План-конспект открытого занятия.
Тема: Образы в русских народных сказках.
Тип урока: Урок
закрепление.
Цель: Учить детей
создавать художественный образ на основе русских народных сказок.
Задачи:
обучающие:
- познакомить детей с творчеством выдающихся
русских мастеров (В.М. Васнецов, И.Я. Билибин);
- Научить выбирать наиболее выразительный
сюжет тематической композиции, и проводить подготовительную работу к ней
(эскиз, наблюдение, воплощение);
-Учить при помощи изобразительных средств
выражать свое отношение к персонажам своего сюжета;
-Ознакомить с книжной иллюстрацией, как с
разновидностью графики;
развивающие:
-развить воображение и фантазию;
-развить зрительное восприятие;
воспитательные:
-Воспитать на лучших образцах произведений
живописи интерес и уважительное отношение к русскому искусству.
Характеристика воспитанников: второй год обучения (возраст 8-11 лет)
Форма проведения:
Используемые технологии: творческое задание, исследование.
Ожидаемые результаты: выполнение иллюстрации на тему русских народных сказок.
Оборудование урока:
Для воспитанника: карандаш, бумага А 3, гуашь.
Для педагога:
репродукции картин художников, детские работы, муз. Центр, видео проектор.
Зрительный ряд:
репродукции картин Васнецова, Билибина, Врубеля.
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами
познакомимся с еще одним жанром изобразительного искусства . А что бы узнать
как он называется нам нужно проверить свои знания и ответить на вопросы этого
кроссворда..
Игра «кроссворд».
Описание: Задаю вопросы и вписываем ответы
маркером на доске.:
|
|
|
1
|
.
|
п
|
а
|
л
|
и
|
т
|
р
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
.
|
л
|
е
|
в
|
и
|
т
|
а
|
н
|
|
|
|
|
3
|
.
|
а
|
к
|
в
|
а
|
р
|
е
|
л
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
.
|
н
|
а
|
т
|
ю
|
р
|
м
|
о
|
р
|
т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
.
|
с
|
к
|
у
|
л
|
ь
|
п
|
т
|
у
|
р
|
а
|
|
6
|
.
|
п
|
о
|
р
|
т
|
р
|
е
|
т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
.
|
а
|
р
|
х
|
и
|
т
|
е
|
к
|
т
|
у
|
р
|
а
|
|
|
|
8
|
.
|
п
|
е
|
й
|
з
|
а
|
ж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
.
|
ц
|
в
|
е
|
т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
0
|
.
|
с
|
и
|
н
|
и
|
й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
.
|
л
|
и
|
н
|
и
|
я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовительный момент:
В итоге у нас получилось слово иллюстрация. Я
думаю что для всех оно знакомо. А что означает этот жанр изобр. искусства?
Иллюстрация - это вид книжной графики,
ее основа. Книжной иллюстрации приходится считаться с особенностями книги ее
форматом, с характером шрифта, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной
краски.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком
значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле
иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном
единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в
процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним
представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут
порой сделаться малопонятными и невыразительными.
Ребята, сегодня мы с вами, совершим
путешествие в сказку, в её таинственный мир и узнаем о нем больше при помощи
картин великих мастеров.
На прошлых занятиях мы с вами читали русские
сказки.
Чем они вам запомнились и понравились?
Какие там главные герои? Давайте познакомимся
с ними поближе.
Презентация.(нечести)
Из покон веков взрослые читают детям сказки,
не только по тому, что это интересно. В древние времена сказка входила в
магический обряд «посвящение во взрослые» Вместе со сказочными героями дети
отправлялись в символический потусторонний мир – учились побеждать страх,
проходили через ряд испытаний, разгадывали загадки, боролись со злом и
благополучно возвращались обратно. Так что сказка-это не только занимательно,
но еще и очень серьезно.
А как вы думаете, ребята, эти герои правда
существуют?
Добрые они или злые?
А теперь давайте посмотрим как изображают
сказочных героев великие художники, мастера своего дела.
Основной этап:
Сегодня мы познакомимся с творчеством известных художников. Жанр в котором они
писали, называется сказочно – былинны .
Одним из них был В.М. Васнецов. Художник с
детства с жадностью впитывал в себя народные поверья, сказки и былины, которые
рассказывались в крестьянских семьях. Детские впечатления оказали большое
влияние на творчество художника. В картинах на тему русской народной сказки, он
с помощью впечатляющих зрительных образов раскрыл черты богатой и благородной
духовной жизни русского народа, его национального характера.
(показать работы художника на доске)
Примерно в те же годы жил и творил, не менее
известный и талантливый художник И. Я. Билибин. Давайте посмотрим на его работы
(на доске показываю иллюстрации). Он так же для своих работ выбирал сюжеты
русских народных сказок.
Посмотрите, чем они отличаются от работ
Васнецова?
Прежде чем
приступить к созданию картины, художник проделывает большой путь. Сбор
материла, зарисовки, портреты, наброски изучение истории. Сейчас на примере художественных
полотен ,мы познакомимся со сказочными образами и её героями.
Так же очень широко используется
эти образы в мультипликации. Давайте посмотрим мультик Перова «Русалка» Рассказ
о художнике.
Мы увидели совершенно разные образы созданные разными
художниками.
Какой характер у этих героев?
-веселый;
-хитрый;
-добрый;
-вредный;
-злой.
- Какие средства худ. выразительности
использует художник, что бы мы поняли ,характер героя?
-
Колорит
-
жесты
-
мимика
-
пейзаж
-
место обитания
-
костюм.
Итак, мы с вами посмотрели очень много картин
художников, познакомились поближе с интересными сказочными образами. А теперь
давайте повторим всех героев русских народных сказок.
-
Царевна — лягушка
-
Царевна Несмеяна
-
Спящая царевна
-
Баба-Яга
-
Богатыри (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья
Муромец)
-
Кощей Бессмертный
-
Водяной
-
Русалка
-
Пан
-
сестрица Алёнушка
-
братец Иванушка
-
Водяной
-
Леший.
Работа над заданием:
На прошлом занятии мы прослушивали
русские народные сказки, сегодня познакомились с их героями, по этому я вам
предлагаю нарисовать сказочный образ, тот который вам больше всего нравится,
который вам кажется ярче, интереснее и выразительнее. Изобразите его во всей
красе, покажите его характер, нрав и намерение. Это должна быть иллюстрация к
русской народной сказке. А значит, написанное должно полностью соответствовать
нарисованному. Выберите отрывок из текста и про иллюстрируйте его..
Самостоятельная работа.
На доске есть схемы, которые помогут вам при
рисовании животных, птиц, людей. А так же эскизы русских народных костюмов.
Подведение итогов.
- Выставка работ учащихся.
- Заключительно слово.
Посмотрите, ребята, на одну тему у вас
получились очень разные работы. У каждого из вас свое собственное виденье той
или иной сказки, вы по разному относитесь к героям которых изображали и я
думаю, что не с проста вы выбрали именно его.
- Кто может рассказать о своем сказочном
герое историю?
- Какими средсвами вы передали его характер?
-
Что же такое иллюстрация?
-
Это отображение на бумаге сути того или иного
произведения, и у каждого художника(что вы и продемонстрировали) свое видение
даже при прочтении одного и того же произведения. Домашнее
задание:
-
Сегодня мы начали работать над иллюстрацией к
русской народной сказке, на следующем занятии, мы продолжим работать, а для
этого вы дома подготовитесь. Прочтите сказку, где присутствует ваш герой,
подумайте над его характером и над обогащением его образа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.