Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю:
Протокол № от Зам.
директора по У В Р Директор
Руководитель МО Ходосевич В.В. Банит И.Ю. Тараканова
Л.П.
____________ _____________ __________
Рабочая программа
краеведческого кружка «Юный краевед»
2013/2014 учебный год
План работы
Цель:
Расширение знаний
учащихся по истории родного края.
Воспитание
патриотизма, гордости за свой край.
Развитие исследовательских
навыков у учащихся.
Привлечение учащихся
к бережному сохранению историко-культурного наследия села.
Поддержка творческой
активности детей.
Члены
кружка:
Смирнова Л..Н. - руководитель
1. Ухтериков
Владимир - староста
2. Архипов Олег
3. БуявыхАнастасия
4. Васильева Анна
5. Великжанина
Вероника
6. Глущенко Кирилл
7. Китова Муниса
8. Кривошеин Денис
9. Михайлова
Екатерина
Расписание занятий
Вторник в 16 часов
Пояснительная записка.
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому
образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины,
образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции
своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать
определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической
деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность
этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между
поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. Наше село Колесниково
хранит богатую историю: наша земля взрастила Героя Советского Союза Федорова
П.Е., в селе родился и провёл детство художник РФ Шулдиков Г.П., сотни
односельчан защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, творили
историю села замечательные люди: Тихонова В.А., Предигер И.И. и др., - о них
должны знать подрастающее поколение.
В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и
трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и
достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому
нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным.
К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на
народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших
системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа».
Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог
успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в
России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное
на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм»
многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной
стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее.
Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи
любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская
позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания
учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому
своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории,
культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества,
чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это
способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и
воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и
апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села,
материалы краеведческого музея.
Учащиеся должны знать:
даты событий, термины, понятия истории родного края; исторические
памятники и культовые места села; сведения о жизни и деятельности земляков
уметь: анализировать исторические источники, документы; описывать исторические
памятники; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними;
высказывать собственное суждение владеть компетенциями: коммуникативной;
информационно-поисковой; рефлексивной; учебно-познавательной; трудовой. План
рассчитан на учащихся 5-8 классов.
Задачи:
·
Участие в реализации
государственной политики в области военно-патриотического и гражданского
воспитания детей.
·
Воспитание чувства
патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.
·
Изучение истории и
культуры России и родного края.
·
Участие в подготовке и
проведение мероприятий краеведческого характера.
Работа
группы «Поиск» осуществляется в 2-х направлениях:
1.
Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи,).
Принципы и подходы, лежащие в
основе программы:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.
- Презентации.
- Конференции.
Ожидаемый результат:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и
в творческих группах
Календарно- тематический план.
№
|
Дата
|
Тема занятий
|
1
|
2.09
|
Инструктаж по
технике безопасности. Вводное занятие. Экскурсия к истоку ручья Безымяный.
|
2
|
9.09
|
Я и моя
родословная. Составление генеалогического древа
|
3
|
16.09
|
Работа в
краеведческой комнате, подготовка к конкурсу «История одного экспоната»
(Старое фото и семейного альбома)
|
4
|
23.09
|
История школы.
Первые выпускники средней школы
|
5
|
30.09
|
Оформление стенда
«Учителями славится Россия».
|
6
|
7.10
|
Просмотр
презентации «Ветераны педагогического труда»
|
7
|
14.10
|
Экскурсия к
памятнику участникам Гражданской войны в д. Комиссарово
|
8
|
21.10
|
Работа в
краеведческой комнате (составление альбома рисунков: мои впечатления от
поездки)
|
9
|
28.10
|
Обучающее занятие
по подготовке и проведению экскурсий в краеведческой комнате. Краеведческая
викторина «История в названиях»
|
10
|
11.11
|
Подготовка беседы
по выбранному экспонату Конкурс «История одного экспоната»
|
11
|
18.11
|
Оформление в
краеведческой комнате выставки, посвящённой Дню работников агропромышленного
комплекса «Трудовые будни села сегодня»
|
12
|
25.11
|
Беседа о Герое
Советского Союза П.Е.Федорове
|
13
|
2.12
|
Поисковая
деятельность. Сбор материала о национальных традициях жителей села
|
14
|
9.12
|
Поисковая
деятельность Сбор материала о национальных традициях жителей села
|
15
|
16.12
|
Участие в
празднике: «Я, ты, он, она – вместе дружная страна»
|
16
|
23.12
|
Викторина «Этих
дней не смолкнет слава», посвященная 70 – летию снятия блокады г.
Ленинграда.
|
17
|
14.01
|
Колесниковцы –
участники Ленинградского и Прибалтийского фронта
|
18
|
21.01
|
Сбор материала об
участниках афганской войны
|
19
|
28.01
|
Оформление
выставки «Учениками славится Россия»
|
20
|
4.02
|
«По волнам памяти».
Составление буклетов и презентации по афганской войне
|
21
|
11.02
|
Защита презентации
«По волнам памяти»
|
22
|
18.02
|
Беседа по теме
«Подвиг Сталинграда. Участие наших земляков в Сталинградской битве. Конкурс
рисунков: «Война на Волге»
|
23
|
25.02
|
Что могут
рассказать о себе предметы старины. История денег.
|
24
|
4.03
|
Подготовка к экскурсии
для 1 – 2 классов
|
25
|
11.03
|
Проведение
экскурсии в музей учащихся 1-2 классов: «Что предметы старины рассказать
тебе должны?»
|
26
|
18.03
|
Экскурсия в
Заводоуковский краеведческий музей. Экскурсия в храм
|
27
|
1.04
|
Работа в
краеведческой комнате. Оформление выставки.
|
28
|
8.04
|
Сбор информации о
художнике Шулдикове Г.П
|
29
|
15.04
|
Оформление выставки
рисунков о природе нашего края
|
30
|
22.04
|
Экскурсия в
краеведческий музей школы №2 г. Заводоуковск
|
31
|
29.04
|
Оформление
краеведческой стенгазеты «Колесниковцы на фронтах Великой Отечественной войны»
|
32
|
6.05
|
Трудовой десант.
Уборка территории у памятника. Проведение акции – Георгиевская лента
|
33
|
13.05
|
История одного
экспоната. Оформление выставки «Письма с фронта»
|
34
|
20.05
|
День открытых дверей
краеведческой комнаты. Обзорная экскурсия для односельчан и гостей.
Пополнение экспонатами краеведческой комнаты.
|
35
|
27.05
|
Итоговое занятие:
«Чему я научился за год?»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.