Главная / Другое / План урока по дисциплине «Экономика» Тема урока: «История возникновения денег»

План урока по дисциплине «Экономика» Тема урока: «История возникновения денег»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение краснодарского края

«КАНЕВСКОЙ аГРАРНО технологический КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ КККАТК)






План урока по дисциплине

«Экономика»





Тема урока:

«История возникновения денег»






15.04.2014 г.

План урока подготовил
преподаватель

А.В. Куприян

Характеристики урока:

Специальность/профессия: 260807.01 Повар, кондитер

Группа № 148

Дисциплина: Экономика

урока в перспективно-тематическом плане: № 89, 90

Тип урока: комбинированный

Количество аудиторных часов, отведенных на изучение темы в соответствии с рабочей программой: 2 ауд.ч. (по 45 мин)


План урока одного аудиторного часа:

  1. Вводная часть.

  1. Орг. момент. (2 мин)

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания устный опрос по пройденным темам. (7 мин)

II. Основная часть.

  1. Изучение нового материала. (27 мин.) через: лекцию преподавателя, выполнение студентами упражнений на определение видов денежных средств, функции денег.

  2. Закрепление изученного. Выявление степени усвоения материала. (3 мин.) через: формулирование тематических определений, вопросов по схеме студент-студент, выражение личного отношения к деньгам.

  3. Объяснение домашнего задания (3 мин)

  1. Итог

  1. Итог урока. Комментарий по оценкам. (5 мин)


*При изучение темы в соответствии с рабочей программой на 2 аудиторных часа (по 45 мин), д/з и итог урока в конце 2 аудиторного часа.

Цели учебного занятия:

1) образовательные:

- изучение и усвоение теоритического материала по теме «История возникновения денег»

2) практические:

- применение терминов при изучении материала. Применение педагогических технологий адаптивного обучения через разнообразные виды контроля (студент - студент, преподаватель – студент, группа – группа).

3) воспитательные:

- воспитание профессиональной этики;

- воспитание профессионально важных качеств: профессионального долга, исполнительности и т.д.;

Средства обучения:

1) специальное оборудование:

- интерактивная доска;

- рабочие тетради;

Методы обучения:

1) информационно-развивающие: объяснение и самостоятельная работа с учебным материалом

2) проблемно-поисковые: учебная дискуссия в работе с малыми группами

3) репродуктивные методы: воспроизведение изученного материала, выполнение заданий

4) творческо-репродуктивные: подготовить реферат по теме урока.


В ходе урока применяются современные педагогические технологии в сочетании с использованием информационных и коммуникационных технологий:

- Метод проектов – реализуется непосредственно в мультимедийной презентации.

- Дифференцированный подход к обучению реализован с использованием опроса-тестирования в ходе презентации.

- Здоровье сберегающие технологии - предполагается физ. пауза (тренинг глаз-смотрим далеко в окно, и смена мест студентами)

Критерии к уровню освоения содержания занятия по теме:

В результате изучения данного материала студент должен

1) иметь представление:

- о будущей сфере деятельности;

- о нравственно-духовных аспектах деятельности.

2) знать:

- основные понятия по данной теме, такие как деньги, их виды, функции.

Основные понятия: деньги, их функции, бонистика, нумизматика, фальшивомонетничество.

3) уметь:

- работать в группе;

- формулировать и излагать свои мысли по вопросу происхождения денежных средств, используя проф. лексику;

- анализировать и обобщать полученную информацию.

4) владеть:

- навыками совместной работы в команде;

- навыками публичного выступления и отстаивания своей точки зрения.

Меж предметные связи:

Финансы и ВОО, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, право, культурология

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Л.Н. Череданова

«Основы экономики и предпринимательства», стр. 39-45, конспект


Урок по экономике на тему: "История возникновения денег "




Краткий план урока одного аудиторного часа:





  1. Вводная часть.



  1. Орг. момент. (2 мин)

  2. Контроль, проверка домашнего задания устный опрос по пройденным темам. (8 мин)







II. Основная часть


  1. Изучение нового материала, объяснение материала преподавателем. (27 мин.)

  2. Предполагается физ. пауза (тренинг глаз-смотрим далеко в окно, и смена мест студентами)

  3. Закрепление изученного. Выявление степени усвоения материала. (3 мин.)

  4. Объяснение Д/з (3 мин)






III. Итог


  1. Итог урока. Комментарий по оценкам. (5 мин)











  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок! Перекличка!


  1. Проверка домашнего задания.


- что такое инфляция? (повышение общего уровня цен на товары и услуги, превышение денежной массы над общим количеством товара)


- что такое труд? (это физическая или интеллектуальная деятельность человека для производства товаров и услуг)


-какие способы обмена товаров и услуг существуют? (бартер, купля-продажа)


- Что такое бартер? (прямой обмен одних товаров на другие)


- что такое купля-продажа? (это обмен, в котором участвуют деньги)


- что такое конкуренция? (Конкуренция (от латинского «concurrere»-сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.)


- что такое заработная плата? (плата за труд)


- что такое цена? (денежное выражение стоимости товара или услуги)


-над какой темой работали на прошлом уроке? (функции государства - Политическая функция, экономическая, социальная, правоохранительная, функция обороны)


- что такое банки?


- что такое дефолт?


- рента?




Молодцы!



Основная часть


Слайд 1

Деньги существуют так же давно, как и сама человеческая цивилизация. На протяжении многих веков деньги постоянно изменялись и современное их состояние нельзя признать завершенным. Люди редко задаются вопросом, что же такое деньги? Даже в некоторых экономических курсах отсутствует эта тема.


Слайд 2

Полученные сегодня знания помогут Вам развить общие компетенции:

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

узнаете:

- основные положения экономической теории;


Слайд 3

По мере развития разделения труда, роста товарного производства обмен становится все более регулярным. В результате отделения скотоводства от земледелия первого крупного общественного разделения труда скот уже не случайно, а систематически обменивается на другие товары. У людей появляются излишки производства, которые можно обменивать на другие товары.


Слайд 4

Поэтому мы подходим к первому определению как товарообмен (записать).


Слайд 5

Даже самые примитивные цивилизации в самых глухих уголках Земли создали свои виды денег. Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала тому товару, на который был наибольший спрос или который был наиболее удобен для этих целей.

Возникла необходимость рождения общего мерила, эквивалента стоимости всех товаров и услуг, появились первые товарные деньги.


Слайд 6

К сведению. В течение нескольких столетий у многих народов роль денег играл крупный рогатый скот. В начальные времена на Руси суммарным названием того, что теперь называется деньгами, было слово скот, служившее собирательным названием не только домашних животных, но также имущества и обменных знаков (скотьница — казна, казнохранилище; скотолюбие — корыстолюбие).

Когда в 907 году князь Олег и его дружина заключали мирный договор с Византией, они клялись «оружьемъ своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотъимъ богомъ» (Повесть временных лет).

Так на Руси например, 1 овца равнялась = 1 топору или 3 мешкам зерна. Здесь каждый из товаров, на который обменивается скот, служит эквивалентом его стоимости.

Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба.





Слайд 7

Например, в XV в. в Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и потому тогдашний справочник цен (прейскурант) выглядел следующим образом:


за подкову — 1 рыбина;

за пару женских башмаков — 3 рыбины;

за бочонок вина — 100 рыбин;

за бочонок сливочного масла — 120 рыбин.


О том, сколь большую роль деньги играли в жизни людей с древнейших времен, красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там 5 тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку — самое ценное, что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.

Человечество долго искало тот универсальный денежный товар, который будет интересен для всех участников рынка и позволит вести любые сделки.



Слайд 8


Русское слово «золото» происходит от названия очень ценившихся из-за их высокого качества монет императора Траяна, который отчеканил золотые солиды для варваров, и монеты имели хождение на территории Руси.

В течение многих веков наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы — серебро и золото, которые имели ряд преимуществ:

ВОПРОС студентам: Каких?


Слайд 9


1) однородность;

2) высокая ценность даже малого объема;

3) устойчивость к воздействиям окружающей среды;

4) легкая делимость на произвольные по размеру части;

5) умеренная ограниченность;

6) относительная стабильность предложения.



Слайд 10

Вот почему золото и серебро в виде слитков и монет надолго стали основой денежных систем многих стран мира и на протяжении веков слова «золото», «серебро» и «деньги» были синонимами.

С учетом сказанного выше, приведем определение денег. Итак мы подошли к определению денег.

ВОПРОС студентам: Но как же называется выпуск денег?

Эмиссия - выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков.


Образно сказал о рождении денег выдающийся историк Фернан Бродель: «Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздается и лепет денег».



Слайд 11

Кто же впервые осуществил выпуск золотых денег????


Царь Крёз первый начал чеканку золотых монет. Александр Македонский первым стал чеканить монеты со своим портретом. Форма монеты приближалась к кругу.

Монеты, которые ныне чеканятся на государственных монетных дворах, — это самый древний вид денег: в Древней Греции монеты начали чеканить еще в VIII-VII вв. до н. э. В Риме первый монетный двор был учрежден при храме Юноны-Монеты, откуда и произошел этот термин. Материалом для изготовления монет обычно служат специальные сплавы (лигатуры), обладающие хорошей устойчивостью к истиранию, поскольку монета так быстро переходит из рук в руки, что мягкий металл не прослужил бы и года.

Например, за время своего правления Петр I вдвое обесценил рубль, сократив именно в такой пропорции количество серебра, расходуемого на чеканку рублевой монеты.



Слайд 12

На Руси во множестве стали появляться поддельные деньги. На приведенном рисунке Вы можете увидеть – казнь фальшивомонетчиков.

Также в период правления царя Алексея Михайловича в Москве - 4 августа 1662 г. произошло восстание.

Это восстание, вошедшее в историю под названием «Медного бунта», жестоко подавили — более 1 тыс. человек было убито, повешено, потоплено в Москве-реке, но тем не менее через год обесцененные медные деньги в России были изъяты из обращения.

Впрочем, и сегодня чеканка золотых монет продолжается, но очень ограниченно, и эти монеты не предназначены для свободного обращения — их покупают коллекционеры.



Слайд 13

Коллекционирование металлических денег называется нумизматикой (записать). В России первый «мюнцкабинет» - собирание монет и медалей – создал Пётр 1.

В России и сейчас действует общество нумизматов. Аукцион проводится ежедневно на Таганской площади в Москве.



Слайд 14

Коллекционирование бумажных денег называется – бонистикой.


Слайд 15


История рубля, но начнем с гривны, рубля еще не было


Слово гривна (от общеславянского *griva — шея) — «ожерелье». К XI веку гривнами называли слитки серебра продолговатой формы, вес которых на протяжении нескольких столетий колебался от 150—200 (в X—XII веках) до 50—60 граммов (в XIII веке). Меньшие, чем гривна, денежные знаки назывались: куны, резаны, ногаты. Кроме того, на Руси имели хождение серебряные и золотые монеты — византийские и арабские. Чеканились и собственные монеты, но с какой регулярностью и каким номиналом, неизвестно.

В Новгороде в XIII веке наряду с названием "гривна" стало употребляться название "рубль". Так стали называть новгородскую гривну, которая представляла собой слиток серебра палочкообразной формы, длиной 14-20 см, с одной или несколькими вмятинами на "спинке" и весом примерно 200 г. Первое известное упоминание о рубле относится к концу XIII века. О нем говорится в берестяной грамоте Великого Новгорода, датируемой 1281-1299 гг.

"Рубль", как название, возникло после того, как стали рубить пополам гривну. Гривна - это серебряный слиток, который служил в качестве денег на Руси во время татаро-монгольского ига.

Термин "деньги" произошел от названия монеты Золотой Орды - "тенга". Это имя прижилось, и теперь это всем знакомое "деньги".

Корень "руб", по мнению специалистов, означает край, кайма. Кстати, "руб" на украинском, белорусском и польском - рубец, а на сербскохорватском - шов, кайма.

Таким образом, термин рубль, скорее всего, следует понимать как "слиток со швом". Рубль получил на Руси широкое распространение. Появляется московский рубль, форма и вес которого копирует новгородский.

На лицевой стороне новой монеты чеканилось изображение копейщика — всадника, поражающего копьем змия, отчего монета получила обиходное название: копейка.


Слайд 16

Лишь относительно недавно в денежном мире произошла революция — появились бумажные деньги.


Впервые они были пущены в обращение в Древнем Китае в IX в.

Например, на Руси для этого пользовались кусочками штемпелеванной кожи, а в Китае XIII в. император Хубилай повелел «чеканить» деньги из коры тутового дерева, заверяя их своей императорской печатью.

В странах западной цивилизации пионером в деле широкого выпуска бумажных денег стали Североамериканские Штаты (предтеча нынешних Соединенных Штатов Америки) — в 1690 г. такие денежные знаки стал печатать штат Массачусетс.

Надо сказать, что внедрение банкнот как нового вида денег вовсе не вызывало особого восторга.

К сведению. Еще в 1725 г. выдающийся английский философ, историк и экономист Дэвид Юм предлагал ни много ни мало как просто уничтожить бумажные деньги на 12 млн. фунтов стерлингов, что составляло 40% всей массы денег, обращавшихся в Англии в тот момент! По его мнению, такая «казнь» бумажных («плохих») денег стала бы верным способом вызвать приток в королевство драгоценных металлов («хороших денег»).

Критика бумажных денег не осталась незамеченной. В дальнейшем, когда многие страны стали создавать центральные банки, именно последним было дано исключительное право выпуска банкнот — но уже от имени государства. Причина была проста: считалось, что это гарантирует наивысшую надежность банкнот и исключает эмиссию денег, не обеспеченных реальными ценностями (первоначально надежность банкнот гарантировалась их свободным обменом на золото).



















План урока по дисциплине «Экономика» Тема урока: «История возникновения денег»
  • Другое
Описание:

Слайд 1

Деньги существуют так же давно, как и сама человеческая цивилизация. На протяжении многих веков деньги постоянно изменялись и современное их состояние нельзя признать завершенным. Люди редко задаются вопросом, что же такое деньги? Даже в некоторых экономических курсах отсутствует эта тема.

 

Слайд 2

Полученные сегодня знания помогут Вам развить общие компетенции:

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

узнаете:

- основные положения экономической теории;

 

Слайд 3

По мере развития разделения труда, роста товарного производства обмен становится все более регулярным. В результате отделения скотоводства от земледелия  первого крупного общественного разделения труда  скот уже не случайно, а систематически обменивается на другие товары. У людей появляются излишки производства, которые можно обменивать на другие товары.

 

Слайд 4

         Поэтому мы подходим к первому определению как товарообмен (записать).

 

Слайд 5

Даже самые примитивные цивилизации в самых глухих уголках Земли создали свои виды денег. Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала тому товару, на который был наибольший спрос или который был наиболее удобен для этих целей.

Возникла необходимость рождения общего мерила, эквивалента стоимости всех товаров и услуг, появились первые товарные деньги.

 

Слайд 6

К сведению. В течение нескольких столетий у многих народов роль денег играл крупный рогатый скот. В начальные времена на Руси суммарным названием того, что теперь называется деньгами, было слово скот, служившее собирательным названием не только домашних животных, но также имущества и обменных знаков (скотьница — казна, казнохранилище; скотолюбие — корыстолюбие). 

Когда в 907 году князь Олег и его дружина заключали мирный договор с Византией, они клялись  «оружьемъ своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотъимъ богомъ» (Повесть временных лет).

Так на Руси например, 1 овца  равнялась = 1 топору или 3 мешкам зерна. Здесь каждый из товаров, на который обменивается скот, служит эквивалентом его стоимости.

Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба.

 

 

 

 

Слайд 7

Например, в XV в. в Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и потому тогдашний справочник цен (прейскурант) выглядел следующим образом:

 

за подкову — 1 рыбина;

за пару женских башмаков — 3 рыбины;

за бочонок вина — 100 рыбин;

за бочонок сливочного масла — 120 рыбин.

Автор Куприян Александр Васильевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 610
Номер материала 27150
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓