Главная / Начальные классы / План - конспект урока по окружающему миру 2 класс "Водоёмы. Водоёмы КБР"

План - конспект урока по окружающему миру 2 класс "Водоёмы. Водоёмы КБР"

hello_html_190e626f.gifВодоемы. Водоемы КБР. 2-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе



Цель: ознакомить с водоемами КБР, их особенностями, развивать внимание, память, расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” для 2 класса, 2 часть, листы для индивидуальной работы (Приложение 1), видеофильм “Кабардино – Балкария”, записи звука воды в природе, аппликации для каждого ученика, клей.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания

Т е с т

  1. К водоемам относятся …

  2. На какие две группы можно разделить все водоёмы?

  3. Начало реки. (Исток)

  4. Место, где река впадает в другую реку, море. (Устье.)

  5. Углубление, по которому течет река. (Русло.)

Работа по учебнику с. 80 “О каких водоемах идет речь?”

3. Постановка проблемной ситуации

Решите небольшое математическое задание.

307 – 305 = 2 (О)
754 – 733 = 21( р)

428 – 410 = 18 (ё)
188 + 140 = 258 (а)

338 – 323 = 15 (з)

Расположите ответы в порядке возрастания.

2

15

18

21

258

о

з

ё

р

а

Учитель: Молодцы, справились с заданием. Посмотрите внимательно. Какое слово получилось? Правильно, слово – озёра. Значит, о чем мы сегодня будем говорить?

4. Работа по теме урока

Учитель: Что такое озеро? Что вы знаете об озерах? Попробуйте заполнить схемы.

Озера
по происхождению делятся на

Тектонические

Вулканические

Ледниковые

Карстовые


Озера
по составу делятся на

Пресные

Минеральные (соленые)


Озера
по водному балансу делятся на

Сточные

Бессточные

Какое самое глубокое и самое большое озёра в мире? Что вы о них еще знаете?

Ученики: Озеро – это природные водоемы со стоячей водой.

Самое глубокое озеро на земном шаре – сибирское озеро Байкал. Его средняя глубина – более 700 м, а максимальная – 1620 м. А в длину озеро Байкал 636 км. Местные жители называют Байкал морем. Сотни рек и речек впадает в него, а вытекает только река – Ангара.

Самое большое озеро – Каспийское море. Оно разделяет Европу и Азию.

Учитель: Молодцы, ребята. Как много вы знаете! А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие.

Графический диктант

Начинаем мы из города, в котором сейчас находимся. Есть ли в Нальчике озера? Недалеко от школы, в Долинске есть небольшие озера, которые называются “Курортными”. Начнем наше путешествие.

10 минут (1 клетка) едем прямо на север и оказываемся в точке Ч, далее 20 минут едем на север – точка Б, 20 минут на запад – (М), 30 минут на север (З).

Здесь немного отдохнем и посмотрим по сторонам. Мы оказались в Зольском районе Кабардино – Балкарии. Здесь расположено Тамбуканское озеро. Что вы о нем знаете?

http://festival.1september.ru/articles/584197/img7.gif

Ученики: Это небольшое озеро глубиной 2 метра, 3/4 его расположено в пределах республики, а 1/4 часть в Ставропольском крае. Озеро имеет овальную форму. Основными источниками питания озера являются атмосферные осадки и подземные воды. Озеро бессточное. На дне озера отложены иловые грязи, обладающие целебными свойствами. Их применяют при лечении различных заболеваний. В последнее время на озере сложилась катастрофическая экологическая ситуация. Ученые бьют тревогу. Грязь может потерять свои лечебные свойства из – за загрязнения его промышленными отходами. Постановлением Правительства КБР от 28.02.2000г. озеро Тамбукан включено в перечень особо охраняемых природных территорий республики и внесено в категорию “Памятники природы”. Просмотр рисунка 1.

Учитель: Продолжим наше путешествие: 70 минут едем на восток (П), 30 минут на юг (М), 20 минут на запад (Н), 20 минут на юг (А).

http://festival.1september.ru/articles/584197/img8.gif

Сделаем и здесь небольшую остановку. Мы оказались в Черекском районе. В селе расположен источник Аушигер – уникальный природный уголок, открытый в 1950 году во время экспедиции по поиску нефти.Температура воды в источнике постоянна и составляет 56°C. На открытом воздухе есть горячее озеро, бассейны. Здесь расположен лечебно-оздоровительный комплекс ООО “Санаторий “Аушигер”. Рядом с источником богатые запасы голубой глины, лечебные свойства которой широко известны. Просмотр Рисунка 2.

5. Физкультминутка

Над водою птицы кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, всплеск озерный,
А над водою – мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями).

Прыгаем теперь в озера
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
Быстрых рыбок догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками)

Выйдем по илистому дну,
Обсохнем все на берегу,

(Ходьба на месте.)

Сядьте дети не песок,
Продолжаем наш урок.

(Дети садятся за парты.)

6. Продолжение работы по теме урока

Учитель: Продолжим наше путешествие: 30 минут на юг, на запад 10 минут Голубые озера).

Мы оказались в очень красивом месте, где расположено 5 озер.
Вы уже догадались, где мы? Правильно, это 
Голубые озера.
Я предлагаю вам посмотреть на них.

http://festival.1september.ru/articles/584197/img9.gif

Просмотр фрагмента видеофильма “Кабардино-Балкария”. Ученик под звуки воды читает стихотворение балкарского поэта Сафара Макитова “Синь – озеро”, посвященное Голубым озерам.

Синь-озеро

Я стою и смотрю,
Как волны устали от бега,
Как нежатся волны
Во время весеннего снега.

Как будто бы шепчутся с ветром
Другие озера.
А ты же, синь – озеро
Покорное, трешься о горы.

На лезвие волн гляжу,
Гляжу, как простор твой бескраен
Едут твоей красоте поклониться
Люди из дальних окраин.

Каждый
Любуется гордо тобою
Имя твое
Волною звучит голубою.

http://festival.1september.ru/articles/584197/img6.gif

Учитель: В районе находится 5 озер: Кель – Кетчен (Сухое). Секретное озеро, Цериккель (Нижнее), Верхнее (2), Что вы знаете о Голубых озерах?

Ученик 1: Сухое озеро балкарцы называют Кель-кетчен (Ушедшее озеро), По преданию, в сухом провале раньше было настоящее озеро с чистой водой. Однажды горы содрогнулись, и озеро Кель – Кетчен исчезло, утекло, а ниже его образовался колодец, который заполнился водой. Озеро находится в провале глубиной 160 метров. Провал круглый, стены его отвесны.

Чтобы его увидеть, нужно подняться пешком по крутой горной тропе. Подъем требует достаточных физических усилий, но тот, кто найдет силы для подъема, будет награжден созерцанием незабываемой картины. Перед ним откроется “затерянный мир”. Рисунок 3.

Ученик 2: На склоне в буковом лесу, скрытое от глаз, находится Секретное озеро (его трудно обнаружить) Балкарцы называют его Таша-кель (Каменное озеро). глубиной 21 м.

Склоны почти идеально круглой воронки покрыты лиственным лесом, в котором сохранились отдельные экземпляры 300–400 летних буков с толщиной ствола полтора метра. Рисунок 4.

Ученик 3. Без сомнения самое уникальное – это Нижнее голубое озеро (Чирик-Кель, Цериккель ) – уникальный памятник природы – расположено в живописном Черекском ущелье. Озеро имеет овальную форму. Максимальная глубина озера 258м. В озеро не впадает ни одного ручейка, а ежесуточно вытекает 70 млн. л. воды. Температура воды круглый год равняется 9.6 градусам. Видимость под водой практически не зависит от погоды и достигает 20-40 метров. У его воды необычный цвет – зеленовата голубой, что объясняется присутствием сероводорода, который убивает все живое, поэтому в озере нет ни рыб, ни растений. 21 мая 2003 г. водолазы Игорь Галайда и Роман Прохоров опустились на 150-метровую глубину и установили рекорд России по глубоководным погружениям. В настоящее время там построен Дайвинг центр, где проводятся испытания глубоководного оборудования. Рисунок 5.

Ученик 4: Существует легенда о происхождении голубого озера. Давным – давно жило на Кавказе огромное злое чудовище. Наводило оно ужас на местных жителей, угоняло скот, воровало прекрасных девушек.

Многие смелые витязи пытались победить Дракона, но все погибли в бою с ним. Но вот явился молодой сильный юноша Батараз. Началась битва. Изловчился Батараз и отсек ему крылья, а в крыльях и была сила Дракона. Рухнуло огромное чудовище на землю. Стало биться, корчиться от боли, рассекло землю мощным хвостом, образовалось глубокое ущелье. Стал дракон зарываться в землю, образовалась воронка, наполнилась она водой. Так образовалось озеро, на его дне построил дракон хрустальный дворец, залечил минеральной водой свои раны и стал жить глубоко на дне, подальше от глаз людских. А чтобы было ему видно, что делается на земле, очистил воду, и стала вода прозрачная, гладкая, как зеркало.

Ученик 5: Верхнее озеро. Поднимаясь вверх по горной дороге от Секретного озера, еще через пять минут езды, перед нами открывается дорога, ведущая к Сообщающимся озерам (их еще называют Верхними Голубыми озерами). Их глубина 11–15 м. Рисунок 6.

Учитель: Молодцы, ребята. Сейчас я предлагаю вам побыть немного аквалангистами. Закройте глаза, представьте, что мы погружаемся в озеро. Что вы увидели?

Открывается доска с озером, в котором плавают рыбы. Задача детей узнать их и назвать. (Форель, сазан, плотва, лещ).

Ученики загадывают загадки.

На вкус немного сладкая
Эта рыба царская;
Рыбка – не простая.
Кто она такая? 
(Форель)

Повсеместно и везде
Стаей ходит он в воде.
Вместе с ним подлещик
Это мелкий … 
(Лещик)

На подводной полянке
Одни пузырьки.
Красноглазки одни
Догадайся, кто они? 
(Плотва)

Бойко плавает по дну
Сменишь буковку одну
Он взлетит над водой
Догадайся, кто такой? 
(Сазан)

Много рыб на свете есть
Тяжело всех перечесть.
Будешь с ними ты знаком
Если станешь рыбаком!

Летом на озере все её найдете
Зеленая квакушка. Кто это? 
(Лягушка)

Учитель: Вы правильно отгадали загадки. Назовите признаки рыб и земноводных. А сейчас посмотрим, как вы запомнили обитателей Верхнего Голубого озера. Возьмите свои аппликации и заселите только тех рыб, которые действительно живут в озере.

Работа выполняется индивидуально – с самопроверкой с помощью образца на доске.

Учитель: Продолжим наше путешествие: 20 минут на запад и 20 минут на север. Какая фигура у вас получилась? Как вы думаете, что она обозначает?

План путешествия

http://festival.1september.ru/articles/584197/img10.gif

Топография – наука, занимающаяся измерением участков земной поверхности, изображением местности на планах и картах.

Топонимика – наука, изучающая собственное название отдельного географического места.

Учитель: Посмотрите на карту КБР. Вот здесь мы сегодня с вами побывали. Ребята, давайте, сравним карту КБР и план маршрута нашего путешествия на местности. Что можете сказать?

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, что обозначают заглавные буквы на плане? Как вы думаете, почему данные имена собственные получили именно такое название?

По мнению большинства ученых, следует считать, что свое название город Нальчик получил от реки Нальчик, протекающей по всей его территории. Происхождение топонима “Нальчик” следует вести от тюркского термина “нал”, означающего “подкова”. В тюркских языках (в том числе карачаево-балкарском) “чик” и “шик” являются уменьшительным суффиксом, потому толкование названия из тюркского языка является очевидным и означает – “подковка”.

Легенда, подлинно народная говорит, что наименование Прохладного возникло в связи с природой этой местности: ключевая вода, густые тенистые дубравы, постоянный ветерок.

Нарткала – центр Урванского района – переводится с кабардинского языка как город богатырей.

Город Майский – это в прошлом посёлок Пришибский. Это распространённое в советское время название имело идеологический смысл, являясь вариантом названия Первомайский.

7. Закрепление материала

Работа в группах

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

1-я группа – расскажите, что запомнили о Тамбуканском озере.
2-я группа – о Верхнем озере.
3-я группа – о Сухом озере.
4-я группа – о Секретном.
5-я группа – Нижнем Голубом озере.

Учитель: Молодцы, ребята. Давайте вернемся к тому, с чего мы начинали наш урок. Посмотрите на таблицу. Кто уже догадался, что это за цифры? Здесь записана глубина озер, о которых мы сегодня говорили.

2

15

18

21

258

Тамбуканское

Верхнее

Сухое

Секретное

Нижнее

Посмотрите, какое самое глубокое озеро? Самое мелкое?

8. Подведение итогов. Выставление оценок

9. Рефлексия

Учитель: Если урок вам понравился, и было все понятно, тогда наклейте на свою работу рыбку жёлтого цвета. Если что-то было неясно, непонятно – то рыбку красного цвета.
На память о сегодняшнем уроке и для закрепления этой темы, вам достаются аппликации.

10. Домашнее задание

Подготовить сообщение о реках КБР.



План - конспект урока по окружающему миру 2 класс "Водоёмы. Водоёмы КБР"
  • Начальные классы
Описание:

      Данная раработка урока предназначена для учителей, работающих по учебнику А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” для 2 класса, 2 часть,

  Урок построен в форме путешествия, что очень привлекает и интересует учеников. Автор знакомит  учащихся также с водоемами Кабардино- Балкарской республики: Голубыми озерами, озером Тамбукан и  их особенностями.Цель урока : ознакомить с водоемами КБР, их особенностями, развивать внимание, память, расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. 

 

 

 
Автор Борисова Ирина Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 909
Номер материала 21589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓