Инфоурок ИЗО, МХК КонспектыПлан-конспект занятия по предмету Рисунок на тему «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» (ДШИ)

План-конспект занятия по предмету Рисунок на тему «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» (ДШИ)

Скачать материал

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

г. ЗАВОЛЖЬЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия по предмету «Рисунок»

 

Тема: «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: преподаватель 1 категории

Орлова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заволжье

2011 г.


Аннотация

 

Методическая разработка «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» представляет собой план-конспект занятия по предмету «Рисунок» в первом классе детской художественной школы в соответствии с программой школы.

 

Объяснительная записка

 

Данное занятие рассчитано на детей 10-12 лет и направлено на развитие творческих способностей ребенка. Преподаватель знакомит детей с понятием пропорции предмета, объясняет необходимость соблюдения не только пропорций самого предмета, но и пропорций между предметами в натюрморте, используя методы беседы, разъяснения, анализа, демонстрации. На заключительном этапе обязательна оценка деятельности учащихся как преподавателем, так и самими обучающимися.

 

Цель занятия:

Знакомство обучающихся с понятием ПРОПОРЦИИ и их значением в передаче характерных особенностей предмета. Построение крынки с соблюдением пропорций.

 

Задачи:

1.                      Обучающие

·  знакомить обучающихся с понятием пропорции предмета, масштаб

·  систематизировать и закреплять знания, полученные ранее

·  обучать пользоваться методом визирования

 

2.                      Воспитательные

·  Воспитывать усидчивость, терпение и упорство в достижении цели

 

3.                      Развивающие

·  Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память

·  Развивать моторику руки ребенка

·  Развивать творческие потенциалы ребенка

 

Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.

Работа с детьми строится на основе взаимного сотрудничества.

При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:

·              Словесные - объяснение, беседа

·              Наглядные - схемы

·              Практические – показ, объяснение

 

Актуальность данного занятия заключается в том, что основываясь на методе визирования обучающиеся учатся не срисовывать, а строить предметы, анализировать их форму, положение в пространстве и представлять конструктивные особенности предметов.

 

Материальное обеспечение:

 

- Натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной однотонной драпировки из одного предмета несложной формы);

-  методическая таблица «Последовательность ведения работы».

- Бумага (формат А4 или А3), графитный карандаш (ТМ, М, М2 ).

- Доска, мел

 

План занятия:

 

1 этап – Организационный момент      2-3 мин.

·                          Приветствие

 

2 этап – Введение      5-7 мин.

·                          Сообщение темы занятия

·                          Ознакомление с целью занятия

·                          Повторение пройденного материала

 

3 этап – Изучение нового материала    7-10 мин.

·                          Понятие ПРОПОРЦИИ

·                          Анализ формы предлагаемого предмета

·                          Объяснение порядка определения пропорций предмета

 

4 этап – Практическая работа     -  15-20 мин

·  Поэтапное построение предмета с определением пропорций методом визирования

 

5 этап – Заключительный     5 мин

·  Анализ результатов работы

·  Подведение итогов.

 

 

Ход занятия:

 

Этап

Содержание занятия

Обоснование

преподаватель

обучающиеся

1 этап

Организационный

момент

Здравствуйте, ребята.

Вижу, вы уже подготовились к занятию: у вас подготовлена бумага на мольберте, вы припасли карандаши и ластики. Молодцы.

 

Здороваются

Подготовка к учебной деятельности, создание психолого-педагогической атмосферы

2 этап

Введение

Сегодня мы будем говорить о пропорциях и их значении в передаче характерных особенностей предметов. Я объясню вам как определить пропорции предмета с учетом его характерных особенностей, а затем вы будете самостоятельно определять пропорции и строить вот эту крынку.

Давайте вспомним какие основные инструменты нам необходимы во время работы с натуры?

А какими «измерительными» инструментами мы пользуемся?

А линейки во время рисунка нам нужны?

Раньше мы знакомились с методом визирования для определения высоты и ширины простых геометрических форм. А в чем же заключается этот метод, давайте вспомним.

Правильно. Молодцы.

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают:

Карандаши, ластик, бумага

 

Карандаш, рука и глаз

 

 

Нет

 

Один или несколько учащихся показывают суть метода.

Развитие интереса к новому материалу.

Повторение пройденного материала.

3 этап

Изучение нового материала

Когда мы определяли ширину простых предметов, имея только одну величину - высоту предметов, мы определяли ПРОПОРЦИИ предмета. Пропорции – это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Пропорции – это характерные особенности любого предмета, которые позволяют узнать данный предмет в изображении. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по освещенности, по весу и т.д.

Понятие пропорций применимо не только в изобразительном искусстве или архитектуре, но и в повседневной жизни, например в кулинарии или в медицине (приготовление лекарств), в строительстве.

Когда мы рисуем, то можем маленькие предметы увеличить или уменьшить большие предметы на изображаемой плоскости, но в любом случае делаем мы это одинаково для всех предметов одинаково, т.е. пропорционально. Если соотношения частей предметов в рисунке изображены неверно, то ни отлично переданная светотень, ни правильное перспективное сокращение не дадут правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более создание образа в процессе творческой работы.

Как мы уже сказали, пропорции передают характерные особенности предмета. Рассмотрим 2 крынки. Они немного похожи. Давайте проанализируем их форму. Представьте, что каждая из них состоит из уже известных геометрических тел. Каких?

Совершенно верно, но всё же они разные. А различия в пропорциях посмотрите, одна крынка ниже и более широкая, а вторая чуть выше и более узкая, горлышко одной короче, чем у другой. Т.е. говоря другим языком, у них различные пропорциональные соотношения.

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цилиндр – горлышко и шар

Усвоение нового материала.

Анализ предлагаемого для рисования предмета.

4 этап

Практическая работа

Перейдем непосредственно к изображению нашей крынки. Изображение любого предмета мы начинаем с компоновки в листе.

Как мы расположим наш лист? И почему?

Правильно.

Посмотрите на доску и подскажите мне как мы изображаем наш предмет в листе (несколько вариантов положения предмета в листе: очень маленькое, очень большое, угловое расположение, правильное).Прил. 1

Прежде всего необходимо сказать что наш предмет симметричный. Поэтому мы проводим ось симметрии и задаем одну из величин, например высоту. Теперь методом визирования определяем ширину, как мы ото делали когда строили цилиндр. Меряем крынку в самом широком месте. Теперь нам необходимо определить пропорции характерных особенностей крынки. Это высота  горлышка. Высота самой широкой части, ширина донышка. (показ на таблице поэтапного построения крынки).Прил. 2

После того как определены основные пропорции, прорисовываем эллипсы.

Уточняем контур крынки.

Построение крынки закончено. Всем всё понятно?

Если понятно, то, посматривая на табличку, приступаем к работе.

 

 

 

 

 

 

 

Вертикально, потому что крынка в высоту больше, чем в ширину

 

 

Выбирают правильный вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приступают к рисованию, реализуя практические знания.

 

Реализация полученных знаний в процессе практической деятельности.

5 этап.

заключительный

Ну вот вы и построили крынку. Давайте поставим мольберты в ряд и посмотрим на полученный результат. Предлагаю вам выбрать самый точный рисунок.

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.

Отставляют мольберты. Выбирают лучшую работу, обсуждая высказывая свое мнение.

Оценка работы обучающихся, их самооценка.

 

 

Литература:

 

1.                 Образовательная программа по рисунку.

2.                 Н.П. Костерин «Учебное рисование»,Москва, Просвещение, 1980

3.                 Н.М. Соколовская «Изобразительное искусство и её преподавание в начальной школе» 4-е издание, Москва, Издательский центр «Академия», 2008

4.                 В.И. Жабинский, А.В. Винтова «Рисунок», Москва, ИНФРА-М, 2009


Приложение 1

 

 

    Изображение очень маленькое

 

    Изображение смещено в правый   нижний угол

 

      Изображение очень большое

 

Правильное размещение в листе

Приложение 2

 

 

 

1. Определяем положение в листе, задаем высоту, проводим ось симметрии

 

 

2. Методом визирования определяем основные пропорции крынки, намечаем характерные линии

 

 

3. Прорисовываем эллипсы, уточняем контур крынки

  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект занятия по предмету Рисунок на тему «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» (ДШИ)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» представляет собой подробный план-конспект занятия в ДХШ и ДШИ, состоящего из трех уроков, где первый урок - объяснение материала, а два последующих - практическая работа с применением полученных знаний. Заканчивается занятие обязательным анализом деятельности учащихся. Рекомендуемая форма подведения итогов - выставка работ. Выше названная тема весьма важна в обучении рисунку, т.к. умение правильно передавать пропорции объекта- основа академического рисунка. Методическая разработка снабжена приложениями, позволяющими наиболее успешно осваивать учащимися материал. По данному плану-конспекту в нашем учреждении неоднократно проводились занятия как мной лично, так и другими преподавателями. По результатам работы, считаю данную разработку весьма успешной: были получены положительные отзывы от преподавателей, применявших её в своей деятельности, учащиеся хорошо усваивают материал, достаточно успешно применяя в дальнейшей своей работе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 647 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2020 2907
    • DOCX 18 мбайт
    • 57 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дрюма Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дрюма Светлана Александровна
    Дрюма Светлана Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70874
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство: анализ и интерпретация произведений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции