Главная / Другое / План - конспект открытого урока по дисциплине «Основы материаловедения» на тему "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

План - конспект открытого урока по дисциплине «Основы материаловедения» на тему "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

План открытого урока

по дисциплине «Основы материаловедения»

преподавателя спецдисциплин Селеменевой Ларисы Ивановны

Тема урока: "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

Дата: 25.04.2013 года.

Группа: 16-3 профессия «Портной»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при выполнении самостоятельной работы;

  • Воспитательная - способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

  • Развивающая - развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения выявлять и предвидеть экологические и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.


Методы проведения занятия:

  • Частично-поисковый

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Самостоятельная работа обучающихся







Структура урока:

  • Организационный момент, постановка цели и задачи.

  • Обобщение и систематизация знаний.

  • Выполнение самостоятельной работы.

  • Домашнее задание.

  • Итог урока.

Характеристика группы: 16-3 «Портной» - группа возрастной нормы, сформирована в этом учебном году. Обучающиеся уравновешенные, ответственные.

Наглядные пособия:

  • Презентация "Что ты знаешь о волокнах и тканях?", выполненная в Microsoft Power Point 2007.


Раздаточный материал:

  • образцы текстильных волокон, пряжи, нитей.

  • коллекции тканей из натуральных волокон.

  • коллекции тканей из химических волокон.

  • коллекции тканей различных видов переплетений.

  • коллекции тканей для выполнения самостоятельной работы.

  • карточки-задания для выполнения самостоятельной работы; альбомные листы с эскизами изделий.









Содержание урока


I.Организационный момент


- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу;

- доведение до обучающихся плана урока;

- постановка цели урока.


II. Актуализация ранее изученных знаний


- Вводная беседа.

- Факторы влияющие на выбор ткани для изделия

- Последовательность получения ткани

- Текстильные волокна

- Производственные этапы изготовления ткани

- Ткань, нить основы и утка

- Переплетения

- Отделка ткани

- Свойства тканей


III. Самостоятельная работа


- Подобрать ткань для эскиза изделия

- Обосновав выбор


IV. Подведение итогов


- Подведение итогов самостоятельной работы

- Выставление оценок


V. Домашнее задание


Тема урока: "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при выполнении самостоятельной работы;

  • Воспитательная – способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

  • Развивающая - развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения выявлять и предвидеть экологические и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.

Методы проведения занятия:

  • Частично-поисковый

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Самостоятельная работа обучающихся

Структура урока:

  • Организационный момент, постановка цели и задачи.

  • Обобщение и систематизация знаний.

  • Выполнение самостоятельной работы.

  • Домашнее задание.

  • Итог урока.

Характеристика группы: 015 - группа возрастной нормы, сформирована в этом учебном году. Обучающиеся уравновешенные, ответственные.

Наглядные пособия:

  • Презентация "Что ты знаешь о волокнах и тканях?", выполненная в Microsoft Power Point 2007.

Раздаточный материал:

  • образцы текстильных волокон, пряжи, нитей.

  • коллекции тканей из натуральных волокон.

  • коллекции тканей из химических волокон.

  • коллекции тканей различных видов переплетений.

  • коллекции тканей для выполнения самостоятельной работы.

  • карточки-задания для выполнения самостоятельной работы; альбомные листы с эскизами изделий.





























Ход урока:

I.Организационный момент.

- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу;

- доведение до обучающихся плана урока;

- постановка цели урока.

II. Актуализация ранее изученных знаний

- Вы любите красиво одеваться?

- А с чего начинается создание одежды ?

С эскиза модели и приобретения ткани.

- Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани? (Слайд 1)


Ответы обучающихся:

1. Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком-нибудь) и нужно купить ткань, подходящую для этой модели.

2. Понадобилась вещь определенного назначения, например зимняя юбка, и для этого необходимо подобрать ткань с соответствующими качествами.

(Слайд 2)

-Вы знаете что предмет «Материаловедение» – занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий. (Слайд 3,4,5)

*Изделие - поделка, произведение, шедевр, создание, творение, продукт, детище. (Словарь синонимов)- (Слайд 6)

- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала.

- Изделия изготавливаются из ткани. Ткани отличаются друг от друга прежде всего (зрительно) по цветовой гамме и рисунку (Слайд 7)

- Один из древних и вновь модных типов узоров - разноцветные полевые цветочки, часто расположенные на ткани. Этот узор в истории текстиля известен под названием mitle fleurs (на фр. яз. «миль флёр» - тысяча цветов). В наши дни его иногда называют крестьянским цветочным узором. (Слайд 7)

- Некоторое время назад приобрел популярность так называемый лоскутный узор, будто сшитый из разных по узору и цвету лоскутов (Слайд 8)

- Восточные узоры, созданные, на основе восточных орнаментов и ковровых рисунков, эти узоры известны и как персидские и турецкие. (Слайд 9)

- Цвета материалов и их рисунки меняются  в каждом сезоне, однако, существуют, так называемые, классические рисунки и узоры материалов.

Классические узоры - полоска, клетка, горох - никогда не исчезали из моды. (Слайд 10)

- В годы господства фольк-стиля широкое   распространение получили каймовые узоры, которые и сейчас остаются еще в почете. (Слайд 11)

- Еще ткани отличаются по толщине, прочности, волокнистому составу, способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти способности тканей называются их свойствами.

- Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду?

Мы имеем в виду характеристики, показатели.

*Свойства - характеристики, показатели чего-либо (Слайд 12)

- В данном случае нам необходимо знать характеристики и показатели ткани, из которых будут изготавливаться изделия.

- Для того, чтобы удачно выбрать ткань, нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о тканях.

- Перечислите, пожалуйста, факторы, влияющие на выбор ткани для изделия (Слайд 13)

Обучающиеся перечисляют факторы:

- фасон изделия, его назначение,

-цветовая гамма,

- вид рисунка на ткани,

-ее стоимость,

-свойства и строение ткани,

После этого на экране появляется перечень этих факторов.

- Какие факторы мы учитываем, прежде всего?

В ходе рассуждений обучающиеся делают вывод о том, что все факторы важны и взаимосвязаны между собой.

Задание: Давайте вместе вспомним и составим логическую цепочку изготовления любого изделия например, сарафана, на основе алгоритма: изделие-материал-сырье.

Ответ обучающихся:

(изделие) САРАФАН – (материал) ТКАНЬ – (сырье) ?

Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлена ткань. (Слайд 14)

- Как можно решить данную проблему? ( Версии обучающихся)

- Для этого можно рассмотреть строение ткани.

- Итак, давайте еще раз вспомним последовательность получения ткани:

Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОКНА (сырье) (слайд 15)

- Что это за “тонкие волокна” и откуда они берутся?

  • Что такое волокно?

  • Какие виды волокон по происхождению вы знаете?

- Ведь недаром в народе говорят:
"Каково волокно - таково и полотно".

Обучающиеся вспоминают определение текстильного волокна и как подразделяются текстильные волокна по происхождению.

*Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер (Слайд 16)

В «Материаловедении" есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.(слайд 17)

- Из чего получают текстильные волокна?

- Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон.

- В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.

После этого на экране появляется схема "Классификация текстильных волокон"(слайд 18).

- По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.

*Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.

*Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.

-Исходным сырьём для получения ткани (Слайд 19)

- хлопчатобумажных тканей;

-льняных тканей;

-шерстяных тканей;

-шелковых тканей;

-искусственных тканей;

-синтетических тканей.

- Чем отличаются перечисленные волокна?

Обучающиеся перечисляют различные свойства, которыми отличаются друг от друга текстильные волокна

(толщина, длина, прочность, способность впитывать влагу, упругость, извитость т. д.) и делают вывод о том, что эти свойства волокон определяют и свойства тканей.

На экране появляется перечень свойств волокон. (Слайд 20)

- Существует шесть производственных этапов изготовления ткани:

- Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи.



ВОКНО --- НИТИ --- ТКАЧЕСТВО --- СУРОВАЯ ТКАНЬ ---

--- ОТДЕЛКА --- ГОТОВАЯ ТКАНЬ (Слайд 21)

Суровая ткань проходит процесс отделки.



- Давайте с вами вспомним, что такое ткань, нить основы и утка?

Ткань - это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения двух нитей. (Слайд 22)

- Теперь, пожалуйста, вспомните, какие ткацкие переплетения вы знаете?

Обучающиеся перечисляют виды ткацких переплетений, группы, на которые они подразделяются. При этом они рассматривают образцы переплетений и тканей (различных видов переплетений).

Затем проводится блиц-опрос: на экране появляются схемы 6-ти видов переплетений, обозначенные цифрами. (Слайд 23)

Преподаватель произносит название переплетения, обучающиеся должны дать правильный ответ. После опроса на экране появляются схемы с правильными названиями переплетений:

полотняное - 1, саржевое - 4, сатиновое - 6, рогожка - 2, репсовое - 3, ломаная саржа - 5.

Далее обучающиеся отвечают на вопрос:

- К каким группам переплетений относится каждое из них?

(Полотняное, саржевое, сатиновое - к классу простых переплетений, а рогожка, репс и ломаная саржа - к классу мелкоузорчатых переплетений).

- И, наконец, повторим:

  • Какие виды отделки тканей вы знаете? (Слайд 24)

Обучающиеся дают определение отделки ткани, перечисляют виды отделки, после чего проводится еще один блиц-опрос: преподаватель произносит название отделки ткани, а учащиеся поднимают образцы тканей с названным видом отделки.

- Ну и, наконец, мы переходим к свойствам тканей. Какие свойства тканей вы можете вспомнить?

Обучающиеся перечисляют различные свойства тканей. (Слайд 25)

На экране появляется перечень свойств тканей, с их определениями и поясняющими картинками. Преподаватель произносит по порядку перечисленные названия свойств, а обучающимся предлагается выбрать правильное определение этих свойства. (Слайды 26,27,28)

-А теперь я вам буду перечислять свойства тканей, а вы должны определить какие ткани обладают этими свойствами? (Слайды 29,30,31, 32,33,34)

Для каждой группы свойств на экране появляется перечень с подробной информацией отдельно по каждому из свойств для различных видов тканей. Таким образом, дается одновременно сравнительная характеристика свойств различных видов тканей, устанавливается взаимосвязь между свойствами ткани; назначением изделия, его фасоном и т. д.

- И так перед самостоятельной работой еще раз повторим факторы влияющие на выбор ткани.

III. Выполнение самостоятельной работы.

Каждому обучающемуся предлагается по одному эскизу изделия и коллекция различных видов тканей.

Задание:

  1. Выберите из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью и т. д.

  2. Обоснуйте выбор ткани для изделия, охарактеризовав ее свойства.

Критерии оценивания:

  1. Правильность выбора ткани.

  2. Правильное обоснование выбора ткани.

















IV. Итог урока.

Выводы. Обучающимся объявляются оценки, делаются выводы.

В ходе работы выяснилось, что свойства волокон существенно влияют на свойства тканей. Одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаема, не создает на теле электростатических зарядов и др.), но натуральные ткани дорогие, и природные ресурсы для их производства ограничены.


Поэтому необходимо находить оптимальный компромисс между потребностями человека и возможностями разумного природопользования. В данном случае этот компромисс лежит в области создания и использования смесовых тканей. Такие ткани обладают всеми достоинствами натуральных и синтетических (гигроскопичность, воздухопроницаемость, малая сминаемость, небольшая усадка после стирки, прочность, износоустойчивость, яркие расцветки и др).


V. Рефлексия урока:

VI. Домашнее задание:

- сделать эскиз модели;

- подобрать ткань для своей модели;

- обосновав выбор.



План - конспект открытого урока по дисциплине «Основы материаловедения» на тему "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"
  • Другое
Описание:

Цели  урока:

  • Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при выполнении самостоятельной  работы;

·         Воспитательная - способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

 

  • Развивающая - развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения выявлять и предвидеть экологические  и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.
Автор Селеменева Лариса Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1008
Номер материала 2529
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓