План урока по
русскому языку в 8 классе
Тема: Обособленные
приложения
Цель урока: дать
понятие о приложении как особой форме определения; дать понятие об
условиях обособления приложения.
Задачи урока:
Обучающая: умение находить в предложении обособленные
приложения
Развивающая: развитие
познавательной активности
Воспитывающая: воспитывать
культуру языка
Оборудование: компьютерная
презентация, учебник по русскому языку для 8 класса
Тип урока: урок
объяснения нового материала
Ход урока
I. Организационный
момент
- Здравствуйте,
ребята! Садитесь. Кто отсутствует?
II. Проверка
домашнего задания.
- Сочинения на
тему « Моя родина Казахстан»
III. Изучение нового
материала
- Ребята, прежде
чем перейти к нашей новой теме, давайте вспомним, что такое определения
Определение - это
второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая?
Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи? Который? Которая? Которое? Которые?
Определения
служат для пояснения существительного или слова другой части речи в значении
существительного.
Слово, к
которому относится определение, называется определяемым словом.
- Хорошо, ребята,
мы вспомнили, что такое определения, а теперь переходим к нашей новой теме.
- Ребята, запишите
в тетради
Приложения- это
разновидность определения, выраженное существительным.
Особым видом
определения является приложение, выраженное существительным.
Например, Ночевала
тучка золотая на груди утёса-великана. У нас есть утёс основное
существительное, и мы прикладываем к нему дополнительную информацию – великан.
Как бы несогласованное у нас в данном случае определение, но оно согласуется с
данным словом в падеже. Какого утёса? Великана.
Приложение
по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на
степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.
Приложение всегда
употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Это согласованные приложения. Приложение отвечает на вопрос какой? например, Во время
паводка река Амур широко разлилась.
- Ребята, обратите
внимание на слайд
Значения приложение
|
Пример
|
Возраст
|
Сторож-старик
|
Признак,
качество предмета
|
Парень- красавчик
|
Национальность
|
Тувинцы-добровольцы,
девочка-узбечка
|
Профессия
|
Сосед-плотник
|
Родство
|
Сестра Лиза
|
Звание
|
Майор Егоров
|
Географическое
название
|
Река Волга
|
Название книг,
газет, журналов.
|
Журнал
«Мурзилка»
|
Названия машин,
заводов (собственное имя)
|
Пароход «Смурый»
|
Приложения
в некоторых случаях пишется через дефис, в некоторых без дефиса. Рассмотрим
правило.
Обратите внимание на слайд.
Пишется с
дефисом
|
Пишется без
дефиса
|
1. Нарицательные
существительные +
+ нарицательные
существительные: утёс-великан
2. Собственное
существительное + нарицательное существительное: Москва-река
3. В научных
терминах: врач- терапевт
|
1.Нарицательное
существительное + собственные существительные:
река Дон
2. После слов
господин, гражданин в сочетании с существительными: господин директор,
гражданин следователь
|
-
Ребята, приложения могут обособляться. Пожалуйста, Фариза, прочитай нам
условия обособления на странице 219.
Приложения
обособляются:
1. Если относится
к личному местоимению: Она, мать этих двоих детей, понимала любовь так,
как понимают ее многие женщины.
2. Если
распространено и относится к нарицательному существительному: скоро в отряде
появился свой врач, известный в нашем городе хирург.
3. Если
распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого
слова: Феодосья, свекровь Аленки, сидела за столом.
4. Приложения,
одиночные и с зависимыми словами, обособляются в любом положении, если
относятся к личному местоимению: Я, ваш странный сват и кум, пришел
мириться к вам
Приложения
подчеркивается двумя волнистыми линиями.
- Ребята, если
всем все понятно, давайте обобщим то, что мы узнали о приложениях.
- Что такое
приложение?
- Какие признаки
оно может обозначать? ( Качества предмета, возраст, профессию, национальность,
собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.п )
- Когда между
приложением и определяемым существительным ставится дефис?
IV. Закрепления
изученного материала
1.
Тренинг с интерактивной доской
1.
Иван Черепанов, прекрасный архитектор, работал над
созданием
будущего Воскресенского собора.
(приложение
обособлено, так как стоит после имени собственного.)
2.
Талантливый поэт, он (Т. Белозёров), всё своё
творчество
посвятил детям.
(приложение
обособлено, так как относится к личному местоимению.)
2. Работа с
учебником
Стр . 219, упр.2
3. Творческое
задание
Перепишите
предложения, заменяя согласованные определения приложениями.
1.Навстречу нам
вышел (старый) сторож.
2.Сразу полюбилась
добру молодцу (красивая) девица.
3.Ночевала тучка
золотая на груди (огромного) утеса.
4.Откуда эта
(громобойная) пушка.
4. Игра «Назови
приложение».
Спортсмен- чемпион,
девушка-красавица, Родина-мать, орлы-ребята, мальчики-борцы,
дуб-великан, художник-пейзажист, учебник «Русский
язык», летчик-испытатель, глаза-бусинки.
V. Домашнее задание
Стр.220, упр.3
VI. Подведение
итогов урока
- Чему вы
научились на этом уроке?
VII. Выставление
оценок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.