Главная / Биология / план урока №31 7 класс

план урока №31 7 класс


Урок 31 7 класс Дата___________


Тема : Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека.



Цели урока:

учебная :

  • Обобщить и закрепить знания об особенностях представителей типа Членистоногие,

  • Об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;

  • Изучить характерные признаки клещей, показать особенности его строения.

  • Показать роль клещей в природе и в жизни человека.


развивающая:

  • Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.

  • Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.


воспитательная:

  • Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую характеристику паукообразных.

  • Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.

  • Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.

  • Продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, использовать компьютерные технологии.


Оборудование:

компьютерное оборудование, флипчарты , фильм « Клещи», коллекция членистоногих.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа);

По характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

 



Ход урока:

1.Организационный момент.

Сообщение задач и плана урока.

Вступительное слово учителя:

У всех животных этих, скажу без промедленья,

Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерно для животных многих,
Относящихся к типу _______________(Членистоногих) [ Флипчарт 2,3]


2.Контроль знаний


1.Закодировать ответы, в соответствии признака с типом [ Флипчарт 4,5]

Письменно на листочках за 1минуту.


1.Написать признаки отряда клещей

2. сопоставить признаки и типыhello_html_70067bcf.png

hello_html_m536423d2.png












Ответ. Пожеланию отвечает на доске учащийся.

2. Задание . Распределить признаки по классам. [ Флипчарт 6,7 ]

Учащимся предлагается по очереди выходить к доске и перетаскивать по три признака к нужному классу.



hello_html_71b60ef8.png












Ответ:

hello_html_m49b8e5bf.png











3.Изучение новой темы.

Учитель : Клещи представляют собой многочисленную и наиболее важную в практическом отношении группу паукообразных.
Они живут в пресных и реже в морских водах, но большинство – обитатели суши. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах.
Клещи – большая группа мелких паукообразных (от 0,1 мм до 3 мм) с нерасчлененным телом (демонстрация на таблице). В составе тела различают головку, образованную челюстями и ногощупальцами, головогрудь и брюшко, имеющие 4 пары ходильных ног.
Хелицеры изменились настолько, что представляют собой две колющие иглы. Но есть клещи и с клешневидными хелицерами (например, чесоточные). Небольшие размеры (у некоторых микроскопические) обеспечили широкое расселение их по Земле. У большинства клещей органами дыхания служат трахеи, у мелких видов дыхание происходит через покровы (кожное). Ротовые органы грызущего или колюще-сосущего типа. Кровеносная система развита слабо, у некоторых видов сердце отсутствует. Пищеварительная система у кровососущих форм приспособлена к питанию кровью.

Клещи сосут кровь самых разных животных, и так много её сосут, что сильно раздуваются.
На передних лапках находятся слюненные железы, выделяющие особый фермент, который препятствует свертыванию крови.
Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223 раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три недели, пока развивается из личинки, высасывает из несчастной коровы столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!
Удивительно, что после такого феноменального обжорства, клещи постятся порой годами. Чтобы проверить, как долго они могут не есть, ученые отрезали у клещей все ротовые придатки, без которых сосать кровь невозможно. Оперированные клещи жили в лабораториях год, два года, три, четыре… уже про них почти забыли. Устали ждать, когда они от голода умрут. Но они не умирали, и пять, и шесть, и семь лет! И даже больше…
Так люди заставили маленьких родичей пауков поставить мировой рекорд:
дольше них голодать никто не мог. Клещи раздельнополы. Их развитие происходит с превращением. У личинки лишь три пары ног.
Образ жизни клещей разнообразен.

И об этом нам сейчас расскажите вы, т.к. получили опережающее задание, изучит жизнедеятельность некоторых видов клещей. /Флипчарт 12-14/

hello_html_m49a0f6b5.pnghello_html_6188e41a.pnghello_html_200a6660.png



hello_html_m2dbbff32.png



/Флипчарт 15/

Учитель дополняет рассказ ученика, отмечает, что в настоящее время против клеща чесоточного зудня, вызывающего у человека чесотку, существуют эффективные и надежные мази. А раньше от неё умирали многие, в том числе известные исторические деятели, ученые: Геродот, Антиох, король Филипп II и римский папа Клемент VII.


/Флипчарт 16/

hello_html_a11082f.pnghello_html_120ee9f.png








/Флипчарт 17

4.Закрепление: На этом изучение новой темы мы заканчиваем и хотелось бы выяснить, что нового вы сегодня на уроке узнали?

Ответте на следующие вопросы:

1.Сколько ног у личинки клеща? /Три пары/

2.Какие глаза у таежного клеща? /У него нет глаз/

3.Как можно удалить таёжного клеща? /Смазать вазелином/

4.Как заражаются чесоточным зуднем? / Через контакт с больным человеком и его вещами/

Итоги урока : оценки,анализ урока.


6.Задание на дом : §42, сделать в рабочей тетради конспект по изученным клещам.

7.Дополнительная информация.


Просмотр видеоролика «Клещи».


Если позволит время можно провести беседу -“Рекордсмены”

1. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.

2. Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.

3. Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.

4. На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.

5. Самое большое насекомое – Вета – обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.

6. Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см.

7. Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.

8. Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.


Литература для учителя:


1. К.Кайым «Биология» Алматы « Атамұра» 2012.

2.Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон, 2001.

3.Семененко О. П. , Упатова И. П. , Чурилова А. И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 кл. 2000.

4.Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. -4-е изд. - М. : Мысль, 1995.

5.Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд.2004.

6. “Биология” под ред. В.Н. Ярыгина - М., “Медицина” 1985

7. “Зоология для учителя” А.А. Яхонтов – М., “Просвещение”, 1968

8. “Школьный атлас-определитель беспозвоночных” М.А. Козлов, И.М. Олигер – М., “Просвещение” 1991








hello_html_m536423d2.png



3


план урока №31 7 класс
  • Биология
Описание:

Урок 31                                                   7 класс                                                                     Дата___________

 

Тема : Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека.

 

 

Цели урока:

учебная :

·         Обобщить и закрепить знания об особенностях представителей типа Членистоногие,

·         Об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;

·         Изучить характерные признаки клещей, показать особенности его строения.

·         Показать роль клещей в природе и в жизни человека.

 

развивающая:

§  Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.

§  Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.

 

воспитательная:

§  Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую характеристику паукообразных.

§  Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.

§  Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.

§  Продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, использовать компьютерные технологии.

 

Оборудование:

компьютерное оборудование, флипчарты ,  фильм « Клещи», коллекция членистоногих.

Тип урока: комбинированный.  

Методы:

По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа);

По характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

 

 

 

Ход  урока:

1.Организационный момент.

 Сообщение задач и плана урока.

Вступительное слово учителя:

У всех животных этих, скажу без промедленья,

Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерно для  животных многих,
Относящихся к типу _______________(Членистоногих) [ Флипчарт 2,3]

 

2.Контроль знаний

 

1.Закодировать ответы, в соответствии признака с типом  [ Флипчарт 4,5]

Письменно на листочках за 1минуту.

 

1.Написать признаки отряда клещей

2. сопоставить признаки  и типы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ. Пожеланию отвечает на доске учащийся.

2. Задание . Распределить признаки по классам. [ Флипчарт 6,7 ]

Учащимся предлагается по очереди выходить к доске и перетаскивать по три признака к нужному классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Изучение новой темы.

Учитель : Клещи представляют собой многочисленную и наиболее важную в практическом отношении группу паукообразных.
Они живут в пресных и реже в морских водах, но большинство – обитатели суши. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах.
Клещи – большая группа мелких паукообразных (от 0,1 мм до 3 мм) с нерасчлененным телом (демонстрация на таблице). В составе тела различают головку, образованную челюстями и ногощупальцами, головогрудь и брюшко, имеющие 4 пары ходильных ног. Хелицеры изменились настолько, что представляют собой две колющие иглы. Но есть клещи и с клешневидными хелицерами (например, чесоточные). Небольшие размеры (у некоторых микроскопические) обеспечили широкое расселение их по Земле. У большинства клещей органами дыхания служат трахеи, у мелких видов дыхание происходит через покровы (кожное). Ротовые органы грызущего или колюще-сосущего типа. Кровеносная система развита слабо, у некоторых видов сердце отсутствует. Пищеварительная система у кровососущих форм приспособлена к питанию кровью.

Клещи сосут кровь самых разных животных, и так много её сосут, что сильно раздуваются.
На передних лапках находятся слюненные железы, выделяющие особый фермент, который препятствует свертыванию крови.
Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223 раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три недели, пока развивается из личинки, высасывает из несчастной коровы столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!
Удивительно, что после такого феноменального обжорства, клещи постятся порой годами. Чтобы проверить, как долго они могут не есть, ученые отрезали у клещей все ротовые придатки, без которых сосать кровь невозможно. Оперированные клещи жили в лабораториях год, два года, три, четыре… уже про них почти забыли. Устали ждать, когда они от голода умрут. Но они не умирали, и пять, и шесть, и семь лет! И даже больше…
Так люди заставили маленьких родичей пауков поставить мировой рекорд: дольше них голодать никто не мог. Клещи раздельнополы. Их развитие происходит с превращением. У  личинки лишь три пары ног.
Образ жизни клещей разнообразен.

И об этом нам сейчас расскажите вы, т.к. получили опережающее задание, изучит жизнедеятельность некоторых видов клещей. /Флипчарт 12-14/

 

 

/Флипчарт 15/

Учитель дополняет рассказ ученика, отмечает, что в настоящее время против клеща чесоточного зудня, вызывающего у человека чесотку, существуют эффективные и надежные мази. А раньше от неё умирали многие, в том числе известные исторические деятели, ученые: Геродот, Антиох, король Филипп II и римский папа Клемент VII.

 

/Флипчарт 16/



 

 

 

 

 

         /Флипчарт 17

4.Закрепление:   На этом изучение новой темы мы заканчиваем и хотелось бы выяснить, что нового вы сегодня на уроке узнали?

Ответте на следующие вопросы:

1.Сколько ног у личинки клеща?  /Три пары/

2.Какие глаза у таежного клеща? /У него нет глаз/

3.Как можно удалить таёжного клеща? /Смазать вазелином/

4.Как заражаются чесоточным зуднем? / Через контакт с больным человеком и его вещами/

Итоги урока : оценки,анализ урока.

 

6.Задание на дом : §42, сделать в рабочей тетради конспект по изученным клещам.

7.Дополнительная информация.

 

Просмотр видеоролика «Клещи».

 

Если позволит время можно провести  беседу -“Рекордсмены”

1. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.

2. Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.

3. Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.

4. На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.

5. Самое большое насекомое – Вета – обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.

6. Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см.

7. Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.

8. Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.

 

Литература для учителя:

 

1. К.Кайым    «Биология»       Алматы    « Атамұра»   2012.

2.Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон, 2001.

3.Семененко О. П. , Упатова И. П. , Чурилова А. И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 кл. 2000.

4.Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. -4-е изд. - М. : Мысль, 1995.

5.Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд.2004.

6. “Биология” под ред. В.Н. Ярыгина - М., “Медицина” 1985

7. “Зоология для учителя” А.А. Яхонтов – М., “Просвещение”, 1968

8. “Школьный атлас-определитель беспозвоночных” М.А. Козлов, И.М. Олигер – М., “Просвещение” 1991

 

Автор Калиева Бибигуль Сериковна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1536
Номер материала 10068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓