивных конфликтов с коллегами, нужно не жалеть времени на общение с учителями, совместно выработать принципы отношений с детьми, обсуждать методы работы с каждым учеником. Это позволяет учителям, работающим с классом, сформировать адекватное представление о личности каждого ученика, построить взаимоотношения с детьми на основе справедливости.

3.3. Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.
3.4. Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге - сотрудничестве с учениками». Поэтому необходимо учитывать следующие условия успешного воспитания:

- включать ребенка в значимую для него деятельность;

- демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) для ученика товарищеской группы;

- предоставить возможность ребенку сменить роль своей личности в группе;

- учитывать мотивы активности личности (чего добивается школьник, так или иначе проявляя себя).

Учет этих условий особенно поможет вам в работе с «трудными» учащимися, детьми-«карьеристами», инфантильными учащимися.

Вот, что советует в связи со сказанным выше Януш Корчак в книге «Как любить ребенка»:

«Детские годы - долгие важные годы жизни ребенка… Уважайте труд познания… Уважайте собственность ребенка и его бюджет… Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста в подростковом периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?»

«Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда.

Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей.
Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом (за ним может стоять целая проблема), не пренебрегает ничем.

Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, … под диктатом существующих условий. И он знает, что диктат имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам.

Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.

Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было б желание научиться!»

«Ты вспыльчив, - говорю я мальчику. - Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день». Если хотите, в этой фразе я изложил весь педагогический метод, которым я пользуюсь».

4. Памятка родителям

С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях - любви к людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости рекомендуем:

1. Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа - совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом - не менее одного часа.

2. Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.

3. Не злоупотреблять алкоголем, курением, не приносить домой чужое. Помнить, что дети копируют вас, они - отражение вашей семьи.

4. Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.

5. Помнить, что воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.

6. Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.

Источник:

http://troitzkoe-tsch.ucoz.ru/index/klassnomu_rukovoditelju/0-162


Название документа План воспитательной работы.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4


Согласованно:

Заместитель директора по ВР


от «___»_______________2014 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №4


от «___»_______________2014 г.









ПЛАН

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ


5 «г» и 5 «е» классы









Классный руководитель:

Рябцун Л.П.






2014 – 2015 учебный год


Цель воспитательной работы:


Основная цель: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.


Задачи:

- развитие познавательного интереса, поддержание интереса к учебе;

- создание благоприятного микроклимата в классе, дружелюбной атмосферы, обеспечение максимально благоприятных условий обучения;

-воспитание трудолюбия, милосердия, чувство долга и ответственности перед окружающими и Отечеством;

- формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.

- изучение личных качеств учащихся, интересов, способностей, потребностей и т.д.

- совершенствование условий для развития потребностей в самопознании и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;

- воспитание социально-адаптированного человека, т.е. приспособленного к требованиям современного общества;

- развитие тесной связи родителей и школы;

- формировать навыки здорового образа жизни.




Приоритетные направления воспитательной работы

в 2014-2015 учебном году.


Направление 1. «Здоровье».

Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи работы: 1.Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;

2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.


Направление 2. «Интеллект».

Цель работы: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи работы: 1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.

2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.


Направление 3. «Общение».

Цель работы: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи работы: 1.Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок».

2. Знакомить учащихся с традициями общения различных поколений.

Направление 4. «Нравственность».

Цель работы: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

Задачи работы: 1.Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.


Направление 5. «Досуг».

Цель работы: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи работы: 1. Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.

2. Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.

3. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.

4. Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.


Направление 6. «Гражданин».

Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельно осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи работы: 1.Формирование у учащихся правовой культуры, гуманистического мировоззрения.

2. Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.


Направление 7. «Семья».

Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи работы: 1.Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

2.Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.








Правила работы классного руководителя с дневниками обучающихся.

1. Дневник должен проверяться классным руководителем 1 раз в неделю

2. Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет руководитель к ведению дневника

3. Дневник ученика должен отражать результаты его учебных достижений без акцента на личные качества ученика.

4. Дневник ученика должен отражать активность участия ученика в жизни класса и результативность его участия в школьной жизни.

5. В конце недели учащиеся могут подсчитывать и фиксировать количество положительных отметок за прошедшую неделю, это приятно и самим учащимся и не менее приятно родителям заглянуть в дневник ученика и увидеть достижения своего ребенка за неделю.

6. Дневники можно и нужно использовать для того, чтобы поддержать ученика в трудную для нег минуту жизни, чтобы своей записью искренне отметить те успехи и достижения, которые им достигнуты.



Традиции класса.


1.Еженедельная работа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.

2.Поздравление от класса каждому ученику в день рождения.

3.Совместные праздничные чаепития с играми, конкурсами, загадками.



Законы жизни в коллективе.


1.Учись честно говорить о своих ошибках.

2.Будь объективным к себе и другим.

3.Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. Понимать и делать выводы.

4.Умей сопереживать.

5.Проявляй терпение и терпимость.



Правила успешного взаимодействия педагога и ученика.


1. Неформальное взаимодействие.

2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребенку.

3. Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.

4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.





Изучение личности обучающегося (диагностика и мониторинг).


  1. Изучение условий проживания школьников.

  2. Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на уроках за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров.

  3. Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся (по итогам четвертей и учебного года).

  4. Оценка удовлетворенности обучением в школе.

  5. Оценка профессиональной готовности (оценка памяти, внимания, характера, темперамента, способностей).

  6. Профориентационные тесты.



Профилактическая и коррекционная работа.


  1. Рассаживание и пересадка обучающихся с учетом медицинских рекомендаций.

  2. Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению (утепление кабинета, оклейка окон, проветривание кабинета).

  3. Организация дежурства по классу.

  4. Организация генеральных уборок класса и территории школы.

  5. Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся.

  6. Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний.




Цели и задачи работы с родителями обучающихся.


1.Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

2.Изучение воспитательных возможностей семей.

3.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

4.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

5.Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.

6.Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.













КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



  1. Организационная работа, работа органов самоуправления

Цель:

Развитие личностных качеств учащихся, повышение уровня общительности каждого, формирование чувства коллективизма и гуманизма у школьников;

создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей


Время проведения

Темы мероприятий

1 четверть

Сентябрь

1. Составление плана работы

2. Выбор актива класса

3. Организация дежурства по классу

4. Оформление уголка класса

5. Повторение устава школы

6. Организация кружковой работы

7. Составление социального паспорта класса

Октябрь

1. Организация дежурства

2. Рейд по проверке состояния учебных принадлежностей

3. Знакомство с техникой безопасности

2 четверть

Ноябрь

1. Организационный час ”Итоги. Планы”

2. Организация дежурства

3. Рейд по проверке состояния учебных принадлежностей

Декабрь

1. Заседание актива класса

2. Самоконтроль успеваемости в классе, выполнение домашних заданий учащимися

3. Рейд по проверке учебных принадлежностей

4. Помощь в устранении неудовлетворительных отметок.

5. Оформление уголка класса

3 четверть

Январь

1. Рейд по проверке учебных принадлежностей.

2. Организация дежурства по классу

3. Самоконтроль успеваемости в классе, выполнение домашних заданий учащимися.

4. Кл. час «Откровенный разговор о нас самих. Успехи и промахи»

Февраль

1. Заседание актива класса

2. Обновление уголка школьника

Март

1. Рейд по проверке учебников

2. Организация дежурства по классу

4 четверть

Апрель

1.Рейд по проверке учебных принадлежностей (дневники, тетради)

2. Организация дежурства по классу

Май

1. Организационный час ”Итоги. Планы”

2. Помощь в устранении неудовлетворительных отметок.

3. Подготовка учебников к сдаче в школьную библиотеку

  1. Ценностно-ориентационная деятельность, свободное общение


Цель:


Обогащение представления об окружающем мире, развитие потребности в расширении кругозора; воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств; организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей



Время проведения

Темы мероприятий

1 четверть

Сентябрь

1. «День знаний»

2. «Моя семья – мое богатство» (к/ч)

3. «Давайте познакомимся. Первый раз в пятый класс.» (к/ч)

4. «Всегда ли дружба важнее всего?» (к/ч)

5. «Урок мира» Борьба с терроризмом.

6. Мы определяем свою жизнь.

Октябрь

1. «День учителя»

2. «День пожилого человека»

3. Участие в игре «Счастливый случай»

4. «Мой сосед по парте»(к/ч)

5. Кл. час «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»

2 четверть

Ноябрь

1. «День народного единства»

2. «День проведения военного парада на Красной площади в 1941г.»

3. Всемирный день музыки

4. «День матери»

5. «Всемирный день молодежи»

6. «День милиции».

6. Праздник славянской письменности.

Декабрь

1. Подготовка к празднику «Здравствуй новый Новый год»

2. "День Конституции”.

3. Подготовка праздничной стенгазеты «Весело встретим Новый год!»

4. Подготовка поздравительных открыток

5. Семейный вечер «Новогодний сувенир»

6. «День Героев Отечества»

7. «День прав человека»

3 четверть

Январь

1. «Рождественские встречи»

2. «День именинника»

3. "Права и обязанности"(к/ч)

4. Классный вечер «Преданья старины глубокой…»

5. Игра «Звездное лото дружбы»(к/ч)

Февраль

1. Поздравления «С днем Святого Валентина»

2. День российской науки

3. «День Защитника Отечества»

4. «Поздравить спешим всех мужчин!» Поздравление пап и мальчиков класса.

5. «Я гражданин своей страны»

Март

1. 8 Марта. Весенние поздравления

2. Конкурс «Оранжевая лихорадка»

3. Игра-викторина "Имя девочки"(К/ч)

4. «Разгуляйся, Масленица!»

5. "Сохранить природу - сохранить жизнь" (беседа)

6. День Земли

7. Международный день театра

8. Интеллектуальная игра "Культурное наследие России”.

4 четверь

Апрель

1.Юморина «По морю смеха»

2. Международный день детской книги. Литературная викторина "По страницам любимых книг"(К/ч)

3. День единения народов

4. День Космонавтики

5. КВН ко дню птиц

6. Международный день охраны памятников. Акция «Край родной навек любимый»

7. День пожарной охраны

Май

  1. Праздник Весны и Труда

  2. «Мы и наш класс» (К/ч)

  3. "Города - герои” к/ч

3. «День Победы»

4. Акция «Мы с Вами, Ветераны!»

5. Международный день семьи

6. Международный день музеев

7. День славянской письменности и культуры

8. "Наши достижения за год” к/ч

  1. Интеллектуальная игра "Вперёд, знаток"(К/ч)

  2. «День защиты детей»

















  1. Трудовые дела, трудовое воспитание


Цель:

Формирование уважения к труду и создаваемым материальным ценностям;

организаци трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда


Время проведения

Темы мероприятий

1 четверть

Сентябрь

1. Озеленение класса

2. Дежурство по классу

3. Подготовка класса к отопительному сезону.

4. Знакомство с техникой безопасности

Октябрь

1. Генеральная уборка класса

2. Рейды милосердия

3. Знакомство с техникой безопасности

2 четверть

Ноябрь

1. Дежурство по классу

2. Частичная пересадка цветов

3. «Твори добро!» Неделя доброты

4. КВН «Все профессии важны»

Декабрь

1. Генеральная уборка класса

2. Дежурство по классу

3. Подготовка классного кабинета к новому году

4. Знакомство с техникой безопасности

3 четверть

Январь

1. «Ремонт» учебников

2. Дежурство по классу

3. Рейды милосердия

4. Благоустройство класса

Февраль

1. Генеральная уборка класса

2. Дежурство по классу

3. Знакомство с техникой безопасности

4. «Веселое путешествие по Городу Мастеров в стране профессий» к/ч

Март

1. Дежурство по классу

2. Генеральная уборка класса

3. Участие в операции бережливости «Живи, книга!»

4 четверь

Апрель

1. Дежурство по классу

2. Озеленение кабинета (пересадка цветов)

3. «Твори добро!» Неделя доброты

Май

1. Дежурство по классу

2. Субботники по благоустройству пришкольной территории

3. Генеральная уборка класса

4. Знакомство с техникой безопасности

5. Рейды милосердия




  1. Работа с семьей, родителями


Цель:

Равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, вовлечение родителей в образовательный процесс; воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям

Время проведения

Темы мероприятий

1 четверть

Сентябрь

1. Посещение семей учащихся

2. Индивидуальные беседы с родителями.

3. Родительское собрание «Будем знакомы. Знакомство с классным руководителем, учителями предметниками»

4.Участие в работе общешкольного родительского комитета

5. Работа классного родительского комитета

Октябрь

1. Посещение семей учащихся.

2. Индивидуальные беседы с родителями.

3. Возрастные особенности младшего школьного возраста. Основные задачи развития.

2 четверть

Ноябрь

1. Посещение семей группы риска

2. Индивидуальная работа с родителями

3. Акция «Поздравим маму» («Международный День матери»)

3. Общешкольное родительское собрание

4. Подросток в мире вредных привычек.

Декабрь

1. Посещение семей учащихся

2. Родительское собрание «Почему наши дети обманывают?»

3. Успеваемость учащихся.

3 четверть

Январь

1. Посещение семей учащихся

2. Индивидуальная работа с родителями

3. Индивидуальные консультации родителей детей девиантного поведения

4. Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания.

Февраль

  1. Посещение семей учащихся

  2. Семейные проблемы. Как их решать? О поощрении и наказании

  3. Участие родителей в воспитании у подростков положительного отношения к труду.

Март

1. Посещение семей группы риска

2. Индивидуальная работа с родителями

3. Праздничный концерт – родительское собрание в классах для мам «Обнимаю мамочку свою»

4 четверь

Апрель

  1. Посещение семей учащихся.

  2. Правовое воспитание подростков в школе и дома

Май

1. Индивидуальные беседы с родителями

2. Посещение семей учащихся

3. Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей»

4. Консультации для родителей об организации летнего отдыха детей


  1. Здоровый образ жизни


Цель:

Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни


Время проведения

Темы мероприятий

1 четверть

Сентябрь

1. День здоровья

2.« Твое здоровье. Личная гигиена» (К/ч)

3. Кросс «Золотая осень»

4. Тематические инструктажи

Октябрь

1. «Безвредных сигарет не бывает?» (к/ч)

2. Инструктаж с учащимися школы на осенние каникулы

3. «Компьютер: друг или враг?» (к/ч)

4.Психологопедагогическая

диагностика "Тревожность”.

2 четверть

Ноябрь

  1. «"Газ опасным может стать, если правила не знать"» (к/ч)

  2. «Правила здорового образа жизни» (к/ч)

  3. Беседа о важности закаливания

  4. Беседа «Мои спортивные предпочтения»

Декабрь

1. "Мы за здоровый образ жизни"(к/ч)

2. «За шаг до наркотиков» Всемирный день борьбы со СПИДом

3.Акции «Чистый двор» «Зеленый дом»

4. Инструктаж на время зимних каникул

3 четверть

Январь

  1. Игра "Спичечный турнир" (К/ч)

  2. Викторина ”Здоровье и спорт- главный рекорд”

  3. «Лучший плакат по борьбе с вредными привычками»

  4. Поход на каток

Февраль

1. «Правила здорового питания» (к/ч)

2. Поход в зимний лес на горку

2. "Режим дня и здоровья"(к/ч)

3. Конкурс "Если хочешь быть здоров”.

4. День здоровья

Март

1. «Мама, папа, я – спортивная семья”.

2. Инструктаж на весенние каникулы

4 четверь

Апрель

  1. «Осанка. Профилактика сколиоза» (К/ч)

  2. .”Здоровье и спорт- главный рекорд”

  3. Всемирный День здоровья

Май

  1. Беседа о вреде курения и алкоголизма

  2. Беседа «Береги глаз как алмаз»





  1. Этическое направление


Цель:


Передача учащимся опыта социального общения людей для эффективного стиля общения со сверстниками и взрослыми; создание среды общения в микросоциуме; обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности



Время проведения

Темы мероприятий

1 четверть

Сентябрь

1. Мир претензий к окружающим.

2. Классный час о чистоте речи «Доброе слово железные ворота отворяет»

Октябрь

1. Беседа «Этикет»

2. Нравственные ценности.

3. Как сохранить достоинство.

2 четверть

Ноябрь

  1. Умение слышать и слушать другого.

2. Кл. час «Мы составляем наш автопортрет»

Декабрь

1. Человеческие ценности:

- совесть

- честь

- благодарность

2. Беседа «Как мы относимся друг к другу».

3 четверть

Январь

  1. Речевой этикет.

  2. Беседа «О дружбе, культура общения»

  3. Конкурсно-игровая программа «Пойми меня»

Февраль

  1. Характер личности.

  2. Занятие «Общительность, мышление»

  3. Классный час «Кто я? Знаю ли я себя?»

Март

1. Виды общения.

2. «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души!» (беседа)

2. Секреты обаяния.

4 четверь

Апрель

  1. На чем основано взаимопонимание.

  2. Беседа – диалог с игровыми ситуациями «Жизнь дана на добрые дела».

Май

1. Беседа «Учимся разрешать конфликты»

2. Подросток и законы.







  1. Профилактика правонарушений ПДД


Цель:


Формирование у учащихся культуры поведения на дороге, профилактика правонарушений ПДД



Время проведения

Темы мероприятий

1 четверть

Сентябрь

1. «КВН по правилам дорожного движения»

Октябрь

1. Телечехарда «Безопасность дорожного движения».

2. Классный час «Улица полна неожиданностей»

2 четверть

Ноябрь

1. Познавательная игра «Дорожная грамота».

Декабрь

1. «Знатоки дорожных знаков» (к/ч)

3 четверть

Январь

1. «Мечтают взрослые и дети о безопасности движенья на планете»(к/ч)

Февраль

  1. «Понятие об организованной пешей колонне. Порядок движения групп детей.»

  2. «День зеленого огонька»

Март

1. "На дороге: люди, машины, правила"

4 четверь

Апрель

1. «Современный транспорт – зона повышенной опасности»

Май

  1. «Дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков для регулирования движения»

  2. Правила поведения на улице и в походе














План работы с семьями обучающихся

ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.

Задачи:

  • Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним

  • Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями - предметниками


п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Участие родителей в управлении

  1. Участие в работе общешкольного родительского комитета

  2. Работа классного родительского комитета

В течение года


Классный руководитель, председатель РК




2.

Родительский лекторий

1.Родительские собрания:

«Будем знакомы. Знакомство с классным руководителем, учителями предметниками» Организация начала учебного года. Планирование работы класса и родительского комитета на 2012-2013 учебный год.

- «Почему наши дети обманывают?»

- «Семейные проблемы. Как их решать? О поощрении и наказании»


- «Как помогать детям в учебе»

-«Вот и стали мы на год взрослей»


2. Консультации для родителей по вопросам воспитания детей

3. Контроль за дисциплиной. Информирование родителей об успеваемости и дисциплине учеников

4.День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс: на урок, классный час, мероприятие!»



10.09.2014





15.10.2014


10.12.2014


15.02.2015



16.05.2015


Еженедельно


В течение учебного года


В течение учебного года



Классный руководитель


Классный руководитель, педагог - психолог


Классный руководитель, учителя – предметники





Классный руководитель, ученический актив класса

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог


Классный руководитель, ученический актив класса



3.

Участие родителей во внеклассной работе

  1. Турпоходы (выезды на природу)

  2. Спортивные игры, соревнования, праздники:

- Игра «Веселые старты»

- День здоровья

  1. Внеклассные мероприятия с участием родителей:

- День знаний

- Моя семья – мое богатство

- Конкурсная программа ко Дню матери

- Новогодний праздник

- Праздничный концерт для мам

- День школьника



В течение года



В течение года


В течение года



родительский комитет класса

Классный руководитель


классный руководитель, спортивный сектор, родительский комитет класса

классный руководитель, спортивный сектор, родительский комитет класса






Классный руководитель, ученический актив класса, родительский комитет


Название документа Принципы.doc


Принципы, определяющие цель, содержание, пути и способы воспитания



1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.


2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.


3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.


4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.


5. Принцип диалогичности ( сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.


6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.


7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.


8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.


План воспитательной работы классного руководителя
  • Классному руководителю
Описание:

Плана воспитательной работы включает: цели и задачи воспитательной работы, приорететные направления, правила работы с дневниками, традиции и законы жизни класса, правила успешного взаимодействия педагога и ученика, диагностика и мониторинг, профилактическая и коррекционная работа, цели и задачи работы с родителями обучающихся, календарный план воспитательной работы по основным направлениям и по месяцам, план работы с родителями. Данная работа содержит также должносные обязанности классного руководитя, памятки учителю, заповеди классного руководителя, а также главные принципы воспитания.

Автор Рябцун Лариса Петровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 439
Номер материала 37452
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓