Главная / Физика / ПЛАН УРОКА. Тема "Электризация тел. Два рода зарядов 8 класс"

ПЛАН УРОКА. Тема "Электризация тел. Два рода зарядов 8 класс"

Название документа План урока_Электризация тел.Муравейко..doc

ПЛАН УРОКА.


Тема: Электризация тел.

Два рода зарядов

8 класс


Тип урока: Урок изучения нового.

Познавательная цель урока: изучение явления электризации; понятия и свойств электрического заряда, их взаимодействия; понятия электрического поля и его обнаружения; устройство и принцип действия электроскопа; проводники и диэлектрики; применение знаний о электризации человеком, история изучения явления.

Развивающая цель: развитие логического мышления, отработка практических навыков наблюдения, обобщения, выдвижения гипотез, применение теории в объяснении явлений природы, навыка самооценки.

Воспитательная: самодисциплины, самоконтроля, культуры общения, интереса к предмету, гордости за достижения мировой и отечественной науки.

В результате работы на уроке учащиеся должны знать/понимать:

  • явление электризации – явление приобретения телом электрического заряда;

  • Способы электризации (при трении, ударе или соприкосновении, влиянием);

  • электрический заряд может передаваться от наэлектризованного тела не наэлектризованному;

  • Понимать, что любое тело обладающее зарядом окружено электрическим полем;

  • электрические заряды бывают двух видов – положительные и отрицательные; электрические заряды – взаимодействуют;

  • назначение и принцип действия электроскопа (электрометр);

  • понятия: электризация, электрический заряд, электрическое поле, электрометр, электроскоп, диэлектрик, проводник.

  • Уметь приводить примеры электризации тел в природе, технике,
    в быту;

  • Уметь приводить примеры использования электризации тел и знаний о этом явлении человеком;

Учащиеся должны уметь:

  • определять на практике по взаимодействию зарядов их знак;

  • моделировать явление электризации;

  • пользоваться электроскопом;

  • объяснять природные и бытовые ситуации, причиной которых являются указанные явления, используя изученные на уроке понятия.

Оборудование и средства обучения: компьютер и проектор, интерактивная доска, демонстрационные подставки, электрофорная машина, электроскоп – 2 шт, набор проводников и диэлектриков, стеклянная и эбонитовая палочка, шелковая и меховая поверхность, бумага, целлофан, резиновый шланг, султанчики, модель дома, молниеотвода, мыльные пузыри, воздушные шарики, бумага, скотч, медицинские перчатки, резиновый коврик.

Набор раздаточного материала, презентация по теме урока, набор флипчатров для ИД.


Демонстрации:

  • электризация эбонитовой и стеклянной палочек,

  • электризация различных тел,

  • передача электрического заряда от наэлектризованной эбонитовой палочки металлической гильзе,

  • взаимодействие двух заряженных тел (гильзы)

  • различные способы электризации (трением, ударом, соприкосновением, влиянием)

  • Действие электрофорной машины.

  • Летающая ватка.

  • Проводимость заряда, непроводимость заряда.

  • Электроскоп, устройство, принцип действия,

  • Накопление заряда.

  • Молния.

  • Удар молнии. Молниеотвод.

  • Теория близко и дальнодействия.

  • Электрическое поле,

  • Обнаружение эл.поля по действию на заряженное тело.

  • Определение заряда по взаимодействию,

  • Примеры электризации и её использования в природе, технике, медицине, в быту.

  • Исторический аспект темы.


Этап урока

Временной промежуток

Контроль.

1

Орг.момент .Вхождение в урок.

2 мин


2

Актуализация. Постановка цели, выдвижение задач. Техника безопасности на уроке.

4 мин.


3

Изучение нового

10 мин.

Фронтально, самооценка

4

Физкультминутка

2. мин.


5

Изучение нового

10 мин.

Фронтально, самооценка.

6

Закрепление.

5+5 мин

Индивидуально, взаимопроверка.

7

Домашнее задание.

1 мин.

Традиционное + творческое индивидуальное задание

8

Итог урока

1 мин


9

Рефлексия.

2 мин.

индивидуально

ВСЕГО

42 мин + 2 мин резерв


Ход урока:

  1. Организационный момент. Вхождение в урок.

Демонстрация:

электризации в быту (электризация новогодних украшений, одежды, воздушных шариков).

Приведение проблемных вопросов:

- Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая, грязная какая-то. Не знаю почему?


- А я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?


-Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?


-А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было причиной этого взрыва?


Хотите разобраться с этим вопросом?

Хотите знать больше?

  1. Актуализация. Постановка цели, выдвижение задач.

В ходе беседы совместно с детьми предлагаем тему урока.

Выдвигаем задачи урока:

-Что такое электризация?

-Как она происходит?

- Заряды?

- Какие заряды существуют?

- Заряды взаимодействуют?

- Посредством чего?

- Как и где использовать?

  1. Изучение нового.

1. Открытие электризации.

Янтарь. «Что может быть непонятного для ума, чем история небольшого кусочка янтаря, столь покорно проявляющего силу, которая скрыта во всей природе, которая быть может и есть вся природа» Поль Валери. Легенда о дочери Фалеса Милетского и янтарном веретене.

Янтарь - электрон (греческий язык), от этого произошло название явления – электризация тел.




2. Электризация. Электризация различных тел.

Долгое время считалось, что свойство электризации присуще только янтарю. И лишь в начале 17 века Уильям Гильберт доказал, что электризуются все тела, причем из двух взаимодействующих тел электризуются оба тела в равной мере.

И так : электризация тел при соприкосновении тел друг с другом есть приобретение свойств притягивать к себе другие тела.

Такие тела называют наэлектризованными или получившими заряд.

Демонстрация:

электризации эбонитовой палочки о шерсть, стеклянной палочки о шелк(бумагу) и их взаимодействие с металлической гильзой; взаимодействие гильзы и палочки, гильзы и шерсти (бумаги, шелка).


3.Способы электризации.

Демонстрация:

способов электризации:

- Соприкосновением.

-Трением.

-Ударом.

-Влиянием.

-Передачей заряда.

  1. Физкультминутка.

  2. Изучение нового.

4. Электрофорная машина.

В 1705 году Френсис Хуксби изобретает первый электростатический генератор.

Демонстрация:

электрофорной машины и её устройства;
взаимодействие гильзы и электродов электрофорной машины.

Летающая ватка.


5.Виды зарядов.

Бенджамин Франклин. Положительный и отрицательный заряды.

Положительные и отрицательные заряды можно получить и при натирании другими веществами.


6. Взаимодействие зарядов.

Демонстрация:

взаимодействия зарядов.

И так мы видим что одноименные заряды – отталкиваются, разноименные притягиваются.

7.Электроскоп.Электрометр.

Демонстрация: электроскопа и его принципа действия.
Электрометр.Электризация султанчиков.



7.Проводники и диэлектрики.

Заряд можно передавать и через посредника.

Вещества проводящие заряды называют проводниками, а само явление – проводимостью заряда.(мепаллы, соли и расплавы, человеческое тело)

Вещества не проводящие заряд называются диэлектрики или изоляторами.(полимеры, стекло, пластмассы, ткани, резина)


Демонстрация:

проводимость и непроводимость заряда.

Передача заряда на электроскоп через проводник.

Передача заряда через человека на султанчик.


8 .Электрическое поле.

Все заряженные тела окружены и взаимодействуют посредством особого вида материи – поля, которое называют электрическим.

Чем ближе к заряженному телу тем оно сильнее.

Демонстрация:

Напряженность поля. Обнаружение поля. Электрическое поле султанчиков.


  1. Закрепление.

1.Демонстрация презентации:
Применение электризации в быту, технике природе.

2. Тест.


  1. Домашнее задание.

Учебник «Физика 8» § 25,26,27. Упр.18 стр. 78,Упр19, стр.82.

Заполнить глоссарий по теме урока.


Творческое задание:

1. Изготовить модель воздушного электростатического фильтра.

2. Подготовить доклад (презентацию ) по теме: Электризация в природе и технике.

3.Конкурс рисунков : Явления электризации в природе, технике, медицине.

  1. Итог урока.

Подсчет баллов по маршрутному листу.


  1. Рефлексия.


  • Какую проблему мы поставили в начале урока?

  • Удалось ли нам ее решить?

  • К какому выводу мы пришли?

  • Какой новый опыт приобрели и чему научились?

  • Достигли ли цели урока?



hello_html_m7dd9645f.png hello_html_m3ad770fd.jpg


Опыт 3 Опыт 4


hello_html_m64f62be5.jpghello_html_m15dafecf.jpghello_html_7a56da5.jpg


Опыт 5 Опыт 6 Опыт 7


hello_html_7a734700.jpghello_html_1191732a.jpghello_html_m3b0b19ea.jpg



Опыт 8 Опыт 9 Опыт 10


hello_html_m6778bf30.jpg


hello_html_m40dfe076.pnghello_html_m3addf97e.jpg







Ресурсы

  1. А. В. Перышкин Физика 8

  2. В. И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс

  3. Л. А. Кирик Физика 8 Самостоятельные и контрольные работы

  4. Рисунки Опыт 1, 3, 4, 7, 9 :

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

  1. Рисунок Опыт 2

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0

  1. Рисунок Опыт 5

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2

  1. Рисунок Опыт 6

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80

  1. Рисунок Опыт 8

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D0%B5%D0%BB

  1. Рисунок Опыт 10

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA

10 Электронный учебник физика -8.

11. Коллекция образовательных ресурсов физика – 8.

12. Программное обеспечение АctivInspire.












ПЛАН УРОКА. Тема "Электризация тел. Два рода зарядов 8 класс"
  • Физика
Описание:

Тема: Электризация тел.

Два рода зарядов

8 класс

 

Тип урока: Урок изучения нового.

Познавательная цель урока: изучение явления электризации; понятия и свойств электрического заряда, их взаимодействия; понятия электрического поля и  его обнаружения; устройство и принцип действия электроскопа; проводники и диэлектрики; применение знаний о электризации человеком, история изучения явления. 

Развивающая цель: развитие логического мышления, отработка практических навыков наблюдения, обобщения,  выдвижения гипотез, применение теории в объяснении  явлений природы, навыка самооценки.

Воспитательная: самодисциплины, самоконтроля, культуры общения, интереса к предмету, гордости за достижения мировой и отечественной науки.

В результате работы на уроке учащиеся должны знать/понимать:

·        явление электризации – явление приобретения телом электрического заряда;

·        Способы  электризации (при трении, ударе  или соприкосновении, влиянием);

·         электрический заряд может передаваться от наэлектризованного тела не наэлектризованному;

·        Понимать, что любое тело обладающее зарядом окружено электрическим полем;

·        электрические заряды бывают двух видов – положительные и отрицательные; электрические заряды – взаимодействуют;

·        назначение и принцип действия электроскопа (электрометр);

·        понятия: электризация, электрический заряд, электрическое поле,  электрометр, электроскоп, диэлектрик, проводник.

·        Уметь приводить примеры  электризации тел в природе, технике,
 в быту;

·        Уметь приводить примеры использования электризации  тел  и знаний о этом явлении человеком;

Учащиеся должны уметь:

·        определять на практике по взаимодействию зарядов их знак;

·        моделировать явление электризации;

·        пользоваться электроскопом;

·        объяснять  природные и бытовые ситуации, причиной которых являются указанные явления, используя изученные на уроке понятия.

Оборудование и средства обучения:  компьютер и проектор, интерактивная доска, демонстрационные подставки,  электрофорная  машина, электроскоп – 2 шт, набор проводников и диэлектриков, стеклянная и эбонитовая палочка, шелковая и меховая поверхность, бумага, целлофан, резиновый шланг, султанчики, модель дома, молниеотвода, мыльные пузыри, воздушные шарики, бумага, скотч, медицинские перчатки, резиновый коврик.

Набор раздаточного материала, презентация по теме урока, набор флипчатров  для ИД.

 

Демонстрации:

·        электризация эбонитовой и стеклянной палочек,

·        электризация различных тел,

·        передача электрического заряда от наэлектризованной эбонитовой палочки металлической гильзе,

·        взаимодействие двух заряженных тел (гильзы)

·        различные способы электризации (трением, ударом, соприкосновением, влиянием)

·        Действие электрофорной машины.

·        Летающая ватка.

·        Проводимость заряда, непроводимость заряда.

·        Электроскоп, устройство, принцип действия,

·        Накопление заряда.

·        Молния.

·        Удар молнии. Молниеотвод.

·        Теория близко и дальнодействия.

·        Электрическое поле,

·        Обнаружение эл.поля по действию на заряженное тело.

·        Определение заряда по взаимодействию,

·        Примеры электризации и её использования  в  природе, технике, медицине,  в быту.

·        Исторический аспект темы.

Автор Муравейко Алексей Антонович
Дата добавления 04.03.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1636
Номер материала 57500
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓