Главная / Биология / План урока биологии на тему "Работа мышц" (8 класс)

План урока биологии на тему "Работа мышц" (8 класс)

План

урока биологии к учебнику Н. Сонина, М. Сапина «Биология. Человек. 8 класс»

Тема: «Работа мышц»

Цель урока: закрепить представления о взаимосвязи строения и функциях мышц, рассмотреть условия нормального функционирования мышц, механизмы регуляции мышечных сокращений, факто-ров, влияющих на работоспособность мышц.

Оборудование: таблица «Скелетные мышцы человека», модель торса человека, таблица «Ткани», микроскопы и микропрепараты видов мышечной ткани, таблица «Строение рефлекторной дуги», видеофильм.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

Устно проводится фронтальный опрос, часть учащихся отвечает у интерактивной доски, рисуя схему строения мышц, показывая основные мышцы человека.

1. Перечислите основные функции мышечной ткани в организме.

(Обеспечивает вертикальное положение тела и разнообразие движений, опору и защиту внутренних органов, дыхательные движения, произношение звуков, движения глаз, глотание, сокращения сердца, работу кишечника, опорожнение мочевого пузыря и т. д.)

2. Какие особенности внутреннего строения обеспечивают функциональную активность мышц?

(Мышцы состоят из миофибрилл, многоядерных волокон, способных к сокращениям за счет взаимного скольжения нитей белков актина и миозина. По степени активности волокна делятся на белые, способные активно и быстро сокращаться, но быстро утомляющиеся; и красные, сокращающиеся медленно, но долго.)

3. Объясните целесообразность прикрепления мышц к костям при помощи сухожилий. Все ли сухожилия одинаковы по форме?

(Сухожилия – плотная несократимая часть, с помощью которой мышца прикреплена к разным точкам кости и действует как рычажный механизм, обеспечивая движения в суставах. Мышцы конеч-ностей имеют узкие и длинные сухожилия, широкие и плоские сухожилия характерны для мышц, участвующих в формировании стенок полостей тела. Сухожилия малорастяжимы, обладают значи-тельной прочностью и выдерживают огромные нагрузки.)

4. Какова особенность мимических мышц?

(Мимические мышцы одним концом прикреплены к костям черепа, а другим – к коже лица, поэтому при их сокращении на лице человека выражаются различные эмоции, мы можем улыбаться, плакать, смеяться.)

5. Только у млекопитающих есть особая мышца – диафрагма. Какова ее функция?

(Диафрагма является верхней стенкой брюшной полости, участвует в процессе дыхания, выполняет защитную функцию, через нее проходят сосуды, нервы, пищевод.)

6. Назовите несколько самых крупных мышц человеческого тела.

Учащиеся работают с таблицей у доски.

Для лучшего закрепления материала необходимо подробно вспомнить конспект прошлого урока.

Назовите основные свойства мышечной ткани.

Чем гладкая мускулатура отличается о поперечно-полосатой?

Назовите отличительные черты поперечно-полосатой сердечной мускулатуры.

Назовите классификацию мышц по форме и расположению в организме.

Какие мышцы называют произвольными и непроизвольными?

Расскажите об анатомическом строении мышцы.

Благодаря чему в мышцах происходит обмен веществ?

Почему мышцы красного цвета?

Часть учащихся может работать по письменным заданиям. Для этого можно использовать вопросы учебника на стр. 110.

Вариант 1

1. Что является активной частью опорно-двигательного аппарата?

2. В чем анатомические особенности мимических мышц?

3. Назовите самую длинную мышцу нашего тела.

Вариант 2

1. Как устроена поперечно-полосатая мышца?

2. Какие мышцы сгибают и разгибают руку в локте?

3. Какие функции выполняют мышцы туловища?

Вариант 3

1. Каким образом мышцы крепятся к костям?

2. На какие группы можно разделить мышцы туловища?

3. Какую функцию выполняет четырехглавая мышца бедра?

3. Изучение нового материала.

Начать эту часть урока можно с просмотра видеофильма из мультимедийного приложения к учебнику издательства «Дрофа». В этом случае учащиеся более наглядно познакомятся с основными типами мышечной работы, с факторами, уменьшающими и усиливающими работоспособность мышц и механизмами регуляции мышечных сокращений (7-10 минут).

Для упорядочения новых сведений часть материала под контролем учителя и с его дополнительными пояснениями записывается в тетрадь.

Работа – необходимое условие существования мышц, состояние активного напряжения.

Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц.

Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц.

Утомление – физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате работы мышц.

Работа мышц.

Статическая – активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу. При этом мышцы развивает напряжение без изменения своей длины.

Динамическая – смещение одних органов относительно других, перемещение тела в пространстве. При этом мышца изменяет длину и толщину.

Величина работы мышцы зависит от силы мышцы и ее длины.

Сила мышцы прямо пропорциональна поперечному сечению всех волокон данной мышцы.

Проявление силы мышцы зависит от ряда факторов: анатомических, механических, физиологических, психологических.

Каким же образом происходит управление сократительной активностью мышц?

Регуляция мышечных сокращений.

1. Нервная.

Произвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают сигналы из коры головного мозга.

Непроизвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают импульсы из спинного мозга и стволовой части головного мозга.

2. Гуморальная.

Ионы кальция усиливают мышечные сокращения, а молочная кислота замедляет сокращения и вызывает развитие утомления.

При обсуждении данного вопроса уместно вспомнить рефлекторный принцип деятельности нервной системы по соответствующей таблице на примере отдергивания руки от горячего предмета, это будет также иллюстрацией непроизвольной регуляции мышечных сокращений.

Следует подчеркнуть, что мышечная работа всегда согласована, для этого существует мышечная координация. Когда работают одни мышцы, другие – расслабляются, отдыхают.

Мышцы, выполняющие одно и то же движение, называются синергистами.

Мышцы, выполняющие противоположные действия, называются антагонистами.

Определенное развитие мышц человеческого тела формирует осанку.

Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц: формируется от 5 до 18 лет; поддерживается статическим напряжением мышц; зависит от строения скелета, формы позвоночного столба.

Закончить эту часть урока следует разговором о том, что влияет на работоспособность мышц, как избежать развития утомления, что такое активный отдых.

4. Закрепление материала.

Выполнение тестовых заданий к уроку с использованием интерактивной доски.Чтение и обсуждение дополнительного материала на стр. 113; взаимоконтроль по тестовым заданиям на стр. 114, выполнение в рабочей тетради заданий № 80, 82.

5. Задание на дом.

Изучить материал на стр. 112, 113, повторить записи в тетради, подготовить ответы на вопросы на стр. 114. Подготовить сообщение о значении физических упражнений для правильного формирования мышц и осанки человека, влиянии занятий профессиональным спортом на здоровье человека, причинах и последствиях гиподинамии.

План урока биологии на тему "Работа мышц" (8 класс)
  • Биология
Описание:

План

 

урока биологии по теме "Работа мышц" к учебнику Н. Сонина, М. Сапина «Биология. Человек. 8 класс»

Основная цель урока-закрепить представления о взаимосвязи строения и функциях мышц, рассмотреть условия нормального функционирования мышц, механизмы регуляции мышечных сокращений, факторов, влияющих на работоспособность мышц.На уроке используются элементы работы на интерактивной доске, как во время проверки знаний, так  и во время изучения и закрепления нового материала в конце урока.

Автор Ашурбеков Ильяс Абдурахманович
Дата добавления 27.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 4954
Номер материала 5762
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓