Инфоурок География Другие методич. материалыПлан и карта. Топографические карты.

План и карта. Топографические карты.

Скачать материал

                                                                                                                           «УТВЕРЖДАЮ»

 

                                                                                    Председатель ПМК – 1

 

                                                                                п/п запаса                    А. Бабенко

 

                                                                                      «___» сентября 2008 г.

 

 

 

ПЛАН

проведения группового занятия

по теме 15. занятие 30

 

I.                  Вводная часть  10 мин.

 

1.     Проверка готовности взвода к занятию.

2.     Вопросы для повторения :

          Согласно перечня вопросов для проведения летучки.

3.     Выводы по опросу и ведению личного конспекта.

4.     Увязка изученного материала с данным занятием.

 

II.               Основная часть  165 мин.

 

Тема : «Топографические карты».

 

Учебные и воспитательные цели :

 

1.        Рассмотреть геометрическую сущность топографической карты, математические элементы, систему разграфки и номенклатуры топографических карт.

2.        Привить первоначальные навыки курсантам в определении номенклатуры листов топографических карт на заданный район.

3.        Воспитывать у курсантов способности к восприятию новых знаний, творчески мыслить.

 

Учебные вопросы :

 

1.     План и карта. Математические элементы топографических карт.

2.     Разграфка и номенклатура топографических карт.

 

Материальное обеспечение :

 

1.     Учебные топографические карты.

2.     Офицерские линейки.

3.     Цветные карандаши.

 

 

 

Краткое содержание занятия, организационные и методические приемы обучения, выводы по учебным вопросам.

 

 

№ вопроса

 

 

Краткое содержание вопроса, методические приемы обучения

 

Действия обучаемых

 

1.

80 мин.

 

Объявляю название учебного вопроса :

 

 Вопрос 1 «План и карта. Математические элементы топографических карт».

 

Даю определение плана и карты. обращаю особое внимание на различие между планом и картой, добиваюсь четкого его понимания.

Кратко рассказываю о процессе создания топографических карт , подчеркиваю, что карта, несмотря на то что отпечатана на плоском листе бумаги, несет на себе объемную информацию о земной поверхности, т.е. является  объемной моделью местности..

Довожу до курсантов, что подобие карты местности обеспечивается наличием на карте математических элементов.

Перечисляю математические элементы топографической карты в следующей последовательности:

·        масштаб карты;

·        рамки карты;

·        координатная сетка;

·        опорные пункты;

·        картографическая проекция.

Даю определения всем математическим элементам и довожу где они находятся на карте.

Обращаю внимание курсантов на то, что такие математические преобразования необходимы для сведения к минимуму погрешностей, возникающих при переходе от сферической поверхности к плоскости.

В заключительной части первого вопроса поясняю курсантам, что наличие на карте местности недостаточно, чтобы решать все возникающие задачи. Нужна дополнительная информация, и она помещается на листе за рамками.

Коротко поясняю положения, содержание и назначение каждого элемента зарамочного оформления карты:

·        номенклатура;

·        сведения о создании карты;

·        системе высот;

·        масштабе карты;

·        сведения о полярных координатах.

Показываю положение данных элементов на листе топографической карты. довожу ,что каждый элемент подробно будет изучен на следующих занятиях.

 

Подвожу итог рассмотрения 1-го учебного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают материал в конспект

 

 

 

 

 

 

 

Уясняют материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспектируют материал в конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уясняют материал

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

85 мин.

 

Объявляю название второго учебного вопроса:

Вопрос 2 «Разграфка и номенклатура топографических карт.»

 

Даю определение разграфки и номенклатуры топографических карт.

Напоминаю сущность равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса.

Подвожу курсантов к мысли , что лист карты можно создать только в пределах 6-ти градусной зоны, так как только она является плоскостью. Рассматриваю физические размеры зоны – 667х20000 км (показываю чертежом на доске).

Методом опроса напоминаю курсантам масштабный ряд топографических карт и ставлю задачу на определение размеров листа зоны в самом мелком масштабе 1: 1 000 000.

 

Используя чертежи на доске, плакаты в аудитории и слайды довожу систему разграфки листов карты масштаба    1 : 1 000 000. Даю понятия – колонны и пояса, систему их обозначения и размеры.

Закрепляю доведенный материал путем решения задач на тему:

·        подбор номенклатуры листа карты  на точку с известными географическими координатами;

·        подбор номенклатур листов карт, смежных данному.

После уяснения данной задачи перехожу к рассмотрению систем разграфки всего масштабного ряда топографических карт с решением 2-3 задач на каждый масштаб.

По завершении рассмотрения системы разграфки, довожу до курсантов, что в целях облегчения решения задач по подбору номенклатур листов карт используются сборные таблицы . Даю определение сборной таблицы, указываю, где их можно получить в войсках.

На примере показываю, как используется сборная таблица. Ставлю задачу на определение номенклатур листов карт на заданный район. Выборочно проверяю результаты работ, указываю на характерные ошибки.

Коротко поясняю курсантам как правильно записывать номенклатуры листов карт при составлении заявки на их получение.

Подвожу итог рассмотрения второго учебного вопроса.

 

 

 

 

 

Записывают материал в конспект

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

Записывают материал в конспект

 

 

 

 

 

 

Решают задачи

 

 

 

 

Записывают материал в

конспект

 

 

Решают задачи

 

 

 

III.Заключительная часть  5 мин.

 

 

 

1.     Выводы по занятию : Знание сущности геометрической формы Земли и системы разграфки и номенклатуры топографических карт, каждый офицер в повседневной деятельности, может определить необходимую для работы номенклатуру топографической карты необходимого масштаба.

 

 

2.     Задание на самостоятельную работу :

        Учебное пособие по ВТ стр. 32 – 42.

        определение номенклатур смежных листов карт данному («Личная книжка курсанта»).

                                                                           

 

 

3.     Тема следующего занятия  Т.15 – З. 31 «Условные знаки топографических карт».

 

 

4.     Отвечаю на вопросы курсантов.

 

 

5.     Уборка аудитории.

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

 

подполковник            _________________

«___» __________________ 200__ г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План и карта. Топографические карты."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ПЛАН

проведения группового занятия

по теме 15. занятие 30

 

I.                  Вводная часть  10 мин.

 

1.     Проверка готовности взвода к занятию.

2.     Вопросы для повторения :

          Согласно перечня вопросов для проведения летучки.

3.     Выводы по опросу и ведению личного конспекта.

4.     Увязка изученного материала с данным занятием.

 

II.               Основная часть  165 мин.

 

Тема : «Топографические карты».

 

Учебные и воспитательные цели :

 

1.       Рассмотреть геометрическую сущность топографической карты, математические элементы, систему разграфки и номенклатуры топографических карт.

2.       Привить первоначальные навыки курсантам в определении номенклатуры листов топографических карт на заданный район.

3.       Воспитывать у курсантов способности к восприятию новых знаний, творчески мыслить.

 

Учебные вопросы :

 

1.     План и карта. Математические элементы топографических карт.

2.     Разграфка и номенклатура топографических карт.

 

Материальное обеспечение :

 

1.     Учебные топографические карты.

2.     Офицерские линейки.

3.     Цветные карандаши.

 

 

 

Краткое содержание занятия, организационные и методические приемы обучения, выводы по учебным вопросам.

 

 

№ вопроса

 

 

Краткое содержание вопроса, методические приемы обучения

 

Действия обучаемых

 

1.

80 мин.

 

Объявляю название учебного вопроса :

 

 Вопрос 1 «План и карта. Математические элементы топографических карт».

 

Даю определение плана и карты. обращаю особое внимание на различие между планом и картой, добиваюсь четкого его понимания.

Кратко рассказываю о процессе создания топографических карт , подчеркиваю, что карта, несмотря на то что отпечатана на плоском листе бумаги, несет на себе объемную информацию о земной поверхности, т.е. является  объемной моделью местности..

Довожу до курсантов, что подобие карты местности обеспечивается наличием на карте математических элементов.

Перечисляю математические элементы топографической карты в следующей последовательности:

·        масштаб карты;

·        рамки карты;

·        координатная сетка;

·        опорные пункты;

·        картографическая проекция.

Даю определения всем математическим элементам и довожу где они находятся на карте.

Обращаю внимание курсантов на то, что такие математические преобразования необходимы для сведения к минимуму погрешностей, возникающих при переходе от сферической поверхности к плоскости.

В заключительной части первого вопроса поясняю курсантам, что наличие на карте местности недостаточно, чтобы решать все возникающие задачи. Нужна дополнительная информация, и она помещается на листе за рамками.

Коротко поясняю положения, содержание и назначение каждого элемента зарамочного оформления карты:

·        номенклатура;

·        сведения о создании карты;

·        системе высот;

·        масштабе карты;

·        сведения о полярных координатах.

Показываю положение данных элементов на листе топографической карты. довожу ,что каждый элемент подробно будет изучен на следующих занятиях.

 

Подвожу итог рассмотрения 1-го учебного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают материал в конспект

 

 

 

 

 

 

 

Уясняют материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспектируют материал в конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уясняют материал

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

85 мин.

 

Объявляю название второго учебного вопроса:

Вопрос 2 «Разграфка и номенклатура топографических карт.»

 

Даю определение разграфки и номенклатуры топографических карт.

Напоминаю сущность равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса.

Подвожу курсантов к мысли , что лист карты можно создать только в пределах 6-ти градусной зоны, так как только она является плоскостью. Рассматриваю физические размеры зоны – 667х20000 км (показываю чертежом на доске).

Методом опроса напоминаю курсантам масштабный ряд топографических карт и ставлю задачу на определение размеров листа зоны в самом мелком масштабе 1: 1 000 000.

 

Используя чертежи на доске, плакаты в аудитории и слайды довожу систему разграфки листов карты масштаба    1 : 1 000 000. Даю понятия – колонны и пояса, систему их обозначения и размеры.

Закрепляю доведенный материал путем решения задач на тему:

·        подбор номенклатуры листа карты  на точку с известными географическими координатами;

·        подбор номенклатур листов карт, смежных данному.

После уяснения данной задачи перехожу к рассмотрению систем разграфки всего масштабного ряда топографических карт с решением 2-3 задач на каждый масштаб.

По завершении рассмотрения системы разграфки, довожу до курсантов, что в целях облегчения решения задач по подбору номенклатур листов карт используются сборные таблицы . Даю определение сборной таблицы, указываю, где их можно получить в войсках.

На примере показываю, как используется сборная таблица. Ставлю задачу на определение номенклатур листов карт на заданный район. Выборочно проверяю результаты работ, указываю на характерные ошибки.

Коротко поясняю курсантам как правильно записывать номенклатуры листов карт при составлении заявки на их получение.

Подвожу итог рассмотрения второго учебного вопроса.

 

 

 

 

 

Записывают материал в конспект

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

Записывают материал в конспект

 

 

 

 

 

 

Решают задачи

 

 

 

 

Записывают материал в

конспект

 

 

Решают задачи

 

 

 

III.Заключительная часть  5 мин.

 

 

 

1.     Выводы по занятию : Знание сущности геометрической формы Земли и системы разграфки и номенклатуры топографических карт, каждый офицер в повседневной деятельности, может определить необходимую для работы номенклатуру топографической карты необходимого масштаба.

 

 

2.     Задание на самостоятельную работу :

       Учебное пособие по ВТ стр. 32 – 42.

       определение номенклатур смежных листов карт данному («Личная книжка курсанта»).

                                                                           

 

 

3.     Тема следующего занятия  Т.15 – З. 31 «Условные знаки топографических карт».

 

 

4.     Отвечаю на вопросы курсантов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 177 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 618
    • DOCX 49.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пустовалов Владимир Станиславович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 92901
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 429 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 985 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 366 человек

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек