Главная / История / План урока на тему "Первые князья Киевского государства. Расцвет Киевской Руси" (5 класс, модульная технология)

План урока на тему "Первые князья Киевского государства. Расцвет Киевской Руси" (5 класс, модульная технология)

5 класс Введение в историю Украины Пара № 5

Тема. Первые князья Киевского государства. Расцвет Киевской Руси.

Цель:

-обучающая - дать установку на новую тему; раскрыть учащимся одну из важнейших страниц истории Украины, которую называют княжеской эпохой; ознакомить с личностями первых киевских князей; ознакомить с периодом расцвета Киевской Руси, связав ее с деятельностью Владимира Великого и Ярослава Мудрого;

- развивающая – усовершенствовать умения работать с текстом учебника и составлять план к нему; формировать навыки составления схем и работы в паре;

- воспитательная - воспитывать интерес к прошлому Украины.

Основные понятия и термины: Русь, князь, язычество, христианство, дань, детинец, церковь.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока: I Организационный момент 1я-30'

Поприветствовать учащихся, отметить отсутствующих.

II Вступительная часть

1. Анализ работ по т\о . (5')

Типичные ошибки: 1 (1в) Наука, которая изучает прошлое человечества (история);

8 Как вы считаете, для чего необходимо вести отсчет времени в истории?

2 (2в) Кто раньше заселял территорию Украины? (трипольцы)

8 Назовите доказательства того, что древние монеты являются важными историческими источниками.

7 В каком тысячелетии и столетии вы родились? В каком столетии живете сейчас? ( 2 тыс., ХХ в., ХХІ в.)

2. Установка на тему «Княжеская Русь - Украина» (10')

Работа с учебником и технологической картой.

Введение в историю Украины 5___класс

Тема дидактического модуля «Княжеская Русь – Украина»

Дата

Тема урока

Стандарт на входе

Стандарт на выходе

Домашнее задание

5

2.12

Первые князья Киевского государства. Расцвет Киевской Руси.

Назвать, пользуясь картой территорию расселения украинцев и племен, которые легли в основу Киевской Руси. Как называется правитель Киевской Руси. Почему идет такое название, с чем оно связано. Ориентироваться на карте, какие государства являлись соседями Киевской Руси на севере, юге, западе и востоке.

Учащиеся должны хорошо ориентироваться по карте, называть личности в истории и их заслуги перед государством. Владеть информацией о монгольском нашествии на Киевскую Русь. Знать и уметь объяснить причины того, почему украинские земли попали под власть Речи Посполитой и, как сложилась судьба украинского населения в составе Польши и Литвы. Владеть датами: 882 г, 912 г, 945 г, 964 г, 988 г, 1232 г, 1237 г. Знать и использовать понятия: хан, ярлык, православие, христианство, орда, Золотая Орда, князь, «детинец», золотник, серебряник.

§§6-7 читать,

задания 5,6 (с.16-17), 7 (с.20), выписать новые понятия в словарь

6

2.12

9.12

Раздробленность Киевской Руси. Монгольское нашествие. Галицко-Волынское государство.

§§8-9 читать, контур. карта (с.6), рассказ с.65-67 и ответить на вопрос.

7

9.12

Культурная жизнь Руси – Украины. Украинские земли в составе Литвы и Польши.

§§10-11 читать и пересказывать с.69-72, задания 2,5(с. 26-28), 7,8 (с. 32-33)

8

23.12

Повторение темы «Княжеская Русь - Украина». Исторический диктант. Работа с контурной картой.

Повторить изученный материал, подготовить к Т\О




3. Мотивация учебной деятельности (10')

Ребята, вы, наверное, не раз слышали слово «князь», просмотрев мультфильмы, вы могли увидеть мультяшного князя…

Метод «Микрофон»

- Как вы представляете себе князя?

- О каких князьях вы слышали? (Кий, Владимир Великий, Ярослав Мудрый)

- Чем они прославились?

- Где вы могли видеть их изображения?

Князь Кий согласно легенде является основателем города Киева. Владимир Великий ввел христианство на Руси, его изображение имеется на одно гривневой купюре. При Ярославе Мудром был построен Софийский собор в Киеве, он изображен на двугривневой купюре.

4.Записать дату и тему в тетради (2')

Выводы.

III Изучение нового материала (2я-30')

1. Рассказ учителя о князьях Аскольде, Олеге, Игоре и составление схемы «Правление князей киевских». (5')

О потомках князя Кия практически ничего не известно, в летописи сохранились лишь имена Дир и Аскольд. Из этих двух князей больше знаем об Аскольде, прославившимся своими военными походами против могущественной державы Византии со столицей в Константинополе. Русь и Византия имели давние связи, прежде всего торговые. Аскольд совершив удачный военный поход на Византию в 860г., заключил выгодное торговое соглашение, кроме этого он был христианином.

882г. Власть в Киеве захватил князь Олег, который прибыл с севера, из Новгорода, привезя с собой малолетнего Игоря из княжеского рода Рюриковичей. О его деятельности сохранилось мало свидетельств, летописец лишь сохранил легенду о загадочной смерти Олега от укуса змеи.

После смерти Олега в 912г. полновластным киевским князем стал Игорь. С тех пор в Киеве правил княжеский род Рюриковичей. Он тоже совершил военные походы на Византию, но они были менее удачными. Погиб он во время полюдья в землях древлян в 945г.

2. Рубрика «Живая история» (княгиня Ольга) с. 42. Прочитать и продолжить составление схемы. (5')

3. Рассказ учителя о князе Святославе, продолжить составление схемы. (5')

В 964г. киевским князем стал Святослав. С пятнадцати лет начал принимать участие в военных походах из-за этого очень редко бывал в Киеве. Прежде чем напасть на противника он его предупреждал, посланием следующего содержания «Иду на Вы!», погиб в битве с печенегами в 972г.


Схема:

Правление князей киевских

Аскольд

(?-882г.)

hello_html_57aed7ff.gif

Олег

(hello_html_57aed7ff.gif882-912гг.)


Игорь

(hello_html_4641c3ba.gif912-945гг.)


Ольга

(hello_html_57aed7ff.gif945-964гг.)


Святослав

(964-972гг.)


Первые князья Киевской Руси значительно расширили границы государства и установили дипломатические отношения с соседними государствами.

Особенного расцвета Русь достигла во время правления князя Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого.

Физминутка. Упражнения для глаз.

4. Коллективное чтение соответствующего текста учебника (с. 46-49) и составление плана к нему. (15')

План (образец)

  1. Расширение границ государства.

  2. Первые древнерусские монеты – златники и серебряники.

  3. Борьба с врагами – печенегами.

  4. Строительство «города Владимира».

  5. Введение христианства в 988г.

Выводы.

(3я-30')

5. Работа в парах. Просмотрев видеофильм составить 3 предложения, характеризующих князя Ярослава Мудрого

IV Закрепление новых знаний

Задания в тетради 3, 4 (с.16)

V Домашнее задание

1. Прочитать §§ 6-7;

2. задания 5,6 (с.16-17), 7 (с.20);

3. выписать новые понятия в словарь;

4. творческое задание: нарисовать князя, подготовить сообщение о князе.


VI Итоги урока

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…


Першу державу на наших землях іноземці називали Руссю. Так називав її й літописець. Від літописної назви держави з центром у Києві вчені-історики утворили назву Київська Русь.

Первую державу на наших землях иностранцы называли Русь. Так называл её и летописец. От літописного названия державы с центром в Киеве учёные-историки образовали название Киевская Русь.

Язичництво – сил природи.

Язичество обожествление сил природы.

Християнство – віра в Ісуса Христа.

Християнствовера в Иисуса Христа.

Данина – обов’язкове представлення князю підвладним йому населенням зерна, меду, хутра і т.п.

Даньобязательное предоставление князю подвластным населением зерна, мёда, мехов и п.т.

Дитинець – центральна укріплена частина міста (замку).

Детинец - центральная укрепленная часть города (замка).

Церква – (Дім Божий) святе місце, де християни проводили богослужіння і молились, а також община віруючих.

Церковь – (Дом Божий) святое место, где христиане проводили богослужения и молились, а также община верующих.




















План урока на тему "Первые князья Киевского государства. Расцвет Киевской Руси" (5 класс, модульная технология)
  • История
Описание:

План урока на тему "Первые князья Киевского государства. Расцвет Киевской Руси" и презентация к нему предполагает изучение двух тем, так как разработан для урока в классе с модульной технологией обучения.

Урок разделён на три части по 30 минут.

Первый урок предусматривает работу по анализу тематического оценивания, работу с технологической картой дидактического модуля "Княжеская Русь - Украина", во время работы с которой учитель акцентирует внимание учащихся на 2-х графах таблицы "Стандарт на входе" и "Стандарт на выходе", мотивацию учебной деятельности.

Второй урок - изучение нового материала по плану:

1. Князья Аскольд, Олег, Игорь.

2. Княгиня Ольга.

3. Князь Святослав.

4. Княжение Владимира.

5. Князь Ярослав Мудрый. (изучается в третьей части урока)

В ходе изучение нового материала учащиеся заполняют схему.

Третий урок предполагает изучение 5-го пункта плана, закрепление новых знаний, домашнее задание и подведение итогов урока.

Автор Ганиева Венера Аджиасановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 635
Номер материала 37415
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓