Главная / Русский язык и литература / План урока по литературе на тему: И.А.Крылов. Историческая основа басни «Волк на псарне». Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона. (6 класс)

План урока по литературе на тему: И.А.Крылов. Историческая основа басни «Волк на псарне». Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона. (6 класс)

Тема: И.А.Крылов. Историческая основа басни «Волк на псарне». Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона.

Учебно-воспитательные цели.

  • знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;

  • закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие анализа литературного произведения;

  • осуществлять эстетическое и нравственное воспитание у учащихся.

Прогнозируемый результат. Знать основные понятии и определении по изучаемой теме. Уметь применять полученные знания на практике.

Оборудование, наглядные пособия: учебное пособие, методическое пособие, дополнительная литература, справочные материалы, презентация, иллюстрация, постеры, маркеры, стикеры, плакат, толковый словарь.

Методы и формы: объяснительный, поисковый, вопросно-ответная беседа, работа в МГ, анализ, взаимооценка.

План урока.

  1. Оргмомент. Разминка. 3 мин.

  2. Деление на МГ. 2 мин.

  3. Подготовка к основному этапу урока. 5 мин.

  4. Основной этап урока. 25 мин.

  5. Закрепление полученных знаний. 5 мин.

  6. Подведение итогов урока. Оценивание. Рефлексия. 4 мин.

  7. Домашнее задание. 1 мин.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся. Создание

коллаборативной среды.

  1. Разминка «Дерево желаний». Доброе утро, ребята. Как вы уже знаете, басня – это эпический жанр, который обличает человеческие пороки. Какие отрицательные черты характера человека вы знаете? Учащиеся перечисляют: «Трусость, лживость, лицемерие и т.д.» Подумайте, какими положительными чертами характера вы бы хотели обладать? Или чтобы ими обладали люди, окружающие вас?

  2. Задание учащимся. Запишите на стикерах, лежащих перед вами, антонимичные прилагательные, характеризующие человека с положительной стороны. Учащиеся записывают слова на разноцветных стикерах в форме яблока, которые закрепляются на «Дереве желаний».

  1. Деление на малые группы по цветным стикерам-яблочкам: розовые, зеленые, желтые, оранжевые, красные.

  2. Подготовка к основному этапу урока.

  1. Слайд № 1- 2. И.А. Крылов. Историческая основа басни «Волк на псарне». Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона.

  2. Слайд № 3. Постановка темы и целей урока перед учащимися.

  3. Вызов: Ребята, как вы думаете, о чем повествуется в этой басне?

  4. Слайд № 4.Прослушивание басни «Волк на псарне». Совпали ли ваши мысли с текстом басни после прослушивания?

  1. Основной этап урока.

  1. Вызов. Были ли для вас непонятные после прочтения слова?

  2. Работа учащихся со словарем. Задание. Обсудить в группе, какие слова непонятны и найти их толкование в словаре. Произведите словарную работу в тетрадях.

  3. Слайд № 5. Защита словарной работы по группам.

  4. Вызов. Что вы знаете о Кутузове и Наполеоне?

  5. Презентация (слайды № 6-7) с подачей нового материала учащимися по предварительному заданию. В Басне «Волк на псарне» отражены события войны 1812 года России с Францией. Главнокомандующим русской армии был полководец М.И.Кутузов, а французской армии – Наполеон. Вся ситуация басни воспроизводит то затруднительное положение, в котором очутился Наполеон после сражения на Бородинском поле.

  6. В басне есть такие слова: «В минуту псарня стала адом». Каково ваше понимание слова «ад»? Ребята аргументируют свои ответы.

Введение в свои произведения мифических образов и сюжетов писателями называется мифологемой. Это понятие мы будем изучать с вами в 6-ом классе.

Слайд № 8. «Бородинское сражение». Рассмотрите картину. Эта картина была написана по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино». В нем описывается сражение русских войск с французами под Бородино, решившее исход войны. Вызывает ли она у вас ощущения ада на земле и почему?

7.Слайд № 9 с теоретическим материалом, где дано определение басне, аллегории, морали.

8. Упражнение «Конверты». Учащимся раздаются конверты, каждой группе по одному вопросу. По методике один - двое – вместе учащиеся должны ознакомиться с вопросом, обсудить его в паре, затем в группе. Отобразить свою работу на постере.

1 – Раскройте аллегорический смысл образов басни «Волк на псарне».

Какими чертами характера наделены эти образы?

2 – Определите главных героев этой басни. Сравните их речь:

высокопарную, но лицемерную речь волка и простой, житейский,

прямой язык ловчего. Какова авторская оценка этих героев?

3 – Раскройте смысл противопоставления во фразе «Ты сер, а я,

приятель, сед». Обратите внимание на разницу в «рычащем» звуке

«р» (сер), и твердом «д» (сед). Какой дополнительный смысл внесли

эти звуки в характеристику персонажей?

4 – Сравните волка из этой басни с волком из басни И. Крылова

«Волк и ягненок». Найдите сходство в их характерах и различие в

сюжетах басен.

5 – Какова мораль басни? Найдите ее в тексте. Можно ли сказать, что

волк наказан за свои грехи?

  1. Защита учащимися своих работ по группам.

  2. Взаимооценка по карточкам.

  1. Закрепление полученных знаний.

  1. Викторина «Отгадайте название басни». Слайды № 11-18.

  2. Представление учителем книг И.А.Крылова из библиотеки школы.

  1. Подведение итогов урока. Оценивание. Рефлексия «Колобки». Понравился ли вам, ребята урок? Что полезного и нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Домашнее задание: выучить басню «Волк на псарне» наизусть, проинсценировать басню по группам. Слайд № 19.

План урока по литературе на тему: И.А.Крылов. Историческая основа басни «Волк на псарне». Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона. (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Учебно-воспитательные цели.

·        знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;

·        закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие анализа литературного произведения;

·         осуществлять эстетическое и нравственное воспитание у учащихся.

Прогнозируемый результат. Знать основные понятии и определении по изучаемой теме. Уметь применять полученные знания на практике.

Автор Нагибина Анжела Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 958
Номер материала 52522
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓