№ 1 Деепричастный оборот. Запятые при
деепричастном обороте.
Цели:
Образовательные:1) сформировать у обучающихся понятия о деепричастном
обороте;
2) совершенствовать умения и навыки находить
деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нём;
3) продолжать работу по предупреждение
ошибок при употреблении деепричастных оборотов в речи и формированию
орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Воспитательные: 1) любви к родному языку;
2) интереса к чтению.
Развивающие: 1) развитие навыков самоконтроля учебной деятельности;
2) развитие умения аргументировать и
доказывать свою точку зрения.
1.
Оргмомент.
№ 2 Хорошая книга - это неиссякаемый сосуд, заполненный
человеческими мыслями, знаниями и чувствами.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете смысл данного высказывания?
№ 3, 4 Ребята, давайте дадим определению деепричастию как
части речи и вспомним его морфологические признаки.
III. Изучение нового материала. Понятие о
деепричастном обороте.
1. Прочитав § ___, составить план, алгоритм определения деепричастного
оборота.
2. Ученик, составляет план (слайд ____).
3.
Опираясь на
материал слайда и §____, расскажите о деепричастном обороте.
-
Что называется
деепричастным оборотом?
-
Каким членом предложения
является деепричастный оборот?
-
Знаки препинания при
деепричастии и деепричастном обороте?
-
IV.
Закрепление
изученного материала.
1.
Слово учителя: Перед вами предложение (знаки препинания не
расставлены). Спишите, расставьте знаки препинания (рассуждайте, опираясь на
алгоритм).
Х
Язык живёт,
движется,/ развиваясь и совершенствуясь/.
Х
/Охраняя
природу/, ты охраняешь
свою родину.
2. Работа с текстом.
Ветер между тем
становился сильнее. Облачко обратилось в белую туч, которая, тяжело поднимаясь,
росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями.
Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным
морем. Всё исчезло.
(А.С.Пушкин)
- Определите тему
текста (Метель).
- Озаглавьте его
(Метель).
- Определите
стиль речи. Обоснуйте свой ответ (Текст художественный, так как втор
воздействует на мысли и чувства читателя путём создания образа (метель) и
использует изобразительно-выразительные средства: эпитет – снежное
море; метафора – туча росла, облегала землю; олицетворение
– ветер завыл, пошёл снег).
Объясните
орфограммы. Обоснуйте свой ответ. Объясните постановку знаков препинания.
Выпишите
деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится (росла,
тяжело поднимаясь) и словосочетание вида «деепричастие + зависимое
слово» (тяжело поднимаясь).
Исследование
текста. Понаблюдайте за тем, какую роль играют
деепричастия в каждом стихотворном отрывке.
Текст
|
Деепричастие
с основным глаголом
|
Морфологические признаки деепричастия
|
Буря мглою небо
кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
“Зимний вечер”
|
Кроет, крутя.
(Помогает создать динамичную картину)
|
Крутить, несов.в.,
неизм.
|
3има!.. Крестьянин,
торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью, как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
“Зима!..
Крестьянин, торжествуя”
|
Торжествуя,
обновляет;
снег почуя,
плетется;
взрывая, летит.
(Помогают создать
динамичную картину)
|
Торжествовать,
несов.в, неизм.
Почувствовать, сов.в,
неизм.
Взрывать, несов.в,
неизм
|
Под голубыми
небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
“Зимнее утро”
|
Блестя, лежит.
(При помощи деепричастия
картинка, созданная поэтом, как бы оживает, детализируется)
|
Блестеть, несов.в,
неиз.
|
Скользя по
утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
“Зимнее утро”
|
Скользя,
предадимся.
(Помогает создать
динамичную картину).
|
Скользить, несов.в,
неизм.
|
«Соберите»
эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости.
Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обновляет; бразды пушистые взрывая, летит
кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по
утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня).
Физминутка:
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
Деепричастия считали.
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
- Садитесь, ребята. А было их в
физминутке - 4.
Игровая
пауза. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в
ладоши, когда прозвучит деепричастие.
Морозный ветер,
бодрящий воздух, освежая воздух, весёлые крики, великолепный день,
морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к
звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый
ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.
3. Конструирование предложений.
Слово
учителя: При выполнении
задания будьте внимательны! Возможно, я не совсем верно все написала и
допустила ошибки в орфографии. Что объединяет эти предложения?
Замените один из глаголов деепричастием.
Подчеркните деепричастный оборот. Какова их
роль в нашей речи?
Снежинки
кружатся и падают с небес, словно звезды.
Снег ложится
на землю и покрывает ее пушистым ковром.
Природа как
будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
Мы
возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
4. Разминка. Кто быстрее! Найди пару! (устно)
Мчаться быстро затаив
дыхание
Слушать внимательно не покладая рук
Трудиться упорно мчаться
сломя голову
5. Подведение итогов.
Что являлось
целью нашего урока?
Как вы считаете,
удалось ли нам достичь целей урока?
Работа над
какими заданиями не вызвала затруднений?
Над чем следует
еще поработать?
- Что называется деепричастным оборотом?
-
Когда обособляется
деепричастный оборот?
-
В чём причина ошибок в
построении предложений с деепричастным оборотом?
VII. Проверочная работа (тест распечатан)
Цель работы – проверка знаний грамматических признаков деепричастий,
умения находить деепричастия и деепричастные
обороты.
Вариант I.
I.
Укажите правильный
ответ.
Деепричастие – это
часть речи:
1.
обозначающая действие;
2.
обозначающая признак
предмета;
3.
обозначающая добавочное
действие.
II.
Деепричастием является
слово:
1.
торопится;
2.
торопясь;
3.
торопливый.
III.
Деепричастный оборот
есть в предложении:
1.
Мы вышли на поляну,
поросшую лютиками.
2.
Высокие деревья стояли
плотной стеной, окружая поляну.
3.
Фазан прогуливался, утолял
голод ягодами и семенами.
IV.
Ошибка в построении
предложений с деепричастным оборотом допущена:
1.
Выходя из троллейбуса,
дверь внезапно захлопнулась.
2.
Я захлопнул дверь, выходя
из дома.
3.
Объезжая поля, колосилась
рожь.
V.
Знаки расставлены
верно:
1.
Блестя на солнце снег
лежит.
2.
Вьётся речка небольшая,
петляя средь полей и рощ.
3.
Костры, освещая лес
усиливали тьму в его вершинах.
Вариант II
I.
Укажите верный ответ.
Деепричастие – это
часть речи:
1.
неизменяемая;
2.
изменяющаяся по числам;
3.
имеющая род.
II.
Деепричастием является
слово:
1.
шелестели;
2.
шелестящие;
3.
прошелестев.
III.
Деепричастный оборот
есть в предложении:
1.
Она не могла сама
объяснить, что с нею происходило.
2.
Над ними шептались листья,
уже тронутые желтизной.
3.
Дед, давно не слезая от
старости со своей печки, всё ещё пытался командовать.
IV.
Ошибка допущена в
построении предложений:
1.
Возвращаясь из школы, я
попал под ливень.
2.
Затруднившись в написании
слова, мне помог словарь.
3.
Подъезжая к деревне, у
меня спустило колесо.
V.
Знаки препинания расставлены
верно:
1.
Побывав в музее ребята
узнали много нового.
2.
Поезд, подходя к станции
замедляет ход.
3.
В глубине сада, раскинув
ветки, росла старая яблоня.
Для проверки:
I
вариант II
вариант
I.
–
3. I.
– 1.
II.
–
2. II.
– 3.
III.
–
2. III. – 3.
IV.
–
1,3 IV. – 2,3
V.
–
2 V. – 3.
Домашнее задание:
1) § 27; 2) №167 (III группа),
№ 165 (II группа), № 168 (I
группа)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.