ПЛАН РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ГБОУ ВСОШ № 182 г. Москвы
КРЫЛОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВАДИМОВНЫ
НАД ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
(2012-2013 учебный год)
Москва, 2012-2013
СОДЕРЖАНИЕ
3
2. Общая характеристика неуспевающих учеников при изучении английского языка в общеобразовательной школе………………………….
5
3. Подходы к преодолению к неуспеваемости при изучении английского языка…………………...
9
4. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ английскому языку…………………………
14
1. ОСОБЕННОСТИ Психолого-педагогическиХ аспектов работы учителя английского языка с неуспевающими учениками
Эффективное обучение иностранным языкам и преодоление неуспеваемости в этой области, приобретает особую актуальность в настоящее время. Неуспевающий по предмету «английский язык» ученик не просто не усваивает новые знания и не приобретает новые умения и навыки, но отстает в своем культурном развитии.
Кроме этого, незнание иностранного языка может вызвать определенные проблемы в дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, качественное обучение английскому языку имеет особую важность и значение как для учащегося, так и для всего общества.
Выявление причин неуспеваемости в области английского языка и условий ее преодоления - одна из актуальных задач современной педагогической науки.
Неуспеваемость - это, с одной стороны, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, а с другой, - социальная дезадаптация личности.
Можно выделить три группы причин школьной неуспеваемости по английскому языку:
социально-экономические (недооценка важности глубоких знаний и роли интеллектуального труда в жизни общества и человека, снижение качества школьного образования, материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, повышенная занятость и педагогическая безграмотность родителей, их алкоголизм и наркомания);
причины биопсихического характера (наследственные особенности, способности, черты характера, а также плохое состояние здоровья детей и подростков);
педагогические (недостаточная дифференцированность, а также стереотипность в методах и формах педагогической деятельности ряда учителей, неумение выдвигать и формулировать цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами, пренебрежение развитием учеников, все еще бытующие формализм и догматизм в учебной деятельности, ориентация на работу с наиболее способными детьми и т.д.)1.
Наряду с причинами общего характера можно выделить также некоторые специфические факторы, негативно влияющие на успешность обучения английского языку: отсутствие языковой среды; потребность в контроле и помощи наставника; отсутствие возможности организовать обучение в необходимо малых группах в условиях современной общеобразовательной школы; психологический барьер; негативное влияние родного языка; чрезмерная загруженность детей в школе и дома; неспособность родителей помочь своим детям в изучении английского языка.
2. Общая характеристика неуспевающих учеников при изучении английского языка в общеобразовательной школе
Неуспевающие ученики характеризуются общей интеллектуальной пассивностью, низким уровнем развития мышления, обусловливающим особенности внимания и памяти, негативной направленностью отношения к учению при средней или слабой его интенсивности, несформированностью навыков учебной работы.
Применительно к английскому языку можно выделить следующие признаки неуспеваемости:
незнание базовой лексики;
непонимание вопросов;
длительное обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия автоматизмов;
неумение употреблять знакомый материал в новой ситуации;
нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий;
выполнение упражнений наугад;
пассивность на уроке;
высокая отвлекаемость, постоянные переходы на родной язык.
Наибольшие трудности у неуспевающих учеников при изучении английского языка вызывает овладение следующими знаниями, умениями и навыками:
произношение межзубных звуков;
чтение сложных английских слов;
правописание;
понимание речи на слух (аудирование);
распознавание слова в измененной форме;
использование притяжательных и возвратных местоимений (вместо слова «свой» в русском языке);
образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий;
построение спонтанного диалога в предложенной ситуации с опорой на известные речевые клише;
использование знакомых слов для построения пересказа;
употребление отрицательных и вопросительных предложений;
распознавание различных времен английских глаголов и адекватное их употребление.
В табл. 1 приведены причины и характер проявления неуспешности обучения английскому языку. Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения английскому языку.
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности.
Таблица 1
Причины и характер проявления неуспеваемости
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.
Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, на основе которых педагог строит обучение
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе.
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно).
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся (см. Программу Программа саморазвития учителя английского языка Т.В. Крыловой (2010-2011 учебный год). Тема: «Использование новых образовательных методик преподавания английского языка детям с особыми образовательными потребностями (на примере классов КРО ГОУ ВСОШ № 182 г. Москвы)».
3. Подходы к преодолению к неуспеваемости при изучении английского языка
В зависимости от причин неуспеваемости могут быть применимы различные подходы к ее преодолению. В задачи учителя входит в первую очередь диагностика причин неудач при изучении английского языка в каждом отдельном случае и разработка стратегии и тактики педагогической деятельности учителя, которые предполагают установление психологически комфортной учебной атмосферы для каждого учащегося, формирование навыков учебного труда, развитие мышления школьников, формирование положительной учебной мотивации и адекватной самооценки учащихся, создание для каждого из них ситуации успеха, реализация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и др.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников.
Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников по английскому языку можно распределить на этапы (табл. 2).
Таблица 2
Этапы формирования положительного отношения к учению при преподавании английского языка
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).
Таблица 3
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов при преподавании английского, выявляющих степень понимания ими учебного материала Привлечение к высказыванию предложений на английском языке при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило грамматики.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
Организация самостоятельной работы вне класса
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений внедрение дистанционного метода обучения с помощью интернет - технологий (существенно расширилась группа в контакте «Голден старс»
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Очень важный этап при работе с такими учащимися – профилактика неуспеваемости (табл. 4).
Таблица 4
Профилактика неуспеваемости на уроках английского языка
4. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ английскому языку Работа с неуспевающими учениками велась систематически по следующему плану (см. табл. 5).
Таблица 5
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия Срок
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся по основным разделам учебного материала при преподавании английского.
Цель: определение фактического уровня языковых знаний; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
Два раза в полугодие
(в начале и конце учебного полугодия)
с 20 по 30 сентяря 2010г.
с 1 по 25 февраля 2011 г.
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, социальным педагогом и обязательно с самим ребенком
Сентябрь 2010
Декабрь 2010
Февраль 2011
Май 20111
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущее полугодие (устно или письменно)
В начале каждого полугодия 2010/2011 учебного года
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий
В течение учебного года
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса
В течение учебного года
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником
В течение учебного года
План работы в 2010/1011 учебном году был выполнен (на 1 апреля 2011 г. полностью, при этом, учитывая отсутствие ряда учеников на уроке, мероприятия по п. 1 и 2 проводились в неполном классе.
Отсутствующие ученики диагностировались по методике анализа компетенций учащегося (что умеет учащийся и что он может. Методы: тестирование, опроса, беседа, внеклассная работа). При этом широко внедрялся дистанционный метода обучения и опроса с помощью интернет - технологий (группа в контакте «Голден старс».
1 Загуменова Т.И. Контролируем учёбу // Журнал «Справочник классного руководителя», № 9 (сентябрь), 2010 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.