Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыУрок по мировой художественной культуре на тему «Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности» ( 8 класс)

Урок по мировой художественной культуре на тему «Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности» ( 8 класс)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №18»

г. Энгельса Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План - конспект урока

по

мировой художественной культуре в  8 классе

 

 

 

Тема: «Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

                                                                       учитель изобразительного  искусства                                                                           

Кирякова Светлана Геннадьевна

 

                         

Тема  урока: «Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности»

 

Цели и задачи урока:

1.     Выявить характерные особенности портретной живописи XVIII-первой    половины XIX в.

2.     Учить анализировать живописные произведения.

3.     Воспитывать у учащихся более утончённое восприятие произведений     искусства.

 

 

Оборудование урока.

 

Зрительный ряд:

И.Н. Никитин «Портрет Г.И. Головкина»;

Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской»;

Д.Г.Левицкий «Екатерина II-законодательница»;

В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»,«Портрет А.Б. Куракина»;

О.А. Кипренский «Портрет Швальбе», «Девочка в маковом венке», «Автопортрет», «Портрет Давыдова», «Портрет А.С. Пушкина»;

В.А. Тропинин «Портрет сына», «Кружевница», «Портрет А.С. Пушкина»;

К.П. Брюллов «Итальянский полдень», «Портрет М.А.Бек», «Всадница», «Автопортрет», «Портрет Самойловой».

 

Литературный ряд:

Н.А. Заболоцкий «Портрет»;

Г.Р. Державин «Видение мурзы»;

Я.П. Полонский « К портрету М.И. Лопухиной»;

А.С. Пушкин «Себя, как в зеркале, я вижу».

Музыкальный ряд:

М.И. Глинка «Вальс-фантазия».

 

 

План урока:

1.     Организационный момент

2.      Беседа: «Особенности русской половины XVIII в. Её отличие от живописи Древней Руси».

3.     Викторина.

4.     Портрет и его типы.

5.     Известные портреты XVIII в. Произведения И.Н. Никитина; Ф.С. Рокотова;  Д.Г. Левицкого; В.Л. Боровиковского.

6.     Романтическая личность в портретах О.А. Кипренского; К.П. Брюллова; В.А. Тропинина.

7.     Подведение итогов урока.

 

1.Организационный момент.

2. Беседа.

         - Ребята, сегодня мы совершим экскурсию по виртуальному музею.

В залах нашего музея рассмотрим портретную живопись XVIII –  пер. пол. XIX в.  Давайте вспомним, что нового появилось в русской живописи XVIIIв.?

         Ответы учащихся.

В петровское время художники стали изображать человека и окружающий мир таким, каким его видели и знали. Появились жанры живописи. Слово «жанр» переводится с французского как «вид», «род». В зависимости от того, что изображает художник- людей, природу, неодушевлённые предметы, - он обращается к тому или иному жанру: портрету, пейзажу, натюрморту.

В петровское время изменились материалы и техника живописи.

Иконную доску сменил холст. Он не коробится, не требует длительной сушки, позволяет писать картины любого размера. Живописец натягивает холст на деревянный подрамник так, чтобы не было складок, покрывает его грунтом, по которому пишет масляными красками. В качестве красящего вещества в них используются тщательно растёртые цветные  глины и минералы, которые для вязкости смешиваются с растительным маслом.

         Масляные краски имеют немало достоинств. Они прозрачны, поэтому их можно накладывать в несколько слоёв, добиваясь нужной глубины и звучности цвета. Живописцы такой приём называют лессировкой. Масло медленно сохнет, что позволяет вносить исправления в картину. Масляные краски можно накладывать на холст как тончайшими мазками, почти неразличимыми для глаза, так и густыми. Картина,  написанная маслом, столетиями сохраняет живость и свежесть.

         - Какой жанр был наиболее распространён в русской живописи XVIIIв.?

         Ответы учащихся.

В XVIIIв. жанры делились на «высокие» и «низкие». К «высоким» относился исторический. Это объясняли тем, что историческая картина требует от художника большого композиционного мастерства, богатого воображения, глубокого знания истории. Однако самым распространённым оказался «низкий» жанр – портрет. Почти все крупнейшие художники XVIIIв. И.Н. Никитин, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский занимались портретной живописью.

3.Викторина.

Зрительный ряд.

1)    И.Н. Никитин «Портрет Головкина»

2)    Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской»

3)    Д.Г. Левицкий « Екатерина II – законодательница»

4)    В.Л. Боровиковский

- «Портрет М.И. Лопухиной»,

         5) - «Портрет А.Б. Куракина».

 

Задание: определите, к какому типу портрета относятся данные произведения?

Ответы учащихся:

1)       Камерный портрет;

2)       Интимный портрет;

3)       Аллегорический (парадный);

4)       Интимный портрет

5)       Парадный портрет.

         Дайте характеристику каждому из названных типов портрета: парадный, камерный, интимный.

         Ответы учащихся.

         4.Портрет и его типы.

К началу XVIIIв. В европейской живописи сложилось несколько типов портрета: парадный, камерный, интимный. Монархи, полководцы, вельможи отдавали предпочтение парадному портрету. На нём модель обычно представала в полный рост, в парадном костюме и горделивой позе, иногда гарцующей на коне. Обязательным было изображение всех подобающих данной персоне атрибутов власти и богатства: у монарха -  корона, держава и скипетр, у полководца – доспехи и жезл, у чиновного вельможи – награды и прочие знаки отличия. Монарха, вельможу изображали в роскошных дворцовых интерьерах. Полководец нередко представал на фоне развёртывающегося сражения. Таким образом, парадный портрет мог изображать что угодно – должность, звание, богатство, но только не личность человека.

         Раскрыть внутренний мир человека,  призван был интимный портрет. В нём обычно нет ни богатых декораций, ни пышных нарядов, ни знаков отличия. Ничто постороннее не должно отвлекать внимание от личности человека. Нередко художник погружает свою модель в глубокую тень, освещая потоком яркого света одно лишь лицо. Именно лицо, в особенности глаза, выражают характер человека на портрете.

Среднее место между парадным и интимным  занимает камерный портрет. В нём художник указывает на общественное положение человека, и в то же время старается показать его личность.

         5.Известные портреты XVIIIв.

Сообщения учащихся.

В первом зале нашего музея представлена живопись XVIII в.

·     И.Н. Никитин «Портрет канцлера Головкина».

         Иван Никитич  целиком посвятил себя портретной живописи. Он первым из русских художников порвал с традициями иконописи, овладев достижениями европейской живописи.

         Одна из лучших работ Никитина – портрет канцлера Головкина. Один из «птенцов гнезда Петрова», Гавриил Иванович Головкин стал видным русским дипломатом, президентом Коллегии иностранных дел.

         Головкин относился к «новой породе людей», которую вознамерился создать Петр. Таким он и предстаёт на портрете: красивое мужественное лицо, умные проницательные глаза, высокий благородный лоб, горделивая поза человека, знающего себе цену.

 

·     Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской».

Призвание Ф.С. Рокотова – небольшие интимные портреты.

         Многие образы Ф.С. Рокотова кажутся загадочными, почти мистическими. Художник часто прибегает к такому приёму: выхватывает потоком света лицо из глубокой тени. Его черты слегка размыты, словно отделены от нас дымкой времени. Таков портрет Струйской. Его живопись столь же прекрасна, как и изображенная на портрете женщина. Рокотовские герои  - таинственные видения давно ушедшей эпохи.

Из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Портрет» (XX в.)

         Любите живопись, поэты!

         Лишь ей, единственной дано

         Души изменчивой приметы

         Переносить на полотно.

         Ты помнишь, как из тьмы былого,

         Едва закутана в атлас,

         С портрета Рокотова снова

         Смотрела Струйская на нас?

         Её глаза – как два тумана,

         Полуулыбка, полуплач,

         Её глаза – как два обмана,

         Покрытых мглою неудач.

         Соединенье двух загадок,

         Полувосторг, полуиспуг,

         Безумной нежности припадок,

         Предвосхищенье смертных мук…

 

 

·     Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница».

Аллегорический портрет. По заказу Безбородко Д.Г. Левицкий написал необычный портрет императрицы – «Екатерина II – законодательница». Он похож на парадный, но лишён привычных атрибутов самодержавной власти – державы, скипетра, короны. Это  - аллегорический портрет. На таком портрете реальный человек обычно изображался в образе античного божества или героя. Д.Г. Левицкий представил Екатерину в виде жрицы богини правосудия Фемиды, изображение которой помещено справа вверху.

         Картина содержит в себе целую программу, в основе которой лежит модная в то время идея просвещённого абсолютизма. Передовые русские люди XVIII в., к которым принадлежал и Д.Г. Левицкий, мечтали видеть во главе государства просвещённого монарха, уважающего законы и заботящегося о благе своих подданных. Портрет Екатерины, выполненный Д.Г. Левицким, - своего рода наказ императрице.

Из стихотворения Г.Р. Державина «Видение мурзы» (XVIII в.)

 

         Виденье я узрел чудесно:

         Сошла со облаков жена, -

         Сошла и жрицей очутилась

         Или богиней предо мной.

         Одежда белая струилась

         На ней серебряной волной…

         Простертой на алтарь рукой

         На жертвенном она жару,

         Сжигая маки благовонны

         Служила вышню божеству.

         Орел полунощный, огромный,

         Сопутник молний торжеству,

         Геройской провозвестник славы,

         Сидя пред ней на груде книг,

         Священно блюл её уставы…

 

·     В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной».

В.Л. Боровиковский пришёл в искусство позже многих других живописцев XVIIIв., и поэтому в его творчестве проявились черты нового художественного стиля – сентиментализма.

         Кисти В.Л. Боровиковского принадлежит один из самых обаятельных женских образов в русской живописи – портрет Лопухиной. Он чарует не только самобытной красотой модели, но и мастерством художника. Меланхолическая поза Лопухиной, её томный взгляд, поле золотой ржи с васильками – все это создаёт у зрителя настроение мечтательности и лёгкой грусти.

         Судьба красавицы Марии Лопухиной с портрета В.Л. Боровиковского оказалась довольно печальной. Она умерла от чахотки вскоре после замужества всего 24 лет от роду.

Из стихотворения Я.П. Полонского «К портрету ***» (XIX в.)

         Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

         И той улыбки нет, что молча, выражали

         Страданье  - тень любви, и мысли – тень печали,

         Но красоту её Боровиковский спас.

         Так, часть души её от нас не улетела,

         И будет этот взгляд и эта прелесть тела

         К ней равнодушное потомство привлекать,

         Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

 

 

 

·     «Портрет князя Куракина».

Тем не менее мода на парадные портреты не прошла. В 1801г. В.Л. Боровиковский написал портрет князя Куракина, блестящего вельможи екатерининского и Павловского времени. Куракин изображен в полный рост, в расшитом золотом костюме. Его грудь украшают многочисленные ордена. Интерьер продуман до мелочей: справа на пьедестале – бюст Павла, символизирующий близость вельможи к императору; слева, за колонной, видна резиденция царя – Михайловский замок; у ног раскинута мантия Мальтийского ордена, Великим магистром которого, как известно, был Павел. Все это написано В.Л. Боровиковским с виртуозным мастерством.

 

         Русская живопись второй половины XVIII в. испытала на себе влияние по меньшей мере двух художественных стилей: классицизма и сентиментализма.

         Классицизм в живописи. Художественный стиль классицизм, с которым вы познакомились, изучая архитектуру, оставил заметный след и в русской живописи, особенно исторической.

         Классицизм ориентировался на искусство античности, поэтому в основном из античной истории и мифологии брали художники свои сюжеты. Вспомните картину А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой».

         Искусство классицизма создало своего героя – гражданина и патриота. Он всегда подчиняет личные интересы общественному благу.  Он верен долгу служения отечеству.

          

         Что такое сентиментализм? Художественный стиль сентиментализм многим отличался от классицизма. Он сложился в европейском искусстве во второй половине XVIII в. Сентиментализм  обратился к человеческой личности – её настроениям, чувствам.

         Крупнейшим представителем русского литературного сентиментализма был писатель Н.М. Карамзин. Над его повестью «Бедная Лиза» проливало слёзы не одно поколение дворянок. В отечественной живописи первым  сентименталистом стал В.Л. Боровиковский.

         Герой сентиментализма – простой, обычный человек, способный любить, страдать, переживать. В.Л. Боровиковский увидел такого человека даже в могущественной императрице.

         В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. От парадного к камерному портрету Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создали серию великолепных портретов известных людей и лирических, одухотворенных женских портретов.

 

         6. Романтическая личность в портретах.

Во втором зале нашего музея представлена живопись первой половины XIX в.Главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность.

/Звучит Вальс-фантазия Глинки. Музыка постепенно затихает, на экране появляется «Портрет Швальбе»/.

На художественной  выставке в Неаполе  с одним из известных русских художников произошёл курьёзный случай. Этот мастер выставил в экспозиции 2 полотна: «Портрет Адама Швальбе» и «Портрет девочки в маковом венке». Устроители выставки с негодованием говорили художнику, что они не позволят обмануть себя столь наглым образом какому-то иностранцу, ибо представленные им на выставке портреты принадлежат кисти старых мастеров, Рубенса или Рембрандта. Но русский художник без труда доказал своё авторство. Кто же был этот волшебник, который своей чарующей кистью вверг в сомнение итальянских профессоров живописи? Им был 38-летний Орест Адамович Кипренский, которого современники называли «блистательным Кипренским». Лёгкость, с которой он писал портреты, казалась чудом. Кипренский станет первым русским художником – членом Флорентийской Академии художеств. Иванов  о нем скажет: «Он первым вынес имя русское в известность в Европе». В Италии его назовут «русским Ван Дейком».

Автопортрет Кипренского в полосатом халате.

         Таким видели его современники, таким он видел себя сам.

Художник изобразил себя в домашнем халате за работой, с палитрой в руках. Оторвался на секунду от полотна и взглянул на нас приветливо, с улыбкой, а в серых глазах ощущается затаённая грусть. Лицо залито светом, вьющиеся каштановые волосы окаймляют высокий лоб.

         Портрет донёс до нас образ мягкого доброго человека. Современники отмечали беспредельную, бескорыстную доброту художника. На этом портрете Кипренский – настоящий сын своей эпохи – художник-романтик.

         Что мы знаем о нём? Орест Адамович Кипренский родился 13 марта 1782г. в местечке Копорье Петербургской губернии. Считалось, что он – сын крепостного Адама Швальбе, но предполагают, что он был незаконнорожденным сыном помещика Алексея Степановича Дьяконова. Фамилию мальчик получил выдуманную. Дьяконов заботясь о ребенке, дал ему вольную и шести лет определил в Академию художеств. Проявив незаурядные способности и удивительное трудолюбие, он в 1803 г. с блеском закончил Академию по классу исторической живописи, но по велению души занялся портретным искусством.

Портрет Адама Швальбе. 1804г.

         Портрет сразу привлекает внимание зрителя. От него не отойдешь, не отделаешься мимолетным взглядом. В чём же секрет? Мы видим старика в массивной шубе. Луч света ярко освещает лицо, руку. Пряди волос разметались. Суровое лицо. Из под бровей видны горящие глаза. Горькие складки прилегли у плотно сжатого рта. Обратите внимание на руку, сжимающую крепко набалдашник трости. Какая сила ощущается в этом жесте! Контраст света и тени подчеркивает динамику образа. Фигура Швальбе как бы выходит за пределы холста. Кипренский словно задумал показать неординарность этого человека, не вписывающегося в обычные «рамки».

         Ни один художник до Кипренского не изображал крепостного человека как сильную личность. Этот портрет называют манифестом русского портретного романтического искусства.

         Можем ли мы согласиться с этим утверждением? Да, поскольку художнику удалось передать и внутреннюю динамику образа, и глубину психологического состояния, страстность и силу чувства. В 1809 г. Кипренский знакомится с семейством Давыдовых, ближайших родственников поэта и партизана Дениса Давыдова, и пишет одно из своих лучших творений.

         Портрет Е.Давыдова.

         Рассмотрим портрет внимательно. Как изображает Давыдова художник? Гусар с черными вьющимися кудрями и бакенбардами стоит в полный рост, в свободной непринужденной позе. Одна рука лежит на бедре, другая – на рукоятке сабли. Кивер небрежно брошен на каменный выступ слева от фигуры. Во всей его позе мы ощущаем отвагу и бесстрашие, а в лице – мечтательную задумчивость. Всмотритесь, как художник наслаждается цветом и светом. Он пишет золотое шитье на алом нарядном ментике, золото сабли, белые лосины, мягким светом высвечивает фигуру гусара, словно вырывая ее из темного фона, изображающего ночной грозовой пейзаж.

         Кипренский назвал этот портрет «почти картиной». Какой смысл он вкладывал в эти слова? Портрет предполагает изображение конкретного лица; картина – обобщенный собирательный образ. Называя портрет «почти картиной», художник указывал, что он больше, чем портрет определенного исторического лица; это скорее обобщенный образ русского гусара. В нем – и бесшабашная удаль, и молодечество, и широта души, и разгульный характер, и верность долгу и родине. Вспоминаются стихи Дениса Давыдова, воспевающие образ русского гусара:

         Я люблю кровавый бой,

         Я рожден для службы царской,

         Сабля, водка, конь гусарский,

         С нами век мне золотой.

         Я люблю кровавый бой,

         Я рожден для службы царской.

 

О.А.Кипренскому посчастливилось стать художественным летописцем своего времени. Он создал немало портретов героев войны 1812г., декабристов, выдающихся деятелей русской культуры. Первое место среди них занимает портрет Пушкина.

         Современники отмечали удивительное сходство портрета с оригиналом. А.С.Пушкин запечатлен в момент вдохновения, когда его посетила поэтическая муза. Пушкин, очень довольный работой художника, ответил ему стихотворением:

 

         Любимец моды легкокрылой,

         Хоть не британец, не француз,

          Ты вновь создал, волшебник милый,

         Меня, питомцы чистых муз…

        

         Себя, как в зеркале, я вижу,

         Но это зеркало мне льстит…

         После смерти А.А.Дельвига А.С.Пушкин купил портрет у его вдовы и повесил в своем рабочем кабинете.

         Кипренский обладал способностью при создании портрета словно перевоплощаться в своих персонажей, чутко откликаться на любое психологическое состояние. Мастерство Кипренского-портретиста было отмечено званием академика.

         В 1828 г. Кипренский уезжает в Италию. Ему, отказавшемуся писать портрет Аракчеева, не было места на родине. Он очень тосковал по России, но из Италии уже не вернулся. И поздней осенью 1836 г. итальянский пароход привез тяжелую весть о том, что в Риме скончался Орест Кипренский, художник, который раскрыл в портретах жизнь человеческой души, чувства и переживания людей, создал образы своих великих современников, отразил на своих полотнах эпоху.

·     Творчество К.П.Брюллова.

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года . Способности к рисованию Карл проявил еще в детстве. Первым его наставником стал брат Федор. Карлу едва минуло четыре года, когда старший брат впервые появился в доме в форменном мундирчике воспитанника Академии художеств. Разница в летах — четыре года — сказалась в детской игре, внеся в нее оттенок самых настоящих уроков. А в октябре 1809 года, когда Карлу не исполнилось еще и десяти лет, в журнале Совета академии появилась запись, что в числе принятых без баллотирования воспитанников под номером 57 состоит «Карл Павлов Брюллов, сын академика» (в такой форме его фамилия писалась еще несколько лет, вплоть до окончания академического курса, чисто же русское окончание фамилии на «ов» родилось по его собственной воле и затем закрепилось, в том числе и в официальных прижизненных документах). Благодаря редкой, можно сказать, диковинной, одаренности и еще потому, что домашняя обстановка едва ли не с младенчества как бы предопределила путь Карла Брюллова, в Академии художеств он резко выделялся среди сверстников, постоянно обгоняя их — и в рисовании, и  позже в живописных работах.

Реальная жизнь Италии во всем разнообразии ее сюжетов и красок начинает проникать в творчество Брюллова. Он создает жанровые сценки, передающие ощущение радости бытия. Идея слияния человека с природой, столь характерная для многих романтиков, овладевает и Брюлловым.

Так появляется картина «Итальянский полдень», где расцвет жизни человека сопоставляется с временем дня, когда стоящее в зените солнце, кажется, никогда не зайдет за горизонт.

Своей новизной картина вызвала единодушный отпор критики, но Брюллов не сдает своих позиций, объясняя отход от канона и условной красоты приближением к красоте подлинной, взятой в самой жизни.

 

«Всадница» зрелищна и эффектна. Большое — без малого 3 X 2 м — полотно изображает молодую женщину верхом на лошади. Широко и свободно лежит вдоль конского туловища белый шлейф ее амазонки, ветер увлек легкую вуаль с лица. Вот-вот взовьется на дыбы горячий вороной конь. А у решетки балкона смотрит на всадницу еще совсем маленькая девочка — с явным восхищением и невольной завистью. Передает художник и реакцию собак: одна, опасливо отскочив от копыт, готовится с шумным лаем сопровождать свою хозяйку на прогулке. Другая — степенная и мудрая левретка — как бы предостерегает девочку от опасного соседства с рвущимся вперед конем.

      В этой картине, как и в других произведениях Брюллова, сказалось важное завоевание романтизма — обращение к внутреннему миру ребенка.

Вершиной же интимного портрета Брюллова стал автопортрет, написанный в 1848 году,— своего рода исповедь истинного сына своего века.

 

·     В.А.Тропинин.

Крепостной художник. Другой замечательный русский портретист Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостного. Помещик отдал его обучаться в Академию художеств. Но первые работы В.А. Тропинина вызвали столь большой интерес к нему, что барин, боясь потерять своего крепостного, взял его обратно.

         В барском доме художник между занятиями живописью исполнял роль лакея, прислуживая господину во время обеда. Только когда Василию Андреевичу исполнилось сорок семь лет и он  стал прославленным живописцем, помещик освободил его от крепостной неволи, но сыну художника вольную не дал.

         Портрет сына – одна из лучших работ В.А.Тропинина. Облик мальчика удивительно обаятелен. Растрепанные золотистые волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Чувствуется, что художник писал сына с большой любовью. Надо сказать, что детский портрет был одним из «открытий» русского искусства XIXв. В ребенке впервые увидели человека со своим особым, детским внутренним миром.

         Одним из самых известных портретов В.А.Тропинина – «Кружевница».

На нем изображена миловидная девушка, склонившаяся над рукоделием. Отвлекшись на мгновение от своего занятия, она бросает на зрителя быстрый и чуть кокетливый взгляд. Лицо кружевницы озарено приветливой улыбкой.

         «Домашний» Пушкин В.А.Тропинин вошел в историю русского искусства как выдающийся портретист. Художнику позировали вельможи, воины, купцы, деятели культуры. В числе последних – историк и писатель Н.М.Карамзин, живописцы К.П.Брюллов и И.К.Айвазовский, композитор .А.А.Алябьев, актеры  М.С.Щепкин и П.С.Мочалов.

         Получив вольную, Василий Андреевич поселился в Москве в доме на Волхонке. Туда в 1827 г. к нему пришел позировать А.С.Пушкин. Близкому другу  поэта библиофилу С.А.Соболевскому как-то пришла в голову мысль заказать В.А.Тропинину портрет Пушкина, «домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричесанного и не приглаженного».

         Пушкин и впрямь выглядит на портрете совершенно «домашним»: в халате, с расстеганным воротом рубашки и небрежно повязанным шейным платком. Писатель Н.А.Полевой, хорошо знавший поэта, признался: «Сходство портрета с подлинником  поразительное».

         В первой половине XIX в. О.А.Кипренский и В,А,Тропинин продолжили лучшие традиции русской портретной живописи.

 

 

         7.Подведение итогов.

         -Если бы художник предложил написать ваш портрет, какой бы его тип вы предпочли: парадный, камерный или интимный? Почему?

         -Кто из русских художников вам больше всего понравился и почему?

Обобщение.

         Какие задачи ставили перед собой художники изображая своих современников?

          Ответ учащихся:

Показать не только внешнее сходство портретируемого, но и передать его внутренний мир. Кто этот человек? Что он может? Какова его ценность в обществе и каким он должен быть.

        

 

 

   

 

        

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по мировой художественной культуре на тему «Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности» ( 8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

Конспект урока по мировой художественной культуре  на тему: «Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности» по программе « Мировая художественная культура» под редакцией Л.А. Рапацкой ( 8 класс). Раздел : Русская художественная культура .

Цели и задачи урока:

1.  Выявить характерные особенности портретной живописи XVIII-первой    половины XIX в.                                                                                                                            

 

2.  Учить анализировать живописные произведения.

 

3.Воспитывать у учащихся более утончённое восприятие произведений     искусства.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 189 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Сценарий интеллектуальной игры "Знатоки изобразительного искусства"
  • Учебник: «Школьная риторика (в 2-х частях)», Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Антонова Л.Г. и др.; под ред. Ладыженской Т.А.
  • Тема: Вспоминаем изученное
  • 03.10.2020
  • 531
  • 3
«Школьная риторика (в 2-х частях)», Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Антонова Л.Г. и др.; под ред. Ладыженской Т.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 671
    • DOCX 42.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кирякова Светлана Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кирякова Светлана Геннадьевна
    Кирякова Светлана Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14375
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 301 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 440 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 587 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек