Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПлан -конспект урока в 6 классе на тему " Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании".

План -конспект урока в 6 классе на тему " Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании".

Скачать материал

Урок

Тема: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.

Цель: организовать деятельность по повторению и углублению знаний о морфемах и их роли в словообразовании и формообразовании, дать понятие о морфемике; развивать навыки разбора слов по составу,  навыки определения морфемы; воздействовать на формирование устойчивого интереса к  работе и заинтересованности в результате.

           

1. Оргмомент.

2.Повторение - разминка. (слайд 2) - работа в группах 

  • Задание 1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них  «сосед». Подумайте, в каких словах буква С обозначает звук [с], а в каких - другие звуки: просьба, сшить,  сжечь, слушать, синий?

= Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика)

 

  • Задание 2. Слайд 3.  Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания:  Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной  - переводный  (переводные картинки),  складной - складный.

= Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика и  лексика)

3 . Новая тема:

1) мозговой штурм  (определение темы урока)

  • Слайд  4. Убери лишнее слово: морфема, фонема, суффикс, корень, приставка, окончание. Объясни.
  • Значение какого слова неизвестно? Можете ли дать определение  этому слову?
  • Определите тему урока. Слайд 5. Морфемы, морфемика, части слова.

Ах, какое это счастье –

Слово делится на части!

Может каждый грамотей

Слово сделать из частей.

2) Составьте слово:     Корень мой находится в цене,             

В очерке найди приставку мне.

                                     Суффикс мой в тетрадке все встречали,

                                     Окончание у слова  мама  отмечали,

                                     Вся же – в дневнике я и в журнале.

 

3)  Слайд 6: Работа в группах: разберите слова  по составу, какой вывод о составе слова можете сделать?  можете сделать?

1 группа:  солнце, три,  выучил.                                   2-я группа - зеленый,  мной,  радостно

3. группа- счастье, хорошо, сделал                            4. Группа – золотое, себя, весело.

 

  • Вывод: все слова имеют корень и основу, но не все – приставки, суффиксы и окончания
  • Дайте определение  известных вам морфем, какова их роль в слове?

4) Повторение схемы разбора слов по составу. Разберите слова по составу: подлить, отдать, льдина.

5)  Слайд 7. Самостоятельная работа в  парах: майский, любитель, колебание, подписка, разыскание, снежинка.

6)  Слайд 8. Проверьте себя.

7)  Понятие о словообразовании.

= Какова роль морфем в словах? (образуют новые слова и формы слова).

= Слайд 9. Прочитайте слова, образованные от слов ВОДА и ЕХАТЬ. При помощи каких морфем они образовались?  Изменилось ли значение этих слов? Изменилась ли часть речи?  Как называются слова, записанные справа? Почему слова ВОДА и Ехать возглавляют  ряд однокоренных слов?

                        Водица                                                           поехать

                        Водник                                                                       доехать

ВОДА водный                                   ЕХАТЬ                       выехать

                        Водяной                                                                     переехать

= Какая морфема не образует новые слова? – ответ дайте письменно - в группе.

 = Какова роль окончания в слове? (Слайд 10)

8) Прочитайте текст. (слайд 11). Определите тип речи,  основную мысль, тему. (Упр. 276) Выпишите однокоренные слова и формы одного и того же слова,  определите формы слова:

Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.

Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва, пенилась внизу и крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.

Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему приблизится. (В.Бианки)

9)   ПРОВЕРЬ СЕБЯ (слайд 12):  Речка – реку;  реку (В.п., ед. число) –  на реке (П.п., ед. число).

4.  Контроль. Слайд 13: Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками: всадник, всегда, вселить, вскачь, вскормить,  вскоре, вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить, вступление. Найдите лишние слова: всегда, встретить

Слова с приставкой В

Слова с приставкой ВС

Всадник, вселить,  вскачь, вскоре, вслед, вставить, встарь,  вступление.

 

вскормить, вскричать, вспахать, вспомнить, встроить,

5. Итог. Узнал, повторил. Дома: П. 18, упр. 280 – письменно, придумать загадку по аналогии

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План -конспект урока в 6 классе на тему " Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Представлена разработка урока в 6 классе на тему «Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании».

Цель данного урока повторить сведения о составе слова, известные учащимся из курса начальной школы и 5 класса, дать понятие о морфеме как части слова и морфемике как разделе науки о языке. Урок предполагает как индивидуальную работу, так и в группах.

 

Данная разработка возможна для использования в классе со средним уровнем учебных способностей. Презентация позволяет обеспечить обратную связь на уроке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 020 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 1583
    • DOCX 16.1 кбайт
    • 75 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карчина Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Карчина Наталья Владимировна
    Карчина Наталья Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 30248
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 335 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 706 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе