Главная / История / План урока на тему "Римская культура и религия. Город Рим и жизнь его жителей" (5 класс, модульная технология)

План урока на тему "Римская культура и религия. Город Рим и жизнь его жителей" (5 класс, модульная технология)

6 класс Всемирная история Пара № 27

Тема. Римская культура и религия. Город Рим и жизнь его жителей.

Цель: обучающая - сформировать представление об особенностях римской религии и её влиянии на жизнь римлян; ознакомиться с основными достижениями римской культуры; методом проведения воображаемо экскурсии ознакомить учащихся со столицей Римской империи, выдающимися сооружениями Рима; методом сравнительной характеристики и использованием отрывков из литературных произведений объяснить учащимся отличия в бытовых условиях жизни богатых и бедных римских граждан; сформировать представление об особенностях семейных отношений и системы воспитания у древних римлян;

развивающая - усовершенствовать навыки работы с дополнительным материалом; продолжать формировать навыки работы в парах и группах;

воспитательная - воспитывать интерес и толерантное отношение к культуре и традициям древних римлян.

Основные понятия и термины: форум, цирк, акведук, термы, триумф, грамматика, ритор, патер, матрона.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока: I Организационный момент 1а-30´

Поприветствовать учащихся. Отметить отсутствующих.


II Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания: 1-й вариант вопросы с. 236; 2-й – с. 241(устно ответить на вопросы).


2. Историко-хронологический диктант. (1 ответ = 1 балл)

1. Должностное лицо, избиравшееся во время войны сроком на 6 месяцев, и имевшее неограниченные права. (Диктатор)

2. Совместное правление трёх политических деятелей называется … . (Триумвират)

3. Первый триумвират создали Марк Красс, Гней Помпей и … . (Юлий Цезарь)

4. Война между гражданами одного государства называется … . (Гражданская)

5. Первый среди равных. (Принцепс)

6. Имя императора, который приказал сжечь Рим. (Нерон)

7. Первый триумвират был создан в … году до н.э. (60г. до н.э.)

8. В 49г. до н.э. Юлий Цезарь стал … . (Диктатором)

9. Когда состоялась битва у мыса Акций? (31г. до н.э.)

10. Сколько было бронзовых таблиц, на которых были записаны законы? (12)

11. Как бы ответил римлянин на вопрос: в каком году Гай Юлий Цезарь был убит? (753 – 44 = 709 году)

Учащиеся обмениваются карточками с ответами и проверяют их.


3. Работа по карточкам. Несколько учащихся получают карточки с заданиями. Работа с атласом.

Задания к карте:

  1. Обозначьте и подпишите город Рим.

  2. На каком полуострове он расположен? _____________________

  3. В каком году был основан? ___________

  4. Кем был основан город Рим? ___________

  5. На какой реке он основан? Подпишите реку.

  6. Подпишите горы Альпы и Апеннины.

  7. Какие моря омывают полуостров? ________________________________________________

  8. Каким был климат полуострова? Теплый или холодный (подчеркните)

  9. Развитию, каких занятий римлян способствовали природные условия полуострова?

__________________________________________________________________________________

  1. Почему у римлян было слабо развито мореходство? ___________________________________

___________________________________________________________________________________




4. Беседа на повторение:

- Что такое культура? Какие отрасли культуры вы знаете? (Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом).

- Что такое религия? (Вера в сверхъестественные силы и поклонение им)

- Что такое язычество? (Обожествление сил природы). У каких народов древности было распространено язычество?

-Что такое политеизм? (Многобожие, вера во многих богов) У каких государствах древности был политеизм? (Египет, Греция)

5. Разгадать кроссворд. 8 учащихся объединить в 2 группы.


1





2












3







4






5






6












7







8







9







1. Греческий полководец, который победил римлян путём больших потерь. (Пирр)

2. Название моря, которое римляне называли «внутренним».

(Средиземное)

3. Основатель Рима. (Ромул)

4. Право запрета, которое имел народный трибун. (Вето)

5. Орган управления в Древнем Риме. (Сенат)

6. Как называлась война против Карфагена? (Пуническая)

7. Главное должностное лицо в Риме (их было 2). (Консул)

8. Горы на севере Апеннинского полуострова. (Альпы)

9. Историческая область Италии. (Лаций)




1










2






3






4








5










1. Раб, который выступал в боях для развлечения римских граждан. (Гладиатор)

2. Основатель Рима. (Ромул)

3. Греческий полководец, который победил римлян путём больших потерь. (Пирр)

4. Главное должностное лицо в Риме (их было 2). (Консул)

5. Государственная должность, которая вводилась в

особенно тяжёлое для Рима время (на 6 месяцев).

(Диктатор)

Проверить правильность ответов учащихся.

Выводы.


III Изучение нового материала 2я-30´

«Рим – Вечный город» - ключевая фраза кроссворда и нашего урока. Сегодня мы совершим экскурсию в Древний Рим и изучим религию и культуру его жителей.

1. Религия Древнего Рима.

Рассказ + работа со схемой.

Жители Рима вериликаждое явленне и каждый предмет имеют своего бога. Боги делились на две группы: домашние (лари и пенаты) и государственные. Глаными богами римляни считали Юпитера, Цереру, Нептуна, Венеру, Плутона та др.

У римлян существовали ещё и второстепенные божества. Это Купидон – покровитель влюблённых, Квирин – покровитель брака. В жизни римлян религиозные обряды и культове дела занимали важное место. Римляни своїм богам сооружали храмы. Возле храмов в жертву богам приносили быков, овец, коз, свиней, гоубей. Часть мяса сжигали на жертвенниках, остальное – съедали. Главную роль в религиозной жизни государства занимала колегия жрецов – понтификов.







Римские боги

hello_html_4a499f33.gifhello_html_m2bddf96.gif Марс - бог войны

hello_html_m2bddf96.gif Юпитер – бог громовержец

hello_html_m2bddf96.gif Церера – богиня природы и плодородия

hello_html_m2bddf96.gif Юнона – царица богов и юдей

hello_html_m2bddf96.gif Меркурий – вестник богов

hello_html_m2bddf96.gif Веста – богиня домашнего очага

hello_html_m2bddf96.gif Венера – богиня красоты и любви

hello_html_m2bddf96.gif Нептун – цар морей и океанов

hello_html_m2bddf96.gif Плутон – бог подземного царства мертвых

hello_html_m2bddf96.gif Аполлон – бог солнечного света

2. Развитие литературы и науки в Древнем Риме.

Работа в паре + работа с дополнительным материалом. Прочитав текст, выпишите имена римских поэтов и ученых.

Языком древних римлян был латинский, язык племени латинян. Алфавит римляне заимствовали у греков и усовершенствовали его. Первым римским поэтом считают Ливия Андроника, грека из города Тарент, который, попав в рабство, учил детей своего хозяина. Он перевёл поэму «Одиссея» на латинский.

Наибольшего расцвета римская литература достигла в конце 1 в. до н.э. выдающимися поэтами республиканского периода были Тит Лукреций Кар и Гай Валерий Катулл. Лукрецию принадлежала поэма «О природе вещей». В ней идет речь о строении мира, она призывает человека, освободится от страха перед силами природы, показывает радость жизни. Стихотворения Катулла – это преимущественно лирическая, любовная поэзия.

Каждому сейчас известно слово «меценат» - человек, который материально поддерживает развитие культуры. Так вошел в историю Гай Цильний Меценат, который поддерживал талантливых поэтов, например Вергилия и Горация. Вергилий описал сельскую жизнь, любовь к родной земле, а также прославлял Римское государство. Взяв за образец гомеровскую «Илиаду», он создал поэму «Энеида». В ней рассказывается о приключениях троянского героя Энея, который после побега из Трои перебрался в Италию. Гораций наряду с официальными стихами-письмами, в которых возвеличивал Августа, составил «Сатиры», где он метко высмеивал недостатки римского общества.

Исторические произведения писали Тит Ливий и Публий Корнелий Тацит, которому принадлежит известное высказывание: «Историю следует писать без гнева и пристрастий», т. е . без лишних эмоций , правдиво.

Римские географы – Страбон и Клавдий Птолемей – создали совершенные описания народов и местностей не только самого государства, а и окружающих земель. Наконец, «Естественная история» Плиния Старшего была настоящей энциклопедией того времени.

Возможные записи учащихся:

Ливий Андроник, Тит Лукреций Кар «О природе вещей», Гай Валерий Катулл, Вергилий «Энеида», Гораций «Сатиры», Тит Ливий и Публий Корнелий Тацит – историки, Страбон и Клавдий Птолемей – географы, Плиний Старший «Естественная история».


3. Древний Рим. Архитектура.

Мини-экскурсия + вопросы. Показ слайдов:

Форум

Центром громадського та духовного життя Давнього Риму був Форум, збудований на місті заболоченої низини між пагорбами Капітолій та Палантин як ринкова площа. Головна вулиця Риму що перетинала Форум мала назву Священний шлях (Віа Сакра). Найбільшою спорудою Форуму був собор (базиліка) Юлія. Тут розглядали судові справи та укладали торгові угоди. Посередині площі стояв храм дволикого Януса, який, за повір’ям, відчиняв і зачиняв ворота світу. На честь Януса було названо місяць – януарій. Якщо римляни вели війну, двері храму були завжди відчинені. Коли в країни панував мир, двері зачиняли. За всю історію Риму цього храму зачиняли лише двічі, оскільки війни були безперервними.

За храмом Януса Форум уже називався Коміції – там знаходилося місце народних зібрань (коміцій). Посередині Коміцій були споруджені спеціальні трибуни для виступів ораторів – ростри. За часів Юлія Цезаря та Октавіана Августа площа Коміцій зменшилася. Тут збудували курію – приміщення для засідань сенату.

Форум прикрашали чисельні храми та собори. Споруджені на честь богів та видатних діячів Риму.

Замикала Форум будівля Табулярію – державного архіву, римський цирк – Колізей та міська в’язниця – Карцер.


Самым совершенным архитектурным и инженерным сооружением Рима считается Пантеон – храм всех богов, построенный во 2 веке. Пантеон – наибольший по размерам римский купольный храм. Купол этого храма, отлит из бетона, в диаметре превышает 40 м. вес купола настолько велик, что пришлось стены сделать толщиной в 6 м. Пантеон – единственное великое сооружение Древнего Рима, которое сохранилось и поныне не в руинах.


Наибольшим сооружением Рима того времени был Большой цирк. Римский цирк имел арену удлиненной формы, которая предназначалась для конных забегов – состязаний колесниц. По мнению исследователей, Большой цирк мог поместить более 250 тыс. зрителей. В день обычно происходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц. Если на арене что-нибудь происходило не по правилам, зрители вставали с мест, возмущенно размахивая тогами – это служило знаком, что состязания должны быть прекращены. Затем их начинали еще раз.


Известнейшим сооружением Рима был грандиозный амфитеатр Флавиев – Колизей (от лат. «огромный»). Его строили 5 лет во времена правления Веспасиана и его сына Тита. Даже сегодня он поражает своими размерами: 188 м. в длину и 156м.в ширину. Арена – 86на 54 м. общая площадь – 29 тыс. кв.м. Под ареной, на которой выступали гладиаторы, находился целый комплекс помещений для участников действий. Здесь также размещались сложные механизмы, которые поднимали декорации. Всего в Колизее могло разместиться 50 тыс. зрителей. Над ареной натягивали навес из ткани, который защищал зрителей от солнца. Фонтаны увлажняли воздух.


Величайшим архитектурным памятником времен Флавиев являлась Арка Тита, воздвигнутая на римском Форуме. Триумфальная арка – однопролётная, построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 г. н. э. В память о взятии Иерусалима в 70 г. н.э. Высота монумента составляет 15,4 м., ширина 13,5 м. выстроен из пентельского мрамора, добываемого Аттике. Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. На вершине арки находила Статуя Тита на квадриге, однако, до наших дней не сохранилась.

Акведук – водопровод, одним из образцов акведука может служить Гарский мост. Сооруженный в 19 в. до н.э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Трехъярусный акведук высотой 49м. соединяет берега реки Гардон. Длина его 275 метров, высота 47 метров. Интересно, что огромные каменные блоки (некоторые весят более 5 тонн) сложены без применения раствора. Акведук трехъярусный: в нижнем ярусе 6 арок, в среднем – 11, в верхнем -35 арок, непосредственно по которому и пролегает водопровод. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается. Каменные блоки сложены простой кладкой, без облицовки.


Термы – общественные бани. Они состояли из трех отделений с холодной, теплой и горячей водой. За небольшую плату римляне могли проводить здесь своё свободное время. Термы включали в себя плавательные бассейны, помещения для отдыха и беседы, библиотеки, беговые дорожки, спортивные площадки. Огромными размерами и роскошью отличались императорские термы, сооружавшиеся в дар римскому народу. Помещения терм отделывались мрамором, мозаикой, драгоценными породами дерева, украшались скульптурами.


Виллы – частные загородные резиденции императоров и богатых римлян. Здесь они отдыхали от столичной суеты и важных государственных дел, наслаждаясь красотой природы. Наибольшей была вилла императора Адриана в предместье Рима.

Учащиеся экскурсоводы после своего рассказа задают по одному вопросу:

- Что такое акведук?

- Почему воздвигали триумфальные арки?

- Как назывались общественные бани в Древнем Риме?

- Как назывался «храм всех богов» в Риме?

- Главная площадь в Риме?

- Где проходили гладиаторские бои?

- Какие состязания проводились в Большом цирке?

4. Повседневная жизнь жителей Рима. Какие древнеримские традиции определяли семейную жизнь и воспитание детей.

Работа в группе. Метод «Обучая - учусь». Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек. Каждая группа получает дополнительный материал, по которому должна составить план, а затем по своему плану рассказать (мини-рассказ).

Повседневная жизнь жителей Рима

Богатые римские граждане заседали в судебных учреждениях, работали в городском совете, выполняли поручения префекта города или императора.

День у римлян начинался с восходом солнца. Первые часы они проводили в молитвах дома или в храме. После этого наступало время для визитов, которые, как правило, совершали бедные граждане, выпрашивая что-либо у богатых. В 3-ем часу (по нашему времени в 9-ть) начинались гражданские заседания в судах и коллегиях. Через 3 часа – в 6 часов по римскому времени – был малый обеденный перерыв, а в 8 часов – большой. Время после обеда было посвящено развлечениям и отдыху.

Дом богатого римского гражданина был обнесён стеной. Главными частями одноэтажного дома были гостиная, столовая, сад, жилая часть с кабинетом хозяина. Дом отапливался благодаря трубам, по которым подавался горячий воздух. Стекла римляне не знали и окна закрывали шкурами и тканью. Пол и стены украшали мозаикой.

В многоэтажных домах жили небогатые горожане и горожане со средним достатком. На верхних этажах жили бедные жители, на нижних – более богатые. На первых этажах располагались магазинчики и мастерские.

Римляне пользовались стульями и табуретами, столами, кроватями, креслами, сундуками для хранения одежды.

Одежда была практичной. Почти все, включая женщин и детей, носили туники. Тунику шили из двух отрезов ткани, и стягивал ремнем, её цвет зависел от социального положения человека.

Римские горожане, и между прочим только они, одевали сверху на тунику тогу – полукруглый кусок ткани, который обворачивали вокруг тела. Цвет тоги также зависел от положения человека и конкретной ситуации. Так, на погребальную церемонию одевали чёрную тогу. Женщины поверх туники одевали столу или палу. Стола была чем-то похожа на платье, а пала напоминала тогу, иногда женщины накидывали её край на голову.

Римляне пытались питаться разнообразно. На завтрак ели хлеб, пирожные с мёдом, оливками и инжиром. Запивали разбавленным вином или водой. На обед подавались разнообразные блюда. Сначала это были салат, редис, грибы, устрицы, раки, а также сардины и яйца, которые возбуждали аппетит. Их запивали вином с медом. Затем подавали семь блюд из рыбы, мяса и птицы. К ним подавались различные соусы. Затем приносили фрукты, орехи, медовое печенье. Конечно, так питались богатые люди.

Простые римляне употребляли на обед пшеничную кашу с соусами и овощами. Мясо они ели лишь в праздничные дни или жертвоприношений.

Римляне каждый день ходили в термы. В Риме было около 1000 частных бань и 11 общественных.

Посещение боёв гладиаторов, соревнований колесниц или театра – любимые развлечения римлян. С удовольствием они играли в кости, шашки. Увлекались охотой и рыбной ловлей.

Образец плана:1. Распорядок дня.

2. План дома.

3. Одежда древних римлян.

4. Еда.

5.Развлечения римлян.


Как древнеримские традиции определяли семейную жизнь и воспитание детей

Юные римляне практически были лишены права выбора при создании семьи. Мужей и жен, как правило, выбирали детям родители. Распространенным явлением были браки по расчёту. Так, известный оратор Цицерон после 37 лет супружеской жизни развёлся, чтобы взять в жёны 20-летнюю девушку и таким образом избежать разорения. Девочки могли выходить замуж с 12 лет, но чаще это происходило в 14-летнем возрасте.

После рождения ребёнка младенца клали к ногам отца. Он должен был взять его на руки, чтобы продемонстрировать, что принимает его в свою семью. На девятый день после рождения ребенку давали имя и особенный амулет, который должен был защищать его от злых духов.

Дети получали образование в зависимости от состояния родителей. Дети самых бедных вообще не учились. Богатые отдавали детей в начальные школы. Большинство учащихся заканчивала её в 11 лет. Дальнейшее образование получали дома.

Римские начальные школы располагались на первом этаже одного из многоэтажных домов. Как правило, в школе был всего один класс с 12-ю учащимися. Учителями чаще всего были рабы-греки. Богатые родители содержали личного раба – педагога. Он сопровождал ребёнка в школу и следил за его поведением во время занятий.

Только незначительная часть детей могла посещать грамматику – так называлась средняя школа. Так изучали историю, философию, географию, геометрию, музыку и астрономию. Одним из заданий этого этапа обучения была подготовка к занятиям с учителем красноречия. Особенным предметом был греческий язык. По-настоящему образованным человеком в Риме считался тот, кто его знал.

Получив возможность, учится дальше, подросток в возрасте 13-14 лет отправлялся в Грецию. В Греции обучались в Афинах и на острове Родос у лучших учителей. Это обучение стоило очень дорого, но оно давало возможность сделать политическую и юридическую карьеру. Поэтому считается, что основательное образование в Риме было недоступно для большинства граждан.

Образец плана:1. Создание семьи.

2. Рождение ребёнка.

3. Римские школы.

4. Обучение в Греции.

Выводы.

IV Закрепление новых знаний 3я-30´

1. Проверить результаты работы в группах. Мини-рассказ одного из представителей группы.


Физкультминутка. Упражнение для глаз: 30 сек. часто моргать глазами; круговые движения; посмотреть на доску и на кончик носа.


2. Дидактична гра «Знайди відмінності». Вчитель читає уривки художніх творів про квартал бідноти та аристократичний район, діти називають помічені ними відмінності.

Квартал бідноти

Це був старий квартал міста – тісний, брудний і смердючий, із шириною вулиць не більше чотирьох, на поворотах – шести кроків. … пиріжки, ковбаси, боби – все те прямо на вулиці пеклося, смажилося на залізних листах. … У натовпі… бродили коробейники з наборами дешевих прикрас. Перукарі голили людей прямо на вулиці, відганяючи від них рої в’їдливих мух, міняйли дзеленчали срібними та мідними монетами, тут і там нишпорили якісь підозрілі особи… Вулиця… була густо забудована дерев’яними будинками в 2-3 поверхи, на балконах яких висіла білизна та різне ганчір’я, так званими інсулами.

Квартал бедноты

Это был старый квартал города – тесный, грязный, с неприятными запахами, с шириной улиц не более четырёх, на поворотах – шести шагов. … пирожки, колбасы, бобы – всё это прямо на улице пеклось, жарилось на железных листах. … В толпе бродили коробейники с наборами дешёвых украшений. Парикмахеры брили людей прямо на улице, отгоняя от них рои надоедливых мух, менялы звенели серебряными и медными монетами, тут и там ходили какие-то подозрительные лица… Улица… была тесно застроена деревянными домами в 2-3 этажа, на балконах весело бельё и различное тряпьё, так называемое инсулами.




Аристократичний район

(Молодик) … добрався на Палантин – один з семи пагорбів міста, в аристократичний район, де було просторо й надзвичайно чисто. Розкішні будинки стояли один від одного на значній відстані, між ними зеленіли сади, тут і там біліли скульптури … повітря свіже, як у парку. Всюди – фонтани, гроти, вуличні колодязі-німфеї, басейни… І всюди люд тут траплявся лише поважний. Навіть раби – і ті пристойно зодягнені.

Район аристократов

(Юноша) … добрался до Палантин – один из семи холмов города, в аристократический район, где было просторно и очень чисто. Роскошные дома стояли один от другого на значительном расстоянии, между ними зеленели сады, тут и там белели скульптуры… воздух свежий, как в парке. Всюду – фонтаны, гроты, уличные колодцы-нимфеи, бассейны… И всюду люд тут встречался только уважаемый. Даже рабы – и те пристойно одеты.


«Коло ідей»

- Як ви гадаєте, чому Рим неодноразово палав? (Как вы думаете, почему Рим не однократно горел?)


3. Сравнить римских и греческих богов.

Учащиеся должны из перечня второго столбика найти греческих богов прототипов римских.

Юпитер Гера

Нептун Аид

Плутон Зевс

Марс Афродита

Венера Посейдон

Юнона Арес


V Домашнее задание

1. Прочитать § 49,

2. Вопрос 1 (с. 248) – устно,

3. Творческое задание: рисунок – фантазия «Древний Рим», сочинение-фантазия «Один день из жизни римлянина».


VI Итоги урока

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…































Термы – общественные бани. Они состояли из трех отделений с холодной, теплой и горячей водой. За небольшую плату римляне могли проводить здесь своё свободное время. Термы включали в себя плавательные бассейны, помещения для отдыха и беседы, библиотеки, беговые дорожки, спортивные площадки. Огромными размерами и роскошью отличались императорские термы, сооружавшиеся в дар римскому народу. Помещения терм отделывались мрамором, мозаикой, драгоценными породами дерева, украшались скульптурами.


Наибольшим сооружением Рима того времени был Большой цирк. Римский цирк имел арену удлиненной формы, которая предназначалась для конных забегов – состязаний колесниц. По мнению исследователей, Большой цирк мог поместить более 250 тыс. зрителей. В день обычно происходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц. Если на арене что-нибудь происходило не по правилам, зрители вставали с мест, возмущенно размахивая тогами – это служило знаком, что состязания должны быть прекращены. Затем их начинали еще раз.


Виллы – частные загородные резиденции императоров и богатых римлян. Здесь они отдыхали от столичной суеты и важных государственных дел, наслаждаясь красотой природы. Наибольшей была вилла императора Адриана в предместье Рима.


Самым совершенным архитектурным и инженерным сооружением Рима считается Пантеон – храм всех богов, построенный во 2 веке. Пантеон – наибольший по размерам римский купольный храм. Купол этого храма, отлит из бетона, в диаметре превышает 40 м. вес купола настолько велик, что пришлось стены сделать толщиной в 6 м. Пантеон – единственное великое сооружение Древнего Рима, которое сохранилось и поныне не в руинах.


Акведук – водопровод, одним из образцов акведука может служить Гарский мост. Сооруженный в 19 в. до н.э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Трехъярусный акведук высотой 49м. соединяет берега реки Гардон. Длина его 275 метров, высота 47 метров. Интересно, что огромные каменные блоки (некоторые весят более 5 тонн) сложены без применения раствора. Акведук трехъярусный: в нижнем ярусе 6 арок, в среднем – 11, в верхнем -35 арок, непосредственно по которому и пролегает водопровод. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается. Каменные блоки сложены простой кладкой, без облицовки.

Величайшим архитектурным памятником времен Флавиев являлась Арка Тита, воздвигнутая на римском Форуме. Триумфальная арка – однопролётная, построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 г. н. э. В память о взятии Иерусалима в 70 г. н.э. Высота монумента составляет 15,4 м., ширина 13,5 м. выстроен из пентельского мрамора, добываемого Аттике. Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. На вершине арки находила Статуя Тита на квадриге, однако, до наших дней не сохранилась.


Известнейшим сооружением Рима был грандиозный амфитеатр Флавиев – Колизей (от лат. «огромный»). Его строили 5 лет во времена правления Веспасиана и его сына Тита. Даже сегодня он поражает своими размерами: 188 м. в длину и 156м.в ширину. Арена – 86на 54 м. общая площадь – 29 тыс. кв.м. Под ареной, на которой выступали гладиаторы, находился целый комплекс помещений для участников действий. Здесь также размещались сложные механизмы, которые поднимали декорации. Всего в Колизее могло разместиться 50 тыс. зрителей. Над ареной натягивали навес из ткани, который защищал зрителей от солнца. Фонтаны увлажняли воздух.











Реформа

Цель

Результат

Историческое значение

Административная

Объединение земель в единое государство.

Русь была разделена на отдельные округа.

Проведение всех этих реформ способствовало тому, что Владимир отбивал нашествие печенежских орд, подавил восстание хорватов, Русь больше не зависела от Византии.

Военная

Создание сильной (армии) дружины.

Наёмное войско было более боеспособным.

Оборонная

Отбивать нападение кочевников.

Кочевники меньше стали нападать.

Градостроительная

Для развития торговли и ремёсел.

Способствовало развитию государства.

Судебная

Усовершенствовать судопроизводство.

Владимир был справедливым князем.

Финансовая

Для улучшения экономичных отношений в государстве.

Развитие ремёсел и торговли.

Религиозная

Единое государство, единое мировоззрение.

Способствовало вере в единого князя, укрепление власти.




Христианство

Язычество

Триединый бог

Церковь

Священники

Почитание сил природы

Молитва – обращение к богу

Многобожие

Капище

Жрецы

Вера в сверх природную силу богов

Через жертвоприношение почитаются боги



8


План урока на тему "Римская культура и религия. Город Рим и жизнь его жителей" (5 класс, модульная технология)
  • История
Описание:

План урока на тему "Римская культура и религия. Город Рим и жизнь его жителей"  предполагает изучение двух тем, так как разработан для урока в классе с модульной технологией обучения.

Урок разделён на три части по 30 минут.

Первый урок - актуализация опорных знаний: проверка домашнего задания, дифференцированный подход (историко-хронологический диктант, работа по индивидуальным карточкам, работа в группах, беседа).

Второй урок - изучение нового материала по плану:

1. Религия Древнего Рима.

2. Развитие литературы и науки в Древнем Риме.

3. Древний Рим. Архитектура.

4. Повседневная жизнь жителей Рима.

Третий урок -  закрепление новых знаний (проверка роботы в группах, дидактическая игра "Найди отличия", "Круг идей", задание на сравнение), домашнее задание и подведение итогов урока.

Автор Ганиева Венера Аджиасановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 795
Номер материала 37571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓