Тема:
|
Урок 5
Описание движение тела по окружности
|
Ссылка
|
Среднесрочное
планирование и календарно-тематическое планирование для 10 класс 2015-16
учебного года
|
Общие
цели
|
дать представление о криволинейном
движении, ввести понятия частоты, периода, центростремительного ускорения
и центростремительной силы.
|
Результат
обучения
|
1. Знать виды
механического движения.
2. Знать понятия:
движение по окружности, центростремительное ускорение, период, частота.
3. Выявить
на практике связь периода, частоты и центростремительного ускорения с
радиусом обращения.
4. Использовать
учебное лабораторное оборудование для решения практических задач.
5.
Уметь
работать в коллективе и принимать иные точки зрения.
|
Форма
организации обучения
|
Фронтальная,
индивидуальная, работа в паре.
|
Ресурсы
|
компьютер,
проектор, экран, презентация к уроку «Движение тела по окружности»,
распечатка карточек с заданиями.
|
Модули
|
НППО,
ОКМ, ОдО и ОО, ОВОУ, УЛО
|
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1.Организационный
момент-2 минуты
Мотивация
к учебной деятельности
|
Здравствуйте,
девочки и мальчики. Я очень рада вас видеть.
Позвольте
начать наш сегодняшний урок с таких строк «Загадки
страшные природы повсюду в воздухе висят» (Н.Заболоцкий , поэма «Безумный
волк»)
Но,
прежде чем приступить разгадывать загадки, давайте немного повторим:
|
Приветствие
учителя. Дежурный информирует отсутствующих в классе.
|
2.
Актуализация опорных знаний
|
Задание 1
Физический диктант
1. Изменение
положения тела в пространстве с течением времени. (Движение)
2. Физическая
векторная величина, измеряемая в метрах. (Перемещение)
3. Физическая
векторная величина, характеризующая быстроту движения. (Скорость)
4. Основная
единица измерения длины в физике. (Метр)
5. Физическая
величина, единицами измерения которой служат год, сутки, час. (Время)
6. Длина
траектории. (Путь)
7. Единицы
измерения ускорения (м/с2)
8. Физическая
величина, характеризующая быстроту изменения скорости?(ускорение)
9. Формула
перемещение тела при равноускоренном движении (s=vt+at2\2)
10. Формула
ускорения (a=v-v0\2)
|
запись ответа в рабочей тетради индивидуальная
работа
Проведение диктанта с последующей проверкой,
самооценка работ учениками
|
3Изучение
нового материала
|
Излагает новый материал,
демонстрирует презентацию
Тема урока:
«Движение тела по окружности»
Прямолинейное
движение – это движение, траектория которого - прямая линия, криволинейное –
кривая. Криволинейным движением называют такое движение, которое
совершается по дугам окружностей.
Вспомним
характеристики криволинейного движения
Тело движется по окружности при условии, что
вектор линейной скорости перпендикулярен вектору центростремительного
ускорения.
Центростремительное ускорение -
ускорение, с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю
скоростью, всегда направлено вдоль радиуса окружности к центру.
aц=
При
движении по окружности тело через определённый промежуток времени вернётся в
первоначальную точку. Движение по окружности – периодическое.
Период обращения – это промежуток
времени Т, в течение которого тело (точка) совершает один оборот по
окружности.
Единица
измерения периода - секунда
Частота вращения n – число
полных оборотов в единицу времени.
Единица
измерения частоты
Вопрос: Вспомним
определение Периода и частоты
Есть ли связь
между ними?
Период
и частота – это взаимообратные величины: частота обратно пропорциональна
периоду, а период обратно пропорционален частоте
При
равномерном движении по окружности модуль его скорости не изменяется. Но
скорость - векторная величина, и она характеризуется не только числовым
значением, но и направлением. При равномерном движении по окружности всё
время изменяется направление вектора скорости. Поэтому такое равномерное движение
является ускоренным.
Линейная
скорость: ;
Центростремительное
ускорение: ;
Центростремительная сила.
Сила,
удерживающая вращающееся тело на окружности и направленная к центру вращения,
называется центростремительной силой.
Чтобы
получить формулу для расчёта величины центростремительной силы, надо
воспользоваться вторым законом Ньютона, который применим и к любому
криволинейному движению.
Подставляя
в формулу значение центростремительного ускорения
aц= , получим
формулу центростремительной силы: F =
|
Запись темы урока в тетради.
Запись определения в тетради
Запись характеристик криволинейного движения в тетради
Умение входить в беседу. Коллективная работа.
|
Физкультминутка
для глаз
|
|
|
Закрепление
материала
|
Сегодня
на этом уроке мы познакомились с описанием криволинейного движения, с новыми
понятиями и новыми физическими величинами.
Беседа по вопросам:
1. Что
называется периодом и частотой? Как связаны между собой эти величины? В каких
единицах измеряются? Как их можно определить?
2. Что
называется линейной скоростью? В каких единицах она измеряется? Как можно её
рассчитать?
3. Как
направлено центростремительное ускорение? По какой формуле оно
рассчитывается?
4. Как
направлена центростремительная сила? По какой формуле она рассчитывается?
|
Фронтальный опрос.
Устные ответы учащихся
|
Применение
ЗУН
|
Разбор
задачи, алгоритма ее решения. Контролирует решение задач учащимися, указывает
на ошибки.
Решение задач
Движение
по окружности
№
|
Период,
с
|
Частота,
Гц
|
Линейная
скорость,
м/с
|
Циклическая
частота, рад/с
|
Радиус
окружности, м
|
Нормальное
ускорение, м/с2
|
1
|
4
|
|
|
|
10
|
|
2
|
|
0,2
|
16
|
|
|
|
3
|
|
|
20
|
|
800
|
|
4
|
0,2
|
|
30
|
|
|
|
5
|
|
|
|
15,7
|
|
60
|
6
|
|
2,5
|
|
|
1,25
|
|
7
|
0,04
|
|
|
|
0,6
|
|
8
|
|
|
|
|
40
|
10
|
9
|
0,05
|
|
12
|
|
|
|
10
|
0,1
|
|
|
|
0,2
|
|
ОТВЕТЫ
№
|
Период,
с
|
Частота,
Гц
|
Линейная
скорость,
м/с
|
Циклическая
частота, рад/с
|
Радиус
окружности, м
|
Нормальное
ускорение, м/с2
|
1
|
|
0,25
|
15,7
|
1,57
|
|
24,65
|
2
|
5
|
|
|
1,26
|
13
|
20
|
3
|
250
|
4 10-3
|
|
0,025
|
|
0,5
|
4
|
|
5
|
|
31,4
|
100
|
900
|
5
|
0,4
|
2,5
|
3,8
|
|
0,24
|
|
6
|
0,4
|
|
20
|
16
|
|
320
|
7
|
|
25
|
94
|
157
|
|
5,3 103
|
8
|
12,56
|
0,08
|
20
|
0,5
|
|
|
9
|
|
20
|
|
127
|
0,1
|
1440
|
10
|
|
10
|
12,56
|
63
|
|
790
|
Раздает
контролирующий материал, проводит инструктаж по выполнению работы, определяет
время самостоятельной работы
|
Работают на местах и у доски.
Самостоятельная работа
|
Подведение
итогов урока
|
Выставление
оценок.
|
Суммативное оценивание
|
Рефлексия
|
Все ли
цели выполнены?
Чему научились?
Я не знал… -
Теперь я знаю…
|
Ответы учащихся
Обратная связь
Формативное оценивание
|
Домашнее
задание
|
Параграф-
Упр___________
|
Запись в дневниках дз
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.