Инфоурок Математика Другие методич. материалыПлан урока: Решение квадратных неравенств.

План урока: Решение квадратных неравенств.

Скачать материал

Тема: Решение квадратных неравенств.

Цели урока:

образовательная: систематизация, обобщение знаний учащихся; проверка уровня усвоения темы;

развивающая: развитие памяти, внимания, логического мышления;

воспитательная: активизация мыслительной деятельности в процессе выполнения заданий.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, лист с самостоятельной работой.  

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

I.                  Организационный момент. 

II.                Устная работа.

1.     Игра «Ромашка». (Слайд № 3) На доске прикреплена ромашка, на лепестках которой с обратной стороны написаны разные неравенства. Нужно определить, какие неравенства являются квадратными:

1.  

2.  

3.  

4.  

5.  

6.  

7.    

8.  

Ответ: 1, 4, 7,8.  

2.     (Слайд № 4). На доске написано решение одного квадратного неравенства. Внимательно посмотрите на ход решения и ответьте на вопросы.

Решение.

Квадратное уравнение     имеет два различных корня . Следовательно, квадратный трехчлен можно разложить на множители: .

Поэтому данное неравенство имеет вид .

<…..>

Рассмотрим случай, когда оба множителя положительны, то есть

 . Для этого составим и решим систему:

Рассмотрим второй случай, когда оба множителя отрицательны, то есть . Для этого составим и решим систему:

Следовательно, решениями неравенства являются числа .

Ответ:

 

- Какой ход решения, обозначенный <….>, пропущен? (Произведение двух множителей положительно, если они имеют одинаковые знаки.)

- Правильно ли решена первая система? (Нет, правильный ответ .)

- Каким способом можно найти корни квадратного уравнения, с помощью которого преобразуется неравенство? (Это можно сделать с помощью формулы дискриминанта и теоремы, обратной теореме Виета; методом выделения полного квадрата.)

- Обязательно ли для решения квадратного неравенства составлять две системы неравенств? Свой ответ поясните. (Только составление двух систем позволяет найти все значения неизвестного, которые являются ответом квадратного неравенства.)

3.     Какие из чисел 0, – 1, 2 являются решениями неравенства? (Слайд № 5).

1)  . Преобразуем неравенство: .

Число 0 является решением неравенства, так как при  получаем .

Число – 1 является решением неравенства, так как при  получаем  .

Число 2 является решением неравенства, так как при  получаем .

Следовательно, все из перечисленных чисел являются решениями неравенства .

2)  . Преобразуем данное неравенство:

 

 

 / : (-1)

.

Число 0 является решением неравенства, так как при  получаем .

Число – 1 является решением неравенства, так как при  получаем .

Число 2 не является решением неравенства, так как при  получаем .

Следовательно, решениями неравенства  являются только числа 0 и – 1.

III.           Выполнение заданий.

1.     (Слайд № 6). На доске изображен квадрат с числами, которые являются решениями неравенства . Но среди них попало число, которое таковым не является. Найдите это число.  

– 6 

4

– 9 

0

– 10 

2

6

3

1

7

– 2 

– 8 

8

– 7 

9

5

 

Решение.

Решим неравенство:  

                            

                           .  

       

Отсюда     и  

Решением первой системы является , а решением второй системы .

И так как , , то в квадрате из всех написанных чисел лишнее число –2.

Ответ: – 2.

 

2.    (Слайд № 7). Решите неравенство  

 

Решение.

 

 

Отсюда

  

 

Решим первую систему неравенств:

                  

                                                                                              – 2            x

 

Следовательно, решениями неравенства  являются все числа интервала (– 2; 2).

Ответ: (– 2; 2).

3.   (Слайд № 8). Найдите все решения неравенства , принадлежащие промежутку [1; 5].

 

Решение.

 

 

 

 

 

 

1) 

2)   

3)    Следовательно, решениями неравенства, принадлежащие промежутку [1; 5], является промежуток (2; 5].

         Ответ: (2; 5].   

4. (Слайд № 9).  При каких положительных значениях x верно неравенство ?

 

Решение.

 

 

1) 

2)   

3)  Следовательно, неравенство верно и соответствует условию задачи при .

Ответ:

Ответ: x > 3

5.   При каких значениях x квадратный трехчлен  принимает значения меньше 6? (Слайд № 10).

 

Решение.

По условию задачи составим неравенство и решим ее:

 

 

 

 

1) 

2) 

3)  Значит, при   квадратный трехчлен   принимает значения меньше 6

Ответ:

 

IV.             Устная работа.

 

1.     (Слайд № 11). Построить алгоритм решения квадратного неравенства методом интервалов. Учащийся на доске записывает этот алгоритм.

Ответ:

1)   Найти корни квадратного уравнения (найти ).

2)    Отметить найденные корни на числовой оси.

3)    Определить знак одного из интервалов.

4)    Расставить поочередно знаки произведения в интервалах.

 

2.     (Слайд № 12). Расшифровать текст, расставив вместо звездочек нужные слова и числа.   

Решение.

 ()

 

 

Так как выражение  при * (всех) значениях х, то и неравенство будет верно при * (всех) значениях х.

Ответ: х – * (любое число)

3.     Конкурсное задание (Слайд № 13).. На доске «висят» «грибочки», которые следует собрать в несколько «корзинок». Каждая «корзинка» - определенное квадратное неравенство. «Грибочки» - числовые промежутки. Поэтому «грибочки» должны быть «помещены»только в свою корзину.

Цель: отработка умения устно решать несложные квадратные неравенства. 

Подсказка: использовать числовые оси для удобства.

 

Корзинки:

1) 

2) 

3) 

 Грибочки

Для первой корзинки:

Для второй корзинки:

Для третьей корзинки:

V.               Решение задач.

1.     (Слайд № 14).Мальчик попал в волшебную страну, где ему дали решить необычную задачу. Помогите ему найти правильный ответ, если условия таковы: какое выражение больше «весит»:

 

Решение.

Чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо решить два неравенства. При этом оба выражения должны быть больше нуля, потому что вес не может быть меньше нуля.

Составим и решим неравенство методом интервалов: 

                                                              

1)                                 +        -           +  

                                                                   -2          1           x

Отсюда .

                                                              

2)                                 +        -           +  

                                                                   -1          2           x

Отсюда

 

Теперь соотнесем ответы, полученные при решении двух неравенств. Получается, что второе неравенство имеет решение при . Значит, оно «весит» больше.

 

Ответ:  при 

 

2.   (Слайд № 15).2. При каких значениях х квадратный трехчлен  принимает отрицательные значения?

 

Решение.

Отрицательные значения квадратный трехчлен принимает, если он меньше нуля, то есть .  

Решим неравенство методом интервалов.  

                                                               

                                                                +        -           +  

                                                                   -5          8           x

Из рисунка видно, что при всех значениях от – 5 до 8 неравенство принимает отрицательные значения. Следовательно, квадратный трехчлен   принимает отрицательные значения при   .

Ответ:  .

3.   (Слайд № 16). 3. Решите неравенство методом интервалов: .

Решение.

Разложим числитель и знаменатель дроби на множители:

,    

                                                              

                                    +          –           +           –           +  

                                        -3           -1          1          4            x

 

Ответ: .

 

VI.            Самостоятельная работа (Слайд № 17).

 

Угадайте натурально число, если известно, что произведение исходного числа и чисел на 1 меньше и больше его меньше или равно нулю.  

 

Решение.

Если обозначить исходное число за х, то число, меньшее на 1, будет х – 1, а большее него х+1. По условию задачи произведение чисел меньше или  равно нулю. Составим и решим неравенство методом интервалов:

 


                                                –            +           –          +  

                                                        -1         0          1            x

  Из рисунка видно, что неравенство   принимает отрицательные значения при .

Следовательно, задуманное натуральное число равно 1.

Ответ: 1.  

 

2.  Решите неравенство  несколькими способами, кроме решения с помощью построения графика квадратичной функции.

 

Решение.

 

Первый способ.

 

 

 

1) 

2)   

3)  Следовательно, решением неравенства является отрезок .

Ответ:   

Второй способ.   

 

 


                                                              +           –          +  

                                                                  – 5          3           x

Следовательно, 

Ответ:  

VII.        Подведение итогов и выставление оценок.

VIII.    Домашнее задание № 376(а, б, в), № 377, № 383.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План урока: Решение квадратных неравенств."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План конспект урока по теме "Решение квадратных неравенств".

Урок закрепления УУД. Расчитан на 45 минут.

Цели урока:

образовательная: систематизация, обобщение знаний учащихся; проверка уровня усвоения темы;

развивающая: развитие памяти, внимания, логического мышления;

воспитательная: активизация мыслительной деятельности в процессе выполнения заданий.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, лист с самостоятельной работой.  

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 340 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 498
    • DOCX 147.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чапанов Курейш Магомедович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чапанов Курейш Магомедович
    Чапанов Курейш Магомедович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3193
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 864 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов