Главная / История / План -конспект урока по истории Казахстана "Абай Кунанбаев "Слова назидания" в 5 классе

План -конспект урока по истории Казахстана "Абай Кунанбаев "Слова назидания" в 5 классе

Тема урока: Абай Кунанбаев «Слова назидания»

Цели урока. Обучающая: Дать понятие о том, что Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы. Ознакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Абая.

Развивающая: Посредством популяризации творчества Абая сформировать у ребят творческий подход к изучению жизнедеятельности выдающихся личностей культуры и истории Казахстана. Научить самостоятельно оценивать духовное наследие прошлого, духовную культуру народа.

Воспитательная : На основе изучения жизни и творчества Абая воспитывать у ребят интерес к литературе, поэзии. воспитывать учащихся в духе человечности ,

духовности ,трудолюбия.

Оборудование: презентация по теме «Слова назидания», книжная выставка произведении Абая Кунанбаева.

Ход урока: 1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания: тестирование по пройденной теме « Ш.Уалиханов».


3.Изучение новой темы. Чтение отрывка из стихотворения «Зима» или звучит песня Абая «Желсиз тунде жарык ай».

Кто автор этих строк? Да верно – это Абай Кунанбаев.

Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

После ответов учащихся на доске 1-ая стр. презентации - тема урока : Абай – учащиеся пишут свои ассоциации с этим словом на листах. Например: Абай – поэт, мыслитель, учитель и т.д.

-Что вы знаете о творчестве Абая?

-Какие вы знаете произведения Абая?

Затем по содержанию презентации учитель рассказывает учащимся о жизни и деятельности Абая Кунанбаева.

2-ая стр. годы жизни

3-я стр. ИБРАГИМ КУНАНБАЕВ РОДИЛСЯ 10 АВГУСТА 1845 Г. В ЧИНГИЗСКИХ ГОРАХ СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО НЫНЕШНЕМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛЕНИЮ) ОТ ОДНОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЖЕН КУНАНБАЯ, СТАРШЕГО СУЛТАНА КАРКАРАЛИНСКОГО ОКРУЖНОГО ПРИКАЗА.

С САМОГО ДЕТСТВА ИБРАГИМ ПОЛУЧИЛ ГЛУБОКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЛЮБИЛ КНИГИ, ПОЭЗИЮ, - ВО МНОГОМ ПОД ВЛИЯНИЕМ СВОЕЙ МАТЕРИ УЛЖАН И БАБУШКИ ЗЕРЕ, ЧЬЯ ЛЮБОВЬ ОСВЯТИЛА ЕГО .

4-ая стр. ИМЕННО МАТЬ НАЗЫВАЛА ЕГО ЛАСКАТЕЛЬНО-УМЕНЬШИТЕЛЬНЫМ ИМЕНЕМ АБАЙ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ "ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ, ВДУМЧИВЫЙ", КОТОРОЕ СТАЛО ЕГО ИМЕНЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ.

НАЧАТОЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ПРИОБЩЕНИЕ К УСТНОМУ ТВОРЧЕСТВУ НАРОДА И ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ У МУЛЛЫ БЫЛО ПРОДОЛЖЕНО В МЕДРЕСЕ ИМАМА АХМЕД-РИЗЫ.

5-ая стр. В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы.

6-ая стр. Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара сөз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему - делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость.

7-ая стр. Человек должен одеваться скромно, содержать одежду в чистоте, быть опрятным. Тратить на одежду больше, чем позволяют средства, обременять себя излишней заботой о внешности, могут только щеголи. Красивым и сильным делает человека его ум ,эрудиция,честь и обаяние. И глуп тот ,кто хочет возвыситься иным путем. Подумайте и скажите как вы понимаете смысл этих строк?

8-ая стр.

Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. В чем смыл этих строк в вашем понимании?

9-ая стр. Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой его не найдешь.О чем хотел сказать Абай ?

10-ая стр. «Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-нибудь полезное для народа, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего» Что вы можете сказать прочитав эти строки?

11-ая стр. «Мы уверены, что познавая Абая ,мир будет все глубже познавать Казахстан и казахский народ».

Н.Назарбаев.

При этом обратить особое внимание учащихся на детство Абая, на роль матери Улжан и бабушки Зере в воспитании Абая. Следует акцентировать внимание учащихся на творчестве Абая, его роли в становлении устной казахской письменной литературы. После этого разобрать смысл и содержание его слов назидания.

-Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.


Проверка и обобщение ответов учащихся.

Рефлексия.




Тема урока: Абай Кунанбаев «Слова назидания»

Цели урока. Обучающая: Дать понятие о том, что Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы. Ознакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Абая.

Развивающая: Посредством популяризации творчества Абая сформировать у ребят творческий подход к изучению жизнедеятельности выдающихся личностей культуры и истории Казахстана. Научить самостоятельно оценивать духовное наследие прошлого, духовную культуру народа.

Воспитательная : На основе изучения жизни и творчества Абая воспитывать у ребят интерес к литературе, поэзии. воспитывать учащихся в духе человечности ,

духовности ,трудолюбия.

Оборудование: презентация по теме «Слова назидания», книжная выставка произведении Абая Кунанбаева.

Ход урока: 1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания: тестирование по пройденной теме « Ш.Уалиханов».


3.Изучение новой темы. Чтение отрывка из стихотворения «Зима» или звучит песня Абая «Желсиз тунде жарык ай».

Кто автор этих строк? Да верно – это Абай Кунанбаев.

Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

После ответов учащихся на доске 1-ая стр. презентации - тема урока : Абай – учащиеся пишут свои ассоциации с этим словом на листах. Например: Абай – поэт, мыслитель, учитель и т.д.

-Что вы знаете о творчестве Абая?

-Какие вы знаете произведения Абая?

Затем по содержанию презентации учитель рассказывает учащимся о жизни и деятельности Абая Кунанбаева.

2-ая стр. годы жизни

3-я стр. ИБРАГИМ КУНАНБАЕВ РОДИЛСЯ 10 АВГУСТА 1845 Г. В ЧИНГИЗСКИХ ГОРАХ СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО НЫНЕШНЕМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛЕНИЮ) ОТ ОДНОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЖЕН КУНАНБАЯ, СТАРШЕГО СУЛТАНА КАРКАРАЛИНСКОГО ОКРУЖНОГО ПРИКАЗА.

С САМОГО ДЕТСТВА ИБРАГИМ ПОЛУЧИЛ ГЛУБОКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЛЮБИЛ КНИГИ, ПОЭЗИЮ, - ВО МНОГОМ ПОД ВЛИЯНИЕМ СВОЕЙ МАТЕРИ УЛЖАН И БАБУШКИ ЗЕРЕ, ЧЬЯ ЛЮБОВЬ ОСВЯТИЛА ЕГО .

4-ая стр. ИМЕННО МАТЬ НАЗЫВАЛА ЕГО ЛАСКАТЕЛЬНО-УМЕНЬШИТЕЛЬНЫМ ИМЕНЕМ АБАЙ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ "ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ, ВДУМЧИВЫЙ", КОТОРОЕ СТАЛО ЕГО ИМЕНЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ.

НАЧАТОЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ПРИОБЩЕНИЕ К УСТНОМУ ТВОРЧЕСТВУ НАРОДА И ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ У МУЛЛЫ БЫЛО ПРОДОЛЖЕНО В МЕДРЕСЕ ИМАМА АХМЕД-РИЗЫ.

5-ая стр. В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы.

6-ая стр. Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара сөз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему - делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость.

7-ая стр. Человек должен одеваться скромно, содержать одежду в чистоте, быть опрятным. Тратить на одежду больше, чем позволяют средства, обременять себя излишней заботой о внешности, могут только щеголи. Красивым и сильным делает человека его ум ,эрудиция,честь и обаяние. И глуп тот ,кто хочет возвыситься иным путем. Подумайте и скажите как вы понимаете смысл этих строк?

8-ая стр.

Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. В чем смыл этих строк в вашем понимании?

9-ая стр. Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой его не найдешь.О чем хотел сказать Абай ?

10-ая стр. «Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-нибудь полезное для народа, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего» Что вы можете сказать прочитав эти строки?

11-ая стр. «Мы уверены, что познавая Абая ,мир будет все глубже познавать Казахстан и казахский народ».

Н.Назарбаев.

При этом обратить особое внимание учащихся на детство Абая, на роль матери Улжан и бабушки Зере в воспитании Абая. Следует акцентировать внимание учащихся на творчестве Абая, его роли в становлении устной казахской письменной литературы. После этого разобрать смысл и содержание его слов назидания.

-Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.


Проверка и обобщение ответов учащихся.

Рефлексия.





План -конспект урока по истории Казахстана "Абай Кунанбаев "Слова назидания" в 5 классе
  • История
Описание:

 

Конспект урока по истории Казахстана по теме "Абай Кунанбаев : Слова назидания"

Цели урока. Обучающая: Дать понятие о том, что Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы. Ознакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Абая.

Развивающая: Посредством популяризации творчества Абая сформировать у ребят творческий подход к изучению жизнедеятельности выдающихся личностей культуры и истории Казахстана. Научить самостоятельно оценивать духовное наследие прошлого, духовную культуру народа.

Воспитательная : На основе изучения жизни и творчества Абая воспитывать у ребят  интерес к литературе, поэзии. воспитывать учащихся в духе человечности ,

духовности ,трудолюбия.

 

Оборудование: презентация по теме «Слова назидания», книжная выставка произведении Абая Кунанбаева.

Оборудование: презентация по теме «Слова назидания», книжная выставка произведении Абая Кунанбаева

После организационного момента звучит"Желсиз тунде жарык ай" песня Абая

Выход на тему урока и целеполагание

Кто автор этих строк? Да верно – это Абай Кунанбаев.

 

Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

После ответов учащихся на  доске 1-ый слайд . презентации - тема урока : Абай – учащиеся пишут свои ассоциации с этим словом на листах. Например: Абай – поэт, мыслитель,  учитель и т.д.

-Что вы знаете о творчестве Абая?

-Какие вы знаете произведения Абая?

 

 Затем по содержанию презентации учитель рассказывает  учащимся о жизни и деятельности Абая Кунанбаева.

2-ой слайд годы жизни Абая Кунанбаева

       3-ий слайд ИБРАГИМ КУНАНБАЕВ РОДИЛСЯ 10 АВГУСТА 1845 Г. В ЧИНГИЗСКИХ            ГОРАХ СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО НЫНЕШНЕМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛЕНИЮ) ОТ ОДНОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЖЕН КУНАНБАЯ, СТАРШЕГО СУЛТАНА КАРКАРАЛИНСКОГО ОКРУЖНОГО ПРИКАЗА.

С САМОГО ДЕТСТВА ИБРАГИМ ПОЛУЧИЛ ГЛУБОКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЛЮБИЛ КНИГИ, ПОЭЗИЮ, - ВО МНОГОМ ПОД ВЛИЯНИЕМ СВОЕЙ МАТЕРИ УЛЖАН И БАБУШКИ ЗЕРЕ, ЧЬЯ ЛЮБОВЬ ОСВЯТИЛА ЕГО .

4-ый слайд ИМЕННО МАТЬ НАЗЫВАЛА ЕГО ЛАСКАТЕЛЬНО-УМЕНЬШИТЕЛЬНЫМ ИМЕНЕМ АБАЙ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ "ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ, ВДУМЧИВЫЙ", КОТОРОЕ СТАЛО ЕГО ИМЕНЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ.

НАЧАТОЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ПРИОБЩЕНИЕ К УСТНОМУ ТВОРЧЕСТВУ НАРОДА И ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ У МУЛЛЫ БЫЛО ПРОДОЛЖЕНО В МЕДРЕСЕ ИМАМА АХМЕД-РИЗЫ.

5-ый слайд. В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы.

 

6-ой слайд Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара сөз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему - делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. 

 

7-ой слайд:Человек должен одеваться скромно, содержать одежду в чистоте, быть опрятным. Тратить на одежду больше, чем позволяют средства, обременять себя излишней заботой о внешности, могут только щеголи. Красивым и сильным делает человека его ум ,эрудиция,честь и обаяние. И глуп тот ,кто хочет возвыситься иным путем. Подумайте и скажите как вы понимаете смысл этих строк?

8-ой слайд

Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. В чем смыл этих строк в вашем понимании?

9-ый слайд: Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой его не найдешь.О чем хотел сказать Абай ?

10-ый слайд:«Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-нибудь полезное для народа, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего» Что вы можете сказать прочитав эти строки?

11- ый слайд: «Мы уверены, что познавая Абая ,мир будет все глубже познавать  Казахстан и казахский народ».

 

                    Н.Назарбаев.

 

При этом обратить особое внимание  учащихся на детство Абая, на роль матери Улжан и бабушки Зере в воспитании Абая.  Следует акцентировать внимание учащихся на творчестве Абая, его роли в становлении устной казахской письменной литературы. После этого разобрать смысл и содержание его слов назидания.

 

-Самостоятельная работа в  рабочих тетрадях.

Урок завершается рефлексией

Что я уже знал по данной теме?

Что нового я узнал?

Что я еще хотел бы узнать?

Автор Алдабаева Кумус Гапаровна
Дата добавления 18.01.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 2708
Номер материала 54307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓