Инфоурок Другое КонспектыПлан - конспект открытого урока по дисциплине «Основы материаловедения» на тему "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

План - конспект открытого урока по дисциплине «Основы материаловедения» на тему "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

Скачать материал

План открытого урока

по дисциплине  «Основы материаловедения»

преподавателя спецдисциплин Селеменевой Ларисы Ивановны

Тема урока: "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

Дата: 25.04.2013 года.

Группа: 16-3 профессия «Портной»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Цели  урока:

  • Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при выполнении самостоятельной  работы;

·         Воспитательная - способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

  • Развивающая - развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения выявлять и предвидеть экологические  и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.

 

Методы проведения занятия:

  • Частично-поисковый
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

 

 

 

Структура урока:

  • Организационный момент, постановка цели и задачи.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Выполнение самостоятельной работы.
  • Домашнее задание.
  • Итог урока.

Характеристика группы: 16-3 «Портной»  - группа возрастной нормы, сформирована в этом учебном году.  Обучающиеся уравновешенные, ответственные.

Наглядные пособия:

  • Презентация "Что ты знаешь о волокнах и тканях?", выполненная в Microsoft  Power  Point 2007.

 

Раздаточный материал:

  • образцы текстильных волокон, пряжи, нитей.
  • коллекции тканей из натуральных волокон.
  • коллекции тканей из химических волокон.
  • коллекции тканей различных видов переплетений.
  • коллекции тканей для выполнения самостоятельной  работы.
  • карточки-задания для выполнения самостоятельной  работы; альбомные листы с эскизами изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание урока

 

I.Организационный момент

 

- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу;

- доведение до обучающихся плана урока;

- постановка цели урока.

 

II. Актуализация ранее изученных знаний

 

 - Вводная беседа.

-  Факторы влияющие на выбор ткани для изделия

-  Последовательность получения ткани

-  Текстильные волокна

-  Производственные этапы изготовления ткани

-  Ткань, нить основы и утка

-  Переплетения

-  Отделка ткани

-  Свойства тканей

 

III. Самостоятельная работа

 

- Подобрать ткань для  эскиза изделия

-  Обосновав выбор

 

IV. Подведение итогов

 

- Подведение итогов  самостоятельной работы

- Выставление оценок

 

V. Домашнее  задание

 

Тема урока: "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Цели  урока:

·         Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при выполнении  самостоятельной  работы;

·         Воспитательная – способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

·         Развивающая - развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения выявлять и предвидеть экологические  и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды  и находить пути их решения.

Методы проведения занятия:

·         Частично-поисковый

·         Объяснительно-иллюстративный

·         Самостоятельная работа обучающихся

Структура урока:

  • Организационный момент, постановка цели и задачи.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Выполнение самостоятельной работы.
  • Домашнее задание.
  • Итог урока.

Характеристика группы: 015 - группа возрастной нормы, сформирована в этом учебном году. Обучающиеся уравновешенные, ответственные.

Наглядные пособия:

·         Презентация "Что ты знаешь о волокнах и тканях?", выполненная в Microsoft  Power  Point 2007.

Раздаточный материал:

·         образцы текстильных волокон, пряжи, нитей.

·         коллекции тканей из натуральных волокон.

·         коллекции тканей из химических волокон.

·         коллекции тканей различных видов переплетений.

·         коллекции тканей для выполнения самостоятельной  работы.

·         карточки-задания для выполнения самостоятельной  работы; альбомные листы с эскизами изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

I.Организационный момент.

 - приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу;

- доведение до обучающихся плана урока;

- постановка цели урока.

II. Актуализация ранее изученных знаний

-  Вы любите красиво одеваться? 

-  А с чего начинается создание  одежды ?

С   эскиза модели и приобретения ткани.

-  Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани? (Слайд 1)

 

 Ответы обучающихся:

1. Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком-нибудь) и  нужно купить ткань, подходящую для этой модели.

2. Понадобилась вещь определенного назначения, например зимняя юбка,  и для этого необходимо подобрать ткань  с соответствующими качествами.

(Слайд  2)

-Вы знаете что предмет «Материаловедение» –  занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий. (Слайд 3,4,5)

*Изделие - поделка, произведение, шедевр, создание, творение, продукт, детище. (Словарь синонимов)- (Слайд 6)

- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала.

- Изделия изготавливаются из ткани.      Ткани отличаются друг от друга прежде всего (зрительно)  по цветовой гамме и рисунку (Слайд 7)

- Один из древних и вновь модных типов узоров - разноцветные полевые цветочки, часто расположенные на ткани. Этот узор в истории текстиля известен под названием mitle fleurs  (на фр. яз. «миль флёр» - тысяча цветов). В наши дни его иногда называют крестьянским цветочным узором. (Слайд 7)

          - Некоторое время назад приобрел популярность так называемый лоскутный узор, будто сшитый из разных по узору и цвету лоскутов    (Слайд 8)

Восточные узоры, созданные, на основе восточных орнаментов и ковровых рисунков, эти узоры известны и как персидские  и турецкие. (Слайд 9)

- Цвета материалов и их рисунки меняются  в каждом сезоне, однако, существуют, так называемые, классические рисунки и узоры материалов.

Классические узоры - полоска, клетка, горох - никогда не исчезали из моды. (Слайд 10)

- В годы господства фольк-стиля широкое   распространение получили каймовые узоры, которые и сейчас остаются еще в почете. (Слайд 11)

- Еще ткани отличаются по  толщине, прочности, волокнистому составу, способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти способности тканей называются их свойствами.

 - Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду?

 Мы имеем в виду характеристики, показатели.

*Свойства - характеристики, показатели чего-либо (Слайд 12)

       - В данном случае нам необходимо знать характеристики и показатели ткани, из которых будут изготавливаться изделия.

- Для того, чтобы удачно выбрать ткань, нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о тканях.

- Перечислите, пожалуйста, факторы, влияющие на выбор ткани для изделия (Слайд 13)

Обучающиеся перечисляют факторы:

- фасон изделия, его назначение,

-цветовая гамма,

- вид рисунка на ткани,

-ее стоимость,

-свойства и строение ткани,

     

После этого на экране появляется перечень этих факторов.

- Какие факторы мы учитываем, прежде всего?

В ходе рассуждений обучающиеся делают вывод о том, что все факторы важны и взаимосвязаны между собой.

Задание: Давайте вместе вспомним и составим логическую цепочку изготовления любого изделия  например, сарафана,  на основе алгоритма: изделие-материал-сырье.

Ответ обучающихся:

(изделие) САРАФАН – (материал) ТКАНЬ – (сырье) ?

Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлена  ткань. (Слайд 14)

- Как можно решить данную проблему?                                                                      ( Версии обучающихся)

- Для этого можно рассмотреть строение ткани.

- Итак, давайте еще раз вспомним последовательность получения ткани:

Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) –                               ТОНКИЕ ВОЛОКНА (сырье) (слайд 15)

- Что это за “тонкие волокна” и откуда они берутся?

  • Что такое волокно?
  • Какие виды волокон по происхождению вы знаете?

- Ведь недаром в народе говорят:
"Каково волокно - таково и полотно".

Обучающиеся вспоминают определение текстильного волокна и как подразделяются текстильные волокна по происхождению.

*Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер (Слайд 16)

В  «Материаловедении" есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.(слайд 17)

- Из чего получают текстильные волокна?

- Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон.

-  В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.

      После этого на экране появляется схема "Классификация текстильных волокон"(слайд 18).

- По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.

*Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.

*Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.

-Исходным сырьём для получения ткани  (Слайд 19)

- хлопчатобумажных тканей;

-льняных тканей;

-шерстяных тканей;

-шелковых тканей;

-искусственных тканей;

-синтетических тканей.

- Чем отличаются перечисленные волокна?

Обучающиеся перечисляют различные свойства, которыми отличаются друг от друга текстильные волокна

(толщина, длина, прочность, способность впитывать влагу, упругость, извитость т. д.) и делают вывод о том, что эти свойства волокон определяют и свойства тканей.

На экране появляется  перечень свойств волокон. (Слайд 20)

- Существует шесть производственных этапов изготовления ткани:

- Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи.

 

ВОКНО --- НИТИ --- ТКАЧЕСТВО --- СУРОВАЯ ТКАНЬ ---

--- ОТДЕЛКА --- ГОТОВАЯ ТКАНЬ (Слайд 21)

Суровая ткань проходит процесс отделки.

 

- Давайте с вами вспомним, что такое ткань, нить основы и утка?

Ткань -    это материал, который    изготавливается на ткацком станке       путем   переплетения двух нитей. (Слайд 22)

- Теперь, пожалуйста, вспомните, какие ткацкие переплетения вы знаете?

Обучающиеся перечисляют виды ткацких переплетений, группы, на которые они подразделяются. При этом они рассматривают образцы переплетений и тканей (различных видов переплетений).

Затем проводится блиц-опрос: на экране появляются схемы 6-ти видов переплетений, обозначенные цифрами. (Слайд 23)

Преподаватель произносит название переплетения, обучающиеся должны дать  правильный  ответ. После опроса на экране появляются схемы с правильными названиями переплетений:

полотняное - 1, саржевое - 4, сатиновое - 6, рогожка - 2, репсовое - 3, ломаная саржа - 5.

Далее обучающиеся отвечают на вопрос:

- К каким группам переплетений относится каждое из них?

(Полотняное, саржевое, сатиновое - к классу простых переплетений, а рогожка, репс и ломаная саржа - к классу мелкоузорчатых переплетений).

- И, наконец, повторим:

  • Какие виды отделки тканей вы знаете? (Слайд 24)

Обучающиеся дают определение отделки ткани, перечисляют виды отделки, после чего проводится еще один блиц-опрос: преподаватель произносит название отделки ткани, а учащиеся поднимают образцы тканей с названным видом отделки.

- Ну и, наконец, мы переходим к свойствам тканей. Какие свойства тканей вы можете вспомнить?

 Обучающиеся перечисляют различные свойства тканей. (Слайд 25)

На экране появляется  перечень  свойств тканей, с их определениями и поясняющими картинками. Преподаватель произносит по порядку перечисленные  названия свойств, а обучающимся предлагается выбрать правильное определение этих  свойства. (Слайды 26,27,28)

-А теперь я вам буду перечислять свойства тканей, а вы должны определить какие ткани обладают этими свойствами?                         (Слайды 29,30,31, 32,33,34)

Для каждой группы свойств на экране появляется  перечень с подробной информацией отдельно по каждому из свойств для различных видов тканей. Таким образом, дается одновременно сравнительная характеристика свойств различных видов тканей, устанавливается взаимосвязь между свойствами ткани; назначением изделия, его фасоном        и т. д.

- И так перед самостоятельной работой  еще раз повторим факторы влияющие на выбор ткани.

III. Выполнение самостоятельной работы.

Каждому обучающемуся предлагается по одному эскизу изделия и коллекция различных видов тканей.

Задание:

1.     Выберите из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью и т. д.

2.     Обоснуйте выбор ткани для изделия, охарактеризовав ее свойства.

Критерии оценивания:

1.     Правильность выбора ткани.

2.     Правильное обоснование выбора ткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Итог урока.

Выводы. Обучающимся объявляются оценки, делаются выводы.

В ходе работы выяснилось, что свойства волокон существенно влияют на свойства тканей.  Одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаема, не создает на теле электростатических зарядов и др.), но натуральные ткани дорогие, и природные ресурсы для их производства ограничены.

 

 Поэтому необходимо находить оптимальный компромисс между потребностями человека  и возможностями разумного природопользования. В данном случае этот компромисс лежит в области создания и использования смесовых тканей. Такие ткани обладают всеми достоинствами натуральных и синтетических (гигроскопичность, воздухопроницаемость, малая сминаемость, небольшая усадка после стирки, прочность, износоустойчивость, яркие расцветки и др).

 

V. Рефлексия  урока:

VI. Домашнее задание:

- сделать эскиз модели;

- подобрать ткань для своей модели;

- обосновав выбор.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План - конспект открытого урока по дисциплине «Основы материаловедения» на тему "Что ты знаешь о волокнах и тканях?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока: Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при выполнении самостоятельной работы; · Воспитательная - способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности. Развивающая - развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения выявлять и предвидеть экологические и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 534 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.03.2020 281
    • DOCX 78.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Погорелова Екатерина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77557
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 682 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек