Главная / Русский язык и литература / План конспект урока русская литература 10 класс по теме

План конспект урока русская литература 10 класс по теме

Урок литературы. 10 класс. Дата:________________ Қаралды:___________________


Тема: разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии М.В.Гоголя «Ревизор»

Класс:10 (разбит на 2 группы)

Цель: Формирование ключевых компетентностей школьников: готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность,

коммуникативная компетентность.

Формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении «проблемной задачи»

Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления.

Воспитание культуры обмена мнениями.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, 6 шляп :белая, синяя, красная, жёлтая, чёрная, зелёная.

Правила «Шести шляп» детям сообщаются заранее.

Дом задание: Всем участникам заранее подумать над темой будущего обсуждения, собрать необходимую информацию, все необходимые данные, факты

Ход урока.

I..Организационный этап.

1)Приветствие

2)Объявление темы урока.

II.Мотивационный этап.

2. Сообщение темы и чтение эпиграфа к уроку, записанного на доске:

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну

кучу все дурное в России, какое я тогда

знал... и за одним разом посмеяться над

всем... Сквозь смех... читатель услышал

грусть...».

(Н. В. Гоголь)

Беседа. Вместе с учениками определяем основную идею, высказанную Гоголем в эпиграфе.

1.)Целеполагание

Учитель, напоминая задание, формулирует цель урока.

Первое ключевое слово «ЧИНОВНИК». Ученики объясняют значение данного слова.

2.) Актуализация знаний. «Угадай чиновника». Ученики берут листы с характеристикой героя, и прикрепляют в соответствии к картинке на доске.

Характеристики героев («записочки»)

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

- «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека».

- Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай».

- В немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой.

- Ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..».

- Женат, имеет взрослую дочь.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

- «Человек, прочитавший 5 или 6 книг».

- Берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит.

- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

- Судья, коллежский асессор.

- С 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

- Предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

Артемий Филиппович Земляника

- У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- Попечитель богоугодных заведений.

- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут».

- «Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

- «Совершенная свинья в ермолке».

Лука Лукич Хлопов

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Смотритель училищ.

- Имеет чин титулярного советника.

- «Протухнул насквозь луком

- Один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

Иван Кузьмич Шпекин

- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую».

- «Простодушный до наивности человек».

- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает».

- В разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с».

- Почтмейстер, надворный советник.

Второе ключевое слово «ВЗЯТКА». Задание: установите поочерёдность чиновников, которые давали взятку Хлестакову. ( Амос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин; Почтмейстер; Смотритель училищ Хлопов; Земляника).

Третье ключевое слово «РЕВИЗОР». Переход к работе над образом Хлестакова по методу «Шесть шля».

Представители двух команд по очереди , не заглядывая в коробку, достают шляпы. Каждая команда выбирает по 3 шляпы.

Учитель напоминает правила работы «в шляпах»:

«Белая шляпа» : факты, информация.

«Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.

«Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.

«Красная шляпа» чувства, эмоции.

«Зелёная шляпа»: новые идеи.

«Синяя шляпа»: выводы, оценки группам

2.Обсуждение в группах.(12 мин.)

3.Выступление команд. (по 3 мин.)

«Белая шляпа»: информация о Хлестакове. И. А. Хлестакова. Это молодой чиновник из Петербурга, которого в провинциальном городке приняли за ревизора. Он из тех людей, которых в канцеляриях называют «пустейшими» . Тратит все деньги, присылаемые отцом, на кутежи, карты и новую одежду, потому что видит только внешнюю сторону столичной жизни. Очень ярко показан характер Хлестакова в эпизоде, где он начинает хвастаться перед городничим. Его мечты не идут дальше желания получить более высокий чин для того, чтобы им восторгались. Хлестаков полагает, что счастье – это возможность быть выше других, причем это, по его понятиям, не связано с личными качествами человека. А писательские достоинства он приписывает себе исключительно для того, чтобы понравиться жене и дочери городничего. Бахвальство и наглость в сочетании с глупостью провинциальных чиновников помогают ему остаться неразоблаченным. Он проворен, что видно в эпизоде признания в любви. Моментально «переключается» с дочери на жену, и никто из них не успевает что-либо заподозрить. Он привык «плыть по течению» и не задумываться о будущем. Часто он не способен остановиться (как во время обеда у городничего) . Начав о чем-то говорить, «завирается» , пытаясь выставить себя в наиболее выгодном свете. Хлестаков обладает самолюбием (он боится нравоучений Осипа, своего слуги) , но не брезгует смошенничать и словчить. В его характере присутствуют многие отрицательные стороны тогдашнего общества – чинопочитание, подхалимство (вспомним, как он униженно просит об обеде!) , невежественность... Хлестаков – это символ, обозначение вполне конкретной части человечества. 

«Жёлтая шляпа»: Положительное о Хлестакове.

Молод, некрупный чиновник, имеет скромное жалованье, над ним много начальников, на работе много рутины. Холостяцкая квартира или дом, небольшой штат слуг, на роскошь

не хватает денег, но следит за собой: одет аккуратно и модно. Балы, театр, щеголь,

любит производить на барышень впечатление. «каждый день доставай билеты в

театр»; одет по моде; знаком с русской и зарубежной литературой; умеет увлечь слушателей; нравится женщинам; разбирается в людях;

«Чёрная шляпа»: Отрицательное в Хлестакове.

«профинтил денежки»; «сидит и хвост подвернул, не горячится»;

«кутит на батюшкины деньги»; «продает все до последней рубашки»; делом не занимается; гуляет по прошпекту; не платит в трактире; труслив; высокомерен, нагл, груб со слугой; преувеличивает, сочиняет, врет о своей жизни и службе в столице;

придумывает небылицы; берет взятку; несерьезно относится к женщинам.

«Красная шляпа»: Какие чувства вызывает у вас Хлестаков?

Жалость:

  1. Яркий представитель молодого поколения того времени. 2) Негативное влияние общества.

Негодование, Возмущение :

1) имитировал интерес к дочке городничего 2) обогащение обманным путём 3) При этом он нисколько не раскаивается в своем поступке и при первой же возможности снова готов броситься в омут игры и обмана. 4) не испытывает чувства вины перед отцом. 5)    Хлестаков не знает чувства родины. Родное гнездо для него — дыра, где он не может «блистать» и развлекаться. 6)  Хлестаков любит шиковать. При этом он никогда не соизмеряет желаемое с возможным.

Восхищение: хороший артист; Хлестаков так входит в азарт, что перестает различать реальный мир с тем, в котором он действительно живет. Находясь «в сказке», он получает от нее все большее удовольствие и, понимая, что ничто этому не препятствует; приукрашивает ее прямо на ходу: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Во всей этой лжи открывается душа человека, для которого все в жизни измеряется рублем.

«Зелёная шляпа»: новые идеи.

Можно предположить, что Хлестаков вошёл во вкус, и, если можно так выразиться, стал «гастролировать», по небольшим городам России в виде инкогнито, зарабатывая на этом деньги. Но в конце, его обман раскроется, но он откупится.

«Синяя шляпа»: выводы, оценка работы каждой группы.

 В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь преследовал цель «собрать в кучу все дурное, что есть в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Для воплощения своей идеи писатель создал целую галерею ярких характеров. Один из них — Иван Александрович Хлестаков. Хлестаковы живут и сегодня. И явление это получило название «хлестаковщина». Сегодня Хлестаковы - это воплощение душевной пустоты, лживости, глупости, позерства, пустого фанфаронства и бесчестия. Хлестаков в «Ревизоре» — это символическое, обобщенное изображение человека, который, по замечанию самого Гоголя, «стал весь ложь, уже даже сам того не замечая». 

Эксперты оценивают работу каждой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10 б. шкале, обосновывая своё мнение.

Рефлексия. Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

Заключительное слово учителя.

Комментирование оценок, домашнего задания.




План конспект урока русская литература 10 класс по теме
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: формирование ключевых компетентностей школьников: готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность, коммуникативная компетентность. 

Эпиграфом к уроку я выбрала слова Н.В.Гоголя "В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над свем... сквозь смех... читатель услышал грусть". 

Вместе с учениками орпеделяем основную идею, высказанную гоголем в эпиграфе.

Затем работа проводится по ключевым словам. первое ключевое слово "чиновник". ученики объясняют значение данного слова. Далее переходим непосредственно к действующим лицам комедии, которые представляют чиновников. Проводим актуализацию знаний через задание "Угадай чиновника" по характеристике. Членам групп раздаются лсточки с характеристиками чиновника, и они должны прикрепить к соответсвующей картинке на доске.

Второе ключевое слово "взятка". Ученики дают определение данного слово и получают задание, распределить рисунки с чиновниками в той последовательности, в которой Хлестаков плучал от них взятки.

Третье ключевое слово "ревизор", ученики определяют значение данного слово. Переход к работе над образом Хлестакова по методу "Шесть шляп". Так как количество учеников в классе не позволяет разделить на 6 групп, а только на две. То члены двух групп выбирают по 3 шляпы. Учител напоминает правила работы в "шляпах":"Белая" - факты и информация; "жёлтая" - плюсы, преимуущества, только положительные стороны, "чётная" - минусы, только отрицательные стороны; "красная" - чувства, эмоции; "зелёная"новые идеи; "синяя" -выводы, оценки группам. 

После выступлений групп, эксперты каждой команды оценили свою работу, заполнили лист оценки.

Рефлексия. Каждый ученик на стикере ответил на вопросы: Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроках? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?

Урок прошёл интересно, ученики были активны, выражали свои мысли, эмоции. Связывали проблемы, затронутые в комедии с современностью. 

Автор Горбатенко Галина Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 854
Номер материала 26868
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓