Главная / Другое / План -конспект на тему "Тональное решение натюрморта "

План -конспект на тему "Тональное решение натюрморта "

План-конспект занятия по теме

«Тональное (светотеневое) решение натюрморта».


Цель занятия: выполнение натюрморта с натуры в 2-х вариантах (цветном и монохромном).

Задачи:

Обучающие:

-Обучение тональному решению в живописной постановке и выполнение ее.

Развивающие:

-Развитие способности видеть градации светотеневого тона в живописи.

Воспитательные:

-Воспитание эстетического отношение к окружающему миру.

Оборудование для учащихся:

  • бумага (формат А3),

  • карандаш,

  • ластик,

  • краски акварельные,

  • кисть,

  • палитра.

Характеристика воспитанников: второй год обучения (9-11 лет)

Оборудование для педагога:

  • методические таблицы,

  • постановка,

  • репродукции картин художников,

  • образцы работ учащихся.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Практическая работа учащихся (этюд постановки в цвете).

  3. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

  4. Практическая работа учащихся (монохромный этюд).

  5. Подведение итогов урока.

Ход занятия.

Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности к уроку: учащиеся сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена бумага формата А3 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим тему натюрморта. И на примере нашей постановки, попробуем разобраться с такими терминами как тон и цвет в живописи.

А для начала давайте вспомним , что мы уже знаем о натюрморте ? Какие бывают? И что означает сам термин?Ответы учащихся.

Основной момент:

-Итак, ребята теперь перейдем к теме и разберемся, что такое тон и как мы определяем тональность предмета?

При помощи его освещенности и собственной насыщенности. К примеру, мы можем, сравнит эмалированную кружку и глиняный горшок.

-Что из них светлее, а что темнее по тону?

-А теперь давайте выясним, что такое цвет предмета?

Показываю пейзаж с разным по цвету зеленым , зелень на лугу, на дереве и на пруду.

- Мы можем наблюдать, как меняется один и тот же цвет в зависимости от его тональности.

Итак, давайте разберем некоторые критерии цвета и тона, без которых нам будет сложно выполнить наше задание.

Показываю таблицы

  1. Насыщенность: отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Другими словами, цвет может быть более или менее ярким, интенсивным.

http://festival.1september.ru/articles/314394/img1.JPG

  1. Светлота: степень относительной светлоты единичного тона в соотношении с другими тонами в градации между черным и белым.

http://festival.1september.ru/articles/314394/img2.JPG

Причем мы видим на цветовом круге, что цвета спектра различны по светлоте. Например, оттенки желтого, даже достаточно насыщенного цвета гораздо светлее, чем оттенки насыщенного синего. Этим и объясняются трудности в передаче объема предметов золотисто-желтого или охристого цвета.

http://festival.1september.ru/articles/314394/img3.JPG

  1. Контраст. наконец, цветовое пятно всегда связано с окружением: восприятие отдельного цветового тона зависит от взаимосвязи с другими, преимущественно соседними тонами. Во взаимовлияниях тонов большую роль играет цветовой и тональный (светотеневой) контраст.

http://festival.1september.ru/articles/314394/img4.JPG

Примеры цветового контраста: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами.

http://festival.1september.ru/articles/314394/img5.JPG

Для того чтобы лучше передать объем предметов и разобраться в светотеневых градациях, мы выполним один из натюрмортов в технике “Гризайль”.

-Ребята, знакомо ли вам это слово?

Гризайль (от франц. gris – серый) – монохромная живопись в сером тоне, преимущественно декоративного назначения. В станковой живописи техника гризайль применяется для выполнения эскиза, в этом случае однотонную живопись любого цветового оттенка называют гризайлью.

Именно в этой технике у нас будет выполнена одна из работ. При помощи этого упражнения мы сможем выявить объем предметов, светотеневые градации. И это поможет нам в дальнейшем лучше и реалистичнее изображать предметы любой сложности.

Работа над заданием.

-Ребята, на этом занятии мы выполним два этюда несложной постановки. Разместим их на одном листе, поэтому разделим лист вертикально пополам и выполним два одинаковых наброска предметов постановки. Выполним на правой половине листа этюд нашей постановки в монохромной гамме. А на левой, изобразим натюрморт в цвете, так как мы его видим сейчас.

- Начните с компоновки предметов в листе, вспомните о построении предметов, эллипсы и перспектива. А так же не забудьте про масштаб, предметы не должны быть слишком крупными или слишком мелкими.

( Проверяю, правильно ли разместились ученики за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы. При необходимости (для экономии времени) могу помочь правильно разместить предметы постановки на листе, показать, как быстро сделать набросок.)

- Ребята вам лучше выбрать черно-белую гамму для удобства сравнения с цветовым эскизом.

Самостоятельная работа.

На левой половине листа ученики выполняют быстрый этюд в цвете. Анализируем возникшие трудности: не всегда удается правильно передать объем предметов, драпировок; в некоторых местах предметы сливаются с фоном.

Давайте рассмотрим особенности восприятия цвета в живописной постановке.

I. Прежде всего, мы оцениваем качество отдельного цветового тона, т. е. положение его на цветовом круге (теплый или холодный, градации оттенков того или иного цвета спектра).

Допустим, цвет мы определили и подобрали на палитре. Достаточно ли этого для светотеневого решения постановки? Разберем особенности восприятия какого-либо цветового оттенка:

Теперь у нас перед глазами цветовое и монохромное решение постановки: что можно доработать в цветовом решении? Усилить тон в теневых областях, уменьшив при этом цветовую насыщенность; при необходимости ослабить тон в освещенных местах.

Подведение итогов.

Итак, подведем итог нашего занятия. Вы на своем опыте убедились, как важно ставить перед собой задачу светотеневого решения живописного натюрморта. В решении этой непростой задачи нам помогло обращение к монохромной технике живописи. Вы познакомились с новым термином “Гризайль” и выполнили задание в этой технике живописи. В работе над следующими живописными натюрмортами вам будет легче верно определить отношения света и тени.

Домашнее задание.

Ребята, попробуйте дома порисовать в технике гризайль, различные предметы быта. Это может быть кухонная утварь или интерьер. Желаю вам удачи!







План -конспект на тему "Тональное решение натюрморта "
  • Другое
Описание:

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить младших школьников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает их внимание к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. 

   Рассматривая  ряд натюрмортов разных художников, дети видят, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми это немаловажно.

Автор Луценко Инна Рафаиловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1071
Номер материала 36948
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓