Главная / Русский язык и литература / план урока русской литературы в 9 классе на тему

план урока русской литературы в 9 классе на тему

Кунарова Жанна Куспангалиевна Краткосрочное планирование

учитель русского языка и литературы, 1 уровень урока литературы в 9 классе

hello_html_46db52a5.gifhello_html_m5cf2aa8e.gifhello_html_m1831fb65.gifhello_html_m44c1d9a4.gifhello_html_55d3d84.gifhello_html_7f1dd819.gifhello_html_m6bdfacf6.gifhello_html_5a032030.gifhello_html_7bbe97df.gifhello_html_6e6e3ca3.gifhello_html_3ec516a0.gifhello_html_m3d8b01f2.gif

План урока № 2


Предмет Русская литература

Класс 9

Дата

Тема

«Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»


Это урок №

2

из

5

уроков по этой теме


Цель обучения

Сопоставление характеров помещиков; отслеживание их постепенной духовной деградации; выяснение, почему помещики – мёртвые души.

Ожидаемые результаты

1. Научатся раскрывать особенности системы образов в поэме, покажут мастерство Н.В.Гоголя в описании характеров помещиков, докажут, что мертвыми душами в поэме являются сами помещики;

2. Будут вчитываться в текст, находить значимые детали в художественном тексте, делать выводы.

3. Заинтересуются творчеством Н.В.Гоголя.


Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы, оборудование, обстановка класса

І.

Оргмомент

1мин

Проверяет готовность учеников к уроку

Докладывают о готовности к уроку

Словесная оценка

Учебник, тетради, маркеры, интерактивная доска, постеры

2 мин

Настраивает учащихся на урок (эмоциональный настрой)

«Какое у тебя настроение?» ( точечный массаж) (см.Приложение, рис 1)


Словесная оценка

Слайд презентации

ІІ.

Постановка целей и задач урока

Мотивация учебной деятельности.

2 мин



2 мин

1. Повторение изученного по теме «Творчество Н.В.Гоголя» ( тест «Проверь себя!»)

2. Делит учеников на группы методом «Мозаика»

-По какому принципу вы разделились на группы?

3.Подводит к теме урока:

-Как вы думаете, ребята, о чем или о ком мы будем сегодня говорить на уроке?

- Обращает внимание на эпиграф к уроку: «Мертвые души»? … не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие- вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». А.И.Герцен

-Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Работают на Листах самоконтроля, самопроверка ( см.Приложение)


Ученики собирают разрезанные картинки с изображением помещиков, определяют, чей это портрет и получают названия группам.











Ответы учеников

Стратегия «Да-Нет» ( самооценивание)

Стратегия «Мозаика»

Словесная оценка и поощрение

Слайдовая презентация, лист самоконтроля

Критерии успеха:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки

«2» - 4-5 ошибок



1 мин.

Напоминает Правила работы в группе:

Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

Выслушать мнение каждого.

Найти общее решение.

Выбрать выступающего

Чтобы ученики почувствовали дух коллективизма, проводит разминку «Чувство локтя»


Проговаривают Правила работы в группе





ІІІ. Работа над учебным материалом.


15 мин.

Каждой группе учеников предлагает познакомиться с планом по образу помещиков ( на группу по одному образу) и заполнить таблицу (см. Приложение, рис.2 )

План образа помещиков:

Описание внешности помещика.

Описание поместья

Описание совместной трапезы

Отношение помещика к предложению Чичикова.

Каким образом происходит «купля – продажа» «мертвых душ»?

Каков герой?

Группы знакомятся с текстовым материалом, дополнительной литературой, материалами интернета, заполняют постеры и защищают.





Взаимооценивание

Метод «Мозговой штурм»




Стратегия «Две звезды и одно желание»

Взаимооценивание по критериям:

- полное и доступное изложение материала,

-правильная речь,

- участие всех членов группы

-тайм-менеджмент

Маркеры, постеры, таймер

Критерии успеха

ІҮ. Закрепление материала

15 мин

Внутри каждой группы учитель проводит разбивку на пары и предлагает выполнить задания:

Задание 1

Назовите общие черты всех помещиков:

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 2

Соотнесите детали с характерами помещиков

1. Мешочки, коробочки

2.Сахар

3.Куча, прореха

4.Здоровье

а) Манилов

б) Коробочка

в) Ноздрев

г) Плюшкин

Задание 3

Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует

1.Медведь а) Манилов

2.Кот б) Коробочка

3.Птица в) Собакевич

4.Мышь г) Ноздрев

5.Собака д) Плюшкин

Задание 4 ( групповое):

Один из помещиков задумался о законности предлагаемой сделки. Кто это был?

  1. Собакевич

  2. Коробочка

  3. Манилов

  4. Плюшкин

  5. Ноздрев.






Задание 5 (групповое)

Почему Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности?

  1. Герои располагаются по степени деградации, омертвления.

  2. Герои располагаются по принципу «оживления».

  3. Каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему.

  4. Посещение Чичиковым помещиков не построено по какой-либо схеме.

2.Предлагает графический органайзер для подведения итогов урока: Кто они, «Мертвые души?»


hello_html_428f96ff.gif

В парах выполняют задания














1 б

2 а

3 г

4 в









1 в

2 а

3 б

4 д

5 г


Манилов («Я не насчет того говорю, чтобы имел какое-нибудь, то есть, критическое предосуждение о вас. Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция*, - так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» - спросил Манилов.

* Негоция - торговая сделка)


Ученики выбирают варианты ответов и делают выводы















Заполняют органайзер и делают вывод: Все гоголевские помещики ― характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.


стратегия «Чет-нечет»







Взаимооценивание

Стратегия «3-2-1»





























































Стратегия

« Фишбоун»

Учебник, тетради, доска

Ү. Подведение итогов. Рефлексия

5мин


















2 мин

1.Рефлексия «Все в твоих руках».












2. Проводит самооценивание по теме урока


3.Подводит итоги урока

4.Дает домашнее задание

Дифференцированные задания (по выбору):

  1. Составить репортаж с места событий (устно), рассказав о чиновниках поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

  2. Представить себя в образе помещика и написать сочинение-миниатюру от 1-ого лица «Портрет одного гоголевского помещика»

  3. Подготовить сообщение по теме «Образ Чичикова»

Индивидуальное задание: подготовить иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

Каждый ученик находит себя на « дереве Блоба» и закрашивает

Стратегия «Все в твоих руках»












Стратегия « Дерево Блоба» ( самооценивание)









Приложение к уроку

Рис.1



Тест «Проверь себя!»

  1. Н.В.Гоголь сыграл роль Простаковой в «Недоросле» Д.И.Фонвизина?

  2. Первым произведением, сожженным Н.Гоголем, была трагедия «Разбойники»?

  3. Н.Гоголь за всю свою жизнь сжигал свои произведения 5 раз?

  4. 1872 – это последняя дата в жизни Н.Гоголя?

  5. Сюжет «Мертвых душ» был подсказан А.Пушкиным?

  6. Первоначальное название произведения «Мертвые души»?

  7. По жанру «Мертвые души» – это роман?

  8. «Мертвые души» состоят из 14 глав?

  9. «Повесть о капитане Копейкине» была важна для автора в идейно-сюжетном отношении?

  10. В «Мертвых душах» автор использует прием композиционного кольца?





Ключ ответа:

  1. Да

  2. Нет

  3. Да

  4. Нет

  5. Да

  6. Нет

  7. Нет

  8. Нет

  9. Нет

  10. Да


«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки

«2» - 4-5 ошибок

Рис.2


Манилов

Собакевич

Ноздрев

Коробочка

Плюшкин

Портрет






Описание поместья






Описание совместной трапезы






Отношение к предложению Чичикова






Итог сделки






Каков герой?














Фрагменты урока

Заполнение Листа самоконтроля Стратегия «Да-Нет» Деление на группы



Стратегия «Мозаика» Групповая работа Заполнение постера







Ролевая игра «Собакевич и Чичиков» Работа в паре









Обратная связь

план урока русской литературы в 9 классе на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Краткосрочное планирование урока литературы в 9 классе с учетом уровневой дифференциации.Самоанализ урока

Проведенный мной в 9 классе  урок литературы по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» был вторым в серии последовательных уроков ( всего запланировано 5 уроков). Так как  в данном классе отмечается высокая учебная мотивация и познавательная активность учащихся на уроке, я решила построить  свой урок на основе системно-деятельностного подхода, то есть ученикам самим нужно было сформулировать тему и задачи урока, выполнить все реальные трудности. Благодаря поэтапной структуре урока, преследовавшей  одну цель обучения – научить учащихся  анализировать, сравнивать и давать оценку  литературным персонажам-образам, построенной на основе групповой, парной и индивидуальной форме работы,  я достигла поставленной цели: мои  9-классники, заполнив органазайзер, сделали отличный вывод, что «мертвыми душами» в этом произведении являются сами помещики.

Деятельность учеников на уроке носила  проблемный ( разрешение  вопросов), продуктивный ( постеры и листы самоконтроля) и творческий  ( ролевая игра) характер.  Я использовала ИКТ, проблемную ( мозговой штурм, задания в паре, группе), игровую ( ролевая игра), здоровьесберегающую технологию (разминка). На уроке я также постаралась  реализовать дифференцированный ( практические задания), текстоориентированный ( работа с текстом), функциональный ( ученики распределяли свои функции в группе) и личностно-ориентированный  ( умение слушать друг друга, оценивать работу, правильно говорить) подходы. После каждого этапа урока ученики оценивали свою работу ( «Дерево Блоба», критерии теста)  и работу своих товарищей ( «Две звезды и одно желание», «3-2-1»), провели рефлексию ( «Все в твоих руках») и предоставили обратную связь ( стикер с пожеланием приклеили под  портретом того помещика, чей образ был раскрыт подробно и запомнился). Весь дидактический материал  был подготовлен  исходя из целей урока и с учетом возрастных особенностей учеников. Домашнее задание было подготовлено с учетом интересов и способностей учащихся ( модуль «Обучение одаренных и талантливых учеников»). Судя по пожеланиям учеников, тема урока раскрыта полностью и усвоена учениками.

 

 

Автор Кунарова Жанна Куспангалиевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 851
Номер материала 38255
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓