Инфоурок География Другие методич. материалыПлан конспект урока по теме

План конспект урока по теме

Скачать материал

 Тема урока: Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

 

Цели по линиям развития личности.

12 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать представление о времени правления Ярослава Мудрого, особенностях его внешней и внутренней политики. Закрепление умения использования понятий усобица, государство, династия, закон для решения исторических задач.

3 ЛР. Историческое мышление.

Уметь выделять достижения в деятельности Ярослава Мудрого, и определять их последствия на состоянии государства.

4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать ситуацию, когда на основании своего жизненного опыта учащиеся сделают вывод о положительных и отрицательных чертах «Правды Ярослава». Способствовать формированию личностного отношения к истории своей страны.

Обязательный минимум содержания:

Ярослав Мудрый. «Русская правда». Княжеские усобицы. Международные связи Древней Руси.

 

План урока:

I. Проблема урока: за что в те времена князя назвали Мудрым?

II. Поиск решения проблемы:

1. «И встал брат на брата...»

Примерный вывод по проблеме: после смерти князя Владимира победителем в усобице стал Ярослав Мудрый.

2. Мудрость Ярослава

Примерный вывод по проблеме: годы правления Ярослава Мудрого (1019–1054) стали временем расцвета Древнерусского государства.

3. По правде русской

Примерный вывод по проблеме: «Русская правда» стала первым письменным сводом законов Древнерусского государства.

4. Владимир засеял, Ярослав пожинает

Примерный вывод по проблеме урока: правление Ярослава Мудрого считается расцветом Древнерусского государства и культуры.

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

– Народ даёт правителям разные прозвища, иногда смешные, иногда достойные, иногда обидные. Князю, о котором мы будем говорить сегодня, дали прозвище «Мудрый».

Слайд 2

– Давайте познакомимся со справочными сведениями о нём (с. 78).

1  2  4  2  3

 

 

 

 

 

 

 

Ученики знакомятся с документом. Отвечают на вопрос к нему. Сравнивают вывод с названием §.

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

 

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

 

 

 

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

 

II. Версии.

Слайд 3

– Какую проблему урока нам предстоит решить?

– Какие будут у вас предположения? За что можно дать такое прозвище?

– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться?

1  2  2  

 

 

– За что в те времена князя назвали Мудрым?

 

 

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

III. Актуализация знаний.

Слайд 4 (РТ, с. 24, задание 1)

– Многие правители Руси прославились своими действиями. Чтобы понять, что сделал Ярослав, чтобы заслужить прозвище «Мудрый», мы должны вспомнить, что было сделано предшественниками мудрого князя.

2  4

Слайд 5

– И сегодня нам понадобится знание понятий. Выполните, пожалуйста, задание слайда.

 3

 

Ученики выполняют задание слайда.

 

 

 

 

 

 

Ученики должны выполнить задание. Пропущено понятие закон.

 

IV. Планирование деятельности.

Слайд 6

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

2  3  2

 

Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо изучить общество Древнерусского государства, проверить наличие признаков цивилизации.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. «И встал брат на брата...»

Слайд 7

– Откройте схему на с. 262, назовите наследников Владимира Святославича.

На слайде представлены иконописные изображения, кроме Святополка (родовой знак) и Мстислава (рисунок современного художника).

1  2  3

Слайд 8

– Люди, изображение которых мы видели на слайде, были братьями. Как вы думаете, почему в государстве начались усобицы и к чему это привело?

2  4  5  2  3  4

 

 

 

 

 

Слайд 9 (РТ, с. 25, задание 2)

– Какие поступки Ярослава в годы усобицы можно назвать мудрыми?

2  4  2  3  4  1

 

 

2. Мудрость Ярослава

Слайд 10

– После победы Ярослав занялся укреплением государства. Рассмотрите внимательно схему, восстановите её и дайте описание государства конца XXI века.

1  2  4  2  3  4

Слайд 11 (РТ, с. 25, задание 3)

– Используя  пункт 2 учебника, докажите, что правление Ярослава считается расцветом Древней Руси (задание выполняется в парах).

– Часть схемы давайте мы пока оставим незаполненной и выполним эту работу по мере дальнейшего знакомства с деятельностью Ярослава.

– Какой ответ на вопрос урока можно дать?

 2  4  1  2  3  4  1

 

3. По правде русской

Слайд 12

– К XI веку Древнерусское государство уже не могло использовать древние родовые обычаи.

В 1016 году появился первый свод русских законов «Правда Ярослава». Как вы думаете, какие из законов «Русской правды» могут использоваться в современном мире, а какие – ни в коем случае?

 

 

 

 

 

 

 

 

– Можно ли первый сборник законов считать проявлением мудрости князя?

 2  3  4  2  3  4  1

Слайд 13скрытый

Работа со слайдом на усмотрение учителя. Показаны лист Русской правды и краткая характеристика содержания документа.

 

4. Владимир засеял, Ярослав пожинает.

Слайд 14 (РТ, с. 22, задание 7)

– Давайте воспользуемся текстом учебника (Как вариант, если было подготовлено сообщение, работа ведётся на основе доклада ученика.) и попробуем определить, оправдано ли было сравнение Киева с Константинополем, а Руси – с Византией.

1  2  4  2  3  4  1

 

 

Ученики должны назвать имена – Святополк, Ярослав, Борис, Глеб, Мстислав.

 

 

 

 

 

Ученики могут указать, что Владимир не назвал наследника, отношения между братьями были довольно враждебными (можно указать, что они были братьями только по отцу). Кроме этого, на основе текста учебника должны быть перечислены последствия усобицы.

 

 

– Выступил против Святополка, убившего Бориса и Глеба.

Может быть также указано, что объединил силы с Мстиславом, т.е. не стал усугублять усобицу.

 

 

При помощи словаря, текста учебника ученики должны указать, что высшая власть находилась в руках великого князя, но сохранялась власть удельных князей.

Ученики должны указать следующее:

1. Разгромил печенегов.

2. Богатела княжеская казна.

3. Покровительствовал ремеслу и торговле.

4. Строил города.

5. Украшался Киев.

6. Поддерживал связи с другими государствами.

 

 

 

 

Можно использовать в современном мире:

1. Самые важные преступления разбирал княжеский суд.

2. Сыновья Ярослава запретили кровную месть.

3. За увечье, оскорбление, кражу преступник платил компенсацию потерпевшему.

Нельзя:

1. «Божий суд» (рассмотреть иллюстрацию на с. 83).

2. Ярослав сохранил обычай кровной мести.

3. Жизнь людей оценивается по происхождению.

 

Любой ответ на этот вопрос должен быть аргументирован.

 

 

 

 

 

 

Список достижений Ярослава дополняют факты:

8. Строительство новых церквей и монастырей.

9. Впервые митрополитом стал русский священник Илларион.

10. Обучение всех желающих грамоте при церквях.

11. Открытие училищ для детей бояр, священников и горожан.

12. Библиотеки.

13. Начало летописания.

VI. Выражение решения проблемы.

Слайд 15

– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

За что в те времена князя назвали Мудрым?

4  6  2  3  4

Правление Ярослава Мудрого считается расцветом

Древнерусского государства и культуры.

 

VII. Применение нового знания.

 

Слайд 16 (РТ, с. 26, задание 5)

– Выполните задание. В Русских летописях очень часто даты могут вызвать недоумение. 6545 год, а мы живём в 2014... Как такое могло случиться? Выполните задание на слайде при помощи небольшой подсказки.

Для любознательных можно попросить перевести даты из текста § и текущую дату на древнерусское летоисчисление.

1  2  3  4

Слайд 17 (РТ, с. 26, задание 6)

– Выполните задание. Сравните деятельность правителей, которые прославились и считались образцом для своих преемников.

Это Карл Великий и Ярослав Мудрый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание.

– Ярослав правил тридцать пять лет и оставил завещание, разделил землю между сыновьями. Смогут ли они найти общий язык и жить дружно? Об этом вы прочитаете дома в § 8. Ответы на вопросы перед §.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План конспект урока по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по истории России на тему " Расцвет Руси при Ярославе мудром" разработан для учащихся 6 класс с целью дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед отечеством,охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.

Развивать аналитическое мышление учащихся на материале сравнения результатов  деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей.

Вопитывать гордость за свой народ, его исторический выбор.

Вырабатывать умение учиться на примере выбора пути исторической личностью.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 343
    • DOCX 76.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Проскурина Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28128
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 981 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 380 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека