Главная / Русский язык и литература / План урока русского языка (6,7кл)

План урока русского языка (6,7кл)

Урок русского языка в 6 классе Дата «___»_____________________

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные»                                           

Цели урока:

- Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.

- Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.

- Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, прививать любовь к животным.

- Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

 Ключевые идеи урока: развивать умственную деятельность учащихся, добиваясь глубокого понимания темы, закрепление знаний учащихся о значении морфологических признаках несклоняемых существительных,

Виды деятельности: карточки со словами, карточки-задания (тесты), словарно- орфографическая работа.                                                                                                         Применяемые модули обучения: Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Обучение талантливых и одаренных.

Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей

Ожидаемый результат: закрепят правописание несклоняемых имен существительных

разовьют орфографическую зоркость                             

Тип урока: урок – усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.                  Форма урока: урок – поиск.


                                           Ход урока:

  1. Организационный этап         

  2. Словарно - орфографическая работа

  1. Словарный диктант

Караван, великан, ваятель, занавес, театр, фонтан, коростель, интеллигент, кенгуру, диалект, аллергия, криминал, детектив, невпроворот, дискуссия, режиссёр, продюсер, фломастер, коллаж, пицца, колледж, коттедж, живопись, медуза, кальмар, любопытство.


  1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________. 2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные. 3.Имена существительные бывают ______________________рода,  ______________________ рода и __________________________ рода. 4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы. 5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .


.3.Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.                                                                                     Найдите в данной скороговорке дополнение, выраженное именем существительным. Прочитайте по буквам. Сравните произношение и написание.

-Что означает данное слово? (Школьный толковый словарь)                                               - Запишем это слово в тетрадь, поставив ударение. - Просклоняйте слово шоссе.

 - Что такое склонение?

-  Один ученик работает  у доски

И.п. что? шоссе

Р. п. чего?    шоссе

Д. п. чему?   шоссе

В. п. что?      шоссе

Т. п. чем?     шоссе

П. п. о чём? о шоссе

 - Что заметили при склонении?По падежам изменяли, а слово свою форму не изменила. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова?

   – Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

 - Сможем ли мы  ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

III. Проблемный вопрос. Цели и задачи урока.

Вам самим придется дать ответ на эти вопросы .За урок мы должны узнать как можно больше нового.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

Пример того, как не надо говорить, из передачи «Радионяня»

Как-то рано поутру                                       Кенгуру в кафе зашел,

С другом сели мы в метру                          Занял там свободный стол

И поехал в метре                                         И сидит за доминой

Фильм смотреть о кенгуре.                      С шимпанзой, и какадой.

Вот сидим мы с ним в кине                    Вдруг огромный обезьян

Без пальта и без кашне,                           Стал играть на фортепьян.

А вернее, я и ты                                          Тут и взрослый, сняв пенсню,

Без кашны и без пальты.                            Хохотал на всю киню.

Любит кины детвора,                                Интересное кино.

Если в кинах кенгура,                               Жаль, закончилось оно.

Ходит-бродит по шассу,                         В гардероб пора бежать-

Носит в сумке шимпанзу.                        Будто  польта выда

-Исправьте в тексте грамматические ошибки.

 1 –ученик у доски, а теперь запишите исправленные слова (метро, кенгуру, кино, пальто)

V. Актуализация знаний. Решение проблемы.                                                                  

 - К какой части речи они относятся?                                                                                        - Имеют ли падежное окончание?                                                                                            – Изменяются ли по числам?

 – Можно ли проверить орфограммы этих слов привычными правилами?                          – Изменяются ли по падежам?

 – Являются ли эти слова русскими или заимствованы из других языков?                          - Имеют ли падежное окончание?

- Несклоняемые --- не изменяются по числам,  не изменяются по падежам - не имеют окончания. Каким словом их можно объединить? Какое отличие главное?

Самостоятельное открытие: НЕСКЛОНЯЕМОСТЬ .

Как вы думаете, много ли таких слов?

Существуют несклоняемые фамилии?

У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?                                                                      Закрепим понятия, что данные имена существительные не склоняются.

Но прежде давайте отдохнём .Физминутка.

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню).

Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний.

Работа с учебником (с.155,157).   В основном эти существительные иноязычного происхождения, неодушевленные, относятся в основном к среднему  роду; подберите прилагательные к данным несклоняемым существительным.

Эскимо – вкусное. Кашне – шерстяное. Метро – столичное. Интервью – интересное.

Обращаем внимание на два неодушевленных несклоняемых существительных, которые относятся к мужскому роду: пенальти, кофе

  • Подберите к ним  прилагательные

Удачный пенальти

Горячий кофе

  Колибри, кенгуру, шоссе,                                                                                                          Фламинго, пони, шимпанзе,                                                                                                                             Какао, кофе, домино,                                                                                                                          Алоэ, радио, кино,                                                                                                                               Такси, метро, купе, пальто,                                                                                                               Кашне, кафе, трюмо, манто,                                                                                                                       И какаду, драже, пари,                                                                                                                                 И интервью, рагу, жюри,

   И пианино, и фойе,                                                                                                                             Пюре, бюро и ателье –                                                                                                                                         Ты все слова запоминай,                                                                                                                                                Но никогда их не склоняй!


VI . Тест на закрепление. Проверка знаний.

 Мы с помощью теста узнаем, как вы поняли тему «Несклоняемые имена существительные» ( тесты приготовлены для каждого ученика)

  1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) петля   б) сено  в) кафе  г) зеркало

  1. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио  б) солнце  в) кино  г) ателье

  1. Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии  б) тетрадь Сухово Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга    г) тетрадь Фохт Михаила

  1. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка  б) завхоз  в) запчасти  г) СМИ

  1. Найдите лишнее

а) вуз  б) мопед  в) табло  г) МГУ  

  Выполнение упражнений 534,536                                                                                                                      

 VI Объяснение домашнего задания:

1)выучить правило на стр 155,157 ,2)выполнить упр.541,542,543.

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

VII. Рефлексия  

- Я узнал…Я понял...Было интересно...Вызвало затруднение...                                                                                                    

- Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу. Я хочу вам подарить эту волшебную шкатулку, а в ней вот такие маленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда, станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь. 
























Проверочный тест по теме «Несклоняемые существительные»

  1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) петля   б) сено  в) кафе  г) зеркало

  1. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио  б) солнце  в) кино  г) ателье

  1. Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии  б) тетрадь Сухово Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга    г) тетрадь Фохт Михаила

  1. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка  б) завхоз  в) запчасти  г) СМИ

  1. Найдите лишнее

а) вуз  б) мопед  в) табло  г) МГУ                                                                                                         


Проверочный тест по теме «Несклоняемые существительные»

  1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) петля   б) сено  в) кафе  г) зеркало

  1. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио  б) солнце  в) кино  г) ателье

  1. Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии  б) тетрадь Сухово Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга    г) тетрадь Фохт Михаила

  1. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка  б) завхоз  в) запчасти  г) СМИ

  1. Найдите лишнее

а) вуз  б) мопед  в) табло  г) МГУ                                                                                                    


Проверочный тест по теме «Несклоняемые существительные»

  1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) петля   б) сено  в) кафе  г) зеркало

  1. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио  б) солнце  в) кино  г) ателье

  1. Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии  б) тетрадь Сухово Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга    г) тетрадь Фохт Михаила

  1. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка  б) завхоз  в) запчасти  г) СМИ

  1. Найдите лишнее

а) вуз  б) мопед  в) табло  г) МГУ                                                                                                                                                         



        Колибри, кенгуру, шоссе,                                                                                                          Фламинго, пони, шимпанзе,                                                                                                                             Какао, кофе, домино,                                                                                                                          Алоэ, радио, кино,                                                                                                                               Такси, метро, купе, пальто,                                                                                                               Кашне, кафе, трюмо, манто,                                                                                                                       И какаду, драже, пари,                                                                                                                                 И интервью, рагу, жюри,

   И пианино, и фойе,                                                                                                                             Пюре, бюро и ателье –                                                                                                                                         Ты все слова запоминай,                                                                                                                                                Но никогда их не склоняй!




            Колибри, кенгуру, шоссе,                                                                                                          Фламинго, пони, шимпанзе,                                                                                                                             Какао, кофе, домино,                                                                                                                          Алоэ, радио, кино,                                                                                                                               Такси, метро, купе, пальто,                                                                                                               Кашне, кафе, трюмо, манто,                                                                                                                       И какаду, драже, пари,                                                                                                                                 И интервью, рагу, жюри,

   И пианино, и фойе,                                                                                                                             Пюре, бюро и ателье –                                                                                                                                         Ты все слова запоминай,                                                                                                                                                Но никогда их не склоняй!





 Колибри, кенгуру, шоссе,                                                                                                          Фламинго, пони, шимпанзе,                                                                                                                             Какао, кофе, домино,                                                                                                                          Алоэ, радио, кино,                                                                                                                               Такси, метро, купе, пальто,                                                                                                               Кашне, кафе, трюмо, манто,                                                                                                                       И какаду, драже, пари,                                                                                                                                 И интервью, рагу, жюри,

   И пианино, и фойе,                                                                                                                             Пюре, бюро и ателье –                                                                                                                                         Ты все слова запоминай,                                                                                                                                                Но никогда их не склоняй!



План урока русского языка (6,7кл)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 6 классе                     Дата «___»___________

Тема  и цели урока

Ключевые идеи урока

Виды деятельности

Применяемые модули обучения

 Ожидаемый результат

Тема: Правописание

гласных в корнях с чередованием

 –кас- кос-,-бер-  --бир-

Цель урока: создать условия для осознания изучаемого материала через модули новой программы.

Задачи:

Знать условия выбора гласных, уметь пользоваться орфограммой

Развивать навыки правописания гласных в корнях с чередованием уметь применять данное правило.

Воспитывать любовь к родителям

Комбинированный урок

Индивидуаль

ная, творческая дом. работа,

орфографическая разминка, работа с сигнальными карточками

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Обучение талантливых и одаренных.

Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей

Умеет определять условия выбора гласных в корнях с чередованием,

распознавать  их в тексте, грамотно писать.

Навыки критического мышления.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Проверка пройденного материала: упражнение 205,206

  3. Работа у доски: упражнение 208

  4. Изучение новой темы:

    На доске написаны слова: Касаться, прикасаться, коснуться, прикосновение

    -Какие гласные чередуются в корне? Поставьте ударение. Подчеркните суффикс после корня. - В каких случаях в корне –кос- - кас- пишется а, в каких –о?

    Чтение правила №24 на стр. 60.

5. Выполнение упражнений 212(1в), 213(2в) с последующей  взаимопроверкой.

6. Орфографическая разминка. Упр.226

7. Изучение темы «Чередование Е – И в корне слова»

Выполнение упражнения 227,чтение правила №26 на стр. 64.

8. Итог урока.

Работа с сигнальными карточками

Учитель читает слова с гласными  е – и в корне, учащиеся поднимают карточку с соответствующей гласной в нем.

9. Рефлексия:

- Что я узнал на уроке?

-Понравился ли урок?

Домашнее задание: упражнение 223, 229, 240, подготовиться к проверочной самостоятельной  работе.

Автор Альманбетова Гулнар Сансызбаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 933
Номер материала 29888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓