Главная / Биология / план урока 7 класс на тему

план урока 7 класс на тему

Мастер – класс в 7 классе по теме:

Дыхание многоклеточных животных. Строение дыхательной системы позвоночных животных.

Цель: расширение представлений учащихся о дыхании живых организмов,

раскрытие роли дыхания в жизни животных; особенности дыхания связанные со средой обитания; формирование умений узнавать органы, системы органов

животных на рисунках, таблицах; формирование опыта равноправного

сотрудничества учителя и учащихся.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах.
Структура урока: 
1. Оргмомент
2. Проверка изученного материала
3. Целеполагание и мотивация
4. Изучение нового материала 
5. Закрепление и применение знаний
6. Самоконтроль
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
Методы обучения: частично-поисковый (на этапе изучения нового материала

при организации самостоятельной работы по карточкам); проблемный

(на этапе закрепления и применения знаний).
Приёмы: 
- беседа (на этапе проверки изученного материала), 
- приём вызова (возврат к накопленным знаниям: «Что вы знаете о дыхании

животных?»), 
- самостоятельная работа по карточкам с текстом учебника с целью создания

условий для развития навыков самостоятельного усвоения материала,
- приём сравнения при установлении сходства и различия органов дыхания

животных, сходства дыхания растений и животных,
- тестовый контроль, 
- самооценивание (когда в роли учителя выступают ученики, что даёт им

возможность утвердиться и осознать себя как личность),

Ход урока:

  1. Оргмомент приветствие учащихся, отметка отсутствующих, установочная беседа,

психологический настрой учащихся на урок. Листы самооценки, таблица «ЗХУ»

  1. Актуализация прежних знаний. Обобщение материала о пищеварительных системах.

Фронтальный опрос

- какую роль выполняет в организме пищеварительная система? (участвует в изменении

питательных веществ

- назовите органы пищеварительной системы животных ( желудок, кишечник,

ротовая полость)


Задание 1 флипчарт: в правильном порядке расположить органы пищеварительной системы

Животных. Учащиеся выполняют в тетради.

Задание 2 Ответить на вопросы

1. у этих животных в ротовой полости нет зубов (лягушки, птицы)

2. у этих животных желудок 2х камерный (птицы)

3 . у этих животных кишечник в 20 раз длиннее тела (жвачные млекопитающие)

4. у этих животных желудок 4х камерный

5. у этих животных желудок выполняет роль зубов (птицы)

6. у этих животных есть зоб

7.у этих животных зубы, челюсти и язык выполняет функцию захватывания, измельчения,

проталкивания пищи в глотку .

А. Рыбы

7

Б. Земноводные

1,7

В. Птицы

1,2, 5, 6,

Г. Пресмыкающиеся

7

Д. Млекопитающие

3,4,

Задание 3 Слова- перевертыши

Составить название известных терминов из слогов.

1Вод-пи-ще (пищевод),2 ел-чжь (желчь),3 мен-фер-ты (ферменты), бы-у-зы (зубы)


Задание 4 Кроссворд «Органы пищеварения»

Вопросы:hello_html_m15e38bf3.png

1 укрепляет зуб в лунках челюстей

2 орган пищеварительной системы, выполняющий

функцию проглатывания пищи

3 отдел желудка птиц

4 отдел желудка жвачных млекопитающих

5 самая крупная железа пищеварительной системы

6 эти млекопитающие, питающиеся мясом, имеют

короткий кишечник

7 это вещество интенсивно всасывается в толстом

кишечнике

7 правильных «5»; 6-5 - «4»; 4-3 - «3»; 3-0- «2»

Задание 5 Работа с текстом:

Выписать номера неправильных суждений

1 все животные питаются одинаковой пищей

2 у всех животных одинаковое строение пищеварительной системы

3 зоб имеют животные, которые не имеют зубов

4 зубы делятся по функциям у млекопитающих

5 пища движется в направлении из желудка в пищевод

6 клоаку имеют млекопитающие

7 рыбы не имеют зубов

8 ферменты желудочного сока помогают переваривать пищу


Правильные ответы:

1, 2, 5, 6, 7.

5 правильных ответов «5»; 4 – «4»; 3 – «3»; 2 – « 2».

Физминутка

Раз- подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять




Изучение новой темы

Без пищи животные могут прожить определенное время, без воды меньше, а без чего смогут

прожить лишь несколько минут?


Сможете ли вы сформулировать тему и цели урока?


Сущность дыхания:

Питательные вещества + кислород = энергия для существования

Дыхание – это окисление органических веществ, ему предшествует газообмен.

Способы поглощения кислорода:

  1. Свободный атмосферный газ 2. В растворенном воде

- наземными организмами - водными обитателями

Для поглощения кислорода у животных имеется специальная система органов,

называемая дыхательной.
-Многие ученые говорят о том, что строение органов дыхания животных зависит от

их среды обитания. Поэтому сегодня на уроке нам предстоит познакомиться

с особенностями дыхания животных и подтвердить или опровергнуть взгляды ученых
- Вспомните, что вы знаете о дыхании животных?
- Что хотели бы узнать о дыхании животных? 


Задание 6 Организация работы в группах: работа с текстом учебника стр 133-139.

Выяснить особенности строения и дыхания

1 группа у гидры, дождевого червя, моллюсков.

2 группа раки, паук- крестовик, насекомые.

3 группа позвоночные животные рыбы.

4 группа земноводные, пресмыкающиеся.

5 группа птицы, млекопитающие.


Используя полученные данные, заполнить таблицу.

Название животного

Орган дыхания

Вид кислорода

Гидра

Поверхность тела

Растворенный в воде

Дождевой червь

Влажная слизистая кожа

Атмосферный

Улитки

Дыхательное отверстие→легкое

Атмосферный

Беззубка

Жаберные створки → сифоны

Растворенный в воде

Раки

Жабры

Растворенный в воде

Паук -крестовик

трахеи→легочные мешки

Атмосферный

Насекомые

Дыхальца →трахеи→легочные мешки

Атмосферный

Рыбы

Жабры

Растворенный в воде

Земноводные

Влажная кожа и легкие

Растворенный в воде; атмосферный

Пресмыкающиеся

Легкие

Атмосферный

Птицы

Воздушные мешки; легкие

Атмосферный

Млекопитающие

Легкие

Атмосферный


Органы дыхательной системы позвоночных Носовая полость→глотка→ гортань→

трахея→бронхи→легкие




Тест. « Дыхание животных»

1.Животным свойственны следующие типы дыхания:
а) клеточное и кожное;
б) жаберное, лёгочное и с помощью трахей;
в) все вышеперечисленные.
2.Млекопитающие дышат:
а) наружными жабрами;
б) легкими;
в) внутренними жабрами.
3.Кожное дыхание есть у:
а) собаки;
б) лягушки;

в) рыбы.
4.Клеточным дыханием обладают:
а) только одноклеточные организмы;
б) только многоклеточные организмы;
в) одноклеточные и некоторые многоклеточные.
5.Ячеистое строение легких позволяет:
а) дышать в воде;
б) увеличить внутреннюю поверхность лёгких во много раз;
в) не дышать.


Ключ: 1в, 2б, 3б, 4в, 5б.



Задание на дом:
 
§39 ответить на вопрос «С какой системой внутренних органов тесно связана

дыхательная система и почему?»


Проверка таблицы «ЗХУ»

Рефлексия



план урока 7 класс на тему
  • Биология
Описание:

Дыхание многоклеточных животных. Строение дыхательной системы позвоночных животных.

Цель: расширение представлений учащихся о дыхании живых организмов,

раскрытие роли дыхания в жизни животных; особенности дыхания связанные со средой обитания; формирование умений узнавать органы, системы органов

животных на рисунках, таблицах; формирование опыта равноправного

 сотрудничества учителя и учащихся.
 

 

 Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах.
Структура урока: 
1. Оргмомент
2. Проверка изученного материала
3. Целеполагание и мотивация
4. Изучение нового материала 
5. Закрепление и применение знаний
6. Самоконтроль
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
  Методы обучения: частично-поисковый (на этапе изучения нового материала

при организации самостоятельной работы по карточкам); проблемный

(на этапе закрепления и применения знаний).
Приёмы: 
- беседа (на этапе проверки изученного материала), 
- приём вызова (возврат к накопленным знаниям: «Что вы знаете о дыхании

животных?»), 
- самостоятельная работа по карточкам с текстом учебника с целью создания

условий для развития навыков самостоятельного усвоения материала,
- приём сравнения при установлении сходства и различия органов дыхания

животных, сходства дыхания растений и животных,
- тестовый контроль, 
-  самооценивание (когда в роли учителя выступают ученики, что даёт им

 возможность утвердиться и осознать себя как личность),

                                                                            Ход урока:

1.      Оргмомент приветствие учащихся, отметка отсутствующих, установочная беседа,

психологический настрой учащихся на урок.  Листы самооценки, таблица «ЗХУ»

2.      Актуализация прежних знаний. Обобщение материала о пищеварительных системах.

Фронтальный опрос

- какую роль выполняет в организме пищеварительная система? (участвует в изменении       

питательных веществ

            - назовите органы пищеварительной системы животных ( желудок, кишечник,

 ротовая полость)

 

 Задание 1  флипчарт: в правильном порядке расположить органы пищеварительной системы

 Животных. Учащиеся выполняют в тетради.

Задание 2       Ответить  на вопросы

 1. у этих животных в ротовой полости нет зубов (лягушки, птицы)

2. у этих животных желудок 2х камерный (птицы)

3 . у этих животных кишечник в 20 раз длиннее тела (жвачные млекопитающие)

4. у этих животных желудок 4х камерный

5. у этих животных желудок выполняет роль зубов (птицы)

6. у этих животных есть зоб

7.у этих животных зубы, челюсти и язык выполняет функцию захватывания, измельчения,

проталкивания пищи в глотку .

А. Рыбы

7

 Б. Земноводные 

1,7

 В. Птицы

1,2, 5, 6,

  Г. Пресмыкающиеся

7

 Д. Млекопитающие

3,4,

Задание 3 Слова- перевертыши

Составить  название известных терминов из слогов.  

1Вод-пи-ще (пищевод),2 ел-чжь (желчь),3 мен-фер-ты (ферменты), бы-у-зы (зубы)

 

 Задание 4 Кроссворд  «Органы пищеварения»

  Вопросы:

1 укрепляет зуб в лунках челюстей

2 орган пищеварительной системы, выполняющий

 функцию проглатывания пищи                                    

3 отдел желудка птиц

4 отдел желудка жвачных млекопитающих

5 самая крупная железа пищеварительной системы

6 эти млекопитающие, питающиеся мясом, имеют

короткий кишечник

7 это вещество интенсивно всасывается в толстом

 кишечнике 

                                             7 правильных «5»;          6-5 - «4»;           4-3 -  «3»;            3-0-  «2»

Задание 5  Работа с текстом:

Выписать номера неправильных суждений

1 все животные питаются одинаковой пищей

2 у всех животных одинаковое строение пищеварительной системы

3 зоб имеют животные, которые не имеют зубов

4 зубы делятся по функциям у млекопитающих

5 пища движется в направлении из желудка в  пищевод

6 клоаку имеют млекопитающие  

7 рыбы не имеют зубов

8 ферменты желудочного сока помогают переваривать пищу

 

Правильные ответы:

1, 2, 5, 6, 7.

5 правильных ответов «5»;  4 – «4»;  3 – «3»;    2 – « 2».

         Физминутка

Раз- подняться, подтянутьсяДыхание многоклеточных животных. Строение дыхательной системы позвоночных животных.

Цель: расширение представлений учащихся о дыхании живых организмов,

раскрытие роли дыхания в жизни животных; особенности дыхания связанные со средой обитания; формирование умений узнавать органы, системы органов

животных на рисунках, таблицах; формирование опыта равноправного

 сотрудничества учителя и учащихся.
 

 Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах.
Структура урока: 
1. Оргмомент
2. Проверка изученного материала
3. Целеполагание и мотивация
4. Изучение нового материала 
5. Закрепление и применение знаний
6. Самоконтроль
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
  Методы обучения: частично-поисковый (на этапе изучения нового материала

при организации самостоятельной работы по карточкам); проблемный

(на этапе закрепления и применения знаний).
Приёмы: 
- беседа (на этапе проверки изученного материала), 
- приём вызова (возврат к накопленным знаниям: «Что вы знаете о дыхании

животных?»), 
- самостоятельная работа по карточкам с текстом учебника с целью создания

условий для развития навыков самостоятельного усвоения материала,
- приём сравнения при установлении сходства и различия органов дыхания

животных, сходства дыхания растений и животных,
- тестовый контроль, 
-  самооценивание (когда в роли учителя выступают ученики, что даёт им

 возможность утвердиться и осознать себя как личность),

                                                                            Ход урока:

1.      Оргмомент приветствие учащихся, отметка отсутствующих, установочная беседа,

психологический настрой учащихся на урок.  Листы самооценки, таблица «ЗХУ»

2.      Актуализация прежних знаний. Обобщение материала о пищеварительных системах.

Фронтальный опрос

- какую роль выполняет в организме пищеварительная система? (участвует в изменении       

питательных веществ

            - назовите органы пищеварительной системы животных ( желудок, кишечник,

 ротовая полость)

 

 Задание 1  флипчарт: в правильном порядке расположить органы пищеварительной системы

 Животных. Учащиеся выполняют в тетради.

Задание 2       Ответить  на вопросы

 1. у этих животных в ротовой полости нет зубов (лягушки, птицы)

2. у этих животных желудок 2х камерный (птицы)

3 . у этих животных кишечник в 20 раз длиннее тела (жвачные млекопитающие)

4. у этих животных желудок 4х камерный

5. у этих животных желудок выполняет роль зубов (птицы)

6. у этих животных есть зоб

7.у этих животных зубы, челюсти и язык выполняет функцию захватывания, измельчения,

проталкивания пищи в глотку .

А. Рыбы

7

 Б. Земноводные 

1,7

 В. Птицы

1,2, 5, 6,

  Г. Пресмыкающиеся

7

 Д. Млекопитающие

3,4,

Задание 3 Слова- перевертыши

Составить  название известных терминов из слогов.  

1Вод-пи-ще (пищевод),2 ел-чжь (желчь),3 мен-фер-ты (ферменты), бы-у-зы (зубы)

 

 Задание 4 Кроссворд  «Органы пищеварения»

  Вопросы:

1 укрепляет зуб в лунках челюстей

2 орган пищеварительной системы, выполняющий

 функцию проглатывания пищи                                    

3 отдел желудка птиц

4 отдел желудка жвачных млекопитающих

5 самая крупная железа пищеварительной системы

6 эти млекопитающие, питающиеся мясом, имеют

короткий кишечник

7 это вещество интенсивно всасывается в толстом

 кишечнике 

                                             7 правильных «5»;          6-5 - «4»;           4-3 -  «3»;            3-0-  «2»

Задание 5  Работа с текстом:

Выписать номера неправильных суждений

1 все животные питаются одинаковой пищей

2 у всех животных одинаковое строение пищеварительной системы

3 зоб имеют животные, которые не имеют зубов

4 зубы делятся по функциям у млекопитающих

5 пища движется в направлении из желудка в  пищевод

6 клоаку имеют млекопитающие  

7 рыбы не имеют зубов

8 ферменты желудочного сока помогают переваривать пищу

 

Правильные ответы:

1, 2, 5, 6, 7.

5 правильных ответов «5»;  4 – «4»;  3 – «3»;    2 – « 2».

         Физминутка

Раз- подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять

 

 

 

                                     Изучение новой темы

Без пищи животные могут прожить определенное время, без воды меньше, а без чего смогут

прожить лишь несколько минут?

 

 

                 Сможете ли  вы сформулировать тему и цели урока?

 

                                          Сущность дыхания:

Питательные вещества + кислород = энергия для существования

Дыхание – это окисление органических веществ, ему предшествует газообмен.

                                Способы  поглощения  кислорода:

1.      Свободный атмосферный газ                    2. В растворенном воде

- наземными организмами                        -  водными обитателями

Для поглощения кислорода у животных  имеется специальная система органов,

 называемая  дыхательной.
 
-Многие ученые говорят о том, что строение органов дыхания животных зависит от

их среды обитания. Поэтому сегодня на уроке нам предстоит познакомиться

с особенностями дыхания животных и подтвердить или опровергнуть взгляды ученых
- Вспомните, что вы знаете о дыхании животных?
- Что хотели бы узнать о дыхании животных? 

 

Задание 6 Организация работы в  группах: работа с текстом учебника стр 133-139.

 Выяснить  особенности строения и дыхания

1 группа у гидры, дождевого червя, моллюсков.

2 группа раки, паук- крестовик, насекомые.

3 группа позвоночные животные рыбы.

4 группа земноводные, пресмыкающиеся.

5 группа птицы, млекопитающие.

 

    Используя полученные данные, заполнить таблицу.

Название животного

 Орган дыхания   

Вид  кислорода

Гидра

Поверхность тела

Растворенный в воде

Дождевой червь

Влажная слизистая кожа

Атмосферный

Улитки

Дыхательное отверстие→легкое

Атмосферный

Беззубка

Жаберные створки → сифоны

Растворенный в воде

Раки

Жабры

Растворенный в воде

Паук -крестовик

трахеи→легочные мешки

Атмосферный

Насекомые

Дыхальца →трахеи→легочные мешки

Атмосферный

Рыбы

Жабры

Растворенный в воде

 Земноводные

Влажная кожа и легкие

Растворенный в воде; атмосферный

Пресмыкающиеся

Легкие

Атмосферный

Птицы

Воздушные мешки; легкие

Атмосферный

Млекопитающие

Легкие

Атмосферный


 Органы  дыхательной системы позвоночных Носовая полость→глотка→  гортань→

трахея→бронхи→легкие

 

 

 

 


 
 


   

Тест. « Дыхание животных»

1.Животным свойственны следующие типы дыхания:
а) клеточное и кожное;
б) жаберное, лёгочное и с помощью трахей;
в) все вышеперечисленные.
2.Млекопитающие дышат:
а) наружными жабрами;
б) легкими;
в) внутренними жабрами.
3.Кожное дыхание есть у:
а) собаки;
б) лягушки;

в) рыбы.
4.Клеточным дыханием обладают:
а) только одноклеточные организмы;
б) только многоклеточные организмы;
в) одноклеточные и некоторые многоклеточные.
5.Ячеистое строение легких позволяет:
а) дышать в воде;
б) увеличить внутреннюю поверхность лёгких во много раз;
в) не дышать.


Ключ: 1в, 2б, 3б, 4в, 5б.



Задание на дом:
 
 §39 ответить на вопрос «С какой системой внутренних органов тесно связана

дыхательная система и  почему?»

 

Проверка  таблицы «ЗХУ»

Рефлексия

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять

 

 

 

                                     Изучение новой темы

Без пищи животные могут прожить определенное время, без воды меньше, а без чего смогут

прожить лишь несколько минут?

 

 

                 Сможете ли  вы сформулировать тему и цели урока?

 

                                          Сущность дыхания:

Питательные вещества + кислород = энергия для существования

Дыхание – это окисление органических веществ, ему предшествует газообмен.

                                Способы  поглощения  кислорода:

1.      Свободный атмосферный газ                    2. В растворенном воде

- наземными организмами                        -  водными обитателями

Для поглощения кислорода у животных  имеется специальная система органов,

 называемая  дыхательной.
 
-Многие ученые говорят о том, что строение органов дыхания животных зависит от

их среды обитания. Поэтому сегодня на уроке нам предстоит познакомиться

с особенностями дыхания животных и подтвердить или опровергнуть взгляды ученых
- Вспомните, что вы знаете о дыхании животных?
- Что хотели бы узнать о дыхании животных? 

 

Задание 6 Организация работы в  группах: работа с текстом учебника стр 133-139.

 Выяснить  особенности строения и дыхания

1 группа у гидры, дождевого червя, моллюсков.

2 группа раки, паук- крестовик, насекомые.

3 группа позвоночные животные рыбы.

4 группа земноводные, пресмыкающиеся.

5 группа птицы, млекопитающие.

 

    Используя полученные данные, заполнить таблицу.

Название животного

 Орган дыхания   

Вид  кислорода

Гидра

Поверхность тела

Растворенный в воде

Дождевой червь

Влажная слизистая кожа

Атмосферный

Улитки

Дыхательное отверстие→легкое

Атмосферный

Беззубка

Жаберные створки → сифоны

Растворенный в воде

Раки

Жабры

Растворенный в воде

Паук -крестовик

трахеи→легочные мешки

Атмосферный

Насекомые

Дыхальца →трахеи→легочные мешки

Атмосферный

Рыбы

Жабры

Растворенный в воде

 Земноводные

Влажная кожа и легкие

Растворенный в воде; атмосферный

Пресмыкающиеся

Легкие

Атмосферный

Птицы

Воздушные мешки; легкие

Атмосферный

Млекопитающие

Легкие

Атмосферный


 Органы  дыхательной системы позвоночных Носовая полость→глотка→  гортань→

трахея→бронхи→легкие

 

 

 

 


 
 


   

Тест. « Дыхание животных»

1.Животным свойственны следующие типы дыхания:
а) клеточное и кожное;
б) жаберное, лёгочное и с помощью трахей;
в) все вышеперечисленные.
2.Млекопитающие дышат:
а) наружными жабрами;
б) легкими;
в) внутренними жабрами.
3.Кожное дыхание есть у:
а) собаки;
б) лягушки;

в) рыбы.
4.Клеточным дыханием обладают:
а) только одноклеточные организмы;
б) только многоклеточные организмы;
в) одноклеточные и некоторые многоклеточные.
5.Ячеистое строение легких позволяет:
а) дышать в воде;
б) увеличить внутреннюю поверхность лёгких во много раз;
в) не дышать.


Ключ: 1в, 2б, 3б, 4в, 5б.



Задание на дом:
 
 §39 ответить на вопрос «С какой системой внутренних органов тесно связана

дыхательная система и  почему?»

 

Проверка  таблицы «ЗХУ»

Рефлексия

Автор Алекса Елена Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 619
Номер материала 38176
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓