План - конспект занятия по теме «Декоративный
натюрморт».
Тип занятия: занятие - знакомство с новой темой.
Цель: ознакомление с натюрмортом как
жанром изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
-обучение
рисованию изображения с натуры;
- обучение
стилизации любой формы;
- обучение
созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие:
– развитие зрительного представления;
-
развитие воображения и чувства вкуса;
-
развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные:
-
воспитание интереса к предмету;
- развитие
аккуратности в работе;
- формирование
эстетического вкуса.
Характеристика
воспитанников: 3 год обучения (11-13лет)
Форма
проведения: Практическая работа.
Формы
и методы, применяемые на занятии:
·
Словесный (беседа,
объяснение)
·
Наглядный (иллюстрации
художников)
·
Практический (выполнение
практического задания)
Оборудование
для педагога:
·
репродукции картин: П. П.
Кончаловского «Сирень в корзине», И. И. Машкова «Две темные розы и тарелка с
клубникой», М.С.Сарьяна «Осенние цветы», И. Э. Грабаря «Дельфиниум» и
«Хризантемы»;В. Ван-Гог «Ваза с ирисами» .
·
декоративные работы учеников изостудии.
·
натурная постановка;
·
образец педагогического
рисунка;
·
краски, палитра, кисти,
простой карандаш, ластик, вода.
Оборудование для учащихся: гуашь, альбом, кисти, простой
карандаш, ластик, вода.
Ход занятия:
Организационный момент
Приветствие.
Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего места
|
- Ребята,
тема нашего урока “Декоративный натюрморт”. Слово “натюрморт” вам уже
знакомо. Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?
Ребята: Натюрморт
– это неодушевлённые предметы.
Педагог: Кто
ещё как считает?
Ребята: Натюрморт
– это изображение неодушевлённых предметов.
Педагог: Верно,
ребята! Натюрморт – это группа неодушевлённых предметов, объединённых в
единую композицию по смыслу.
Как вы уже знаете, натюрморты бывают
случайные и поставленные. Давайте приведём примеры случайных натюрмортов.
|
Ребята: Например,
к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради,
карандашница, очки, журнал и т.д.).
Педагог: Молодцы,
ребята! А какие натюрморты называют поставленными?
Ребята: Те
натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно
бывают на определенную тематику. Например “Натюрморт из предметов
деревенского быта”.
Основной этап:
|
Педагог: Правильно,
ребята! А тема нашего занятия “Декоративный натюрморт”.
“декор”-
в переводе с лат. означает – украшать. Давайте запишем этот новый для вас
термин.
Педагог: В
начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера
разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они
много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт.
Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.
Сначала, давайте, обратим внимание на
цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?
Ребята: В
живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в
декоративном всего несколько цветов.
Педагог: верно,
ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное –
гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём
смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
– А теперь, ребята, внимательно
посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё
одно отличие.
Ребята: Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на
декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.
Педагог: Верно
ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их
форма упрощенная.
- А как вы думаете, в каких материалах
можно выполнить декоративный натюрморт?
Ребята: при
помощи красок, из природных материалов, аппликацией из бумаги и т.д.
Педагог: Верно.
Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является
фактура.
|
– Посмотрите ребята декоративный
натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина
(пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника
аппликация) и т.д.
– Как вы думаете, ребята, где в жизни мы
можем применить декоративный натюрморт.
Ребята дают примерные ответы и при
помощи наглядного материала даются современные возможности применения
декоративного натюрморта.
Педагог: Ребята
сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне,
пожалуйста, основные отличительные его черты.
Ребята: Цвет,
форма, фактура.
Педагог: Правильно,
ребята! Вы хорошо усвоили новый материал. И теперь вы можете приступить к
созданию своего декоративного натюрморта.
Практическая часть:
|
Педагог: Сегодня
мы выполним с вами декоративный натюрморт гуашевыми красками. Для начала мы
подберём основные цвета для декоративного натюрморта, и поработаем над формой
предметов.
1.С начала вам необходимо на альбомных
листах выполнить эскиз, т.е. в небольшом формате простым карандашом нарисовать
те предметы, которые будут находиться на ваших натюрмортах. Отталкиваясь от
нашей постановки (натюрморта). Подумайте, как вы может стилизовать его.
Поиграйте с формой. Вы можете максимально проявить своё творчество. Формат
листа может быть как вертикальным, так и горизонтальным.
Воспитанникам дается определенное время
для выполнения эскиза.
2.Теперь, ребята, вы уже определились,
что будете изображать. Сейчас необходимо научиться подбирать цвета.
Посмотрите на меня, если я возьму синий цвет (цвет фона) и вазу бордового
цвета, будет ли она видна?
Ребята: Нет!
Педагог: А
если я возьму вазу оранжевого цвета, будет ли она видна?
Ребята: Да!
Педагог: Таким
образом, если вы хотите, чтобы предмет был хорошо виден, то подбираем
контрастные цвета, если менее – родственные.
Объяснение по цветовому кругу
(нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных
цветов).
Ребята, сначала, вам необходимо
определить цвет фона. И висящих драпировок. Исходя из правила «от большого к
частному». И постепенно двигаясь к более мелким предметам.
3.Затем вам необходимо подбирать цвета
предметов, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.
4.А далее вы можете придумать любой узор
или орнамент на вех предметах вашего натюрморта.
Подведение итогов:
Итак, ребята на сегодняшнем уроке вы
выполнили эскиз, подобрали и определились с цветовыми отношениями и
элементами, украшающие предметы. На следующем занятии мы продолжим эту тему.
Домашнее задание:
Домашним заданием для вас будет поиск
интересной цветовой гаммы для вашего натюрморта, которую вы можете увидеть в
природе, вокруг себя, если будите особо внимательны!
Спасибо за урок, до свидания!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.