Программа курса «Наглядная геометрия»
Пояснительная записка.
Наглядная геометрия в начальных классах представляет собой дополнительный к
учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с
любым существующим учебником.
Цель программы:
-
формирование у школьников представлений о различных
геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи программы:
-
формировать некоторые практические умения, связанные с построением
геометрических фигур и измерениями;
-
развивать мелкую моторику у учащихся;
-
развивать
конструктивное и пространственное мышление.
Для
проведения занятий по наглядной геометрии учитель может использовать 1 час
в неделю.
Программа и содержание курса «Наглядная
геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического
материала в средней школе.
Методической особенностью курса является
разработка системы учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом.
Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных
действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном
курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой
заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике.
Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается
организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к
той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях
(это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной
координации, разработка мелких мышц руки и т.п.), затем предлагается задание,
обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы
творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью
проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного
анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей
догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в
активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания
– организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна
быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания –
проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели,
воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание
и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.
Далее
следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной
мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как
правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное
восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого
возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения,
необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а
также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже
тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.
Таким
образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и
обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических
(конструктивных) и логических (логико-конструктивных) заданий. Они могут
выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их
выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или
контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения
заданий.
Предложенные упражнения, в ходе выполнения которых
происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно
охарактеризовать как задания:
в которых геометрические
фигуры используются как объекты для пересчитывания;
-
на классификацию фигур;
-
на выявление геометрической
формы реальных объектов или их частей;
-
на построение геометрических
фигур;
-
на разбиение фигуры на части и
составление ее из других фигур;
-
на формирование умения читать
геометрические чертежи;
-
вычислительного характера
(сумма длин сторон многоугольника и др.).
Использование
простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на уроках
наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях. В
качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный
«Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трех основных форм:
круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, затем простейшая
геометрическая мозаика (размер фигур – 16 х 16
см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные
композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и
пространственное мышление. Для работы в тетрадях дети используют специальную
рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления
имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу
по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также
является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности
через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации
1-й
класс
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
ФИГУРЫ (11 часов)
Уточнение
представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание
(знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических
форм и его закрашивание).
Выполнение
геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета.
Квадрат
и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические
орнаменты в квадрате.
Конструирование
геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой,
наборами «Сложи фигуру»).
НАЧАЛЬНЫЕ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов)
Точка.
Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.
Сходство
и различие прямой и кривой.
Понятие
о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных
через одну и две точки на плоскости.
Линии
на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на
плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.
Отрезок
как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение
длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.
Конструирование
геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских
частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников;
прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т.
д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге).
Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.
Циркуль.
Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе
на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием.
Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание
круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.
Использование
циркуля для получения деталей аппликации («Снеговик», «Слоненок» и др.).
Простые орнаменты с использованием циркуля.
Диаметр
круга и его свойства. Радиус круга и его свойства.
Представление
о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого
свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).
Симметричный
орнамент в круге и квадрате.
РАБОТА
С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)
Ознакомление
с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).
Конструирование
букв с ориентацией на их графическую модель.
Знакомство
с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки
простейших моделей: лесенка.
Понятие
о техническом задании и техническом рисунке.
Понятие
о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем;
какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и
качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей;
дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).
Изготовление
моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника:
часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).
Решение
простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели:
стол, стул, кресло, кровать (диван).
Знакомство
с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели.
ОБЪЕМНЫЕ
ФИГУРЫ (знакомство с объемными фигурами происходит в течение IV четверти)
Представление
о геометрическом теле.
Классификация
простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной
признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и
пластилина.
Распознавание
плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях
объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай,
какая фигура, как она стояла?» и «Поставь так же, как на рисунке».
Тематический
план программы «Наглядная геометрия»
|
№
|
Наименование
тем
|
Количество
часов
|
Геометрические
фигуры (11ч)
|
1
|
Вводное занятие. Проверочная работа.
|
1
|
2,3
|
Сравнение фигур по различным признакам.
|
2
|
4
|
Классификация фигур по размеру и форме.
|
1
|
5
|
Классификация фигур по форме.
|
1
|
6
|
Треугольник.
|
1
|
7
|
Геометрические фигуры.
|
1
|
8
|
Сравнение фигур. Круг.
|
1
|
9
|
Сравнение фигур. Квадрат.
|
1
|
10
|
Геометрические фигуры.
|
1
|
11
|
Форма геометрических фигур.
|
1
|
Начальные
геометрические понятия (16ч)
|
12
|
Симметричный рисунок
|
1
|
13
|
Точка, прямая.
|
1
|
14
|
Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и
непересекающихся прямых.
|
1
|
15
|
Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.
|
1
|
16
|
Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент
фигуры.
|
1
|
17
|
Квадрат. Диагональ квадрата.
|
1
|
18
|
Геометрические фигуры (повторение)
|
1
|
19
|
Конструирование букв.
|
1
|
20
|
Конструирование лесенки.
|
1
|
21
|
Окружность и круг.
|
1
|
22
|
Диаметр круга и его свойства.
|
1
|
23
|
Радиус круга и его свойства.
|
1
|
24
|
Окружность и ее элементы. Взаимное расположение
окружностей.
|
1
|
25
|
Симметричные фигуры.
|
1
|
26
|
Внутри и снаружи.
|
1
|
27
|
Замкнутая и незамкнутая.
|
1
|
Работа
с конструктором * (6ч**)
|
28
|
Конструирование букв.
|
1
|
29
|
Конструирование лесенки.
|
1
|
30,31
|
Конструирование на основе многоугольника.
|
2
|
32
|
План. Конструирование мебели.
|
1
|
33
|
Что я знаю.
|
1
|
|
Итого
|
33ч
|
*если в
школе нет конструктора, то учитель заменяет работу с конструктором на
конструирование из палочек и работой с учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания,
умения и навыки в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать
свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с
поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной
деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких
личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации
своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и
настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение.
азличными
мозаиками;
**если
в школе есть конструктор, то 2-3 занятия проводятся из темы «Работа с
конструктором», затем 2-3 занятия обобщения и повторения материала, изученного
в течение года.
В конце первого года
обучения дети должны:
1)
иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате,
треугольнике, круге;
2)
знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор),
отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;
3)
различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник,
круг;
4)
различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;
5)
уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить
окружность с помощью циркуля;
6)
уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь
пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических
фигур и для получения деталей аппликации;
7)
уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели
круга;
8)
уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.
Литература:
1. Белошистая
А.В. Наглядная геометрия в 1 классе.- М.: Классикс Стиль, 2007.
2. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса
математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2003.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.