Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Меленки Владимирской области
План – конспект
интегрированного урока
по химии и окружающему миру
в 3 «б» классе
по теме:
«Тела и вещества. Превращения веществ»
Урок разработал:
учитель химии и биологии
Маркова Светлана Евгеньевна.
Меленки
2013 – 2014 учебный год
План – конспект интегрированного урока по теме:
«Тела и вещества. Превращения веществ».
Цель урока: подвести учащихся к пониманию термина
«вещество» на примере знакомых из повседневной жизни соединений. Познакомить с
превращениями веществ, показать отличия между веществами и телами.
Образовательная
задача: создать условия для
усвоения учащимися понятий «тело» и «вещество» на примере воды и соды, уксусной
кислоты и раствора йода, а также стеклянной и фарфоровой химической посуды.
Развивающая задача: через проведение практической работы способствовать
развитию навыков школьников по обращению с хим. оборудованием и хим. реактивами
(при непременном соблюдении правил по технике безопасности); умений обобщать и
систематизировать материал (при заполнении таблицы по результатам проведенных
опытов); формированию коммуникативных навыков школьников при работе в группе, с
2 педагогами.
Воспитательная
задача: продолжить
формирование материалистического мировоззрения учащихся, межпредметных связей
химии и окружающего мира.
Оборудование и
реактивы: химическая мини –
лаборатория, лабораторный штатив с пробирками, каша рисовая, пшеничный хлеб,
картофель сырой, сода, вода, растворы йода, уксусной кислоты, гидроксида
натрия, индикатор фенолфталеин, универсальная лакмусовая бумага, хим.
стаканчики. Набор стеклянной хим.посуды (колбы и пробирки, стаканчики) и
фарфоровой посуды (ступка и пестик, чашечка для выпаривания), сера
кристаллическая, спиртовка и спички, ложечка для сжигания веществ.
Ход урока.
1.Орг. момент.
*Приветствие учащихся
3 «б» класса в «Мастерской научного волшебства» (в кабинете химии),
распределение их по группам.
*Проверка готовности
класса к занятию (совместно с классным руководителем – Барабиной Е.Н.)
2.Акутализация
материала.
*Новый кабинет – это
и не кабинет, а «Мастерская научного волшебства», в пределах которого всем
предстоит познакомиться с превращениями. Но они не волшебные, а научно
доказаны. Изучением таких превращений занимается наука химия.
3.Изучение нового
материала. (Демонстрация
мультимедийной презентации).
1)Химия – наука
о веществах, их свойствах и превращениях.
*Какие вам известны
вещества твердые, жидкие и газообразные? (пластмасса, вода, кислород или
углекислый газ)
*Как можно тела
отличить от веществ? *Демонстрация стеклянного и фарфорового наборов химической
посуды. (Задать вопрос к телу «Из чего состоит?»).
*Работа учащихся с таблицей.
Тела
(из чего состоят?)
|
Вещества
|
Ваза
Стол и стул
Компьютер
Ложка и вилка
Свои примеры
|
Стекло, керамика.
Дерево (целлюлоза)
Пластмасса
Алюминий
Свои примеры
|
2) Какие известные
ученые – химики вам знакомы? (На основе ранее изученного материала учащиеся
называют Менделеева Д.И. и Ломоносова М.В.)
3) Проведение
инструктажа по технике безопасности для учащихся в форме «Антиправила».
Чтобы жизнь свою не подвергать опасности,
Соблюдайте, дети, правила по технике безопасности!
Правило 1. Если есть в пробирке жидкость,
Неизвестная тебе,
То её ты смело пробуй.
Кисло – значит, кислота.
Горько – значит, щелочь.
Или яд какой другой.
Ну и что, что эта проба
Для тебя последней будет?
Зато жил ты как герой!
Учащиеся «переводят» правила работы в кабинете химии:
нельзя пробовать на вкус вещества, т.к. это может быть опасно для жизни.
Учитель: корректирует: в кабинете химии есть нельзя
вообще и оставлять на партах фрукты, бутерброды и т.д. Так как на них могут
остаться частицы веществ после других опытов.
Правило 2. Если хочется в пробирке
Всё скорей перемешать,
То закрой пробирку пальцем
И сильнее потряси.
Если пальцев станет меньше –
Не грусти и не рыдай:
Ну и что, что стало девять?
Девять всё – таки не семь!
Учащиеся: химические сосуды нельзя закрывать пальцем
или ладонью, т.к. можно повредить кожу.
Правило 3. Если хочется
понюхать
Незнакомый порошок,
То немедленно всем носом
Зарывайся ты в него.
Полчаса прилежно нюхай,
А потом свои полноса
Доставай и так живи.
Главное – вот так понюхать
Сможешь ты ещё разок!
Учащиеся: незнакомые вещества нужно нюхать очень
осторожно, т.к. может пострадать слизистая оболочка носа.
Учитель: обращает внимание на плакат в «Уголке по
технике безопасности»: нюхать вещества следует осторожно, производя махательные
движения ладонью от сосуда к носу.
4) Проведение практической работы
Опыт 1. Экспериментальным путем определить, в каком
из хим.стаканов находится вода и уксусная кислота. (Применить универсальную индикаторную бумагу).
Индикаторы – вещества, способные изменять свой цвет в
разных средах. Пример: во рту человека щелочная среда, а в
желудке – кислая среда.
По итогам: в
кислоте – красный цвет бумаги, в воде – желтый.
Опыт 2. Получение пены при добавлении уксусной
кислоты к соде. Пена – это
углекислый газ (аналогия с работой огнетушителей).
Опыт 3. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Прилить разбавленный водой спиртовой раствор
йода к рисовой каше, сырому картофелю и кусочку пшеничного хлеба.
По итогам:
фиолетовое окрашивание указанных продуктов питания.
Опыт 4. Демонстрация учителем (в вытяжном шкафу)
горения серы (твердого
вещества).
По итогам:
образование резко пахнущего дыма.
Опыт 5. Демонстрация учителем: проведение реакции
нейтрализации – смешивание
растворов гидроксида натрия, индикатора фенолфталеина, уксусной кислоты.
По итогам:
изменение цвета раствора в пробирке: бесцветный – малиновый – бесцветный.
4.Закрепление
материала.
Фронтальный опрос
учащихся:
*Перечислите
вещества, с которыми сегодня встретились в «Мастерской научного вещества»? (с
серой и йодом, крахмалом, водой, содой и уксусной кислотой, стеклом и
фарфором).
*Какие вещества из
перечисленных и где вы сможете встретить сегодня у себя дома? (все, кроме серы.
Встретить на кухне: вещества и посуду из стекла и фарфора).
*Какие опыты ( в
присутствии взрослых) можете повторить в домашних условиях? (обнаружить крахмал
в продуктах питания, подействовать на соду уксусной или лимонной кислотами).
*Как можно тела
отличить от веществ? (по вопросу: «Из чего состоит тело?»). Привести примеры
тел и соответствующих веществ.
5.Рефлексия урока.
*Учитель раздает
школьникам бумажные колбы и обращается к детям:
Здесь вы видите конверт.
Дайте мне скорей ответ:
«Урок понравился иль нет?»
Если понравился – бумажную колбочку берите
И в конверт ее вы положите…
Подарок от
«Мастерской научного волшебства»: белый бумажный цветок, обработанный заранее
раствором гидроксида натрия, учащиеся обрабатывают индикатором фенолфталеин и
наблюдают появление малинового окрашивания.
6.Задание на дом.
Заполнить таблицу (по итогам проведенной практической работы):
Признаки веществ
|
Вода
|
Сера
|
Настойка йода
|
Сода питьевая
|
Уксусная кислота
|
1.Твердое вещество
|
|
|
|
|
|
2.Имеет цвет
|
|
|
|
|
|
3.Жидкое вещество
|
|
|
|
|
|
4.Имеет запах
|
|
|
|
|
|
По учебнику
«Окружающий мир» повторить материал на страницах 41 – 44, устно ответить на
вопросы на странице 45.
Фото приложение:
Из Мастерской научного мастерства – цветы на память!
Чтобы жизнь свою не подвергать опасности,
Соблюдайте, дети, правила по технике безопасности!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.