Главная / Русский язык и литература / План – конспект урока русского языка на тему "Синонимы в речи" (5 класс)

План – конспект урока русского языка на тему "Синонимы в речи" (5 класс)









План – конспект урока русского языка

в 5 классе на тему

(соответствует ФГОС)



« Синонимы в речи»






Выполнила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МБУ средней школы № 11

г.о. Тольятти Самарской области

Мелихова Наталья Юрьевна
















Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок. Всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…

Н.В.Гоголь


Цель урока:

Учить использованию синонимов русского языка в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторить и вести закрепление понятий: «лексика», «лексикология», «лексическое и грамматическое значение», «однозначное и многозначное слово», «прямое и переносное значение», «метафора», «олицетворение», «омонимы», «омофоны», «синонимы».

  2. Учить различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске, стилевой неоднородности.

  3. Учить подбирать синонимы к данному слову.

  4. Показать роль синонимов в создании точности, выразительности мысли.

  5. Учить составлению синонимических рядов.

Развивающие:

  1. Совершенствовать знания, умения и навыки по орфографии и пунктуации.

  2. Развивать навык нахождения синонимов в тексте, использованных в качестве средства связи.

  3. Развивать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

  4. Расширять лексикон учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать потребность пользоваться толковым словарём синонимов.

  2. Воспитывать интерес к русскому языку.

  3. Приобщить учащихся к искусству слова, к богатству русской речи.


Оборудование:

  1. Учебник Русский язык 5 класс. Т.А. Ладыженская и др., Москва «Просвещение», 2002 год, тетрадь.

  2. Дидактический материал (карточки-задания) (альтернатива: ноутбуки –

Ссылка на задание – дидактическую игру: http://learningapps.org/display?v=ov9yb54k )


  1. Стенд «Лексика».

  2. Схема-таблица «Связи по значению слова «друг» ».

  3. Аудиозапись В.С.Высоцкий «Если друг…»

  4. Выставка книг о дружбе.

  5. Толковый словарь.

  6. Словарь синонимов.


Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: интегрированный (риторика, русский язык, литература, информационные технологии, музыка).


Подготовка к уроку: Индивидуальное задание – работа с толковым словарем (значение слова «друг»); работа со словарем синонимов (синонимический ряд к слову «друг»).


Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

Учебные действия

I. Орг. момент

Задача: Мотивация к действию на уроке

Учитель организует проблемную ситуацию, в центре которой оказывается основная проблема изучаемого материала. Используется эпиграф. Привлечение учащихся к работе (оформить слова Н.Гоголя в виде прямой речи).

Регулятивные учебные действия

Целеполагание как постановка учебных задач

II. Проверка домашнего задания

Задача: Проверить домашнюю работу с помощью фронтального опроса.

Повторить сведения о стилях речи, о тексте.

Проверить умение строить синонимический ряд.

На материале домашнего задания актуализируются знания по теме урока

Познавательные действия

Выделение необходимой информации.

Дать индивид задания (готовятся во время опроса): составить рассказ (1-2 чел) о синонимах русского языка по дом параграфу; раздать карточки-задания (или посадить за ноутбуки

(2-3 чел) )

III. Подготовка к изучению новой темы

Задача: Создать мотив к учебным исследованиям

В беседе по теме урока проговариваются известные обобщения, понятия

Регулятивные действия

Соотношение известной и новой информации.

Проверка самостоятельной работы (индив задания). Рассказы учащихся о синонимах.

Лексический терминологический диктант.

IV. Наблюдения над фактами языка

Основная задача урока: Наблюдения за синонимами при помощи сопоставления и сравнения; выделить основные существенные признаки.

Предупреждать лексические ошибки в собственной речи.

Отчет по самостоятельно выполняемым заданиям.

Упражнение по учебнику (345).

Слушание текста.



Регулятивные действия

Планирование (последовательность действий) (ответить на поставленные вопросы(на доске) в ходе своего исследования.


Познавательные учебные действия

Поиск и выделение необходимой информации


V. Обобщение структурных и семантических признаков изучаемого понятия

Задача: Учить подводить итог работе, делать выводы, обобщать материал.


Формулируется вывод из наблюдения: какую же роль играют синонимы в нашей речи. Читается правило из учебника, сравнивается с правилом выведенным детьми.

Познавательные учебные действия

Опознают и правильно комментируют значение синонимов. Составляют словосочетания.

VI. Работа со словом.

Задача: Расширять лексикон учащихся. Учить наблюдению за словом, выясняя его лексическое значение.

Различение омонимов, многозначных слов. Воспитывать общечеловеческие качества.

Толковый словарь. Словарь синонимов. Выставка книг о дружбе.

Песня В.Высоцкого.

Регулятивные действия

Навыки саморегуляции и внутренней мотивации

Познавательные учебные действия

Знание терминологии. Знаковые символические действия – составление синонимического ряда.

VII. Итог урока

Задача: Оценить работу учащихся согласно результатам. Анализ и оценка успешности достижения цели. Рефлексия.

Прохождение по всем этапам урока: что сделано, результаты исследований учащихся. Нацеливание на проблему следующего урока.

Делимся мнением: «Что я узнал нового о синонимах?»

Коммуникативные учебные действия

Умение слушать и вступать в диалог. Умение правильно выражать мысли.


VIII. Домашнее задание

Задача: Дать установку на тренировку определенных умений.

Упражнение (общее задание).

Опережающие задания (индивидуальные) по теме «Антонимы».

Коммуникативные учебные действия

Умение задавать вопрос.





План – конспект урока русского языка на тему "Синонимы в речи" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: Учить использованию синонимов русского языка в речи.

Оборудование:

1.       Учебник  Русский язык  5 класс.  Т.А. Ладыженская  и 

2.       Дидактический материал (карточки-задания) (альтернатива: ноутбуки – Ссылка на задание – дидактическую игру: http://learningapps.org/display?v=ov9yb54k )

3. Стенд «Лексика».

4.     Схема-таблица «Связи по значению слова «друг» ».

5.       Аудиозапись В.С.Высоцкий «Если друг…»

6.       Выставка книг о дружбе.

7.       Толковый словарь.

8.       Словарь синонимов.

Форма урока:  урок-исследование.

 

Тип урока:   интегрированный (риторика, русский язык, литература, информационные технологии, музыка).

Автор Мелихова Наталья Юрьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2182
Номер материала 38974
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓