Инфоурок Биология КонспектыПлан урока на тему "Главные закономерности эволюции"

План урока на тему "Главные закономерности эволюции"

Скачать материал

План урока №

Группа

Дата

 

 

Предмет:  Биология

Тема урока: Главные закономерности эволюции.

Цели урока:   

Образовательные:  закрепить знания учащихся об эволюционном учении, формировать научный взгляд на развитие живой природы;
.Воспитательные: В целях развития биологического мышления учащихся совершенствовать работу по развитию умений работать с учебником, таблицами, схемами, приемы сравнения и обобщения.

Развитие самостоятельности учащихся, усидчивости, трудолюбия, умения преодолевать трудности, аккуратность.

Развивающие: Воспитание навыков культуры учебного труда, самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока:теория

Применяемые технологии, методы и приемы: по источникам знаний: словесные, наглядные, практические по степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом,  по составлению и заполнению таблиц, схем, самоконтроль и взаимопроверка по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

Межпредметные связи: биология, химия, медицина, экология, валеология

Оснащение урока: : учебник, презентация, демонстрация опыта,компьютера, мультимедиапроектор.

Использованная литература:Р. Сатимбеков «Биология»

План урока:

1. Организационный момент. 3-мин

2.Повторение изученного. 20 мин

3.Актуализация опорных знаний. 10 мин

4.Изучение новой темы. 30 мин

5 Закрепление изученного материала10 мин
6 Домашнее задание. 2 мин

7 Выставление оценок. 5 мин

ХОД  УРОКА

Лучшие свои доказательства Дарвин должен
был взять из неисчислимых собраний рассыпанных
в земле остатков животных… 
БюллетеньМосковского общества испытателей
природы за 1860 год

1.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, сообщает тему урока, ставит перед классом цель урока, знакомит с планом урока, делит учащихся на группы.

2.Актуализация опорных знаний учащихся

Фронтальный опрос, направленный на выявление теоретических знаний учащихся, необходимых для решения практических задач.

Учитель: Дайте определение следующим понятиям: 
Эволюция, ароморфоз, идиоадаптация, видообразование, дивергенция, конвергенция, биологический прогресс, биологический регресс, естественный отбор, борьба за существование

 

3.Изучение нового материала

К концу ХIХ века практически все палеонтологи приняли идею эволюции, хотя далеко не все были согласны с Дарвином в оценке ее движущих факторов. Прежде всего, это касается сторонников теории «скачков», идеи о мгновенном, в течение одного- двух поколений превращение видов, не связанных переходными факторами. Против Дарвина выступили и сторонники автогенетических и эктогенетических взглядов. Первые полагают, что ход эволюции определен внутренними, заложенными в организме силами. Эктогенетики, напротив, считают, что ход эволюции целиком определяет среда. Напомним, что по Дарвину основными факторами эволюции является естественный отбор в процессе внутри и межвидовой конкуренции, наследственная изменчивость, которая имеет неопределенный, ненаправленный характер. После смерти Дарвина прошло уже больше ста лет, а дискуссия по вопросу о движущих силах эволюции продолжаются. И хотя материал палеонтолога обычно не позволяет изучать наследственность, отбор и борьбу за существование, он имеет первостепенное значение для суждений, например, о направленности или темпе эволюции.
Поэтому, я предлагаю вам совершить самостоятельную виртуальную экскурсию в Московский Дарвиновский музей и Московский палеонтологический музей, в ходе которой вы должны попытаться ответить на поставленные вопросы.

Виртуальная экскурсия в палеонтологический и дарвиновский музеи.

Ребята работают в группах, каждая группа отвечает на определенный вопрос, указанный в бланке-задании.

Палеонтология знает много примеров того, как эволюция целых групп организмов на протяжении десятков миллионов лет шла в определенном направлении. Пример такой эволюции лошадей стал уже хрестоматийным. Их предок, гиракотерий, который жил около 50 миллионов лет назад, был с размером с лисицу и имел четыре пальца на передних и три – на задних конечностях. Но чем ближе к современности, тем ископаемые представители этой группы больше становятся похожи на нынешних рослых «однопалых» лошадей. Факты такого рода приводили многих палеонтологов к выводу, что изменчивость организмов идет в определенном направлении. Но ведь по Дарвину наследственная изменчивость, которая есть материал для эволюции, не имеет направленности. Как разрешить противоречие?

Задание второй группе

Путешествуя по залам музеев постарайся ответить на поставленный вопрос.

О направленности эволюции в известной мере свидетельствуют явления конвергенции и параллелизма – сходства признаков. Яркий пример конвергенции – веретенообразная форма тела у разделенных миллионами лет по времени происхождения акулы, ихтиозавра и дельфина. Например, у всех членистоногих, когда и где бы они ни переходили к наземному образу жизни, независимо становится жесткой хитиновая оболочка – это пример параллелизма. 
Попытайтесь ответить на вопрос: можно ли спрогнозировать эволюцию?
При затруднении обратись к учебнику С.423-427 или на форум «Проблемы Задание третьей группе

Дарвин придерживался мнения, что эволюция происходит весьма постепенно, путем накопления мелких изменений. «Природа не делает скачков», - любил он повторять вслед за Лейбницем. Но сторонники точки зрения, что эволюция совершается скачками, в последнее время стали заметно активнее. Почему? На каких фактах они основывают свою позицию? Конечно, наибольший интерес вызывает вопрос, могут ли скачком не только меняться признаки, но и возникать виды и группы организмов более высокого ранга?
Задание четвертой группе

Путешествуя по залам музеев постарайся ответить на поставленный вопрос. По традиционным представлениям поэтапная смена флоры и фауны происходит из-за постепенного изменения жизненных условий и конкуренции вновь возникающих групп животных и растений с древними. Но в последние годы традиционные представления стали менее популярны. Наиболее распространенная гипотеза катастрофистов связывает массовые вымирания в геологической истории со столкновениями Земли с крупными астероидами. Попытайтесь ответить на вопрос: Почему вымирают те или иные организмы?
4.Закрепление материала

Предполагаемые ответы детей:

1. Имеет ли направленность наследственная изменчивость?
Эволюция во многих случаях становится направленной не оттого, что направлена наследственная изменчивость, а оттого, что ее ограничивает естественный отбор. Если на протяжении миллионов лет отбор действует примерно в одном направлении, то конечный результат будет почти таким же, как если бы направлена была исходная наследственная изменчивость. В примере с лошадьми эволюция на протяжении десятков миллионов лет шла в сторону их приспособления к жизни в степных ландшафтах, к быстрому бегу и травоядности.

То, что в этом случае мы имеем дело с направленным отбором, а не направленной изменчивостью, подтверждают факты постоянного ответвления от магистрального ствола развития лошадиных разнообразных боковых ветвей. Вымирание – отпадение этих боковых линий – придало картине эволюции лошадиных направленный характер.

2.Можно ли прогнозировать эволюцию?
При конвергенции ясно выходит на первый план зависимость приспособления от функции организма в данном случае, речь идет о приспособлении к быстрому плаванию в воде. Значит, конвергенция – всегда следствие отбора, следствие приспособления.
Сложнее ситуация с параллелизмами. При них, кроме зависимости от функции, отчетливо проявляется зависимость приобретаемого признака от внутренних особенностей организма. Особенно впечатляют параллелизмы в группах, осваивающих новую среду обитания. Похожие превращения в покровах происходят и при выходе на сушу позвоночных животных. Но если в этих разделенных десятками миллионов лет примерах параллелизма приспособительное значение параллельных внутренних изменений более или менее ясно, то в других случаях оно может быть неопределенным, например, независимое свертывание чашелистиков в трубку в самых различных линиях предков цветковых растений.

Факт направленности не позволяет делать вывод о возможности прогнозирования эволюции конкретных организмов на отдаленное будущее. Ведь даже в таком направленном ряду форм, как развитие лошадиных, вряд ли можно сказать, двинется ли ряд в будущем по «магистральному пути» или «отклонится в сторону». Ход эволюции зависит от множества факторов, связанных с процессами, протекающими в биосфере, и подчас случайно влияющих на организм в ходе развития вид в ходе эволюции.

3. Плавно или скачками движется эволюция?
На уровне мутаций трудно провести грань между небольшими скачками и постепенными изменениями. Однако известны и случаи, когда относительно крупные перестройки происходят скачком. Такие изменения встречаются у птиц: исчезает правая сонная артерия. 

По концепции прерывистого равновесия, виды остаются неизменными миллионы лет, а затем за несколько десятков или сотен лет формируются новые. Хотя создатели концепции подчеркивают, что переход от вида к виду происходит «по-дарвинистски» - путем накопления мутаций и отбора, но придают чрезмерное значение в образовании видов случайным, неприспособительным изменениям и отдельным мутациям с крупным эффектом.

Одним из хорошо исследованных примеров, на которые опирается концепция прерывистого равновесия, является эволюция озерных моллюсков. Их развитие в течение почти пяти миллионов лет было изучено на массовом материале. Оказалось, что новые виды или появляются внезапно, или преобразование видов происходит за пять – пятьдесят тысяч лет. Во-первых, практически во всех случаях новые виды моллюсков возникали после перерывов в накоплении озерных осадков, вслед за прослоями вулканических туфов. Значит, эволюционные события в перерывах постепенно развития моллюсков не документированы, а происходили за пределами исследованной территории. То есть речь не об отсутствии эволюции, а об отсутствии фактов о ней. Во-вторых, в некоторых случаях старые и новые виды моллюсков соединены рядом переходных форм (видообразование шло плавно). Зато, например, для остатков планктонных организмов, добытых из кернов скважин при океаническом бурении показано очень постепенное превращение одних видов в другие.
К сторонникам скачкообразной эволюции – сальтационистам – примыкают современные катастрофисты, которые полагают, что население Земли периодически изменяется после массовых вымираний, вызванных глобальными катастрофами возможно, космического происхождения. При этом нередко звучит утверждение, что массовые вымирания освобождают экологические ниши и поэтому являются необходимым условием для вымирания новых групп организмов, заселяющих «пустые» ниши.
Особенно часто глобальной катастрофой объясняют преобразования в органическом мире Земли на границе мела – последнего периода мезозойской эры, и палеогена, первого периода кайнозоя, 66,4 миллиона лет назад, когда окончательно вымерли динозавры. При этом утверждают, что именно вымирание динозавров создало предпосылки для экспансии млекопитающих.

4.Почему вымирали те или иные организмы?
Действительно, геологами открыты воронки, оставшиеся после падения астероидов. Диаметр воронок составляет подчас десятки километров. Однако последствия столкновений не могли быть столь грандиозны, как это считают катастрофисты. Во всяком случае, различные группы мезозойских организмов вымирали не одновременно и вымерли подчас задолго до образования иридиевого прослоя. Так, вымирание аммонитов завершилось, по-видимому, за сто тысяч лет до конца мелового периода. Другая группа меловых моллюсков – иноцерамы – вымерла даже за миллион лет до конца мела. Задолго до конца мелового периода начались процессы вымирания мезозойских рептилий: ихтиозавров, панцирных динозавров, гигантских завроподов, таких, как бронтозавры и диплодоки. И хотя хищные динозавры, гидрозавры и рогатые динозавры действительно вымерли в самом конце мела, в целом можно утверждать, что процесс смены мезозойской биоты на кайнозойскую был не одномоментным, а многоэтапным. Группы животных и растений кайнозойского облика начали появляться за десятки миллионов лет до конца мезозоя (в частности, покрытосеменные растения, насекомые-опылители, ящерицы, змеи, млекопитающие). Понятно, что невозможно все этапы этой смены объяснить одной катастрофой, приуроченной к самому концу мела. Не объясняют гипотезы катастрофистов и избирательного характера вымирания. Ведь многие группы животных пересекли границу мезозоя, как бы не заметив ее. Так обстояло дело с ящерицами, птицами и млекопитающими. Неверны и представления катастрофистов, которые считают, что экспансия млекопитающих началась только после вымирания динозавров. Хотя по размеру мезозойские млекопитающие и были невелики, число их видов и родов к концу мезозоя вполне можно сопоставить с числом видов и родов динозавров. Вымирание организмов при смене эр геологической истории, безусловно, имело множество причин. Избирательность вымирания и распространения различных групп есть косвенное доказательство того, что существенную роль в процессе смены сыграла конкуренция старых и новых групп и общая перестройка биологических межгрупповых отношений – биоценозов. Перестройка биоценозов была связана с экспансией новых групп и флоры, в частности, цветковых растений.

В замещении динозавров и птерозавров млекопитающими и птицами большую роль могло сыграть то, что эти современные нам группы явно обгоняли рептилий на пути эволюционного прогресса еще в мезозое. Быстрее росла их активность, улучшался аппарат питания, они стали теплокровными, а млекопитающие переходили к живорождению. Особое значение имело совершенствование головного мозга и усложнение поведения. Основной силой, определяющей ход развития жизни, как гениально показал Дарвин, остается естественный отбор.

Так что же сегодня надо понимать под словом «эволюция»? Предполагаемый ответ: Под эволюцией живого мира понимают закономерный процесс исторического развития живой природы с момента самого возникновения жизни на нашей планете до настоящего времени.

Как происходит процесс эволюции? Предполагаемый ответ: Процесс эволюции происходит плавно, без резких «скачков». 

Что является движущими силами эволюции? Предполагаемый ответ: Движущими силами эволюции являются мутационная наследственность и естественный отбор.

 Какие существуют направления прогрессивной эволюции? Предполагаемый ответ: Существует три основных направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Все они приводят к биологическому прогрессу.
Что является результатом эволюции? Предполагаемый ответ: Биологический прогресс вида, наилучшая приспособленность к среде обитания и как следствие его процветание является результатом эволюции.
Каким образом можно использовать палеонтологический материал для доказательства эволюционного процесса?

Предполагаемый ответ: Богатый палеонтологический материал помогает определить ход эволюции отдельных видов и даже классов организмов, содержит «переходные» виды, что служит доказательством плавного хода эволюции, помогает определить временные рамки развития того или ионного вида и многое другое.

 Можно ли «спрогнозировать» результат эволюции? Предполагаемый ответ: И для животных и для растений прогнозирование даже ближайших шагов эволюции возможно лишь в приближенной степени. Прогнозирование отдаленных результатов эволюции, которые наступят через сотни миллионов лет, практически невозможно.

6.Подведение итогов урока

Оценивание учащихся с комментированием отметок.

7.Дом. Задание:

8.Рефлексия:

Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке он узнал много нового.

Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке он потрудился с пользой дела.

Поднимите руки те, кто считает, что урок удался.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План урока на тему "Главные закономерности эволюции""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Главные закономерности эволюцииИзучение нового материалаК концу ХIХ века практически все палеонтологи приняли идею эволюции, хотя далеко не все были согласны с Дарвином в оценке ее движущих факторов. Прежде всего, это касается сторонников теории «скачков», идеи о мгновенном, в течение одного- двух поколений превращение видов, не связанных переходными факторами. Против Дарвина выступили и сторонники автогенетических и эктогенетических взглядов. Первые полагают, что ход эволюции определен внутренними, заложенными в организме силами. Эктогенетики, напротив, считают, что ход эволюции целиком определяет среда. Напомним, что по Дарвину основными факторами эволюции является естественный отбор в процессе внутри и межвидовой конкуренции, наследственная изменчивость, которая имеет неопределенный, ненаправленный характер. После смерти Дарвина прошло уже больше ста лет, а дискуссия по вопросу о движущих силах эволюции продолжаются. И хотя материал палеонтолога обычно не позволяет изучать наследственность, отбор и борьбу за существование, он имеет первостепенное значение для суждений, например, о направленности или темпе эволюции. Поэтому, я предлагаю вам совершить самостоятельную виртуальную экскурсию в Московский Дарвиновский музей и Московский палеонтологический музей, в ходе которой вы должны попытаться ответить на поставленные вопросы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 234 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»
  • Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
  • Тема: Раздел 1. Уровни оганизации живой природы
  • 31.12.2020
  • 259
  • 7
«Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.06.2020 124
    • DOCX 25.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Липатова Олеся Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Липатова Олеся Сергеевна
    Липатова Олеся Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90944
    • Всего материалов: 250

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 455 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 164 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе