Главная / География / план урока "Этнический и религиозный состав населения Республики Казахстан"

план урока "Этнический и религиозный состав населения Республики Казахстан"

hello_html_11ca2a54.gifhello_html_m2c2ee778.gifhello_html_6f581fdd.gifhello_html_19a657b8.gifhello_html_46b220b9.gifhello_html_m29266e8d.gifhello_html_m74baed28.gifhello_html_m74baed28.gifУрок №__________

Дата____________

Класс:9

Учитель: Воронова Е.В.

План-конспект

урока социальной и экономической географии Казахстана в 9 классе

ТЕМА: «Этнический и религиозный состав населения»



Цель урока: Рассмотреть этническую структуру населения, языковые группы на территории РК, религиозную структуру населения, в контексте трёх основных религий.


Задачи урока реализуются через стратегии и приёмы технологии критического мышления:

  1. Ученики обобщают знания о народах, проживающих на территории Казахстана –

таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал»;

  1. Ученики развивают умение самостоятельного поиска географической информации – работа с учебником и атласом в малых группах, работа с карточками.

  2. Ученики учатся выражать свою точку зрения;

  3. Ученики обобщают знания по теме урока - приём «Синквейн» (пятистишие).

  4. Проверка усвоенных на уроке знаний в графе «Узнал» таблицы.


Этапы урока:

1.Орг.момент. Положительный настрой на урок.

2. Изучение темы урока.


Ход урока

Стадия «Вызов». Сообщение цели урока, пробуждение интереса к теме, подготовка учащихся к предстоящей работе.


Стадия «Осмысление». Основная информация по теме урока.

Население Казахстана – это сообщество многих народов. Так как слово «народ» употребляется в различных смысловых значениях, учёные используют понятие «ЭТНОС» - отдельный народ со своей культурой, языком и исторической территорией.

Часть этноса, проживающая за пределами своей страны – ДИАСПОРА.

Наука изучающая народы, их состав, происхождение, расселение, культуру и быт – ЭТНОГРАФИЯ.

Понятие ДИАСПОРА рассматриваем на примере распределения казахской диаспоры по всему миру. Численность представителей казахского этноса в мире – 15 млн. В Казахстане из них проживает – 10млн. Казахская диаспора проживает в 44 –х странах мира и является одной из самых больших в мире.

Как вы думаете, что является важнейшим признаком ЭТНОСА? (Язык). В графе таблицы «Знаю» составьте кластер «ЯЗЫК». Отразите в каких значениях употребляется этот термин. Сделайте вывод : язык - важнейший признак этноса. В Казахстане проживают представители 130 народов.

- Рассмотрим наиболее крупные этносы на территории Казахстана. За 1-2 минуты проанализируйте в группах данную диаграмму. Какую информацию вы добыли?

  • Крупнейший по численности, государствообразующий этнос страны – КАЗАХИ. – 9млн541 тыс.чел.

  • Второе место по численности – РУССКИЕ– 3млн870 тыс.чел.

  • Третье место - УЗБЕКИ( 463 тыс.чел) и УКРАИНЦЫ (423 тыс.чел)

  • Четвертое место – УЙГУРЫ,ТАТАРЫ, НЕМЦЫ

  • Пятое место - КОРЕЙЦЫ

(8 народов составляют 96% всего населения РК)


Так как язык – главный признак народа, классификация народов строится по ЯЗЫКОВОМУ ПРИЗНАКУ. Подумайте и ответьте, на что может указывать сходство языков разных народов. (На их общее происхождение). Следовательно, лингвистическая (языковая) классификация наров является так же и этнической.


В данной классификации 3 ступени.

  1. Отдельный народ.

  2. Языковая группа (её образуют близкородственные по языку народы).

  3. Языковая семья (объединяет группы народов, языки которых имеют родство).

Анализ таблицы. Вопросы к классу:

  1. Какие народы составляют тюркскую языковую группу? (казахи, узбеки, татары, азербайджанцы, турки, башкиры, чуваши).

  2. Какую языковую группу образуют курды и таджики? (иранскую)

  3. В какую языковую группу входят русские, украинцы, белорусы, поляки? (славянскую)

  4. К какой языковой семье относятся тюркская и корейская языковые группы? (Алтайской)

Основная часть народов Казахстана входит в состав 5-ти языковых семей. Назовите самый многочисленный этнос в тюркской языковой группе ( казахи), в славянской (русские).


В графе «Знаю» таблицы в круговой диаграмме Венна учащиеся отмечают сходства и различия казахского этноса и узбекского этноса. Учащиеся должны будут указать, что схожи у данных народов языковая группа, языковая семья.


Пользуясь учебным атласом, определите районы расселения народов на территории Казахстана. Казахи проживают на всей территории Казахстана, но почти половина - в Южно-Казахстанской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской областях. Во всех регионах есть русские, немцы, украинцы, белорусы, но главный район их проживания – Север, Центр, Восток.


С национальным составом тесно связаны религиозные верования населения. Все религии делятся на ЯЗЫЧЕСКИЕ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ, МИРОВЫЕ. В конфессиональной структуре населения Казахстана преобладает ИСЛАМ сунитского направления(7%). (казахи, узбеки, татары, уйгуры, турки, киргизы, башкиры, курды, чеченцы, ингуши, дунгане)

Азербайджанцы – приверженцы шиитского направления ислама.

Вторая по числу верующих религия – христианство православного направления. (28%) (русские, украинцы, белорусы, болгары, молдаване, греки, чуваши, мордва, удмурты и др).

Больше всего мусульманского населения проживает на ЗАПАДЕ и ЮГЕ.


Немцы – протестанты и католики, корейцы – протестанты, поляки – католики. Христиане проживают во всех областях страны, но большей частью - на СЕВЕРЕ, ВОСТОКЕ и в ЦЕНТРЕ.


Объясните закономерности рассредоточения религиозных конфессий. ( Прямая зависимость от расселения этносов по территории Казахстана).


Закрепление в Казахстане проживает 8 млн казахов (нет, 10млн)

Диаспора – это этнос на территории страны (нет, за ее пределами)

В РК более 130 национальностей (да)

Русские принадлежат к славянской языковой группе (да)

Корейцы исповедуют ислам (нет, христианство католического направления)

Казахи, киргизы, узбеки принадлежат к алтайской языковой семье (да)

Вы хорошо поняли эту тему (?)


Стадия «Рефлексия»

Задание группам –

  1. заполните в таблице графу «Узнал».

Проверка усвоенных знаний.

  1. Придумайте сообща пятистишие о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке, согласно правилам составления синквейна. Существительное, прилагательное, прилагательное, глагол, глагол, глагол, существительное.


Оценивание: активность на уроке, работа в группах, пятистишия, ответы спикеров групп.



  1. Домашнее задание: параграф 5 читать, задание 6 выполнить в тетрадях.












ЗНАЮ



ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

ЯЗЫК









































Этническая структура

населения



Языковые группы



Религиозный состав

Этносов -

Языковых семей –

Полиэтнический состав населения результат - ______
_____________________________________________
_____________________________________________

1 место по численности – _______________________

2 место по численности -_________________________

3 место по численности -_________________________

Казахский этнос в мире – ________________________

В Казахстане (млн.чел) – _________________________

Расселение казахов (области) _____________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Расселение русских (районы)_____________________

Народы тюркской языковой семьи ________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Народы славянской языковой семьи_________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

3-и мировые религии_______________________________

В Казахстане преобладает религия________________________________________



Казахи Узбеки





























план урока "Этнический и религиозный состав населения Республики Казахстан"
  • География
Описание:

Конспект урока социальной и экономической географии Республики Казахстан в 9 классе на тему "Этнический и религиозный состав населения Республики Казахстан" подробно раскрывает планирование деятельности учеников на уроке. Урок построен по технологии критического мышления, предполагает использование стратегий "ЗХУ", "Кластер", диаграмма Венна, мозговой штурм, "Синквейн". Учащиеся работают в командах с учебником, атласом, анализируют предложенные диаграммы, в диалоге учатся высказывать свою точку зрения и аргументировать.

Автор Воронова Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 991
Номер материала 41105
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓