уделять особое
внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей,
ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно –
методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа:
каждый ребёнок от природы одарён по своему.
- предусматривать
степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное,
социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение
потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная
адаптация);
-
помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность,
самопрезентация в отношениях).
Сроки
|
Мероприятия
|
Ответственные
|
Уровень
|
|
Август
|
Сбор
предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала
детей в урочной и внеурочной деятельности.
Разработка
индивидуальных программ развития одарённых учащихся.
|
зав. МО,
зав. по УВР, учителя-предметники
зав. МО,
зав. по УВР, учителя-предметники, классные руководители одарённых детей
|
школа
|
|
Сентябрь
|
Разработка
плана работы с одаренными детьми на 2010/2011 учебный год, составление базы
одаренных детей.
Работа
психолога с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала,
стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся
по необходимости в течение года).
|
школьный
психолог, классные руководители одарённых детей, зав. по УВР
|
школа
|
|
Октябрь
|
Организация
НОУ, выбор тематики НОУ.
|
зав. по УВР,
руководитель НОУ, учителя-предметники
|
школа
|
|
Планирование и
подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад.
Проведение
школьного тура предметных олимпиад.
Неделя
русского языка и литературы.
Конкурсы
и олимпиады младших школьников.
|
руководитель
НОУ, зав. МО, учителя-предметники, руководитель НОУ, зав. МО,
учителя-предметники
|
школа
|
|
|
Конкурс
«Эрудиты нашей школы».
|
зав.
по УВР, учителя-предметники
|
школа
|
|
Ноябрь
|
Продолжение
конкурсов по филологии (согласно внутришкольного плана).
Неделя
математики и информатики.
|
руководители
МО, учителя русского языка и литературы
руководители
МО, учителя математики и информатики
|
школа
|
|
Проведение городских
предметных школьных олимпиад.
|
руководители
МО, учителя-предметники
|
город
|
|
Декабрь
|
Неделя химии и
экологии с учётом внутришкольного и городского плана.
|
руководитель
МО, учителя химии и экологии
|
школа
город
|
|
Продолжение
участия в предметных городских олимпиадах.
|
руководители
МО, учителя-предметники, зам. по УВР
|
город
|
|
Детский
компьютерный фестиваль.
|
руководители
МО, учителя информатики
|
школа
|
|
Январь
|
Декадник по истории
и обществознанию.
Участие в
конкурсе «Пушкинское слово».
|
руководитель
МО, учителя истории и обществознания
|
школа
город
|
|
Школьная
конференция НОУ.
|
руководитель
НОУ, зам. по УВР, учителя - предметники
|
школа
|
|
Олимпиада по географии.
|
учителя
географии
|
школа
город
|
|
Олимпиада по
физике.
|
учителя
физики
|
школа
город
|
|
Участие в
конкурсах по русскому языку и литературе.
|
руководители
МО, учителя русского языка и литературы, зам. по УВР
|
город
|
|
Февраль
|
Продолжение
предметных городских олимпиад младших школьников.
|
руководители
МО начальной школы, учителя начальной школы, зам. по УВР
|
город
|
|
Олимпиады по
граждановедческим дисциплинам (6-7, 8-9, 10-11 классы)
|
учителя
истории и обществознания, граждановедения
|
школа
|
|
Олимпиады по
иностранному языку (английский, немецкий).
|
учителя
иностранного языка
|
школа
|
|
Март
|
Декадник по
географии и экономике.
|
руководитель
МО, учителя географии, экономики
|
школа
|
|
Выставка
детского творчества.
|
учитель
ИЗО, труда, руководитель МО, зам. по УВР
|
школа
город
|
|
Участие в
научно–практических конференциях среди школьников 8-11 классов.
|
руководители
МО, учителя -предметники, зам. по УВР
|
город
|
|
Подготовка и
проведение фестивалей, посвящённых празднику русского языка.
|
руководители
МО, учителя - предметники, зам. по УВР
|
школа
город
|
|
Защита
школьных проектов, участие в городской конференции проектной деятельности
учащихся 1-11 классов.
|
руководители
МО, учителя - предметники, зам. по УВР
|
школа
город
|
|
Май
|
Анализ
результатов школьных и городских олимпиад.
|
руководители
МО, учителя - предметники, зам. по УВР
|
школа
|
|
Акция «65-летию
со Дня Победы посвящается».
|
Классные
руководители, зам. по УВР
|
школа
город
|
|
Анализ
предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей.
|
Директор,
зам. по УВР, руководители МО, учителя - предметники
|
школа
|
|
Программа
2010-2011 гг.
Пояснительная записка.
1. Выявление одаренных детей.
В СОШ №11 выявление одаренных
детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в
дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных
областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним
из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по
сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к
учению, творческие возможности и проявления;
доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от
добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем
умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего
встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной
одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах
деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам
успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами
(чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
· принцип максимального
разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли
внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации
и дифференциации обучения;
· принцип создания условий
для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора
учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными
детьми
· выявление одаренных
детей;
· создание условий для
оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может
быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых
есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
· развитие и выработка
социально ценных компетенций у учащихся;
· адаптация и предпрофильная
подготовка выпускников.
Стратегия
работы с одаренными детьми
I этап – аналитический
–
при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий
потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но
наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области
художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной
части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
·
мастерская
художественного слова;
·
музейное
дело (школьный музей этнографии);
·
музыкальная
мастерская (или музыкальный класс 3 а и 7 а).
·
«В
мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
·
мастерская
здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», « Час
здоровья»и др.).
II этап – диагностический
(5-9-е классы)
– индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей
ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы»,
ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные
задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах,
объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап
формирования, углубления и развития способностей учащихся. С 2008 года в школе
организован клуб
одаренных детей «Премьер», куда вошли самые активные, самые
творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных
областях знаний ребята, объединенные любовью к родной школе (8-11 классы).
Необходимость в таком ребячьем сообществе назрела давно: в школе всегда велась
большая внеклассная работа по предметам учебного цикла, а в объединениях
дополнительного образования занимаются около 60 % учеников школы.
Старшеклассники сами проявили инициативу собраться для решения вопросов
самоуправления. Взрослые им просто помогли воплотить их задумку в жизнь,
пообещав на общественных началах в свободное время курировать их работу. Девиз
клуба «Премьер»:
ТАЛАНТ
ТРУДОЛЮБИЕ
ТЕРПЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность клуба разнообразна. Ребята занимаются в гуманитарной,
естественно-научной, военно-патриотической, общественной и эстетической секциях,
а также в школьной театральной студии «Премьера» и школьном самоуправлении.
Координирует работу клуба президент и вице-президенты. Таким образом, можно
отметить, что «Премьер» - это не только школьное научное общество, где
занимаются «ботаники», а самый настоящий клуб по интересам. Здесь можно
проявить себя в искусстве, журналистике, исследовательской деятельности,
литературе, музейном деле, проектной деятельности, общественной работе, военном
деле.
Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах,
конференциях, смотрах и конкурсах, отчитываются о своих победах в январе – на
Рождественском бале, где подводятся итоги прошедшего года.
- Условия
успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы
каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме
формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными
детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация
системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений
работы УО.
- Формы
работы с одаренными учащимися.
-
школьное
научное общество «Премьер»;
-
объединения
дополнительного образования;
-
групповые
занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-
факультативы;
-
кружки
по интересам;
-
конкурсы
и конференции;
-
интеллектуальный
марафон;
-
участие
в олимпиадах;
-
спецкурсы;
-
работа
по индивидуальным планам;
-
занятия
в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Программа работы с
одарёнными и талантливыми детьми
№
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Исполнители
|
1
|
Внедрение
проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая
непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.
|
2009-2011
|
методсовет, руководители
ШНОУ «Премьер»
|
2
|
Развитие
творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.
|
Ежегодно
|
ШМО начальной
школы, психолог
|
3
|
Совершенствование
деятельности клуба одаренных детей «Премьер».
Создание
нормативной и методической базы.
Организация
исследовательской деятельности в гуманитарной, эстетической,
военно-спортивной, экологической, общественной секциях клуба одаренных детей
«Премьер»
|
2009-2011
2011
ежегодно
|
руководители
ШНОУ «Премьер»
|
4
|
Участие
школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»,
«Золотое руно».
|
ежегодно
|
учебная часть,
учителя-предметники
|
5
|
Участие
школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах,
конкурсах, смотрах, конференциях.
|
ежегодно
|
методсовет,
учебная часть
|
6
|
Организация
психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых
школьников
|
ежегодно
|
психолог
школы, методсовет
|
7
|
Подготовка
психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для
разработки индивидуальной программы обучения
·
выявление
учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты;
·
разработка
программ и планов индивидуальной работы с детьми;
·
проведения
занятий с детьми;
·
отработка
форм, методов, приёмов работы;
·
создание
мониторинга результативности работы с одарёнными детьми
|
2009-2011
|
психолог школы
учителя
–предметники
руководители ШНОУ «Премьер»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.