Главная / Биология / план урока № 30 8класс

план урока № 30 8класс

Урок № 30 8 класс Дата____________

Тема: Группы крови и переливание крови.

Цели: Определить и изучить основные характеристики групп крови и использование их в донорстве.

Задачи:

  • Изучить характерные особенности групп крови человека.

  • Найти причины успехов и неудач первых попыток переливания крови.

  • Продолжить формирование умения работать с учебниках, в парах.

  • Развивать чувства ответственности за жизнь и здоровье людей.

Начало урока.

Вход урока. Сегодня на уроке сначала вспомним знания об иммунитете, которые мы усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.

Потом попробуем ответить на вопрос: “Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?”

Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.

Актуализация знаний:

Словарная работа. (Работа у доски и в тетрадях)

  • Тканевая жидкость, иммунитет, кровь, фагоцитоз, эритроциты, лимфа, тромбоциты, фибриноген, фагоциты, гемоглобин, лейкоциты, плазма, кровь, лимфоцит, фибрин антитела.

  • Подчеркните опорные термины по теме “Внутренняя среда организма” - волнистой чертой, а опорные термины темы “Форменные элементы крови” - одной чертой.

  • Проверьте выполнение работы друг у друга.

  • Проверьте и прокомментируйте выполнение задания на доске.

  • Вспомните определения записанных терминов.

Оценки:

  1. одному уч-ся за работу у доски.

  2. 2 – 3 уч-ся за проверку орфографии.

  3. 2 – 3 уч-ся за опорные термины.

  4. 2 – 3 уч-ся за определения

Изучение нового материала.

Проблема: В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при смерти из-за большой кровопотери. Успех переливания был блестящим: жизнь женщине была спасена.

После этого другие попытки переливания крови заканчивались по-разному: то блестящий успех, то тяжёлые осложнение вплоть до смерти.

В чём причина чередования успеха и неудач?

Прочитайте стр. разделы: “Переливание” и “Группы крови человека”.

Выделите основные моменты.

Ответьте на вопросы: “В чём причины неудач переливания крови?”, “В чём причины успехов переливания крови?”.

Оформите таблицу: “Группы крови человека”.

Группы крови

Антигены (белки) эритроцитов

Антитела (белки) плазмы

I (0)

 

 

II (А)

 

 

III(В)

 

 

IV (АВ)

 

 

Полностью ли мы ответили на поставленные вопросы? Если “нет” – то выполните следующее задание, если “да” - то проверьте себя, выполняя следующее задание.

1. Прочитайте раздел “Резус-фактор” стр. 123.

  • Какая информация вам уже знакома?

  • Что узнали нового?

  • Закончите фразу у себя в тетради: Резус-фактор - это…?

  • Роль антител в этом случае точно такая же, как и при образовании иммунитета?

  • Самостоятельно составьте и запишите в тетрадях правила переливания крови:

    • (Совместимость групп крови)

    • (Совместимость резус-фактора)

    • (Стерильность)

  • Объясните значения каждого пункта ваших правил.

    • (Предотвращение склеивания эритроцитов - агглютинации)

2. (Предотвращение склеивания эритроцитов - агглютинации)

3. (Предотвращение заражений ВИЧ – инфекцией, геппатитом и др. инфекциями, передающимися через кровь).

Какие правила переливания крови мы на основании выше сказанного можете вывести?

  • правильный подбор групп крови:

  • правильный подбор резус-фактора;

  • соблюдение стерильности или принцип “не навреди”.

Выберите то, что правильно по вашему мнению. Ответ обоснуйте.

Записи на доске: Донорство, реципиент, банк крови, донор.

С какими понятиями вы уже встречались и что вам о них известно?

Оценки:

  • 3 уч-ся за работу с учебником

  • 3 уч-ся за заполнение таблицы

  • 3 уч-ся за составление и комментирование правил переливания

  • 3 уч-ся за выбор принципа правил переливания крови

Закрепление.

Пользуясь схемой переливания (стр.123) учебника определите, кто из родителей может быть донором для ребёнка с Ш группой крови, резус-фактор положительный, которому срочно требуется переливание крови. У матери I(О) группа крови, резус-фактор отрицательный, а у отца IV группа крови резус-фактор положительный.

Бытует мнение, что IV группа крови уникальная. Так ли это?

Что случиться, если в крови реципиента антигены II группы встретятся с антителами донора III группы крови и почему?

Чем знамениты следующие учёные:

Учёные

Открытия в переливании крови

У. Гарвей

 

Дж. Бланделл

 

Г. Вольф

 

К. Ландштеёнер

 

Момент рефлексии:

  • Что на уроке было главным?

  • Что было интересным?

  • Что нового сегодня узнали?

  • Чему научились?

Домашнее задание:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. §31,упр.с.137

  2. Узнайте, какие группы крови у ваших родителей дедушек, бабушек, братьев, сестёр, а также резус-факторы.

  3. Подберите для них доноров.

  4. Проработайте задания учебника §31,упр.с.137

Завершение урока:

Мы достигли поставленной цели, стали обладателя ценных знаний и ещё раз показали высокую работоспособность.

Урок закончен. Спасибо. Успехов вам.


план урока № 30 8класс
  • Биология
Описание:

Урок № 30                                               8 класс                                   Дата____________

Тема:   Группы крови и переливание крови.       

Цели: Определить и изучить основные характеристики групп крови и использование их в донорстве.

Задачи:

  • Изучить характерные особенности групп крови человека.
  • Найти причины успехов и неудач первых попыток переливания крови.
  • Продолжить формирование умения работать с учебниках, в парах.
  • Развивать чувства ответственности за жизнь и здоровье людей.

Начало урока.

Вход урока. Сегодня на уроке сначала вспомним знания об иммунитете, которые мы усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.

Потом попробуем ответить на вопрос: “Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?”

Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.

Актуализация знаний:

Словарная работа. (Работа у доски и в тетрадях)

  • Тканевая жидкость, иммунитет, кровь, фагоцитоз, эритроциты, лимфа, тромбоциты, фибриноген, фагоциты, гемоглобин, лейкоциты, плазма, кровь, лимфоцит, фибрин антитела.
  • Подчеркните опорные термины по теме “Внутренняя среда организма” - волнистой чертой, а опорные термины темы “Форменные элементы крови” - одной чертой.
  • Проверьте выполнение работы друг у друга.
  • Проверьте и прокомментируйте выполнение задания на доске.
  • Вспомните определения записанных терминов.

Оценки:

  1. одному уч-ся за работу у доски.
  2. 2 – 3 уч-ся за проверку орфографии.
  3. 2 – 3 уч-ся за опорные термины.
  4. 2 – 3 уч-ся за определения

Изучение нового материала.

Проблема: В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при смерти из-за большой кровопотери. Успех переливания был блестящим: жизнь женщине была спасена.

После этого другие попытки переливания крови заканчивались по-разному: то блестящий успех, то тяжёлые осложнение вплоть до смерти.

В чём причина чередования успеха и неудач?

Прочитайте стр.                  разделы: “Переливание” и “Группы крови человека”.

Выделите основные моменты.

Ответьте на вопросы: “В чём причины неудач переливания крови?”, “В чём причины успехов переливания крови?”.

Оформите таблицу: “Группы крови человека”.

Группы крови

Антигены (белки) эритроцитов

Антитела (белки) плазмы

I (0)

 

 

II (А)

 

 

III(В)

 

 

IV (АВ)

 

 

Полностью ли мы ответили на поставленные вопросы? Если “нет” – то выполните следующее задание, если “да” - то проверьте себя, выполняя следующее задание.

1. Прочитайте раздел “Резус-фактор” стр. 123.

  • Какая информация вам уже знакома?
  • Что узнали нового?
  • Закончите фразу у себя в тетради: Резус-фактор - это…?
  • Роль антител в этом случае точно такая же, как и при образовании иммунитета?
  • Самостоятельно составьте и запишите в тетрадях правила переливания крови:
    • (Совместимость групп крови)
    • (Совместимость резус-фактора)
    • (Стерильность)
  • Объясните значения каждого пункта ваших правил.
    • (Предотвращение склеивания эритроцитов - агглютинации)

2. (Предотвращение склеивания эритроцитов - агглютинации)

3. (Предотвращение заражений ВИЧ – инфекцией, геппатитом и др. инфекциями, передающимися через кровь).

Какие правила переливания крови мы на основании выше сказанного можете вывести?

  • правильный подбор групп крови:
  • правильный подбор резус-фактора;
  • соблюдение стерильности или принцип “не навреди”.

– Выберите то, что правильно по вашему мнению. Ответ обоснуйте.

Записи на доске: Донорство, реципиент, банк крови, донор.

С какими понятиями вы уже встречались и что вам о них известно?

Оценки:

  • 3 уч-ся за работу с учебником
  • 3 уч-ся за заполнение таблицы
  • 3 уч-ся за составление и комментирование правил переливания
  • 3 уч-ся за выбор принципа правил переливания крови

Закрепление.

Пользуясь схемой переливания (стр.123) учебника определите, кто из родителей может быть донором для ребёнка с Ш группой крови, резус-фактор положительный, которому срочно требуется переливание крови. У матери I(О) группа крови, резус-фактор отрицательный, а у отца IV группа крови резус-фактор положительный.

Бытует мнение, что IV группа крови уникальная. Так ли это?

Что случиться, если в крови реципиента антигены II группы встретятся с антителами донора III группы крови и почему?

Чем знамениты следующие учёные:

Учёные

Открытия в переливании крови

У. Гарвей

 

Дж. Бланделл

 

Г. Вольф

 

К. Ландштеёнер

 

Момент рефлексии:

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным?
  • Что нового сегодня узнали?
  • Чему научились?

Домашнее задание:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. §31,упр.с.137
  2. Узнайте, какие группы крови у ваших родителей дедушек, бабушек, братьев, сестёр, а также резус-факторы.
  3. Подберите для них доноров.
  4. Проработайте задания учебника §31,упр.с.137

Завершение урока:

Мы достигли поставленной цели, стали обладателя ценных знаний и ещё раз показали высокую работоспособность.

Урок закончен. Спасибо. Успехов вам.

 

Автор Калиева Бибигуль Сериковна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 545
Номер материала 10070
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓