План открытого урока
по дисциплине «Основы материаловедения»
преподавателя спецдисциплин Селеменевой
Ларисы Ивановны
Тема урока: "Что ты знаешь о волокнах
и тканях?"
Дата:
25.04.2013 года.
Группа:
16-3 профессия «Портной»
Тип
урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид
урока: комбинированный
Цели
урока:
- Образовательная
- обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология
текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их
при выполнении самостоятельной работы;
·
Воспитательная
- способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических
качеств личности.
- Развивающая
- развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование
умения выявлять и предвидеть экологические и технологические проблемы,
связанные с применением различных видов текстильных волокон для
изготовления одежды и находить пути их решения.
Методы проведения занятия:
- Частично-поисковый
- Объяснительно-иллюстративный
- Самостоятельная
работа обучающихся
Структура
урока:
- Организационный
момент, постановка цели и задачи.
- Обобщение
и систематизация знаний.
- Выполнение
самостоятельной работы.
- Домашнее
задание.
- Итог
урока.
Характеристика
группы: 16-3 «Портной» - группа возрастной
нормы, сформирована в этом учебном году. Обучающиеся уравновешенные,
ответственные.
Наглядные
пособия:
- Презентация
"Что ты знаешь о волокнах и тканях?", выполненная в Microsoft Power
Point 2007.
Раздаточный
материал:
- образцы
текстильных волокон, пряжи, нитей.
- коллекции
тканей из натуральных волокон.
- коллекции
тканей из химических волокон.
- коллекции
тканей различных видов переплетений.
- коллекции
тканей для выполнения самостоятельной работы.
- карточки-задания
для выполнения самостоятельной работы; альбомные листы с эскизами изделий.
Содержание
урока
I.Организационный
момент
- приветствие;
- проверка явки обучающихся;
- проверка готовности обучающихся
к уроку;
- настрой обучающихся на
работу;
- доведение до обучающихся
плана урока;
- постановка цели урока.
II. Актуализация ранее изученных знаний
- Вводная беседа.
-
Факторы влияющие на выбор ткани для изделия
-
Последовательность получения ткани
-
Текстильные волокна
-
Производственные этапы изготовления ткани
-
Ткань, нить основы и утка
-
Переплетения
-
Отделка ткани
-
Свойства тканей
III.
Самостоятельная работа
-
Подобрать ткань для эскиза изделия
-
Обосновав выбор
IV.
Подведение итогов
-
Подведение итогов самостоятельной работы
-
Выставление оценок
V. Домашнее задание
Тема
урока: "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"
Тип урока: урок
обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
·
Образовательная
- обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология
текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при
выполнении самостоятельной работы;
·
Воспитательная –
способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических
качеств личности.
·
Развивающая
- развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование
умения выявлять и предвидеть экологические и технологические проблемы,
связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления
одежды и находить пути их решения.
Методы проведения занятия:
·
Частично-поисковый
·
Объяснительно-иллюстративный
·
Самостоятельная работа обучающихся
Структура урока:
- Организационный
момент, постановка цели и задачи.
- Обобщение
и систематизация знаний.
- Выполнение
самостоятельной работы.
- Домашнее
задание.
- Итог
урока.
Характеристика
группы: 015 - группа возрастной нормы, сформирована в этом учебном году.
Обучающиеся уравновешенные, ответственные.
Наглядные пособия:
·
Презентация "Что ты знаешь о волокнах
и тканях?", выполненная в Microsoft Power Point 2007.
Раздаточный
материал:
·
образцы текстильных волокон, пряжи, нитей.
·
коллекции тканей из натуральных волокон.
·
коллекции тканей из химических волокон.
·
коллекции тканей различных видов
переплетений.
·
коллекции тканей для выполнения
самостоятельной работы.
·
карточки-задания для выполнения
самостоятельной работы; альбомные листы с эскизами изделий.
Ход урока:
I.Организационный
момент.
-
приветствие;
- проверка явки обучающихся;
- проверка готовности обучающихся
к уроку;
- настрой обучающихся на
работу;
- доведение до обучающихся
плана урока;
- постановка цели урока.
II. Актуализация ранее изученных знаний
- Вы любите
красиво одеваться?
- А с чего
начинается создание одежды ?
С эскиза модели
и приобретения ткани.
- Чем вы обычно
руководствуетесь при покупке ткани? (Слайд 1)
Ответы
обучающихся:
1.
Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком-нибудь) и нужно купить
ткань, подходящую для этой модели.
2.
Понадобилась вещь определенного назначения, например зимняя юбка, и для этого
необходимо подобрать ткань с соответствующими качествами.
(Слайд 2)
-Вы знаете
что предмет «Материаловедение» – занимается изучением строения и свойств материалов, используемых
для изготовления швейных изделий. (Слайд 3,4,5)
*Изделие - поделка, произведение, шедевр, создание, творение,
продукт, детище. (Словарь синонимов)- (Слайд 6)
-
Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства
материала.
-
Изделия изготавливаются из ткани. Ткани отличаются друг от друга прежде
всего (зрительно) по цветовой гамме и рисунку (Слайд 7)
- Один из древних
и вновь модных типов узоров - разноцветные полевые цветочки, часто
расположенные на ткани. Этот узор в истории текстиля известен под названием mitle
fleurs (на фр. яз. «миль флёр» - тысяча цветов). В наши дни его иногда
называют крестьянским цветочным узором. (Слайд
7)
- Некоторое время назад приобрел
популярность так называемый лоскутный узор, будто сшитый из разных по
узору и цвету лоскутов (Слайд 8)
- Восточные
узоры, созданные, на основе восточных орнаментов и ковровых рисунков, эти
узоры известны и как персидские и турецкие. (Слайд 9)
-
Цвета материалов и их рисунки меняются в каждом сезоне, однако,
существуют, так называемые, классические рисунки и узоры материалов.
Классические узоры -
полоска, клетка, горох - никогда не исчезали из моды. (Слайд 10)
- В годы
господства фольк-стиля широкое распространение получили каймовые
узоры, которые и сейчас остаются еще в почете. (Слайд 11)
-
Еще ткани отличаются по толщине, прочности, волокнистому составу, способности
пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти способности тканей называются их
свойствами.
-
Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду?
Мы имеем в виду характеристики,
показатели.
*Свойства - характеристики, показатели чего-либо (Слайд
12)
- В данном случае нам
необходимо знать характеристики и показатели ткани, из которых будут
изготавливаться изделия.
- Для
того, чтобы удачно выбрать ткань, нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о
тканях.
-
Перечислите, пожалуйста, факторы, влияющие на выбор ткани для изделия (Слайд
13)
Обучающиеся
перечисляют факторы:
-
фасон изделия, его назначение,
-цветовая
гамма,
-
вид рисунка на ткани,
-ее
стоимость,
-свойства
и строение ткани,
После этого на
экране появляется перечень этих факторов.
- Какие
факторы мы учитываем, прежде всего?
В ходе
рассуждений обучающиеся делают вывод о том, что все факторы важны и
взаимосвязаны между собой.
Задание: Давайте вместе вспомним и составим логическую
цепочку изготовления любого изделия например, сарафана, на основе алгоритма:
изделие-материал-сырье.
Ответ обучающихся:
(изделие) САРАФАН – (материал) ТКАНЬ
– (сырье) ?
Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлена
ткань. (Слайд 14)
- Как можно решить данную проблему?
( Версии обучающихся)
- Для этого можно рассмотреть
строение ткани.
- Итак, давайте
еще раз вспомним последовательность получения ткани:
Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ
(материал) – ТОНКИЕ ВОЛОКНА (сырье) (слайд
15)
- Что это за “тонкие волокна” и
откуда они берутся?
- Что такое
волокно?
- Какие виды
волокон по происхождению вы знаете?
- Ведь недаром в
народе говорят:
"Каково волокно - таково и полотно".
Обучающиеся
вспоминают определение текстильного волокна и как подразделяются текстильные
волокна по происхождению.
*Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во
много раз больше, чем поперечный размер (Слайд 16)
В «Материаловедении"
есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для
получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.(слайд 17)
- Из чего получают текстильные
волокна?
- Давайте рассмотрим классификацию
текстильных волокон.
- В ее основе лежит происхождение
(способ получения) волокон и их химический состав.
После этого на экране
появляется схема "Классификация текстильных волокон"(слайд 18).
- По
своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.
*Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.
*Химические волокна - это волокна, которые получают химическим
путем в заводских условиях.
-Исходным сырьём для получения ткани (Слайд 19)
- хлопчатобумажных
тканей;
-льняных тканей;
-шерстяных тканей;
-шелковых тканей;
-искусственных
тканей;
-синтетических
тканей.
- Чем отличаются
перечисленные волокна?
Обучающиеся
перечисляют различные свойства, которыми отличаются друг от друга текстильные
волокна
(толщина, длина,
прочность, способность впитывать влагу, упругость, извитость т. д.) и делают
вывод о том, что эти свойства волокон определяют и свойства тканей.
На экране
появляется перечень свойств волокон. (Слайд 20)
- Существует шесть
производственных этапов изготовления ткани:
- Процесс получения ткани из пряжи
называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых
работают ткачи.
ВОКНО ---
НИТИ --- ТКАЧЕСТВО --- СУРОВАЯ ТКАНЬ ---
---
ОТДЕЛКА --- ГОТОВАЯ ТКАНЬ (Слайд 21)
Суровая ткань проходит процесс
отделки.
- Давайте с вами
вспомним, что такое ткань, нить основы и утка?
Ткань - это
материал, который изготавливается на ткацком станке путем
переплетения двух нитей. (Слайд 22)
- Теперь,
пожалуйста, вспомните, какие ткацкие переплетения вы знаете?
Обучающиеся
перечисляют виды ткацких переплетений, группы, на которые они подразделяются.
При этом они рассматривают образцы переплетений и тканей (различных видов
переплетений).
Затем проводится
блиц-опрос: на экране появляются схемы 6-ти видов переплетений, обозначенные
цифрами. (Слайд 23)
Преподаватель
произносит название переплетения, обучающиеся должны дать правильный ответ.
После опроса на экране появляются схемы с правильными названиями переплетений:
полотняное - 1, саржевое - 4,
сатиновое - 6, рогожка - 2, репсовое - 3, ломаная саржа - 5.
Далее обучающиеся отвечают на
вопрос:
- К каким группам
переплетений относится каждое из них?
(Полотняное, саржевое, сатиновое -
к классу простых переплетений, а рогожка, репс и ломаная саржа - к классу
мелкоузорчатых переплетений).
- И, наконец,
повторим:
- Какие виды отделки тканей вы
знаете? (Слайд 24)
Обучающиеся
дают определение отделки ткани, перечисляют виды отделки, после чего проводится
еще один блиц-опрос: преподаватель произносит название отделки ткани, а
учащиеся поднимают образцы тканей с названным видом отделки.
- Ну и, наконец,
мы переходим к свойствам тканей. Какие свойства тканей вы можете вспомнить?
Обучающиеся перечисляют
различные свойства тканей. (Слайд 25)
На экране
появляется перечень свойств тканей, с их определениями и поясняющими
картинками. Преподаватель произносит по порядку перечисленные названия
свойств, а обучающимся предлагается выбрать правильное определение этих свойства.
(Слайды 26,27,28)
-А теперь
я вам буду перечислять свойства тканей, а вы должны определить какие ткани
обладают этими свойствами? (Слайды 29,30,31, 32,33,34)
Для каждой группы
свойств на экране появляется перечень с подробной информацией отдельно по
каждому из свойств для различных видов тканей. Таким образом, дается
одновременно сравнительная характеристика свойств различных видов тканей, устанавливается
взаимосвязь между свойствами ткани; назначением изделия, его фасоном и
т. д.
- И так
перед самостоятельной работой еще раз повторим факторы влияющие на выбор
ткани.
III. Выполнение самостоятельной
работы.
Каждому обучающемуся
предлагается по одному эскизу изделия и коллекция различных видов тканей.
Задание:
1. Выберите
из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему
виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его
назначением, сезонностью и т. д.
2. Обоснуйте
выбор ткани для изделия, охарактеризовав ее свойства.
Критерии
оценивания:
1. Правильность
выбора ткани.
2. Правильное
обоснование выбора ткани.
IV. Итог урока.
Выводы.
Обучающимся объявляются оценки, делаются выводы.
В
ходе работы выяснилось, что свойства волокон существенно влияют на свойства
тканей. Одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими
свойствами (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаема, не создает на теле
электростатических зарядов и др.), но натуральные ткани дорогие, и природные
ресурсы для их производства ограничены.
Поэтому
необходимо находить оптимальный компромисс между потребностями человека и
возможностями разумного природопользования. В данном случае этот компромисс
лежит в области создания и использования смесовых тканей. Такие ткани обладают
всеми достоинствами натуральных и синтетических (гигроскопичность,
воздухопроницаемость, малая сминаемость, небольшая усадка после стирки,
прочность, износоустойчивость, яркие расцветки и др).
V.
Рефлексия урока:
VI. Домашнее
задание:
- сделать эскиз модели;
- подобрать ткань для своей модели;
- обосновав выбор.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.