Тема:
И.А.Крылов. Историческая основа басни «Волк на псарне». Аллегорическое изображение
Кутузова и Наполеона.
Учебно-воспитательные
цели.
·
знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на
псарне», её исторической основой;
·
закрепление теоретических сведений о
басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного
чтения известных мастеров слова, развитие анализа литературного произведения;
·
осуществлять эстетическое и нравственное
воспитание у учащихся.
Прогнозируемый
результат. Знать основные понятии и определении по
изучаемой теме. Уметь применять полученные знания на практике.
Оборудование,
наглядные пособия: учебное пособие, методическое
пособие, дополнительная литература, справочные материалы, презентация,
иллюстрация, постеры, маркеры, стикеры, плакат, толковый словарь.
Методы и формы:
объяснительный, поисковый, вопросно-ответная беседа, работа в МГ, анализ,
взаимооценка.
План урока.
I.
Оргмомент. Разминка. 3 мин.
II.
Деление на МГ. 2 мин.
III.
Подготовка к основному этапу урока. 5 мин.
IV.
Основной этап урока. 25 мин.
V.
Закрепление полученных знаний. 5 мин.
VI.
Подведение итогов урока. Оценивание.
Рефлексия. 4 мин.
VII.
Домашнее задание. 1 мин.
Ход урока.
I.
Оргмомент.
Психологический настрой учащихся. Создание
коллаборативной среды.
1. Разминка
«Дерево желаний». Доброе утро, ребята. Как вы уже знаете, басня – это эпический
жанр, который обличает человеческие пороки. Какие отрицательные черты характера
человека вы знаете? Учащиеся перечисляют: «Трусость, лживость, лицемерие и
т.д.» Подумайте, какими положительными чертами характера вы бы хотели обладать?
Или чтобы ими обладали люди, окружающие вас?
2. Задание
учащимся. Запишите на стикерах, лежащих перед вами, антонимичные
прилагательные, характеризующие человека с положительной стороны. Учащиеся
записывают слова на разноцветных стикерах в форме яблока, которые закрепляются
на «Дереве желаний».
II.
Деление на малые группы
по цветным стикерам-яблочкам: розовые, зеленые, желтые, оранжевые, красные.
III.
Подготовка к основному этапу урока.
1. Слайд
№ 1- 2. И.А. Крылов. Историческая основа басни «Волк на псарне». Аллегорическое
изображение Кутузова и Наполеона.
2. Слайд
№ 3. Постановка темы и целей урока перед учащимися.
3. Вызов:
Ребята, как вы думаете, о чем повествуется в этой басне?
4. Слайд
№ 4.Прослушивание басни «Волк на псарне». Совпали ли ваши мысли с текстом басни
после прослушивания?
IV.
Основной этап урока.
1. Вызов.
Были ли для вас непонятные после прочтения слова?
2. Работа
учащихся со словарем. Задание. Обсудить в группе, какие слова непонятны и найти
их толкование в словаре. Произведите словарную работу в тетрадях.
3. Слайд
№ 5. Защита словарной работы по группам.
4. Вызов.
Что вы знаете о Кутузове и Наполеоне?
5. Презентация
(слайды № 6-7) с подачей нового материала учащимися по предварительному заданию.
В Басне «Волк на псарне» отражены события войны 1812 года России с Францией.
Главнокомандующим русской армии был полководец М.И.Кутузов, а французской армии
– Наполеон. Вся ситуация басни воспроизводит то затруднительное положение, в
котором очутился Наполеон после сражения на Бородинском поле.
6. В
басне есть такие слова: «В минуту псарня стала адом». Каково ваше понимание
слова «ад»? Ребята аргументируют свои ответы.
Введение в свои
произведения мифических образов и сюжетов писателями называется мифологемой.
Это понятие мы будем изучать с вами в 6-ом классе.
Слайд № 8. «Бородинское
сражение». Рассмотрите картину. Эта картина была написана по стихотворению
М.Ю.Лермонтова «Бородино». В нем описывается сражение русских войск с
французами под Бородино, решившее исход войны. Вызывает ли она у вас ощущения
ада на земле и почему?
7.Слайд № 9 с теоретическим
материалом, где дано определение басне, аллегории, морали.
8. Упражнение
«Конверты». Учащимся раздаются конверты, каждой группе по одному вопросу. По
методике один - двое – вместе учащиеся должны ознакомиться с вопросом, обсудить
его в паре, затем в группе. Отобразить свою работу на постере.
1 – Раскройте
аллегорический смысл образов басни «Волк на псарне».
Какими
чертами характера наделены эти образы?
2 –
Определите главных героев этой басни. Сравните их речь:
высокопарную,
но лицемерную речь волка и простой, житейский,
прямой
язык ловчего. Какова авторская оценка этих героев?
3 –
Раскройте смысл противопоставления во фразе «Ты сер, а я,
приятель,
сед». Обратите внимание на разницу в «рычащем» звуке
«р»
(сер), и твердом «д» (сед). Какой дополнительный смысл внесли
эти
звуки в характеристику персонажей?
4 –
Сравните волка из этой басни с волком из басни И. Крылова
«Волк
и ягненок». Найдите сходство в их характерах и различие в
сюжетах басен.
5 –
Какова мораль басни? Найдите ее в тексте. Можно ли сказать, что
волк
наказан за свои грехи?
9. Защита
учащимися своих работ по группам.
10. Взаимооценка
по карточкам.
V.
Закрепление полученных знаний.
1. Викторина
«Отгадайте название басни». Слайды № 11-18.
2. Представление
учителем книг И.А.Крылова из библиотеки школы.
VI.
Подведение итогов урока. Оценивание.
Рефлексия «Колобки». Понравился ли вам, ребята
урок? Что полезного и нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?
VII.
Домашнее задание:
выучить басню «Волк на псарне» наизусть, проинсценировать басню по группам.
Слайд № 19.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.