План
урока по биологии в 7 классе
на
тему «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»
Тип
урока: урок изучения и первичного закрепления
новых знаний.
Цели
урока:
Образовательные:
сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых
червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с
плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с
многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их
внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;
Развивающие:
продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их,
делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно
работать с текстом учебника, рисунками;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам»,
к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их
роль в природе.
Оборудование:
таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, раздаточный
материал: рабочие листы, домино, презентация урока.
Планируемые
результаты:
1.
Узнавать по рисункам и называть системы
органов;
2.
Распознавать и описывать представителей
типа Кольчатые черви, класса Многощетинковые черви;
3.
Сравнивать строение органов кольчатых и
круглых червей.
Ход
урока
I.
Организационный момент
Учитель:
здравствуйте ребята! Сегодня как обычно мы будем работать в группах и
«зарабатывать» жетоны разных цветов. В конце урока они будут обменены на
оценки. Работать мы будем по следующему плану:
Ø Повторение
ранее изученного материала;
Ø Изучение
нового материала;
Ø Закрепление
нового материала;
Ø Подведение
итогов.
II.
Повторение изученного материала
Учитель:
какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)
Учитель:
предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на
экране и в рабочих листах. Пока группы отгадывают кроссворд, два человека от
каждой группы в это время работают над тестами по подготовке к ГИА. (см.
материалы к уроку) Тесты сдаете моему помощнику, он их оценивает и выдает
жетоны группе.
Вопросы
к кроссворду
По
горизонтали: 1. Хозяин, в теле которого происходит
половое размножение паразитов. 2. Половые органы самок. 3. Название рыхлой
соединительной ткани, которой заполнены промежутки между органами у плоских
червей.
По
вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как
называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название
отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название
класса червей, к которому принадлежит белая планария.
По
итогам раздаются жетоны.
III.
Изучение нового материала
Запишите
в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс
Многощетинковые черви»
Учитель:
как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях?
(где
обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы
жизнедеятельности).
Учитель:
послушаем доклад вашего одноклассника о многообразии многощетинковых червей.
Ваша задача внимательно слушать и делать пометки в таблице «Общая
характеристика червей», которую мы начали заполнять на предыдущих уроках. В
конце выступления вашего одноклассника, мы подведем итоги.
Доклад
учащегося:
Тип
Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей,
обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В
настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых
широко распространены и известны три.
Слайд
Многощетинковые
черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые
представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.
Большинство
морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье
нереиды или нереисы.
Форма
тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и
название типа Кольчатые черви).
Окраска
червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды
служат основной пищей для промысловых морских рыб и поэтому в 1939-1941 гг. они
были переселены из Азовского моря в Каспийское, где ранее не водились. Нереиды
хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом
для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну.
Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела,
которые называют параподиями. Это прообраз конечностей более
высокоорганизованных животных – членистоногих (насекомых, ракообразных и паукообразных).
Параподии содержат в себе своеобразную арматуру - многочисленные щетинки
(отсюда и название класса Многощетинковые). Червь загребает параподиями
спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед.
Передние сегменты, сливаясь образуют хорошо выраженный головной отдел, на
котором расположены рот, пара щупиков (пальпы), пара щупалец (антенны) и усики.
Это органы осязания и химического чувства. А кроме того здесь расположены пары
глазков. На заднем конце тела – анальная лопасть, там из названия располагается
анальное отверстие и зона роста. Своеобразный многощетинковый червь пескожил
зарывается в заиленный песок, который пропускает через кишечник и переваривает
содержащиеся в нем органические вещества. Длина этого червя от 20 до 40 см.
Пескожил также является кормом для рыб, ракообразных, иглокожих,
кишечнополостных и птиц.
Среди
многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда
её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца
приобретают перисторазветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в
добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со
взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.
Учитель:
а теперь по таблице «Общая характеристика червей», которую мы с вами начинали
ещё на прошлых уроках сформулируем более четко общую характеристику Типа
Кольчатые черви.
Работаем
по плану в таблице.
Характеристика
|
Тип Плоские черви
|
Тип
Круглые черви
|
Тип Кольчатые черви
|
1.
Представители
|
|
|
Кл.Многощетинковые;
кл.Малощетинковые
|
2.
Численность
|
|
|
9
тыс. видов
|
3.
Среда
обитания
|
|
|
Водная,
почвенная
|
4.
Симметрия
тела
|
|
|
Двусторонняя
симметрия
|
5.
Форма
тела
|
|
|
Тело
вытянутое, состоит из сегментов или колец
|
6.
Полость
тела
|
|
|
Вторичная
(целом), заполнена жидкостью
|
7.
Слои
клеток
|
|
|
3
слоя
|
8.
Кожно-мускульный
мешок
|
|
|
Тонкая
кутикула – эпителий+кольцевые и продольные мышцы
|
9.
Ткани
|
|
|
4
типа
|
10. Системы
органов
|
|
|
Опорно-двигательная,
пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ
|
Работа
с группами по заполнению таблицы 1-5 пункты
Учитель:
6 пункт таблицы – полость тела. У кольчатых червей вторичная полость тела или
целом, отличается от первичной тем, что вторичная полость тела выстлана
собственным внутренним эпителием, который формируется из мезодермы.
Целомическая полость находится между кишечником и стенкой тела и поделена
продольно на две половинки, правую и левую, двуслойной клеточной перегородкой.
Кроме того, вторичная полость разделена на сегменты и поперечными
перегородками, т.е. она состоит как бы из отдельных отсеков. Эта внутренняя
сегментация совпадает с наружной кольчатостью. Полость заполнена жидкостью.
Каковы функции целомической жидкости? (участвует в обмене веществ, переносит
питательные вещества, накопляет и выводит наружу вредные для организма
вещества, служит гидроскелетом).
ПРОБЛЕМА
Почему
в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела?
Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная
полость тела кольчатым червям?
(При
повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из
одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых
червей).
Учитель:
Человек использует план строения вторичной полости тела в своих технических
конструкциях, так современные кораблестроители для повышения живучести крупных
судов, в особенности подводных лодок, трюм корабля разделяют переборками, и
пробоина не всегда приводит к гибели судна. Это не единичные примеры, когда
научные изыскания основываются на принципах работы живых организмов. Есть
наука, занимающаяся этими вопросами – БИОНИКА.
Учитель:
а теперь давайте вспомним, какие функции выполняет каждая система органов, для
этого соберем зоологическое домино. На партах разложено домино, берем и
начинаем раскладывать. Первой делаю ход я, а потом группы по очереди собирают
домино.
Работа
с карточками домино на партах и на слайде презентации.
Учитель:
сейчас, после того, как мы с вами вспомнили какие функции выполняет каждая из
систем органов, давайте посмотрим какое строение они имеют у многощетинкового
червя нереиды. Работаем в группах по рабочим листам. Выполняем задание 2 в
течении 5 минут, после представители группы выступят перед нами с отчетом о
проделанной работе.
Заслушиваются
выступления ребят о строении пищеварительной, выделительной, нервной систем,
кровеносной системы, а также о дыхании и размножении многощетинковых червей.
Заполняется
таблица по мере выступления учащихся.
Раздаются
жетоны
IV.
Закрепление изученного материала
Сейчас
между группами пройдет конкурс вопрос-ответ. На слайде будут появляться вопросы
и группам по очереди нужно будет ответить на них, при этом за правильный ответ
группа получиткрасный жетон, а за неверный ответ синий жетон. Если группа не
справилась с ответом, на этот же вопрос отвечает следующая группа.
Раздача
жетонов
V.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
ну а теперь для подведения итогов я предлагаю вам составить синквейн по теме
малощетинковые черви. Если кто забыл, как составить синквейн смотрим на слайд
Пример
синквейна по теме Многощетинковые черви:
Малощетинковые
черви
Вторичнополостные,
кольчатые
Активно
передвигаются, размножаются половым и бесполым способом, питаются
Морские
свободноживущие сложно устроенные черви
Подсчет
жетонов и выставление оценок.
VI.
Домашнее задание
n Изучить
§ 18
n Ответить
на вопросы с. 87
n Задание
на выбор:
- подготовить
сообщение о любом представителе Кольчатых червей;
- подготовить
тесты по теме класс Многощетинковые черви;
- составить
кроссворд по теме Кольчатые черви.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.