- Учебник: «Биология, изд. "ДРОФА"», Плешаков А.А., Сонин Н.И.
- Тема: 4. Увеличительные приборы
- 30.09.2020
- 737
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок 31 7 класс Дата___________
Тема : Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека.
Цели урока:
учебная :
· Обобщить и закрепить знания об особенностях представителей типа Членистоногие,
· Об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;
· Изучить характерные признаки клещей, показать особенности его строения.
· Показать роль клещей в природе и в жизни человека.
развивающая:
§ Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.
§ Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.
воспитательная:
§ Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую характеристику паукообразных.
§ Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.
§ Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.
§ Продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, использовать компьютерные технологии.
Оборудование:
компьютерное оборудование, флипчарты , фильм « Клещи», коллекция членистоногих.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа);
По характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сообщение задач и плана урока.
Вступительное слово учителя:
У всех животных этих, скажу без промедленья,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерно для животных многих,
Относящихся к типу _______________(Членистоногих) [ Флипчарт 2,3]
2.Контроль знаний
1.Закодировать ответы, в соответствии признака с типом [ Флипчарт 4,5]
Письменно на листочках за 1минуту.
1.Написать признаки отряда клещей
2. сопоставить признаки и типы
Ответ. Пожеланию отвечает на доске учащийся.
2. Задание . Распределить признаки по классам. [ Флипчарт 6,7 ]
Учащимся предлагается по очереди выходить к доске и перетаскивать по три признака к нужному классу.
Ответ:
3.Изучение новой темы.
Учитель : Клещи представляют собой многочисленную и наиболее важную в практическом отношении группу паукообразных.
Они живут в пресных и реже в морских водах, но большинство – обитатели суши. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах.
Клещи – большая группа мелких паукообразных (от 0,1 мм до 3 мм) с нерасчлененным телом (демонстрация на таблице). В составе тела различают головку, образованную челюстями и ногощупальцами, головогрудь и брюшко, имеющие 4 пары ходильных ног. Хелицеры изменились настолько, что представляют собой две колющие иглы. Но есть клещи и с клешневидными хелицерами (например, чесоточные). Небольшие размеры (у некоторых микроскопические) обеспечили широкое расселение их по Земле. У большинства клещей органами дыхания служат трахеи, у мелких видов дыхание происходит через покровы (кожное). Ротовые органы грызущего или колюще-сосущего типа. Кровеносная система развита слабо, у некоторых видов сердце отсутствует. Пищеварительная система у кровососущих форм приспособлена к питанию кровью.
Клещи сосут кровь самых разных животных, и так много её сосут, что сильно раздуваются.
На передних лапках находятся слюненные железы, выделяющие особый фермент, который препятствует свертыванию крови.
Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223 раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три недели, пока развивается из личинки, высасывает из несчастной коровы столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!
Удивительно, что после такого феноменального обжорства, клещи постятся порой годами. Чтобы проверить, как долго они могут не есть, ученые отрезали у клещей все ротовые придатки, без которых сосать кровь невозможно. Оперированные клещи жили в лабораториях год, два года, три, четыре… уже про них почти забыли. Устали ждать, когда они от голода умрут. Но они не умирали, и пять, и шесть, и семь лет! И даже больше…
Так люди заставили маленьких родичей пауков поставить мировой рекорд: дольше них голодать никто не мог. Клещи раздельнополы. Их развитие происходит с превращением. У личинки лишь три пары ног.
Образ жизни клещей разнообразен.
И об этом нам сейчас расскажите вы, т.к. получили опережающее задание, изучит жизнедеятельность некоторых видов клещей. /Флипчарт 12-14/
/Флипчарт 15/
Учитель дополняет рассказ ученика, отмечает, что в настоящее время против клеща чесоточного зудня, вызывающего у человека чесотку, существуют эффективные и надежные мази. А раньше от неё умирали многие, в том числе известные исторические деятели, ученые: Геродот, Антиох, король Филипп II и римский папа Клемент VII.
/Флипчарт 16/
/Флипчарт 17
4.Закрепление: На этом изучение новой темы мы заканчиваем и хотелось бы выяснить, что нового вы сегодня на уроке узнали?
Ответте на следующие вопросы:
1.Сколько ног у личинки клеща? /Три пары/
2.Какие глаза у таежного клеща? /У него нет глаз/
3.Как можно удалить таёжного клеща? /Смазать вазелином/
4.Как заражаются чесоточным зуднем? / Через контакт с больным человеком и его вещами/
Итоги урока : оценки,анализ урока.
6.Задание на дом : §42, сделать в рабочей тетради конспект по изученным клещам.
7.Дополнительная информация.
Просмотр видеоролика «Клещи».
Если позволит время можно провести беседу -“Рекордсмены”
1. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.
2. Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.
3. Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.
4. На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.
5. Самое большое насекомое – Вета – обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.
6. Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см.
7. Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.
8. Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.
Литература для учителя:
1. К.Кайым «Биология» Алматы « Атамұра» 2012.
2.Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон, 2001.
3.Семененко О. П. , Упатова И. П. , Чурилова А. И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 кл. 2000.
4.Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. -4-е изд. - М. : Мысль, 1995.
5.Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд.2004.
6. “Биология” под ред. В.Н. Ярыгина - М., “Медицина” 1985
7. “Зоология для учителя” А.А. Яхонтов – М., “Просвещение”, 1968
8. “Школьный атлас-определитель беспозвоночных” М.А. Козлов, И.М. Олигер – М., “Просвещение” 1991
6 654 986 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Калиева Бибигуль Сериковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.