Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПлан урока русской литературы в 9 классе на тему

план урока русской литературы в 9 классе на тему

Скачать материал

 

План урока № 2

 

Предмет     Русская литература

Класс           9

Дата      

Тема  

«Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя  «Мертвые души»

 

Это урок №

  2

из

    5

уроков по этой теме

 

Цель обучения

Сопоставление  характеров помещиков;  отслеживание  их постепенной  духовной  деградации; выяснение, почему помещики – мёртвые души.

Ожидаемые результаты

1. Научатся раскрывать  особенности системы образов в поэме, покажут  мастерство Н.В.Гоголя в описании характеров помещиков, докажут, что мертвыми душами в поэме являются сами помещики;

2. Будут   вчитываться в текст, находить значимые детали в художественном тексте, делать выводы.

3. Заинтересуются творчеством Н.В.Гоголя.

 

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы, оборудование, обстановка класса

  І.

Оргмомент

1мин

Проверяет готовность учеников к уроку

Докладывают о готовности к уроку

Словесная оценка

Учебник, тетради, маркеры, интерактивная доска,  постеры

2 мин

Настраивает учащихся на урок (эмоциональный  настрой)

«Какое у тебя настроение?» ( точечный массаж) (см.Приложение, рис 1)

 

Словесная оценка

 Слайд презентации

ІІ.

Постановка целей и задач урока

Мотивация учебной деятельности.

2 мин

 

 

2 мин

1. Повторение изученного по  теме «Творчество Н.В.Гоголя» ( тест «Проверь себя!»)

2. Делит учеников на группы методом «Мозаика»

-По какому принципу вы разделились на группы?

3.Подводит к теме урока:

-Как вы думаете, ребята, о чем или о ком мы будем сегодня говорить на уроке?

- Обращает внимание на эпиграф к уроку: «Мертвые души»? … не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие- вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». А.И.Герцен

-Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

                                        

Работают на Листах самоконтроля,  самопроверка ( см.Приложение)

 

Ученики собирают  разрезанные картинки с изображением помещиков, определяют, чей это портрет  и получают названия группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников

Стратегия «Да-Нет» ( самооценивание)

Стратегия «Мозаика»

Словесная оценка и поощрение

Слайдовая  презентация, лист самоконтроля

Критерии успеха:

«5» -   0 ошибок

«4» -   1 ошибка

«3» -   2-3  ошибки

«2» -   4-5  ошибок

 

 

 

1 мин.

Напоминает Правила работы в группе:

Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

Выслушать мнение каждого.

Найти общее решение.

Выбрать выступающего

Чтобы ученики почувствовали дух коллективизма, проводит разминку «Чувство локтя»

 

Проговаривают Правила работы в группе

 

 

 

 

ІІІ. Работа над учебным материалом.

 

15 мин.

Каждой группе учеников   предлагает познакомиться с  планом по образу помещиков (  на группу по одному образу)  и заполнить таблицу (см. Приложение, рис.2 )

План образа помещиков:

Описание внешности помещика.

Описание поместья

Описание совместной трапезы

Отношение помещика к предложению Чичикова.

Каким образом происходит «купля – продажа» «мертвых душ»?

Каков герой?

Группы   знакомятся с текстовым  материалом, дополнительной литературой, материалами интернета, заполняют постеры и защищают.

 

 

 

 

Взаимооценивание

Метод «Мозговой штурм»

 

 

 

Стратегия «Две звезды и одно желание»

Взаимооценивание по критериям:

- полное и доступное изложение материала,

 -правильная речь,

- участие всех членов группы

 -тайм-менеджмент 

Маркеры, постеры, таймер

Критерии успеха

ІҮ. Закрепление материала

15 мин

Внутри каждой группы учитель проводит разбивку на пары  и предлагает выполнить задания:

Задание 1

Назовите общие черты всех помещиков:

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 2

Соотнесите детали с характерами помещиков

1.  Мешочки, коробочки

2.Сахар

3.Куча, прореха

4.Здоровье

 а) Манилов

б) Коробочка

в) Ноздрев

г) Плюшкин

Задание 3

Соотнесите животное  и помещика, которого оно характеризует

1.Медведь         а) Манилов

2.Кот                 б) Коробочка

3.Птица             в) Собакевич

4.Мышь            г) Ноздрев

5.Собака           д) Плюшкин

Задание 4 ( групповое):

Один из помещиков задумался о законности предлагаемой сделки. Кто это был?

1.      Собакевич

2.      Коробочка

3.      Манилов

4.      Плюшкин

5.      Ноздрев.

 

 

 

 

 

  

Задание 5 (групповое)

 Почему Гоголь расположил посещение  Чичиковым помещиков именно в такой  последовательности?

1.      Герои располагаются по степени деградации, омертвления.

2.      Герои располагаются по принципу «оживления».

3.      Каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему.

4.      Посещение Чичиковым помещиков не построено по какой-либо схеме.

2.Предлагает графический органайзер для подведения итогов урока: Кто они, «Мертвые души?»

 

В парах  выполняют задания 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 б

2 а

3 г

4 в

 

 

 

 

 

 

 

 

1 в

2 а

3 б

4 д

5 г

 

   

 

Манилов («Я не насчет того говорю, чтобы имел какое-нибудь, то есть, критическое предосуждение о вас. Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция*, - так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» - спросил Манилов.

     * Негоция - торговая сделка)

 

 

Ученики выбирают варианты ответов и делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют органайзер и делают вывод: Все гоголевские помещики ― характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.

 

стратегия «Чет-нечет»

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание

Стратегия «3-2-1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Стратегия

 « Фишбоун»

Учебник, тетради, доска

Ү. Подведение итогов. Рефлексия

5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

1.Рефлексия «Все в твоих руках».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проводит  самооценивание по теме урока

 

3.Подводит итоги урока

4.Дает домашнее задание

Дифференцированные задания (по выбору):

1.                  Составить репортаж с места событий (устно), рассказав о чиновниках поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

2.                  Представить себя в образе помещика и написать сочинение-миниатюру от 1-ого лица «Портрет одного гоголевского помещика»

3.                  Подготовить сообщение по теме «Образ Чичикова»

Индивидуальное задание: подготовить иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

Каждый ученик находит себя   на « дереве Блоба»  и закрашивает

Стратегия «Все в твоих руках»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия « Дерево Блоба» ( самооценивание)

 

 

 

 

 

Приложение к уроку

Untitled-2 

                       Рис.1    

 

                                               Тест «Проверь себя!»   

  1. Н.В.Гоголь сыграл роль  Простаковой в «Недоросле» Д.И.Фонвизина?
  2. Первым произведением, сожженным Н.Гоголем, была трагедия «Разбойники»?
  3. Н.Гоголь за всю свою жизнь сжигал свои произведения 5 раз?
  4. 1872 – это последняя дата в  жизни Н.Гоголя?
  5. Сюжет «Мертвых душ» был подсказан А.Пушкиным?
  6. Первоначальное название произведения  «Мертвые души»?
  7. По жанру «Мертвые души» – это роман?
  8. «Мертвые души» состоят из 14 глав?
  9. «Повесть о капитане Копейкине» была важна  для автора в идейно-сюжетном отношении?
  10. В «Мертвых душах» автор использует прием композиционного кольца?

 

 

Ключ ответа:

  1.     Да                                        
  2.   Нет
  3.   Да
  4.   Нет
  5.   Да
  6.   Нет
  7.   Нет
  8.   Нет
  9.   Нет
  10. Да

 

«5» -   0 ошибок

«4» -   1 ошибка

«3» -   2-3  ошибки

«2» -   4-5  ошибок

Рис.2

 

Манилов

Собакевич

Ноздрев

Коробочка

Плюшкин

Портрет

 

 

 

 

 

Описание поместья

 

 

 

 

 

Описание совместной трапезы

 

 

 

 

 

Отношение к предложению Чичикова

 

 

 

 

 

Итог сделки

 

 

 

 

 

Каков герой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагменты урока

                                        

     Заполнение Листа самоконтроля                                Стратегия «Да-Нет»                                                        Деление на группы

 

                                          

                Стратегия «Мозаика»                                                     Групповая работа                                               Заполнение постера

 

 

 

                                                                            

   Ролевая игра «Собакевич и Чичиков»                                                                      Работа     в паре

 

 

 

 

                                                                   

Обратная связь

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План урока русской литературы в 9 классе на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Краткосрочное планирование урока литературы в 9 классе с учетом уровневой дифференциации.Самоанализ урока

Проведенный мной в 9 классе  урок литературы по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» был вторым в серии последовательных уроков ( всего запланировано 5 уроков). Так как  в данном классе отмечается высокая учебная мотивация и познавательная активность учащихся на уроке, я решила построить  свой урок на основе системно-деятельностного подхода, то есть ученикам самим нужно было сформулировать тему и задачи урока, выполнить все реальные трудности. Благодаря поэтапной структуре урока, преследовавшей  одну цель обучения – научить учащихся  анализировать, сравнивать и давать оценку  литературным персонажам-образам, построенной на основе групповой, парной и индивидуальной форме работы,  я достигла поставленной цели: мои  9-классники, заполнив органазайзер, сделали отличный вывод, что «мертвыми душами» в этом произведении являются сами помещики.

Деятельность учеников на уроке носила  проблемный ( разрешение  вопросов), продуктивный ( постеры и листы самоконтроля) и творческий  ( ролевая игра) характер.  Я использовала ИКТ, проблемную ( мозговой штурм, задания в паре, группе), игровую ( ролевая игра), здоровьесберегающую технологию (разминка). На уроке я также постаралась  реализовать дифференцированный ( практические задания), текстоориентированный ( работа с текстом), функциональный ( ученики распределяли свои функции в группе) и личностно-ориентированный  ( умение слушать друг друга, оценивать работу, правильно говорить) подходы. После каждого этапа урока ученики оценивали свою работу ( «Дерево Блоба», критерии теста)  и работу своих товарищей ( «Две звезды и одно желание», «3-2-1»), провели рефлексию ( «Все в твоих руках») и предоставили обратную связь ( стикер с пожеланием приклеили под  портретом того помещика, чей образ был раскрыт подробно и запомнился). Весь дидактический материал  был подготовлен  исходя из целей урока и с учетом возрастных особенностей учеников. Домашнее задание было подготовлено с учетом интересов и способностей учащихся ( модуль «Обучение одаренных и талантливых учеников»). Судя по пожеланиям учеников, тема урока раскрыта полностью и усвоена учениками.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2442
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 364
    • DOCX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кунарова Жанна Куспангалиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кунарова Жанна Куспангалиевна
    Кунарова Жанна Куспангалиевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3262
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе