Урок
Тема: Морфемика. Морфемы, их роль в
словообразовании и формообразовании.
Цель: организовать деятельность по повторению
и углублению знаний о морфемах и их роли в словообразовании и формообразовании,
дать понятие о морфемике; развивать навыки разбора слов по составу, навыки
определения морфемы; воздействовать на формирование устойчивого интереса к
работе и заинтересованности в результате.
1. Оргмомент.
2.Повторение - разминка. (слайд 2) - работа в
группах
- Задание 1. Известно, что произношение звуков
зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква С обозначает
звук [с], а в каких - другие звуки: просьба, сшить, сжечь, слушать,
синий?
= Как называется раздел РЯ, в котором
изучаются данные процессы? (фонетика)
- Задание 2. Слайд 3. Что происходит с
изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение
слов. Составьте с ними словосочетания: Ледник-ледник; накладной -
накладный; отзыв- отзыв; переводной - переводный (переводные
картинки), складной - складный.
= Как называется раздел РЯ, в котором
изучаются данные процессы? (фонетика и лексика)
3 . Новая тема:
1) мозговой штурм (определение темы урока)
- Слайд 4. Убери лишнее слово: морфема, фонема,
суффикс, корень, приставка, окончание. Объясни.
- Значение какого слова неизвестно? Можете ли
дать определение этому слову?
- Определите тему урока. Слайд 5. Морфемы,
морфемика, части слова.
Ах, какое это счастье –
Слово делится на части!
Может каждый грамотей
Слово сделать из частей.
2) Составьте слово: Корень мой находится в
цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс
мой в тетрадке все встречали,
Окончание
у слова мама отмечали,
Вся же –
в дневнике я и в журнале.
3) Слайд 6: Работа в группах: разберите
слова по составу, какой вывод о составе слова можете сделать? можете сделать?
1 группа: солнце, три,
выучил. 2-я группа - зеленый, мной,
радостно
3. группа- счастье, хорошо, сделал 4.
Группа – золотое, себя, весело.
- Вывод: все слова имеют корень и основу, но
не все – приставки, суффиксы и окончания
- Дайте определение известных вам морфем,
какова их роль в слове?
4) Повторение схемы разбора слов по составу.
Разберите слова по составу: подлить, отдать, льдина.
5) Слайд 7. Самостоятельная работа в парах:
майский, любитель, колебание, подписка, разыскание, снежинка.
6) Слайд 8. Проверьте себя.
7) Понятие о словообразовании.
= Какова роль морфем в словах? (образуют новые
слова и формы слова).
= Слайд 9. Прочитайте слова, образованные от
слов ВОДА и ЕХАТЬ. При помощи каких морфем они образовались? Изменилось ли
значение этих слов? Изменилась ли часть речи? Как называются слова, записанные
справа? Почему слова ВОДА и Ехать возглавляют ряд однокоренных слов?
Водица поехать
Водник доехать
ВОДА водный ЕХАТЬ выехать
Водяной переехать
= Какая морфема не образует новые слова? –
ответ дайте письменно - в группе.
= Какова роль окончания в слове? (Слайд 10)
8) Прочитайте текст. (слайд 11). Определите
тип речи, основную мысль, тему. (Упр. 276) Выпишите однокоренные слова и формы
одного и того же слова, определите формы слова:
Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она
быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шел, в
большую реку.
Это был настоящий водопад. Речка широкой
струёй хлестала с обрыва, пенилась внизу и крутилась в водовороте. В этом месте
на большой реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видел водопада. С
восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток, готовый смять под собой
всякого, кто неосторожно к нему приблизится. (В.Бианки)
9) ПРОВЕРЬ СЕБЯ (слайд 12): Речка – реку;
реку (В.п., ед. число) – на реке (П.п., ед. число).
4. Контроль. Слайд 13: Сгруппируйте слова с
одинаковыми приставками: всадник, всегда, вселить, вскачь, вскормить, вскоре,
вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить,
вступление. Найдите лишние слова: всегда, встретить
Слова с приставкой В
|
Слова с приставкой ВС
|
Всадник, вселить, вскачь, вскоре, вслед,
вставить, встарь, вступление.
|
вскормить, вскричать, вспахать, вспомнить,
встроить,
|
5. Итог. Узнал, повторил.
Дома: П. 18, упр. 280 – письменно, придумать загадку по аналогии
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.