Главная / Начальные классы / План внеурочной деятельности "Правил круг".(1-4 класс)

План внеурочной деятельности "Правил круг".(1-4 класс)

План внеурочной деятельности

МБОУСОШ имени А.Д. Знаменского г Хадыженска

_ х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2012-2016 учебном году









Рабочая программа по внеурочной деятельности


«Правил круг»

для 1 – 4х классов


Духовно-нравственное направление



Срок реализации ‒ 4 года

Направленность – духовно-нравственная работа

Учитель нач. классов _____________________________________










Пояснительная записка

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его ду хо вно-нравственном развитии и воспитании.

Общая характеристика факультатива. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.Программа «Правил круг» предназначена как для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества.

Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учёными-этнографами Краснодарского края.

Настоящая программа призвана обеспечить преподавание курса Истории и культуры кубанского казачества в 1-4 классах учреждений дополнительного образования или классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края. Допущена департаментом образования и науки Краснодарского края.



Цель данной программы – формирования начального представления о кубанском казачестве, ориентация и многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.


Место факультатива в учебном плане

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 34 учебных часов. На каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа. Всего 8 блоков. Остальные часы: Вводное занятие, занятие обобщающего типа. Занятия проводятся в течении 1 часа 1 раз в неделю.

Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

задачи:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;

  • ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;

  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

  • развитие творческих способностей детей;

  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет обучения авторами выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно- прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот».

Данные учебные блоки повторяются в каждом году, однако содержание, основные формы усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Формы занятий.

  • Занятие – встреча;

  • Занятие – заочная экскурсия;

  • Занятие – гостиная;

  • Занятие – экспедиция;

  • Занятие – творческий портрет;

  • Занятие – праздник;

  • Выездные занятия в музей, на концерт, и т.д.

Структура занятий:

1-2 года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказы, демонстрация, сообщение сведений).

3-4 года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.)



Планируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • различные фольклорные формы кубанского казачества;

  • особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;

  • историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;

  • уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

  • основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества,

  • основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;

  • основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;

  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;

  • основы духовной жизни кубанских казаков;

  • структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Уметь/применять в практической деятельности:

  • исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

  • реконструировать основные праздничные обряды;

  • рассказать о своём казачьем роде;

  • выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

  • выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

  • выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».




Учебно – тематический план

1 года обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

теоретические

практические

выездные

1

Вводное занятие

1


1


2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3


3

История моей казачьей семьи

4

1

3


4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3


5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

3


6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

3


8

Православие и казачество

3

1

2


9

Казак – патриот

4

1

3


10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

2


2


11

Итого часов

34

8

25

1



Учебно – тематический план

2 года обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

теоретические

практические

выездные

1

Вводное занятие

1


1


2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3


3

История моей казачьей семьи

4

1

3


4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3


5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

3


6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

3


8

Православие и казачество

4

1

3


9

Казак – патриот

4

1

3


10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

1


1


11

Итого часов

34

8

25

1





Учебно – тематический план

3 года обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

теоретические

практические

выездные

1

Вводное занятие

1

1



2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3


3

История моей казачьей семьи

4

1

3


4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3


5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

2

1

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1

8

Православие и казачество

4

1

2

1

9

Казак – патриот

3

1

2


10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

2


2


11

Итого часов

34

9

21

4



Учебно – тематический план

4 года обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

теоретические

практические

выездные

1

Вводное занятие

1

1



2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

2

1

3

История моей казачьей семьи

4

1

3


4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3


5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

2

1

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1

8

Православие и казачество

4

1

2

1

9

Казак – патриот

3

1

2


10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

2


2


11

Итого часов

34

9

20

5





II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие.

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества»


Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков.

Потешки.

Считалки.

Заклички.


Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Понятие «казачья семья».

Члены моей семьи.

Обязанности и увлечения членов семьи.

Предки-казаки.

Семейный фотоальбом.


Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Понятие «Семейный быт.

Быт моей казачьей семьи.

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.


Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.).

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.


Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта.


Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества.

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).


Раздел 7. Православие и казачество.

Православная вера – основа казачьей семьи.

Почитание родителей и стариков.

Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.


Раздел 8. Казак – патриот.

Казак.

Кубанское казачье войско.

Атаман.

Казачья честь.

Регалии.




Календарно-тематическое планирование 1 класс.

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

Дата проведения

теоретические

практические

выездные



Вводное занятие 1 час

1

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами

1


1




Традиционная культура кубанских казаков 4 часа

2

Пословицы и поговорки, кубанских казаков.


1




3

колыбельные песни кубанских казаков.



1



4

Потешки. Считалки.



1



5

Заклички.



1




История моей казачьей семьи 4 часа

6

Понятие «казачья семья».


1




7

Члены моей семьи.

Обязанности и увлечения членов семьи.



1



8

Предки-казаки.



1



9

Семейный фотоальбом.



1



Труд и быт казаков на Кубани 4 часа

10

Понятие «Семейный быт».


1




11

Быт моей казачьей семьи.



1



12

Быт моей казачьей семьи.



1



13

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.



1




Декоративно-прикладное искусство 4 часа

14

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.).


1




15

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных из дерева.



1



16

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных из глины.



1



17

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных из лозы, листьев кукурузы.



1




Памятники истории кубанского казачества 4 часа

18

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта


1




19

казачья история и культура школы.



1



20

Основные достопримечательности Хадыженска.




1



21

памятники казачьей истории и культуры в Апшеронске




1


Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества 4 часа

22

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.


1




23

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.



1



24

Значение данного события для современного кубанского казачества.



1



25

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).



1



Православие и казачество 3 часа

26

Православная вера – основа казачьей семьи.


1




27

Почитание родителей и стариков.



1



28

Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.



1



Казак – патриот 4 часа

29

Казак. Казачья честь.


1




30

Кубанское казачье войско.



1



31

Атаман.



1



32

Регалии.



1



Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа

33

проведение итогового мероприятий



1



34

Подведение итогов.



1




Итого часов

34

8

25

1





2-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.


Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Детские игры.

Игровые припевки.

Казачьи сказки, легенды, былички.

Кубанский говор.


Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Численность и состав традиционной казачьей семьи.

Нравственные ценности семьи.

Семейные традиции.

Распределение обязанностей в семье.


Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционный и современный быт казачьей семьи.

Обустройство жилища, домашняя утварь.

Кубанская кухня.

Конь - верный друг казака.


Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:

  • сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

  • основные техники работы с материалом;

  • последовательность этапов изготовления изделия;

  • презентация творческих работ.


Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Памятники казакам - защитникам Родины.


Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества.

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).


Раздел 7. Православие и казачество.

Святой покровитель Кубанского казачьего войска -благоверный князь Александр Невский.

Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Икона в храмах и жилищах.

Красный угол в казачьей хате.


Раздел 8. Казак – патриот.

Нравственные качества — основа патриотизма кубанского казака.

Юные казаки - будущие защитники родной земли.

Казачья честь.






Календарно-тематическое планирование 2 класс.

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

Дата проведения

теоретические

практические

выездные


Вводное занятие 1 час

1

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1


1




Традиционная культура кубанских казаков 4 часа

2

Казачьи сказки, легенды, былички.


1




3

Детские игры.



1



4

Игровые припевки.



1



5

Кубанский говор.



1




История моей казачьей семьи 4 часа

6

Численность и состав традиционной казачьей семьи.


1




7

Нравственные ценности семьи.



1



8

Семейные традиции.



1



9

Распределение обязанностей в семье.



1



Труд и быт казаков на Кубани 4 часа

10

Традиционный и современный быт казачьей семьи.


1




11

Обустройство жилища, домашняя утварь.



1



12

Кубанская кухня.



1



13

Конь - верный друг казака.



1




Декоративно-прикладное искусство 4 часа

14

сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;


1




15

основные техники работы с материалом;



1



16

последовательность этапов изготовления изделия;



1



17

презентация творческих работ.



1




Памятники истории кубанского казачества 4 часа

18

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта


1




19

Памятники казакам - защитникам Родины.



1



20

Основные достопримечательности Хадыженска.



1



21

памятники казачьей истории и культуры в Краснодаре




1


Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества 4 часа

22

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.


1




23

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.



1



24

Значение данного события для современного кубанского казачества.



1



25

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).



1



Православие и казачество 3 часа

26

Православная вера – основа казачьей семьи.


1




27

Почитание родителей и стариков.



1



28

Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.



1



Казак – патриот 4 часа

29

Нравственные качества — основа патриотизма кубанского казака.


1




30

Юные казаки - будущие защитники родной земли.



1



31

Юные казаки - будущие защитники родной земли.



1



32

Казачья честь.



1



Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа

33

проведение итогового мероприятий



1



34

Подведение итогов.



1




Итого часов

34

8

25

1







3-й год обучения (34часа)

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.


Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Фольклор жителей моего города.

Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.


Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Родословная семьи.

Генеалогическое древо.

История семьи в истории родной Кубани.


Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Казак – труженик.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

Орудие труда кубанских казаков.

Ремесла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.


Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:

  • сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

  • основные техники работы с материалом;

  • последовательность этапов изготовления изделия;

  • презентация творческих работ.

  • С учетом усложнения задания по сравнению со 2 –м классом.


Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края.

Памятник Екатерине 1 в Екатеринодаре-Краснодаре.

Личный вклад в охрану и защиту памятников.


Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

Значение данного события для современного кубанского казачества.

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).


Раздел 7. Православие и казачество.

Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре.

Дом Божий – православная церковь в родном городе.

Казак в храме.

Молитва.


Раздел 8. Казак – патриот.

Переселение казаков-черноморцев на Кубань.

Основание первых станиц.

Екатеринодар – казачья станица.












Календарно-тематическое планирование 3 класс.

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

Дата проведения

теоретические

практические

выездные


Вводное занятие 1 час

1

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1


1




Традиционная культура кубанских казаков 4 часа

2

Фольклор жителей моего города.


1




3

Песни в моей семье.



1



4

Сказки в моей семье.



1



5

Поговорки и предания в моей семье.



1




История моей казачьей семьи 4 часа

6

Родословная семьи.


1




7

Генеалогическое древо.



1



8

История семьи в истории родной Кубани.



1



9

История семьи в истории родной Кубани.



1



Труд и быт казаков на Кубани 4 часа

10

Казак – труженик.


1




11

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.



1



12

Орудие труда кубанских казаков.



1



13

Ремесла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.



1




Декоративно-прикладное искусство 4 часа

14

сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;


1




15

основные техники работы с материалом;



1



16

последовательность этапов изготовления изделия;



1



17

презентация творческих работ.



1




Памятники истории кубанского казачества 4 часа

18

Основные достопримечательности, Краснодарского края.


1




19

Памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края.



1



20

Памятник Екатерине 1 в Екатеринодаре-Краснодаре.



1



21

Личный вклад в охрану и защиту памятников.




1


Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества 4 часа

22

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.


1




23

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.



1



24

Значение данного события для современного кубанского казачества.



1



25

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).



1



Православие и казачество 3 часа

26

Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре.


1




27

Дом Божий – православная церковь в родном городе.



1



28

Казак в храме.

Молитва.



1



Казак – патриот 4 часа

29

Переселение казаков-черноморцев на Кубань.


1




30

Основание первых станиц.



1



31

Основание первых станиц.



1



32

Екатеринодар – казачья станица.



1



Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа

33

проведение итогового мероприятий



1



34

Подведение итогов.



1




Итого часов

34

8

25

1











4-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.


Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.

Зимние святки, калядки, щедровки.

Масленица.

Пасха.

Весенние хороводы.

Иван Купала.


Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Казачья семья в современном мире.

Отношение к семье на Кубани.

Ребенок в казачьей семье.

Воспитание мальчиков и девочек.

Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.


Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков.

Традиционная одежда.

Казачья станица, двор, дом.

Уклад жизни казачьей семьи.


Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:

  • сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

  • основные техники работы с материалом;

  • последовательность этапов изготовления изделия;

  • презентация творческих работ.

  • С учетом усложнения задания по сравнению с 3 –м классом.


Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Увековечивание памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества.

Памятники и музеи.


Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества.

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).


Раздел 7. Православие и казачество.

Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе.

Православные праздники.


Раздел 8. Казак – патриот.

Доблесть казаков.

Кубанские казачьи регалии.

Казаки на страже рубежей отечества.

Казачий военный костюм.

Оружие, награды.







Календарно-тематическое планирование 4 класс.

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

Дата проведения

теоретические

практические

выездные


Вводное занятие 1 час

1

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1


1




Традиционная культура кубанских казаков 4 часа

2

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.


1




3

Зимние святки, калядки, щедровки. Масленица.



1



4

Пасха.



1



5

Весенние хороводы.

Иван Купала.



1




История моей казачьей семьи 4 часа

6

Казачья семья в современном мире.


1




7

Отношение к семье на Кубани.



1



8

Ребенок в казачьей семье.

Воспитание мальчиков и девочек.



1



9

Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.



1



Труд и быт казаков на Кубани 4 часа

10

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков.


1




11

Традиционная одежда.



1



12

Казачья станица, двор, дом.



1



13

Уклад жизни казачьей семьи.



1




Декоративно-прикладное искусство 4 часа

14

сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;


1




15

основные техники работы с материалом;



1



16

последовательность этапов изготовления изделия;



1



17

презентация творческих работ.



1




Памятники истории кубанского казачества 4 часа

18

Увековечивание памяти выдающихся деятелей истории кубанского казачества.


1




19

Увековечивание памяти выдающихся деятелей культуры кубанского казачества.



1



20

Памятники.



1



21

Музеи.




1


Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества 4 часа

22

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.


1




23

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.



1



24

Значение данного события для современного кубанского казачества.



1



25

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).



1



Православие и казачество 3 часа

26

Православные традиции кубанских казаков в быту.


1




27

Православные традиции кубанских казаков на службе.



1



28

Православные праздники.



1



Казак – патриот 4 часа

29

Доблесть казаков.


1




30

Кубанские казачьи регалии.



1



31

Казаки на страже рубежей отечества.



1



32

Казачий военный костюм.

Оружие, награды.



1



Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа

33

Проведение итогового мероприятий



1



34

Подведение итогов.



1




Итого часов

34

8

25

1





Список литературы для педагога

  1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000.

  2. БайбуринА.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.,1993.

  3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

  4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2.

  5. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.

  6. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.

  7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

  8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.

  9. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.



План внеурочной деятельности "Правил круг".(1-4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Программа «Правил круг» предназначена как для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православ­ной культуры кубанского казачества.

Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направ­ленности, созданного ведущими учёными-этнографами Краснодарского края.

Настоящая программа призвана обеспечить преподавание курса Истории и культуры кубанского казачества в 1-4 классах учреждений дополнительного образования или классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края. Допущена департаментом образования и науки Краснодарского края.

Автор Бобровская Елена Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 617
Номер материала 46872
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓