Главная / Биология / План урока по биологии на тему «Mоллюски»

План урока по биологии на тему «Mоллюски»

План урока по теме «Моллюски»


 Цели урока:

Образовательные:

  1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

  2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

Воспитательные:

  1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

  2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Развивающие:

  1. Умение применять информационные технологии.

  2. Умение сравнить биологические объекты.

  3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Оборудование:

  • Презентация “Тип Моллюски”

  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

  • Компьютеры, мультимедийный проектор.

  • Экран.

  • Тестовые – задания (на каждую парту)

  • Инструктивные карты к л.р

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

II. Актуализация знаний.

На последнем уроке мы с вами познакомились с представителями типа Кольчатые черви. И сейчас мы выясним, как вы усвоили эту тему в тестовой форме. Работа состоит из 2 вариантов, в каждом варианте по 5 вопросов, вы выбираете один правильный ответ. Работа на 5 минут..

 

1 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.

 

1.Кровеносная система у кольчатых червей:

А.есть, и она незамкнутая 

Б.есть, и она замкнутая 

В.отсутствует.

2.Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:

А.в воде 

Б.в пояске 

В.в коконе.

3.Дождевые черви выползают на поверхность почвы после дождя, так как:

А.затрудняется их дыхание, если норки заливаются водой. 

Б.затрудняется питание

В.из-за понижения температуры почвы.

4.Какие органы чувств имеют кольчатые черви:

А.зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия 

Б.зрения, слуха и обоняния

В. осязания, вкуса, обоняния, слуха.

5.Что наблюдается у почвенных малощетинковых червей при неблагоприятных условиях?

А.размножение Б.диапауза   В.повышенная активность.

 

2 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.


1.У какого представителя кольчецов имеются присоски?

А.дождевой червь

Б.серпула   

В.медицинская пиявка

2. Мускулатура Кольчатых червей:

А.кольцевая и продольная 

Б.только кольцевая   

В.только продольная.

3.Почему после питания пиявки наблюдается обильное кровотечение?

А.кожа повреждается  

Б.в ранку вводится гирудин, препятствующий свертыванию крови

В.слишком глубокая ранка.

4.По способу питания полихеты относятся:

А.к хищникам, всеядным и фильтраторам   

Б.к паразитам    

В.к хищникам и паразитам.

5.У каких представителей типа Кольчатые черви лучше развита нервная система?

        А.малощетинковые

 Б.пиявки   

В.многощетинковые.




 III. Изучение нового материала.


I.Общая характеристика Моллюсков.


- Наверное, каждый из вас когда–либо видел этих животных, только вот давайте выясним «Где?» (ответы уч-ся)

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом Количество видов 130 тысяч.


- А знает ли кто-нибудь из вас, за что они получили такое название?

Моллюски - Мягкотелые животные, с мускулистым телом, на котором различают голову, туловище и ногу. На голове располагаются щупальца, рот, глаза, органы равновесия.

- Ребята, а как вы думаете, раз у них такое мягкое тело, его, наверное, легко можно повредить? Значит им нужна, какая- то защита для тела?

И она у них имеется! Как вы думаете, что это? Правильно! Эта защита представляет собой раковину.

Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.

Раковина состоит из трех слоев:

  1. рогового (наружного),

  2. фарфорового,

  3. перламутрового (внутреннего).

Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.

Я вам принесла посмотреть коллекцию раковин. Давайте вместе посмотрим.

Под раковиной находится кожная складка – мантия. Края мантии плотно прилегают к раковине и выделяют вещества, из которых она образуется. Между мантией и телом образуется полость, называемая мантийной. В ней расположены органы дыхания и химического чувства.

Органы моллюсков объединены в системы: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, выделительную, половую.

Давайте кратко рассмотрим каждую систему органов.

Дыхательная: Моллюски, живущие в воде, дышат жабрами, а наземные – мешкообразными легкими.

Кровеносная: незамкнутая, есть сердце, состоящее из 2 камер: желудочка и предсердия, и сосуды.

Нервная: три пары нервных узлов с отходящими нервами.

Выделительная: почки (одна или две).

Пищеварительная: ротовая полость со слюнными железами - глотка – пищевод-желудок – печень-кишка.


Ребята, а как вы думаете, чем питаются Моллюски? Давайте поищем ответ в учебнике на стр.46. и на какие группы их можно разделить в зависимости от способа питания?

Итак, среди Моллюсков Можно выделить три группы по способу питания:

 

1.Фильтраторы воды со взвешенными в ней микроорганизмами (беззубки, перловицы, мидии).

2.Растительноядные, у которых в ротовой полости есть язык с хитиновыми зубцами – терка (прудовики, катушки).

3.Хищники, которые питаются рыбой, крабами, моллюсками и др. (кальмары, осьминоги, каракатицы)

Половая: среди моллюсков есть раздельнополые (перловицы) и гермафродиты (катушки).

У морских брюхоногих моллюсков вылупляется личинка очень похожая на личинок морских многощетинковых червей 


II.Систематика Моллюсков.


Ребята, скажите мне, пожалуйста, все ли Моллюски схожи между собой или они отличаются внешне? Правильно, у некоторых есть отличия. Особенности строения раковины и другие признаки лежат в основе систематики типа Моллюски.

Итак, в типе Моллюски выделяют три основных класса


1 класс- 90 тыс. видов. Раковина цельная, ассиметричная, конусовидная. Большую часть брюшной части тела занимает нога – отсюда название класса. Растительноядные. Брюхоногие.

(прудовик, катушка, слизень).


2 класс-30 тыс. видов. Раковина состоит из 2-х створок. У них нет головы, глаз, языка с теркой. Фильтраторы. Двустворчатые (перловицы, беззубки, мидии, устрицы)


3 класс- 600 видов. Раковины нет. Нога преобразована в щупальца(8-10), т.е. ноги, окружающие голову. Крупные, длиной до 20 м. Реактивно передвигаются. Хищники. Головоногие

(кальмары, осьминоги, каракатицы).


III Значение моллюсков

Давайте мы с вами совершим необыкновенную прогулку в обыкновенные магазины

Продовольственный магазин


Чтобы приготовить вкусный обед, вам порекомендуют вот эти консервы – плов из мидий. Его надо только разогреть, и вы попробуете вкусное блюдо. Ну а для гурманов предложат устриц. Но едят этих моллюсков сырыми. Они очень полезны, в них содержится много йода.

Ещё могут предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их не только консервируют, но и вялят, жарят, варят.

Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу.


Ювелирный магазин


Здесь вам могут предложить бусы. Они из жемчуга. Как они красивы! А жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Если песчинка попадёт в раковину, она обволакивается слоем перламутра и образуется жемчужина. Настоящий жемчуг очень дорогой и изделия из него очень красивые.

В истории есть один случай. В 50-х годах на Филиппинах поймали гигантского моллюска – тридакну. Масса его тела была около 250 кг. Когда раскрыли створки её раковины, обнаружили жемчужину почти с человеческую голову, массой 6,5 кг!


Галантерейный магазин


А знаете ли вы о том, что на вашей одежде вы всегда можете обнаружить изделия из моллюсков?

Конечно это пуговицы! Как они переливаются! Синим, зелёным, розовым цветом.


III.Закрепление.

А сейчас мы закрепим с вами полученные знания, выполнив лабораторную работу.

Лабораторная работа: «Особенности строения раковин моллюсков»


У вас на столах лежат раковины разнообразных моллюсков. Работаем с коллекциями очень аккуратно

Записываем тему Л.Р., внимательно читаем задания в Инструктивной. карточке и начинаем работать. Если возникают вопросы, поднимаем руку.


1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:


а) определите её форму, окраску;

б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

д) попробуйте определить прочность раковины.


2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:


а) определите её форму, окраску;

б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

в) сосчитайте число оборотов раковины;

г) попробуйте определить прочность раковины.


3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:


Отчет сделаем в форме таблицы


Признак

Раковина брюхоного моллюска

Раковина двустворчатого моллюска

Форма



Окраска



Наличие годичных колец



Наличие оборотов на раковине.



Прочность раковины.



Значение раковины.




IV. Итоги урока.

  • Что нового сегодня узнали на уроке.

  • Как оцениваете свою работу на уроке.

  • Выставление оценок

V.Домашнее задание.


Стр 132-141 учебника, составить рассказ на тему « Значение Моллюсков»,

 






План урока по биологии на тему «Mоллюски»
  • Биология
Описание:

- Наверное, каждый из вас когда–либо видел этих животных, только вот давайте выясним «Где?» (ответы уч-ся)

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20.  Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом Количество видов 130 тысяч.

 

 - А знает ли кто-нибудь из вас, за что они получили такое название?

Автор Узденова Мариям Юсуфовна
Дата добавления 13.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 542
Номер материала 53926
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓