Главная / Биология / План урока по биологии на тему "Доказательство эволюции"

План урока по биологии на тему "Доказательство эволюции"

ГАОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»




Творческий проект

план урока по биологии на тему:

«Доказательства эволюции»







Подготовила: Милицкова Н.Е., преподаватель биологии ГАОУ СПО

«Чистопольский политехнический колледж»









г. Чистополь

2012




hello_html_5a95f6ba.gif ТЕМА УРОКА: «Доказательства эволюции»

Милицкова Н.Е - преподаватель биологии ГАОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»

Цели:

  • Обучающие:

    • повторить основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина;

    • получить представление об основных доказательства развития органического мира;

    • выявить ключевые понятия доказательств эволюции;

    • расширить кругозор знаний обучающихся о разнообразных формах жизни на планете Земля.

  • Воспитательные:

    • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,

    • способствовать воспитанию культуры общения.

  • Развивающие:

    • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),

    • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,

    • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,

    • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Планируемые результаты: Обучающиеся получают представление об основных доказательства развития органического мира.

Методы обучения: Частично поисковый.


Форма организации

учебной деятельности: урок с использованием Интернет-ресурсов.

Оборудование:

  • компьютеры, выход в Интернет

  • коллекции “Формы сохранности ископаемых видов растений и животных”;

  • таблицы “Схемы кровообращения позвоночных”, “Схемы строения головного мозга позвоночных”, “Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные”;

  • объемные таблицы “Развитие зародышей хордовых животных”.

Ход урока

I. Проверка знаний – фронтальная беседа.

  1. Определите понятие эволюции.

  2. Назовите периоды развития эволюции.

  3. Расскажите об основных взглядах и ошибках Ж.Б.Ламарка, определите роль его трудов в развитии биологии.

  4. Какова роль К. Рулье в распространении эволюционных взглядов в России?

  5. Какие предпосылки возникновения дарвинизма вам известны?

  6. Назовите основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

  7. Назовите движущиеся силы эволюции.

II. Актуализация знаний:

Существование факта эволюции, как процесса исторического развития живых организмов от простых форм к более высокоорганизованным, был принят учеными и подтвержден данными различные наук. На сегодняшний день биохимия, палеонтология, генетика, эмбриология, анатомия, систематика и многие другие науки располагают фактами, доказывающими существование эволюционного процесса. Поэтому цель этого урока: выявить и раскрыть сущность основных доказательств эволюции. (презентация.)

III. Изучение нового материала:

  1. Просматривают презентацию(рассказ)

  2. Обучающиеся получают карточку-задание для работы с Интернет- ресурсом:


Карточка – задание к теме «Доказательства эволюции»


Выйдите на сайт http://www.darwin.museum.ru/expos/floor3/Evol/geo.htm - «Доказательства эволюции». ( http://www.google.ru Доказательства эволюции )

Задание по теме «Биохимические доказательства»

1. Откройте страницу «Биохимические доказательства» и прочтите текст.

hello_html_98096fb.png

2. Дайте ответы на вопросы:

  1. Что является элементарной единицей строения всех живых организмов?

  2. Каков химический состав организмов?

  3. О чем говорит универсальность генетического кода?

  4. Молекулы, какого вещества являются аккумуляторами энергии для живых организмов?

  5. Есть ли различия в процессах митоза и мейоза?

3. Сформулируйте вывод о роли данных биохимии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов, запиши в тетрадь.

Задание по теме «Морфологические доказательства».

1. Откройте страницу «Морфологические доказательства» и прочтите текст.

hello_html_2cb604c9.png

2. Дайте определения ключевым понятиям: сравнительная анатомия, гомологичные органы, дивергенция, аналогичные органы, конвергенция, рудиментарные органы, атавизмы.

3. Рассмотрите рисунки и таблицы “Схемы строения кровообращения позвоночных”, ”Схемы строения головного мозга позвоночных”, модели головного мозга позвоночных, гербарий растений.

4. Сравните строение кровеносной системы, головного мозга позвоночных, строение растений от водорослей до покрытосеменных. Сделайте вывод об усложнении в строении различных систем органов живых организмов. Что это доказывает?

5. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры гомологичных, аналогичных, рудиментарных органов и атавизмов.

6. Определите их значения, как доказательств эволюции. (Что доказывает существование рудиментов, атавизмов, гомологичных и аналогичных органов? В результате чего образуются?)

7. Сформулируйте вывод о роли данных сравнительной анатомии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов, запиши в тетрадь.

Задание по теме «Эмбриологические доказательства».

1. Откройте страницу «Эмбриологические доказательства» и прочтите текст.

hello_html_m4c88abd.png

2. Дайте определения ключевым понятиям: эмбриология, биогенетический закон.

3. Рассмотрите рисунки на странице сайта.

4. Сравните строение зародышей. Сделайте вывод о схожести в строении на ранних этапах развития зародыша и усложнении в строении зародыша различных классов хордовых организмов по мере их развития. Что это доказывает?

5. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий.

6.Определите их значения, как доказательств эволюции.

7.Сформулируйте вывод о роли данных эмбриологии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

8. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте устный ответ по теме “Эмбриологические доказательства”, запиши в тетрадь.

Задание по теме «Палеонтологические доказательства».

1. Откройте страницу «Палеонтологические доказательства» и прочтите текст.

hello_html_m234df034.png

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов. Выпишите имя ученного, обнаружившего последовательные ряды ископаемых форм. Коротко опишите историю развития лошадей.

4. Рассмотрите коллекцию “Формы сохранности ископаемых видов растений и животных” и рисунки сайта.

5. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

6. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов, запиши в тетрадь.

Задание по теме «Биогеографические доказательства»

1. Откройте страницу «Биогеографические доказательства» и прочтите текст.

hello_html_3919904a.png

2. Дайте определения ключевым понятиям: биогеография, биогеографические области, материковая флора и фауна, островная флора и фауна.

3. Рассмотрите рисунки на странице сайта.

4. Сравните флору и фауну Палеоарктической и Неоарктической областей; острова Мадагаскар и Африки; Австралии и остальных материков? Сделайте вывод о схожести и различиях флоры и фауны указанных областей и материков. Выявите причины схожести и различий?

7.Сформулируйте вывод о роли данных биогеографии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов, запиши в тетрадь.

2. Самостоятельная работа учащихся в парах с Интернет-ресурсом (сайт «Доказательства эволюции) 3. Рефлексия. Подведение итогов самостоятельной работы учащихся с сайтом «Доказательства эволюции» Обсуждение вопросов:

  1. Что является элементарной единицей строения всех живых организмов?

  2. Из каких веществ состоят клетки всех живых организмов?

  3. Что является источником энергии в клетках всех живых организмов?

  4. Что является носителем генетической информации в клетках всех живых организмов? Приведите примеры.

  5. Сделайте вывод о роли биохимических материалов в доказательстве эволюции.

  6. Какая наука лежит в основе морфологических доказательств?

  7. Какие органы называются гомологичными (примеры), аналогичными (примеры), рудиментарными (примеры), атавизмами (примеры)? Что они доказывают? В результате чего образуются?

  8. Сделайте вывод о роли сравнительно-анатомических данных в доказательстве эволюции.

  9. Какая наука лежит в основе эмбриологических доказательств?

  10. Назовите признаки сходства зародышей типа хордовых? Что они доказывают?

  11. Сформулируйте биогенетический закон. Кем и когда он был установлен?

  12. Какое значение в разработке теории онтогенеза сыграли исследования академика А.Н. Северцева?

  13. Сделайте вывод о роли эмбриологических данных в доказательстве эволюции.

  14. Какая наука лежит в основе палеонтологических доказательств?

  15. Какие организмы являются переходными формами? Что они доказывают? Приведите примеры переходных форм.

  16. Дайте определение филогенетическим рядам. Назовите ученного, обнаружившего последовательные ряды ископаемых форм. Расскажите об истории развития лошадей.

  17. Сделайте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюции.

  18. В чем причина сходства флоры и фауны Палеоарктической и Неоарктической областей?

  19. Почему флора и фауна Мадагаскара сильно отличается от Африканской?

  20. Почему флора и фауна Австралии отличается от флоры и фауны остальных материков?

  21. Сделайте вывод о роли биогеографических данных в доказательстве эволюции.

  1. Закрепление знаний.

Тест: Доказательства эволюции.

1. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся: А – ископаемые переходные формы; Б – атавизмы, проявляющиеся у разных групп организмов; В – сходство зародышей у организмов разного вида; Г – наличие рудиментарных органов.

2. Органы или их части, не функционирующие у взрослых организмов. Присутствующие в видезачатков – это: А – гомологичные органы; Б – аналогичные органы; В – рудименты; Г – атавизмы

3. Органы, развивающиеся из одинаковых эмбриональных зачатков, - это

А – гомологичные органы; Б – аналогичные органы; В – рудименты; Г – атавизмы.

4. Ряды ископаемых форм, отражающие ход филогенеза в процессе эволюции, относятся к …доказательствам

Б – морфологическим; В – палеонтологическим; А- биогеографическим; Г – анатомическим.

5. К эмбриологическим доказательствам эволюции относится

А – явление гомологии органов; Б – проявление атавизма; В – сходство зародышей у организмов разного вида; Г – наличие рудиментарных органов.

6. Органы, развившиеся из различных эмбриональных зачатков, но выполняющие сходные функции у разных организмов, - это

А – гомологичные органы; Б – аналогичные органы; В – рудименты; Г – атавизмы.

  1. Из перечисленных признаков выпишите:

1 вариант – атавизмы, 2 вариант – рудименты.

    1. Наличие хвостового отростка у ребенка,

б. Третье веко у человека,

в. Копчик,

г. Многососковость у человека,

д. Аппендикс,

ж. глаза у детеныша крота,

з. незаросшие жаберные щели у человека,

е. третий палец у лошади.

  1. Какие органы являются гомологичными:

1 вариант – легким человека, 2 вариант – волосяному покрову кошки

а. Рука шимпанзе,

б. Легкие лягушки,

в. Чешуя на коже ящерицы,

г. Перья птицы,

д. Жабры рыбы,

ж. Легкие голубя,

з. Иглы ехидны,

е. Волоски на теле шмеля

  1. Поясните чем объясняется сходство:

1 вариант – гусениц бабочек и кольчатых червей;

2 вариант – головастика лягушки и малька рыбы.


Домашнее задание: повторить конспект урока; приготовить рассказ о доказательствах

эволюции.




9


План урока по биологии на тему "Доказательство эволюции"
  • Биология
Описание:
                ТЕМА УРОКА: «Доказательства эволюции»

Планируемые результаты:                                                                                                                   Обучающиеся получают представление об основных доказательства развития органического мира.

Методы обучения:                 Частично поисковый.

 

Форма организации

учебной деятельности:          урок с использованием Интернет-ресурсов.

Оборудование:

  • компьютеры, выход в Интернет
  • коллекции “Формы сохранности ископаемых видов растений и животных”;
  • таблицы “Схемы кровообращения позвоночных”, “Схемы строения головного мозга позвоночных”, “Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные”;
  • объемные таблицы “Развитие зародышей хордовых животных”. 
Автор Милицкова Нина Егоровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1133
Номер материала 36413
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓