t= 1 мин.
Метод
словесный: рассказ.
t=5мин.
Метод
словесный: рассказ, с элементами фронтального опроса.
Метод
наглядный: таблица.
t=20 мин.
Метод
словесный: рассказ, объяснение.
Метод
наглядный: демонстрация опыта.
Метод
наглядный: схема, таблица.
Метод
словесный: рассказ с элементами фронтального опроса.
Метод
практический: построение графика.
Запись
в тетрадь.
Метод
наглядный: демонстрация опыта.
Метод
словесный: рассказ с элементами фронтального опроса.
Метод
практический: построение графика.
Запись
в тетрадь.
Запись
в тетрадь.
Метод
словесный: рассказ.
Метод
наглядный: рисунок.
t=2мин.
Метод
словесный: рассказ.
t=10 мин.
Метод
практический: решение задач (ученик самостоя-тельно у доски).
t= 2мин.
Метод
словесный: рассказ с элементами фронтального опроса.
|
Ход
работы:
I.Организационная
часть:
Здравствуйте,
ребята! Садитесь!
Меня
зовут, Валерия Витальевна. И я буду вести занятия по физике некоторое время
(до конца четверти).
II.Проверка
знаний, умений, навыков:
На
предыдущих уроках были рассмотрены три величины, с которыми мы имеем дело в
любой электрической цепи.
В:
Перечислите эти величины.
О: сила
тока, напряжение, электрическое сопротивление.
Сейчас я
вам раздам карточки. В этих карточках дайте небольшую характеристику каждой
из этих величин по плану:
1)Как обозначается данная
величина?
2) В каких единицах измеряется?
3) Расчетная формула.
4) Примечание ( по желанию).
Это задание выполняем в течение 2 мин.
Кто выполнит вперед, выходит к доске и заполняет эту таблицу у доски, а
остальные сверяют со своими таблицами.
Название
|
Обозначение
|
Единицы измерения
|
Расчетная формула
|
Примечание
|
Сила тока
|
I
|
Ампер
[A]
|
|
q-заряд
t-время
|
Напряжение
|
U
|
Вольт
[B]
|
|
A-работа
q-заряд
|
Сопротивление
|
R
|
Ом
[Om]
|
|
-
-длина
S-площадь поперечного сечения
|
Данная
таблица поможет вам при решение задач.
III.
Изучение нового материала:
Запишите
в рабочих тетрадях сегодняшнее число и тему нашего урока: «Закон Ома для
участка цепи».
Сегодня, мы постараемся выяснить, как сила тока зависит от напряжения и от
сопротивления проводника.
Разобьем
этот вопрос на 2 этапа.
Этап
1.
Давайте
сначала выясним, как сила тока зависит от напряжения проводника при
постоянном сопротивлении проводника.
Хочу
обратить ваше внимание на собранную электрическую цепь, которая располагается
на столе.
Она
состоит из источник тока, ключа, демон. амперметра, вольтметра, реостата
(проводника). Данная схема изображена на доске, зарисуйте её в своих
тетрадях. А так же зарисуйте таблицу. Сопротивление проводника у нас
постоянное, т.е. одно и то же
R,Om
|
U,B
|
I, A
|
Const
|
|
|
Const
|
|
|
Const
|
|
|
Замыкаем цепь.
Мы
видим, что вольтметр показывает 2 В.
В: Что
показывает амперметр?
О: 1
Ампер.
Запишите
данные значения в таблицу.
Увеличим
напряжения до 4 В.
В: Как
изменилась сила тока?
О:
Увеличилась и равна 2 А.
Еще раз
увеличим напряжение до 6 В.
В: Какую
силу тока показывает сейчас амперметр?
О: 4 А.
Можно
заметить по таблице, что во сколько раз мы увеличили напряжение, во столько
же раз увеличилась сила тока.
В:
начертите график этой зависимости силы тока от напряжения.
(у
доски 1 чел.)
Мы видим
из графика, что сила тока прямо пропорциональна напряжению.
Запишите:
Сила
тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах
проводника. I~U
Этап 2.
Выясним,
как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении.
Электрическая
цепь остается та же самая, только здесь будем увеличивать сопротивления.
Зарисуйте
таблицу в тетрадь.
U,B
|
R,Oм
|
I, A
|
Const
|
|
|
Const
|
|
|
Const
|
|
|
Сейчас у
нас один проводник. Замыкаем цепь.
В: Что
показывает амперметр?
О: 4 А.
Запишите
это в таблицу.
Увеличиваем
сопротивление в 2 раза.
В: Как
изменилась сила тока?
О: 2 А.
Увеличиваем
сопротивление в 3 раза.
Записываем
показания в таблицу.
Итак,
таблица у нас заполнена и мы видим, что во сколько раз мы увеличивали
сопротивление проводника, во столько же раз уменьшилась сила тока.
Нарисуйте
график зависимости силы тока от сопротивления проводника.
(у доски
один ученик)
График
этой функции является гипербола, следовательно, сила тока в проводнике
обратно пропорциональна сопротивлению.
Запишите:
Сила
тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
Обобщим
эти результаты: (запишите)
Зависимость
силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка
называют законом Ома. По имени немецкого ученого Георга Ома (1827)
Закон
Ома для участка цепи:
Сила тока на
участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и
обратно пропорциональна его сопротивлению.
Из этой
формулы можно выразить и
Хочу
добавить, что сопротивление не зависит от напряжения и силы тока, это
величина постоянная.
В: А от
чего зависит сопротивление?
О: от
длины проводника, площади поперечного сечения и рода материала.
Для
удобства запоминания закона Ома можно пользоваться этим треугольником.
IV.Домашнее
задание:
§ 42,44.
Упр. 17 (2), Упр.19 (2,4)
V.Закрепление
изученного материала:
Упр. 19
(1)
Напряжение
на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного
элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
Дано:
U=220 B
R=50 Oм
|
Решение:
Ответ:
4,4 А
|
Найти : I-?
|
№1217
(самостоятельно)
VI.
Подведение итогов:
Подведем
итог нашего урока.
В: Между
какими величинами устанавливается зависимость закона Ома?
О: Сила
тока, напряжение, сопротивление.
В:
Формула закона Ома?
О:
Всем
спасибо.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.