Главная / Химия / План - конспект интегрированного урока по химии и окружающему миру (для 3 кл.) по теме: "Тела и вещества. Превращения веществ".

План - конспект интегрированного урока по химии и окружающему миру (для 3 кл.) по теме: "Тела и вещества. Превращения веществ".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Меленки Владимирской области




План – конспект

интегрированного урока

по химии и окружающему миру

в 3 «б» классе

по теме:

«Тела и вещества. Превращения веществ»



Урок разработал:

учитель химии и биологии

Маркова Светлана Евгеньевна.









Меленки

2013 – 2014 учебный год

План – конспект интегрированного урока по теме:

«Тела и вещества. Превращения веществ».


Цель урока: подвести учащихся к пониманию термина «вещество» на примере знакомых из повседневной жизни соединений. Познакомить с превращениями веществ, показать отличия между веществами и телами.


Образовательная задача: создать условия для усвоения учащимися понятий «тело» и «вещество» на примере воды и соды, уксусной кислоты и раствора йода, а также стеклянной и фарфоровой химической посуды.


Развивающая задача: через проведение практической работы способствовать развитию навыков школьников по обращению с хим. оборудованием и хим. реактивами (при непременном соблюдении правил по технике безопасности); умений обобщать и систематизировать материал (при заполнении таблицы по результатам проведенных опытов); формированию коммуникативных навыков школьников при работе в группе, с 2 педагогами.


Воспитательная задача: продолжить формирование материалистического мировоззрения учащихся, межпредметных связей химии и окружающего мира.


Оборудование и реактивы: химическая мини – лаборатория, лабораторный штатив с пробирками, каша рисовая, пшеничный хлеб, картофель сырой, сода, вода, растворы йода, уксусной кислоты, гидроксида натрия, индикатор фенолфталеин, универсальная лакмусовая бумага, хим. стаканчики. Набор стеклянной хим.посуды (колбы и пробирки, стаканчики) и фарфоровой посуды (ступка и пестик, чашечка для выпаривания), сера кристаллическая, спиртовка и спички, ложечка для сжигания веществ.


Ход урока.

1.Орг. момент.

*Приветствие учащихся 3 «б» класса в «Мастерской научного волшебства» (в кабинете химии), распределение их по группам.

*Проверка готовности класса к занятию (совместно с классным руководителем – Барабиной Е.Н.)


2.Акутализация материала.

*Новый кабинет – это и не кабинет, а «Мастерская научного волшебства», в пределах которого всем предстоит познакомиться с превращениями. Но они не волшебные, а научно доказаны. Изучением таких превращений занимается наука химия.


3.Изучение нового материала. (Демонстрация мультимедийной презентации).

1)Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

*Какие вам известны вещества твердые, жидкие и газообразные? (пластмасса, вода, кислород или углекислый газ)

*Как можно тела отличить от веществ? *Демонстрация стеклянного и фарфорового наборов химической посуды. (Задать вопрос к телу «Из чего состоит?»).


*Работа учащихся с таблицей.

Тела

(из чего состоят?)

Вещества

Ваза

Стол и стул

Компьютер

Ложка и вилка

Свои примеры

Стекло, керамика.

Дерево (целлюлоза)

Пластмасса

Алюминий

Свои примеры


2) Какие известные ученые – химики вам знакомы? (На основе ранее изученного материала учащиеся называют Менделеева Д.И. и Ломоносова М.В.)


3) Проведение инструктажа по технике безопасности для учащихся в форме «Антиправила».

Чтобы жизнь свою не подвергать опасности,

Соблюдайте, дети, правила по технике безопасности!


Правило 1. Если есть в пробирке жидкость,
Неизвестная тебе,
То её ты смело пробуй.
Кисло – значит, кислота.
Горько – значит, щелочь.
Или яд какой другой.
Ну и что, что эта проба
Для тебя последней будет?
Зато жил ты как герой!

Учащиеся «переводят» правила работы в кабинете химии: нельзя пробовать на вкус вещества, т.к. это может быть опасно для жизни.

Учитель: корректирует: в кабинете химии есть нельзя вообще и оставлять на партах фрукты, бутерброды и т.д. Так как на них могут остаться частицы веществ после других опытов.


Правило 2. Если хочется в пробирке

Всё скорей перемешать,

То закрой пробирку пальцем

И сильнее потряси.

Если пальцев станет меньше –

Не грусти и не рыдай:

Ну и что, что стало девять?

Девять всё – таки не семь!

Учащиеся: химические сосуды нельзя закрывать пальцем или ладонью, т.к. можно повредить кожу.


Правило 3. Если хочется понюхать
Незнакомый порошок,
То немедленно всем носом
Зарывайся ты в него.
Полчаса прилежно нюхай,
А потом свои полноса
Доставай и так живи.

Главное – вот так понюхать
Сможешь ты ещё разок!

Учащиеся: незнакомые вещества нужно нюхать очень осторожно, т.к. может пострадать слизистая оболочка носа.

Учитель: обращает внимание на плакат в «Уголке по технике безопасности»: нюхать вещества следует осторожно, производя махательные движения ладонью от сосуда к носу.


4) Проведение практической работы

Опыт 1. Экспериментальным путем определить, в каком из хим.стаканов находится вода и уксусная кислота. (Применить универсальную индикаторную бумагу).

Индикаторывещества, способные изменять свой цвет в разных средах. Пример: во рту человека щелочная среда, а в желудке – кислая среда.

По итогам: в кислоте – красный цвет бумаги, в воде – желтый.


Опыт 2. Получение пены при добавлении уксусной кислоты к соде. Пена – это углекислый газ (аналогия с работой огнетушителей).


Опыт 3. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Прилить разбавленный водой спиртовой раствор йода к рисовой каше, сырому картофелю и кусочку пшеничного хлеба.

По итогам: фиолетовое окрашивание указанных продуктов питания.


Опыт 4. Демонстрация учителем (в вытяжном шкафу) горения серы (твердого вещества).

По итогам: образование резко пахнущего дыма.


Опыт 5. Демонстрация учителем: проведение реакции нейтрализации – смешивание растворов гидроксида натрия, индикатора фенолфталеина, уксусной кислоты.

По итогам: изменение цвета раствора в пробирке: бесцветный – малиновый – бесцветный.


4.Закрепление материала.

Фронтальный опрос учащихся:

*Перечислите вещества, с которыми сегодня встретились в «Мастерской научного вещества»? (с серой и йодом, крахмалом, водой, содой и уксусной кислотой, стеклом и фарфором).

*Какие вещества из перечисленных и где вы сможете встретить сегодня у себя дома? (все, кроме серы. Встретить на кухне: вещества и посуду из стекла и фарфора).

*Какие опыты ( в присутствии взрослых) можете повторить в домашних условиях? (обнаружить крахмал в продуктах питания, подействовать на соду уксусной или лимонной кислотами).

*Как можно тела отличить от веществ? (по вопросу: «Из чего состоит тело?»). Привести примеры тел и соответствующих веществ.


5.Рефлексия урока.

*Учитель раздает школьникам бумажные колбы и обращается к детям:

Здесь вы видите конверт.

Дайте мне скорей ответ:

«Урок понравился иль нет?»


Если понравился – бумажную колбочку берите

И в конверт ее вы положите…


Подарок от «Мастерской научного волшебства»: белый бумажный цветок, обработанный заранее раствором гидроксида натрия, учащиеся обрабатывают индикатором фенолфталеин и наблюдают появление малинового окрашивания.



6.Задание на дом.

Заполнить таблицу (по итогам проведенной практической работы):


Признаки веществ

Вода

Сера

Настойка йода

Сода питьевая

Уксусная кислота

1.Твердое вещество

 

 

 

 

 

2.Имеет цвет

 

 

 

 

 

3.Жидкое вещество

 

 

 

 

 

4.Имеет запах

 

 

 

 

 


По учебнику «Окружающий мир» повторить материал на страницах 41 – 44, устно ответить на вопросы на странице 45.









Фото приложение:


hello_html_m2ebac9a2.jpg

Из Мастерской научного мастерства – цветы на память!


hello_html_27a299e2.jpg


Чтобы жизнь свою не подвергать опасности,

Соблюдайте, дети, правила по технике безопасности!

План - конспект интегрированного урока по химии и окружающему миру (для 3 кл.) по теме: "Тела и вещества. Превращения веществ".
  • Химия
Описание:

 Работа учителем - естественником предполагает тесное сотрудничество с педагогами других дисциплин. У нас, например, появилась идея совместить химию с преподаванием окружающего мира в начальной школе. Таким вот своеобразным образом хотелось подготовить ребят к изучению столь трудного предмета.

Наша задумка воплотилась в серии интегрированных уроков, один из которых посвящет теме "Тела и вещества. Превращения веществ".  Данный урок - один первых при изучении химии в 8 классе, попробовали адаптировать его материал и для младших школьников.

Поэтому цель нашего занятия состояла в том, чтобы подвести ребят - учащихся начальной школы к пониманию термина "вещество" на основе тех знаний, которые уже имеются у них в багаже на основе личного опыта при обращении с соединениями в бытовых условиях.

Задачей проведения урока также было поставлено развитие навыков ребят по разделению понятий "тело" и "вещество" на примере знакомых им веществ - йода, уксусной кислоты, а также фарфоровой и стеклянной химической посуды.

Очередной задачей занятия являлось формирование практических навыков школьников по обращению с химическим оборудованием и реактивами при соблюдении правил по технике безопасности при работе в кабинете химии. С целью активизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе ребятам были предложены "антиправила", в шуточной форме излагающие способы работы с веществами и требующие исправления.

Урок призван формировать материалистическое мировоззрение школьников, содействовать развитию межпредметных связей химии с биологией.

 

Автор Маркова Светлана Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 580
Номер материала 35405
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓