Главная / Русский язык и литература / План урока по русской литературе на тему "Стихотворение П.Н. Васильева «Иртыш». Образ реки."

План урока по русской литературе на тему "Стихотворение П.Н. Васильева «Иртыш». Образ реки."

План урока по литературе в 8 классе.

Тема: Стихотворение П.Н. Васильева «Иртыш». Образ реки.

Цель урока: познакомить учащихся с жизненной и творческой судьбой поэта,  осмыслить неразрывное единство его биографии и мужественной поэзии.

Задачи урока:

Обучающая: углубить представления учащихся о личности  поэта-земляка;

Развивающая: развить познавательную активность  учащихся; совершенствовать навыки    выразительного чтения;

Воспитывающая: помочь учащимся постичь внутренний мир поэта, проявить интерес к творчеству П.Н. Васильева.    
Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: видеозапись, презентация, учебник литературы под редакцией З.И. Боранбаевой, Р.С. Сверчковой для 8 класса, эпиграф к уроку.

Эпиграф к уроку: Мой Павлодар,

Мой город ястребиный.

П.Н. Васильев.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

III. Изучение нового материала.

Слово учителя:

- Ребята, тема нашего урока «Стихотворение П.Н. Васильева «Иртыш». Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего земляка, замечательного поэта Павла Николаевича Васильева. В 2014 году исполнилось 105 лет со дня рождения Павла Васильева. Но Васильев не из тех поэтов, о которых вспоминают только в связи с юбилеем. Интерес к его творчеству никогда не угасает.

Запишите годы жизни П. Васильева: 1910-1937 г. Павел Васильев наш земляк, талантливый и яркий поэт. Ему, выдающемуся русскому поэту, рожденному в Казахстане, было суждено прожить на этой прекрасной земле всего 27 лет. За такую короткую жизнь он испытал все: дружбу и любовь, признание и ненависть, предательство и страх, аресты и унижения. Это поэт большого и яркого дарования.

- Вашему вниманию предлагаются фрагменты фильма о жизни и творчестве поэта, вы должны внимательно проследить основные моменты биографии П. Васильева. После просмотра фрагментов фильма будет проведена беседа по вопросам (просмотр 1 эпизода).

Вопросы для обсуждения по 1 эпизоду:

1. Где и в каком году родился П. Васильев? (23 декабря 1909г. В г. Зайсан). Ребята, это по старому стилю, по новому стилю он родился 5 января 1910г.

2. Как звали родителей П. Васильева? (Николай Карнилович Васильев и Глафира Матвеевна Ржанникова)

3. В каком году семья Васильевых переехали в Павлодар? (1920 г.)

4. Первое стихотворение П. Васильева? («Алтай»)

5. Кто повлиял на формирование поэтического творчества П.Васильева? (его дедушка – Карнила Ильич и бабушка – Мария Федоровна)

Учитель:

- Знание Казахстана, истории и культуры его народа пришло к поэту не сразу, а в результате многолетнего внимательного изучения. Но в дальнейшем он навсегда сохранит любовь к родному краю. Почти весь материал, все краски поэзии П. Васильева шли от родных ему казачьих степей Прииртышского края. Поэт восхищался природой края, людьми, любовался Иртышом, так как дом, в котором проходило его детство и отрочество, находился в двух-трёх метрах от реки.

П. Васильев одним из первых ввел тему Казахстана в русскую поэзию. Почти все его стихи – о Казахстане, Прииртышье, Алтае; о рыбаках Зайсана, казахских аулах и казачьих станицах. Как только не называли Павла Васильева, каких только слов не говорили, чтобы подчеркнуть его поэтическую оригинальность: «Ястребиное перо», «Русский беркут»,  «Витязь русского стиха», «Степи казахской русский сокол». Его творческая уникальность состоит в том, что он соединил в своей поэзии два мира, две культуры: русскую и казахскую. Недаром его стихи любят и ценят люди разных национальностей. Павел Васильев свободно владел казахским языком, знал обычаи и традиции казахского народа, в его поэзии не только органично сочетались, но и взаимопроникали друг в друга русское и казахское начала. Символично то, что для своего литературного творчества поэт избрал псевдонимом именно казахское имя – Мухан Башметов.

Интерес поэта к жизни, быту и историческому прошлому казахского народа очень важен. Художник необыкновенно яркого и самобытного дарования, Павел Васильев дорог и казахстанцам и россиянам, так как своей судьбой и творчеством он объединил две культуры, две духовности евразийскую и азиатскую, два народа русский и казахский.

- Ребята, предлагаем вашему вниманию второй фрагмент фильма.

Вопросы для обсуждения по 2 эпизоду:

1. Какие были созданы очерки в Ленинграде в 1936 г.? («В золотой разведке», «Люди в тайге»)

2. Из какого стихотворения взят наш эпиграф? (из «Павлодар»)

-П. Васильев за короткий творческий срок создал многогранный и прекрасный мир своей поэзии.

- Ребята, в этом году у нас в Павлодаре проводятся мероприятия, посвященные 105-летию Павла Васильева. Преподаватели и студенты Павлодарского государственного педагогического института завтра проводят вечер, посвящённый памяти Павла Васильева. Именем Павла Васильева названы улица, библиотека, литературное объединение. На здании бывшей школы II ступени (пед.колледж) и доме, где прошли детские годы поэта, установлены мемориальные доски, а в самом доме размещён музей Павла Васильева. В г. Павлодаре есть памятник Павлу Васильеву. Традиционными стали Василевские чтения, приуроченные ко дню рождения поэта.

2. Анализ стихотворения П. Васильева «Иртыш».

- Ребята, для поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором всё прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, рекам и озёрам проникнуты строки его стихов. Поэт одухотворяет и олицетворяет природные явления. Познакомимся со стихотворением П. Васильева «Иртыш» (ученики выразительно читают стихотворение).

Анализ стихотворения:

1. О чем говорится в стихотворении? (об Иртыш, реке детства поэта)

2. С какой поэтической картины начинается произведение? (с описания Иртыша; ученики приводят примеры из текста)

3.С какими словами поэт обращается к реке? (Река просторной родины моей; Теки, Иртыш; Князь рыб и птиц; Беглец зеленоводый; Сверкни, Иртыш; Красавец остроскулый; Меж рек иных скиталец)

Учитель: –

- В стихотворении поэта природа – не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком. П. Васильев создаёт свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы по фольклорному принципу. Образное воплощение, чёткая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий П.Васильева. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта.

4. Какие художественные средства использовал автор в стихотворении «Иртыш»? Прежде, чем ответить на этот вопрос, вспомним изобразительно-выразительные средства языка (обращаемся к презентации: определения эпитета, сравнении, гиперболы, олицетворения, метафоры).

- Итак, теперь мы выявим тропы в стихотворении «Иртыш».

Камыш высок, осока высока,
Тоской набух тугой сосок волчицы, (метафора)
Слетает птица с дикого песка, (эпитет)
Крылами бьёт и на волну садится.


Река просторной родины (эпитет) моей,
Просторная,
Иди под непогодой,
Теки, Иртыш, выплёскивай язей – 
Князь рыб и птиц (метафора), беглец зеленоводый (эпитет)


Светла твоя подводная гроза, (эпитет)
Быстры волны шатучие качели, (метафора)
И в глубине раскрытые глаза
У плавуна, как звёзды, порыжели ( сравнение …как) Глаза у плавуна(олицетворение)


И в погребах песчаных в глубине,
С косой до пят, румяными устами, (эпитет)
У сундуков незапертых на дне
Лежат красавки с щучьими хвостами (гипербола, красавки …, т.е. русалки).


Сверкни, Иртыш, их перстнем золотым! (эпитет)
Сон не идёт, заботы их не точат,
Течением относит груди им
И раки пальцы нежные щекочут.(олицетворение)


Маши турецкой кистью камыша, (метафора)
Теки, Иртыш! Любуюсь, не дыша,
Одним тобой, красавец остроскулый.(эпитет)
Оставив целым мёду полковша,

Роскошествуя, лето потонуло. (метафора)


Мы встретились. Я чалки не отдам,
Я сердца вновь вручу тебе удары…
По гребням пенистым, по лебедям (эпитет)
Ударили колёса «Товар-пара».


Он шёл, одетый в золото и медь, (метафора)
Грудастый шёл. Наряженные в ситцы,
Ладонь к бровям, сбегались поглядеть
Досужие приречные станицы.


Как медлит он, теченье поборов,
Покачиваясь на волнах дородных… (эпитет)
Над неоглядной далью островов
Приветственный погуливает рёв –
Бродячий сын компаний пароходных (метафора)


Катайте бочки, сыпьте в трюмы хлеб,
Ссыпайте соль, которою богаты.
Мне б горсть большого урожая, мне б
Большой воды грудные перекаты. (эпитет)


Я б с милой тоже повстречаться рад –
Вновь распознать, забытые в разлуке,
Из-под ресниц позолочённый взгляд, (эпитет)
Её волос могучий перекат
И зноем зацелованные руки(метафора)


Чтоб про других шепнула: «Не вини…»
Чтоб губ от губ моих не отрывала,
Чтоб свадебные горькие огни ( эпитет)
Ночь на баржах печально зажигала.


Чтобы Иртыш, меж рек иных скиталец, (олицетворение)
Смыл тяжкий груз накопленной вины,
Чтоб вместо слёз на лицах оставались
Лишь яростные брызги от волны! (эпитет)

IV. Итог.

- Что нового вы узнали о жизни и творчестве Павла Васильеве?

Учитель:

В поэзии П. Васильева выразительные средства занимают особое место, в них ярко отражается своеобразие его лирики, особенности языка и стиля поэта. Всё богатство словесной живописи у П. Васильева подчинено единственной цели дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы. Стихи Павла Васильева удивительно музыкальны и в тоже время – удивительно живописны. Картины казахстанской природы предстают в его лирике во всей своей прелести, яркости и богатстве. П. Васильев – наследник классического богатства русской поэзии, прибавивший к ней новые драгоценные пласты поэзии народной.

V. Домашнее задание

Выучить отрывок стихотворения П. Васильева «Иртыш»

VI Оценки.






План урока по русской литературе на тему "Стихотворение П.Н. Васильева «Иртыш». Образ реки."
  • Русский язык и литература
Описание:

Целью данного уроке было познакомить учащихся с жизненной и творческой судьбой поэта, осмыслить неразрывное единство его биографии и мужественной поэзии.

Были поставлены следующие задачи:

Обучающая: углубить представления учащихся о личности поэта-земляка;

Развивающая: развить познавательную активность учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитывающая: помочь учащимся постичь внутренний мир поэта, проявить интерес к творчеству П.Н. Васильева.


Автор Журенова Гульжан Бахытовна
Дата добавления 22.11.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 51
Номер материала MA-068677
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы