Главная / Информатика / План – конспект урока по теме: «Условный оператор»

План – конспект урока по теме: «Условный оператор»

Название документа ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Результат взаимод-ия (сотрудн-тво)

Познавательные

Коммуникативные, личностные

Регулятивная деятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организа-ционный

Приветствие, проверка готовности

Готовятся к уроку

1 мин


Настрой на урок, приветствие

Готовятся к началу урока


2

Мотивацион-ный и целеполага-ние

Учитель читает условие задачи и задает вопрос: Можно ли ее решить ранее изученными средствами. Создает проблемную ситуацию и актуализирует уже имеющиеся знания по данным темам. Организует работу с классом во фронтальном режиме. Организует беседу, которая помогает обучающимся сформулировать цель.

Вспоминают ранее изученный материал

8 мин

Вспоминают что им известно, делают предположение, как можно решить задачу ранее изученными средствами. Систематизируют информацию, полученную ранее. Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Работают в парах , предполагая решение задачи. Обсуждают решение в паре. Обсуждают цель урока (что им нужно знать чтобы решить задачу) Сравнивают разные точки зрения, прежде чем принять решение.

Уметь слушать, дополнять, уточнять, оценивать правильность выполнения задания, вносить корректировки в свою работу по ходу и в конце. Оценивать свое незнание, ставить цели и задачи ( с помощью учителя). Уметь контролировать время

Постановка цели урока

3

Осмысление новой информации

Знакомит учащихся с новой информацией в форме компьютерной презентации, карточек по теме: «Условный оператор»

Воспринимают зрительно и на слух новый материал по теме: «Условный оператор»

20 мин

Воспринимают зрительно и на слух запись условного оператора на языке Паскаль, на основе алгоритма записи условного оператора стараются систематизировать

Работают в парах с презентацией. Задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности, работают в парах. Находят правильное применение условного оператора.

Контролируют правильность применения оператора. Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий необходимых для выполнения задания и осуществляют взаимоконтроль

Уметь правильно применять условный оператор в записи программы

4

Итоги занятия

Организует обсуждение

Выстраивают причинно – следственные связи

10 мин

Показывает результат решения задач

Взаимодействие в группе

Высказывают свою точку зрения

Получение результата в решении задач

5

Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, выполнение поставленной цели

Участвуют в обсуждении, осознанно строят выводы

5 мин

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Договариваются в парах и приходят к общему мнению в совместной деятельности

Оценивают правильность выполненных действий

Итоговый контроль

6

Домашнее задание

Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание

Осознанно фиксируют информацию

1 мин






Название документа Урок информатики. Программирование условий..doc


План – конспект урока по теме: «Условный оператор»

Класс: 8

Предмет: информатика

Тема: Программирование условий. Условный оператор

Цели:

  1. дать представление учащимся о понятии «условный оператор», учится писать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль, знать основную структуру условного оператора, выявить пробелы в знаниях и способствовать их устранению, стимулировать интерес к данной теме и к предмету в целом;

  2. способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти

  3. воспитывать дисциплинированность, усидчивость, положительное отношение к программированию, самостоятельность

Тип урока: Урок новых знаний

Оборудование: Презентация «Условный оператор», карточки с заданием. Компьютерный класс 12+1. Доска маркерная. Паскаль АВС.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация + целеполагание

  3. Осмысление новой информации по теме: «Условный оператор»

  4. Итоги занятия

  5. Рефлексия

  6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся с новой темой, продолжим работу по написанию новых программ, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. Включите компьютеры и проверьте рабочие места, запишитесь в журнал рабочего места.

2. мотивация + целеполагание Я хочу предложить вам решить задачу


Задача: Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.


  • Математическая модель:

Данные: x, y


Результат:


  • Варианты:

Если x=6, y=9, то max=9

hello_html_m58ecc2d3.gifЕсли x=5, y=1, то max=5


Бhello_html_m5a55388.gifлок-схема:


hello_html_m5a55388.gif

hello_html_m340b3006.gifhello_html_153d2c52.gifhello_html_5c8a0b18.gifhello_html_5c8a0b18.gif




hello_html_dfeb998.gifhello_html_m7bb50362.gifhello_html_dfeb998.gifhello_html_1554f555.gif


hello_html_abc50b0.gif




Попробуйте решить задачу. Для этого вспомним структуру программы:

  • 1 строка заголовка Program IMYA;

  • 2 раздел описания переменных Var x, y: integer;

  • 3 основной раздел заключенный в операторные скобки Begin и End.

Внутри основного раздела записываются операторы ввода и вывода, и команды.

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

Целые и вещественные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln), write (writeln)


Решить ранее изученными средствами не получается. Давайте сформулируем цель урока. Что нам нужно узнать чтобы решить задачу:

Как записывать ветвление на языке Паскаль, т. е. мы должны рассмотреть тему : «Условный оператор». Если решать данную задачу то запись будет выглядеть следующим образом:

Программа:

  • Program maximalnoe;

  • Var x, y, max: integer;

  • Begin

  • Writeln (‘Введите два числа’);

  • Readln (x, y);

  • if x>=y then max:=x else max:=y;

  • Writeln (‘наибольшее = ’,max);

  • End.

3. Осмысление . На слайдах презентации рассмотрим :

- Для организации алгоритмов с разветвлением используется условный оператор. Разветвление зависит от выполнения или невыполнения определенных условий. Иногда в одной ветви ни одна операция не выполняется.

- В качестве условия используется значение логического выражения: if.. then.. else


На алгоритмическом языке

На языке программирования

нач

если условие

то серия 1

иначе серия 2

кон

If <условие>

then <оператор 1>

else <оператор 2>

If <условие выражения>

then <оператор>



hello_html_m6870236f.gifhello_html_m1532ab6b.gif
















- Если значение условия true, то есть условие выполняется,

тогда выполняется серия 1, а оператор 2 не выполняется

- Если значение условия false, то есть условие не

соблюдается, то выполняется оператор 2,

а оператор 1 не выполняется.

Логическое выражение:


  • Простой формой логического выражения является операция отношения:

    • < меньше,

    • > больше,

    • <= меньше или равно,

    • >= больше или равно,

    • = равно,

    • <> не равно.

  • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:

    • not логическое отрицание (НЕ),

    • and логическое умножение (И),

    • or логическое сложение (ИЛИ),

    • xor исключающее ИЛИ

  • Порядок действий:

  • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:

  • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: beginend



  • Конструкция такого вида:

Begin <последовательность операторов> end

относится к составным операторам.


  • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

Задача 1:


Yhello_html_7fb3c877.gif= x+2, x<0

x2 , x>0

hello_html_5422593f.gif

hello_html_m7eaa7d36.gif

hello_html_16029482.gif


hello_html_m689edf66.gifhello_html_5ab2093e.gifhello_html_dd19506.gifhello_html_m12e1fcf4.gif

hello_html_mb60b119.gifhello_html_mb60b119.gifhello_html_4641c3ba.gifhello_html_4641c3ba.gif


Y:=sqr (x)

Y:=x+2


hello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gif

hello_html_m2f4cac47.gifhello_html_m7eaa7d36.gif

hello_html_16029482.gif

hello_html_m7eaa7d36.gif

hello_html_5422593f.gif




Program Primer1;

Var y,x: real;

Begin

Write (‘x’);

Read (x);

If x<0 then y:=x+2;

If x>0 then y:=sqr (x);

Write (‘y=’,y);

End.


Program Primer1;

Var y,x: real;

Begin

Write (‘x’);

Read (x);

If x<0 then y:=x+2;

Else y:=sqr (x);

Write (‘y=’,y);

End.

Задача 2: Написать программу, которая определит, имеете ли Вы право голосовать: если Вам 18 и более лет – имеет право голосовать, если менее 18 лет – не имеет право голосовать.

Program zadacha;

Var a,b: real;

Begin

Write (‘введите возраст’);

Read (a);

If (a<18) and(a>0) then writeln (‘ne imeet pravi golosovat’) else

If (a>18) and(a<120) then writeln (‘imeet pravi golosovat’) else writeln (‘vvedite pravilno vozrast’);

End.

Составление программ на ПК (самостоятельно)

Задача 1:


hello_html_m3544cdd1.gifx2 , x>2

Y=

4, x<=2


Program Primer1;

Var y,x: real;

Begin

Write (‘Введите x’);

Read (x);

If x>2 then y:= sqr (x);

Else y:=4;

Write (‘y=’,y);

End.

Задача 2: Написать программу определения является ли число В делителем числа А.

Является ли число b делителем числа a?

program chicla; 
var a,b : integer;
begin
write('a=');readln(a);
write('b=');readln(b);
if a mod b=0 then write('
делится')
else write('
не делится');
end.


Решение:

Задача 3: Написать программу определения четности одного из трех чисел.

Решение:

Определите, имеется ли среди чисел a,b хотя бы одно четное

program try_chicla; 
uses crt; 
var s, a,b:integer; 
begin 
writeLn('Введите числа '); readLn(a,b); 
if (a mod 2=0) or (b mod 2=0) then 
writeLn('Среди чисел ',a:3,b:3,' есть четные числа') 
else 
writeLn('Среди чисел ',a:3,b:3,' нет четных чисел'); 
end.

Закрепляющее тестирование (см. приложение)

1. Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется...

A. разветвляющимся

B. циклическим

C. следования

D. линейным

E. процедурным

2. Служебное слово IF в условном операторе переводится как...

A. если

B. тогда

C. иначе

D. ввод

E. условие

3. Служебное слово THEN в условном операторе переводится как...

A. если

B. тогда

C. иначе

D. ввод

E. условие

4. Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как...

A. если

B. тогда

C. иначе

D. ввод

E. условие

5. Укажите правильный вариант использования условного оператора.

A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end ELSE begin <серия операторов 2> end;

B. IF <условие> THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;

C. THEN begin <серия операторов 1> end IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;

D. THEN <серия операторов 1> ELSE <серия операторов 2> IF <условие> ;

E. IF <условие> THEN <серия операторов 1>

6. Укажите правильный вариант использования неполного ветвления.

A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end;

B. THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;

C. IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;

D. ELSE <серия операторов 2> IF <условие>;

E. THEN <условие> IF <серия операторов 1>

Ответы:1-а, 2-а, 3-в, 4-с, 5-а, 6-а

  1. Итог урока. Рассматривается решение задач. Взаимопроверка теста. Выставление оценок.

  2. Рефлексия

- Какая тема была Вам предложена для изучения?

- Какие трудности у Вас возникли с написанием программ?

(Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.)

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 


  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось


6. Домашнее задание

Задачи для домашнего решения:

Уровень А


1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.


____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


Уровень В

  1. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


  1. Написать программу деления двух чисел (деление на 0)

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


Уровень С

  1. Есть среди 3-х чисел, хотя бы одно четное.

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


  1. Поместится ли круг в квадрат

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


















План – конспект урока по теме: «Условный оператор»
  • Информатика
Описание:

План – конспект урока по теме: «Условный оператор»

Класс: 8

Предмет: информатика

Тема: Программирование условий. Условный оператор

Цели:

  1. дать представление учащимся о понятии «условный оператор», учится писать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль,  знать основную структуру условного оператора, выявить пробелы в знаниях  и способствовать их устранению, стимулировать интерес  к данной теме и к предмету в целом;
  2. способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти
  3. воспитывать дисциплинированность, усидчивость, положительное отношение к программированию, самостоятельность

Тип урока: Урок новых знаний

 

 

Автор Путятина Татьяна Юрьевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 791
Номер материала 4333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓