Главная / ИЗО, МХК / План-конспект занятия по предмету Рисунок на тему «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» (ДШИ)

План-конспект занятия по предмету Рисунок на тему «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» (ДШИ)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

г. ЗАВОЛЖЬЕ













План-конспект занятия по предмету «Рисунок»


Тема: «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета»










Разработал: преподаватель 1 категории

Орлова Л.А.












Заволжье

2011 г.

Аннотация


Методическая разработка «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» представляет собой план-конспект занятия по предмету «Рисунок» в первом классе детской художественной школы в соответствии с программой школы.


Объяснительная записка


Данное занятие рассчитано на детей 10-12 лет и направлено на развитие творческих способностей ребенка. Преподаватель знакомит детей с понятием пропорции предмета, объясняет необходимость соблюдения не только пропорций самого предмета, но и пропорций между предметами в натюрморте, используя методы беседы, разъяснения, анализа, демонстрации. На заключительном этапе обязательна оценка деятельности учащихся как преподавателем, так и самими обучающимися.


Цель занятия:

Знакомство обучающихся с понятием ПРОПОРЦИИ и их значением в передаче характерных особенностей предмета. Построение крынки с соблюдением пропорций.

Задачи:

  1. Обучающие

  • знакомить обучающихся с понятием пропорции предмета, масштаб

  • систематизировать и закреплять знания, полученные ранее

  • обучать пользоваться методом визирования


  1. Воспитательные

  • Воспитывать усидчивость, терпение и упорство в достижении цели


  1. Развивающие

  • Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память

  • Развивать моторику руки ребенка

  • Развивать творческие потенциалы ребенка


Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.

Работа с детьми строится на основе взаимного сотрудничества.

При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:

  • Словесные - объяснение, беседа

  • Наглядные - схемы

  • Практические – показ, объяснение


Актуальность данного занятия заключается в том, что основываясь на методе визирования обучающиеся учатся не срисовывать, а строить предметы, анализировать их форму, положение в пространстве и представлять конструктивные особенности предметов.


Материальное обеспечение:


- Натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной однотонной драпировки из одного предмета несложной формы);

- методическая таблица «Последовательность ведения работы».

- Бумага (формат А4 или А3), графитный карандаш (ТМ, М, М2 ).

- Доска, мел


План занятия:


1 этап – Организационный момент 2-3 мин.

  • Приветствие


2 этап – Введение 5-7 мин.

  • Сообщение темы занятия

  • Ознакомление с целью занятия

  • Повторение пройденного материала


3 этап – Изучение нового материала 7-10 мин.

  • Понятие ПРОПОРЦИИ

  • Анализ формы предлагаемого предмета

  • Объяснение порядка определения пропорций предмета


4 этап – Практическая работа - 15-20 мин

  • Поэтапное построение предмета с определением пропорций методом визирования


5 этап – Заключительный 5 мин

  • Анализ результатов работы

  • Подведение итогов.



Ход занятия:


Этап

Содержание занятия

Обоснование

преподаватель

обучающиеся

1 этап

Организационный

момент

Здравствуйте, ребята.

Вижу, вы уже подготовились к занятию: у вас подготовлена бумага на мольберте, вы припасли карандаши и ластики. Молодцы.


Здороваются

Подготовка к учебной деятельности, создание психолого-педагогической атмосферы

2 этап

Введение

Сегодня мы будем говорить о пропорциях и их значении в передаче характерных особенностей предметов. Я объясню вам как определить пропорции предмета с учетом его характерных особенностей, а затем вы будете самостоятельно определять пропорции и строить вот эту крынку.

Давайте вспомним какие основные инструменты нам необходимы во время работы с натуры?

А какими «измерительными» инструментами мы пользуемся?

А линейки во время рисунка нам нужны?

Раньше мы знакомились с методом визирования для определения высоты и ширины простых геометрических форм. А в чем же заключается этот метод, давайте вспомним.

Правильно. Молодцы.


Слушают













Отвечают:

Карандаши, ластик, бумага


Карандаш, рука и глаз



Нет


Один или несколько учащихся показывают суть метода.

Развитие интереса к новому материалу.

Повторение пройденного материала.

3 этап

Изучение нового материала

Когда мы определяли ширину простых предметов, имея только одну величину - высоту предметов, мы определяли ПРОПОРЦИИ предмета. Пропорции – это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Пропорции – это характерные особенности любого предмета, которые позволяют узнать данный предмет в изображении. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по освещенности, по весу и т.д.

Понятие пропорций применимо не только в изобразительном искусстве или архитектуре, но и в повседневной жизни, например в кулинарии или в медицине (приготовление лекарств), в строительстве.

Когда мы рисуем, то можем маленькие предметы увеличить или уменьшить большие предметы на изображаемой плоскости, но в любом случае делаем мы это одинаково для всех предметов одинаково, т.е. пропорционально. Если соотношения частей предметов в рисунке изображены неверно, то ни отлично переданная светотень, ни правильное перспективное сокращение не дадут правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более создание образа в процессе творческой работы.

Как мы уже сказали, пропорции передают характерные особенности предмета. Рассмотрим 2 крынки. Они немного похожи. Давайте проанализируем их форму. Представьте, что каждая из них состоит из уже известных геометрических тел. Каких?

Совершенно верно, но всё же они разные. А различия в пропорциях посмотрите, одна крынка ниже и более широкая, а вторая чуть выше и более узкая, горлышко одной короче, чем у другой. Т.е. говоря другим языком, у них различные пропорциональные соотношения.


Слушают



































































Цилиндр – горлышко и шар

Усвоение нового материала.

Анализ предлагаемого для рисования предмета.

4 этап

Практическая работа

Перейдем непосредственно к изображению нашей крынки. Изображение любого предмета мы начинаем с компоновки в листе.

Как мы расположим наш лист? И почему?

Правильно.

Посмотрите на доску и подскажите мне как мы изображаем наш предмет в листе (несколько вариантов положения предмета в листе: очень маленькое, очень большое, угловое расположение, правильное).Прил. 1

Прежде всего необходимо сказать что наш предмет симметричный. Поэтому мы проводим ось симметрии и задаем одну из величин, например высоту. Теперь методом визирования определяем ширину, как мы ото делали когда строили цилиндр. Меряем крынку в самом широком месте. Теперь нам необходимо определить пропорции характерных особенностей крынки. Это высота горлышка. Высота самой широкой части, ширина донышка. (показ на таблице поэтапного построения крынки).Прил. 2

После того как определены основные пропорции, прорисовываем эллипсы.

Уточняем контур крынки.

Построение крынки закончено. Всем всё понятно?

Если понятно, то, посматривая на табличку, приступаем к работе.








Вертикально, потому что крынка в высоту больше, чем в ширину



Выбирают правильный вариант.
































Приступают к рисованию, реализуя практические знания.


Реализация полученных знаний в процессе практической деятельности.

5 этап.

заключительный

Ну вот вы и построили крынку. Давайте поставим мольберты в ряд и посмотрим на полученный результат. Предлагаю вам выбрать самый точный рисунок.

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.

Отставляют мольберты. Выбирают лучшую работу, обсуждая высказывая свое мнение.

Оценка работы обучающихся, их самооценка.



Литература:


  1. Образовательная программа по рисунку.

  2. Н.П. Костерин «Учебное рисование»,Москва, Просвещение, 1980

  3. Н.М. Соколовская «Изобразительное искусство и её преподавание в начальной школе» 4-е издание, Москва, Издательский центр «Академия», 2008

  4. В.И. Жабинский, А.В. Винтова «Рисунок», Москва, ИНФРА-М, 2009

Приложение 1


hello_html_m13eec40.jpg


hello_html_6ae1a101.jpg

Изображение очень маленькое


Изображение смещено в правый нижний угол

hello_html_m71e5fc4d.jpg


hello_html_77995030.jpg

Изображение очень большое


Правильное размещение в листе

Приложение 2



hello_html_5838ed1d.jpg


1. Определяем положение в листе, задаем высоту, проводим ось симметрии


hello_html_2b74c9d5.jpg


2. Методом визирования определяем основные пропорции крынки, намечаем характерные линии


hello_html_6eb1be2c.jpg


3. Прорисовываем эллипсы, уточняем контур крынки


План-конспект занятия по предмету Рисунок на тему «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» (ДШИ)
  • ИЗО, МХК
Описание:

Методическая разработка «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» представляет собой подробный план-конспект занятия в ДХШ и ДШИ, состоящего из трех уроков, где первый урок - объяснение материала, а два последующих - практическая работа с применением полученных знаний. Заканчивается занятие обязательным анализом деятельности учащихся. Рекомендуемая форма подведения итогов - выставка работ.

Выше названная тема весьма важна в обучении рисунку, т.к. умение правильно передавать пропорции объекта- основа академического рисунка. Методическая разработка снабжена приложениями, позволяющими наиболее успешно осваивать учащимися материал.

По данному плану-конспекту в нашем учреждении неоднократно проводились занятия как мной лично, так и другими преподавателями. По результатам работы, считаю данную разработку весьма успешной: были получены положительные отзывы от преподавателей, применявших её в своей деятельности, учащиеся хорошо усваивают материал, достаточно успешно применяя в дальнейшей своей работе.

 

 

Автор Орлова Людмила Александровна
Дата добавления 09.03.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 2258
Номер материала 57703
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓