Главная / Физика / план урока в 11 классе по теме "Фотоэффект"

план урока в 11 классе по теме "Фотоэффект"

hello_html_39bfdcf8.gifhello_html_m438d531f.gifhello_html_m491d3f5d.gifhello_html_39bfdcf8.gifhello_html_39bfdcf8.gifурока


Дата

10.12.13

Класс

11

Тема

Фотоэффект.

ТДЦ

Создать условия для формирования знаний о теории ФЭФ, уравнении Эйнштейна


Воспитывать познавательный интерес


Развивать навыки сам.изучения и осмысления нового материала, сопоставления с изученным

Рекомендации для учителя:

I ЭТАП

а) организационный момент;

б) проверка домашнего задания.

Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

они выполняются дома (до начала урока)

Задания на актуализацию знаний.

  1. Что такое тепловое излучение?

  2. Каков диапазон температур теплового излучения?

  3. Что такое люминесценция?

  4. Запиши виды люминесценции.

  5. Определи вид люминесценции: свечение елочных украшений, свечение нашивок на одежде дорожных работников, свечение рекламных щитов.

  6. Какое тело называется абсолютно черным? Существуют ли в природе такие тела?

  7. Запиши законы Стефана-Больцмана, Вина.

II ЭТАП

Самостоятельное усвоение новой темы (20-25 мин.)

1-шаг. «Узнавание»:

задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера. А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д.

Самостоятельно изучи §6.4 и заполни пропуски в тексте.

  1. Фотоэффектом называется явление … под действием света.

  2. ФЭФ был открыт Герцем в … случайно при исследовании…

  3. Первые экспериментальные исследования провели ….

  4. Нобелевская премия за исследование элементарных зарядов и ФЭФ присуждена …

  5. Согласно опыту (рис.6.5) под действием … излучения при освещении … определенное число электронов могут долететь до …

  6. Для обращения силы тока в ноль необходимо приложить между … отрицательную разность потенциалов - … напряжение.

  7. Запиши формулу 6.9

  8. Зависимость фототока от напряжения называется … характеристика.

  9. В … году Столетов установил … ФЭФ.

  10. Максимальная скорость фотоэлектронов не зависит от …, а зависит от его частоты.

  11. Сила фототока насыщения … интенсивности падающего излучения, но не зависит от …

  12. Для каждого металла существует … - предельная наименьшая частота, при которой возможен ФЭФ.

  13. Эйнштейн в … году объяснил законы ФЭФ. Запиши уравнение 6.10

  14. Если одним электроном поглощается лишь один квант, то этот процесс называется …

2-шаг. «Понимание»:

задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания».

  1. Исходя из опыта (рис 6.5), объясни за счет какой энергии электроны долетают до анода.

  2. Исходя из рисунка 6.6а, объясни смысл фототока насыщения.

  3. На основании уравнения Эйнштейна (6.10), объясни на что расходуется энергия поглощенного фотона.

  4. Почему при энергии кванта меньшей работы выхода невозможно наблюдать ФЭФ?

3-шаг «Анализ»:

задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов:сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы…

СРАВНИ ПОНЯТИЯ: ТЭЭ и ФЭФ, запиши сходства и различия.

Термоэлектро́нная эми́ссия - явление испускания электронов нагретыми телами. Концентрация свободных электронов в металлах достаточно высока, поэтому даже при средних температурах вследствие распределения электронов по скоростям (по энергии) некоторые электроны обладают энергией, достаточной для преодоления потенциального барьера на границе металла. С повышением температуры число электронов, кинетическая энергия теплового движения которых больше работы выхода, растет, и явление термоэлектронной эмиссии становится заметным.

По теоретической части:

4-шаг. «Синтез» (формирование знаний)

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализ»






Фотон с энергией hv

Запиши распределение энергии фотона (кванта)









  1. Соедини соответствующие части

Столетов открытие ФЭФ 1923

Эйнштейн исследование ФЭФ 1905

Милликен законы ФЭФ 1887

Герц уравнение ФЭФ

Практическая часть

5-шаг. «Применение»

Требования к заданиям для формирования умений: выполни следующие задания (№ …, №…, №… или упражнения)

РЕШИ №6.4.1 СТР.213

6- шаг «Оценка» (рефлексия)

Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б ) Как бы поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…?

Изучение законов фотоэффекта дало очень много для углубления наших знаний о свете. Поэтому фотоэлектрические явления имеют очень большое научное значение. В то же время и практическое (техническое) значение фотоэффекта очень велико. Особенно возросли возможности разнообразных применений фотоэффекта после того, как научились изготовлять фотоэлементы, чувствительные не только к ультрафиолетовому излучению, но и к инфракрасному излучению и к видимому свету.

Возможность регистрировать световые сигналы при помощи электрических приборов позволяет комбинировать фотоэлементы с реле, благодаря чему фотоэлементы могут выполнять автоматически различные сложные операции. Построены многочисленные автоматы для счета, регистрации, пуска в ход или прекращения тех или иных операций и т. д. Число разнообразных применений фотоэлементов крайне велико, и каждый новый день приносит новые устройства этого рода. Новые фотоэлементы способны превращать довольно значительную световую энергию в электрическую и применяются для использования солнечной энергии (солнечные батареи). Солнечные батареи площадью в десятки квадратных метров обеспечивают электроснабжение искусственных спутников Земли.

Оцени значение открытия и исследования ФЭФ


III ЭТАП

Обратная связь (оценивание)

1-уровень (5 баллов)

Теория

«Узнавание»:

задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.

1-задание

Запиши в хронологическом порядке ученых, причастных к открытию и исследованию ФЭФ.

2-задание

Какую характеристику фотоэлектрона можно определить, измерив задерживающее напряжение?

3-задание

При какой частоте возможен ФЭФ для данного металла?

Практика

«Применение»:

(по образцу) применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…).

4-задание.

Определи работу выхода для цинка, если красная граница ФЭФ λ0=310 нм.

5-задание.

Какова максимальная скорость фотоэлектронов, если фототок прекращается при запирающем напряжении 0,8 В? (m=9.1*10-31 кг, e=1,6*10-19 Кл)


2-уровень (5+4 балла)

«Понимание»:

задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания».

1-задание.

У хлористого натрия работа выхода электронов равна 4,2эВ. При облучении электрон получил энергию 7,5* 10-19 Дж. Возможен ли ФЭФ?

(1 эВ=1,9*10-19 Дж)


«Анализ»:

задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»);

2-задание.

Сравни максимальные скорости фотоэлектронов при U1=2kВ и U2=5kВ


Практика

«Применение»:

применение в изменённой ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…).

3-задание

Определи задерживающее напряжение, если максимальная скорость фотоэлектронов 0,5 Мм/с.

4-задание.

Реши №6.4.2 стр.213





3-уровень (9+3 балла)

Теория

«Синтез»:

задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ).

1-задание. Реши кроссворд






















1

 

 

 

 

 

 






2

 

 

 

 

 

 












3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




4

 

 

 















5

 

 

 

 

 

 

 









6

 

 

 

 












 















7

 

 

 









8

 

 

 

 

 

 

 










9

 

 

 

 












































Ток, возникающий при ФЭФ.

Характеристика излучения.

Характеристика излучения, которая зависит от количества квантов, падающих на поверхность металла.

Положительный электрод.

Ученый, который вывел закон сохранения энергии для ФЭФ.

Частица электромагнитного излучения.

Ученый, открывший ФЭФ.

Ученый, исследовавший ФЭФ.

Порция электромагнитного излучения.

«Оценка» (рефлексия)

Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б ) Как бы поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…?

hello_html_m7ab46274.png

Предложи способы применения ФЭФ.



план урока в 11 классе по теме "Фотоэффект"
  • Физика
Описание:

данный урок разработан  на основе педагогической технологии  трехмерной методической системы обучения  - технология Караева - Кобдиковой. урок состоит из трех этапов: 1 этап - актуализация знаний - "мостик" между темами, 2 этап - самостоятельное изучение темы учащимися, 3 этап - обратная связь. второй и третий этапы включают разделы: узнавание, понимание, анализ, синтез, применение, рефлексия. для успешного изучения темы учащимися учителю необходимо тщательно продумать вопросы и задания каждого из этапов, провести связь с ранее изученным материалом, на третьем этапе умело применить уровневые задания. 

Автор Иманкулова Раушан Есентугеловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 409
Номер материала 28086
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓