Главная / Другое / План-конспект занятия по дисциплине

План-конспект занятия по дисциплине

ГАПОУ Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж» Отделение промышленных технологий






ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ: «Социально-экономические и правовые аспекты природоохранных мероприятий»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экологические основы природопользования»






Разработал преподаватель

высшей категории Морозова А. А.










2014 г.

Тема 2.1. Природоресурсный потенциал. Основы рационального природопользования.

Социально-экономические и правовые аспекты природоохранных мероприятий (2 ч.)

Цель – закрепление знаний о рациональном природопользовании и природоохранной деятельности.

Учебно-педагогические задачи:

  • продолжить формирование навыков тестирования;

  • рассмотреть социально-экономические и правовые аспекты природоохранных мероприятий;

  • продолжить совершенствование навыков самостоятельного анализа научной информации;

  • формировать навыки участия в коллективном обсуждении проблем.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронная презентация «Социально-экономические и правовые аспекты природоохранных мероприятий», кейсы с заданиями.

Тип занятия: комбинированное.

Вид деятельности преподавателя: индивидуальный опрос студентов по тестам; объяснение нового материала; организация и проведение кейс-метода; подведение итогов кейс-метода; пояснение домашнего задания.

Вид деятельности студента: выполнение заданий теста; участие в рассмотрении нового материала; выполнение и защита заданий кейса.

Структура занятия:

  1. Опрос студентов (тестирование) – 15 мин. (приложение 1).

  2. Объяснение нового материала – 20-25 мин. (приложение 2).

  3. Изучение кейса, ответы на теоретические вопросы – 20 мин. (приложение 3).

  4. Работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы – 15 мин.

5. Подведение итогов, обобщение полученных результатов, защита – 10 минут.

6. Пояснение домашнего задания – 5 мин.

Приложение 1

Тест

Темы: «Взаимодействие общества и природы»; «Природные ресурсы»


1 вариант


  1. Неисчерпаемые виды природных ресурсов:

  • Минеральные

  • Климатические

  • Лесные

  • Водные

  1. Минеральные ресурсы классифицируются как:

  • Исчерпаемые возобновляемые

  • Неисчерпаемые возобновляемые

  • Исчерпаемые невозобновляемые

  • Неисчерпаемые невозобновляемые

  1. Богатейшие кладовые пресной воды:

  • Океаны и моря

  • Озера и водохранилища

  • Заливы и проливы

  • Морские течения

  1. Вид загрязнения окружающей среды, связанный с массовым размножением микроорганизмов, патогенных для животных и человека:

  • Физическое

  • Химическое

  • Механическое

  • Биологическое

  1. Нерациональное природопользование:

  • Стремление получить в процессе эксплуатации природы как можно больше материальной выгоды, не задумываясь о последствиях

  • Разработка и внедрение «чистых» технологий производства

  • Организация мероприятий по охране окружающей среды

  • Контроль и информирование общества о состоянии окружающей среды

  1. Природные вещества и виды энергии, являющиеся средствами существования человеческого общества и используемые им в хозяйстве, называются:

  • Природные условия

  • Природные ресурсы

  • Природные ландшафты

  • Антропогенные ландшафты

  1. Группа стран, обладающих наиболее крупным природно-ресурсным потенциалом:

  • Россия, США, Китай

  • Вьетнам, Лаос, Камбоджа

  • Бельгия, Дания, Нидерланды

  • Египет, Ливия, Алжир

  1. Вид загрязнения окружающей среды, связанный с попаданием не характерных для неё ни в качественном, ни в количественном отношении химических веществ и соединений:

  • Физическое

  • Химическое

  • Механическое

  • Биологическое

  1. Вставьте в текст пропущенный термин:

«Важнейшим видом природных ресурсов являются _____________________________». Они имеют важное промышленное, водоохранное, климаторегулирующее, почвозащитное, противоэрозионное и рекреационное значение».

  • Минеральные ресурсы

  • Климатические ресурсы

  • Водные ресурсы

  • Лесные ресурсы

  1. Страна, обладающая наиболее крупным природно-ресурсным потенциалом среди перечисленных стран:

  • Индия

  • Португалия

  • Сенегал

  • Монако

  1. Природные ресурсы, запасы которых сокращаются по мере их использования, называются исчерпаемые.

  2. Земли, пригодные для проживания и хозяйственной деятельности человека, характеризующиеся величиной территории и качеством земель, называются земельные ресурсы.

  3. Та часть природных ресурсов региона, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества при сохранении среды жизни человека, называется природно-ресурсный потенциал.

Тест

Темы: «Взаимодействие общества и природы»; «Природные ресурсы»

2 вариант

  1. Исчерпаемые виды природных ресурсов:

  • Руды черных металлов

  • Энергия приливов и отливов

  • Энергия Солнца

  • Энергия ветра

  1. Лесные ресурсы классифицируются как:

  • Исчерпаемые возобновляемые

  • Неисчерпаемые возобновляемые

  • Исчерпаемые невозобновляемые

  • Неисчерпаемые невозобновляемые

  1. Запасы пресной воды от общих запасов воды на Земле составляют:

  • Менее 5%

  • 10%

  • 25%

  • Более 50%

  1. Вид загрязнения окружающей среды, связанный с электромагнитными полями, вибрациями, шумами, радиоактивными излучениями, негативно влияющими на человека:

  • Физическое

  • Химическое

  • Механическое

  • Биологическое

  1. Рациональное природопользование:

  • Потребительское отношение человека к природной (окружающей среде)

  • Размещение развитыми странами «грязных производств» в развивающихся странах

  • Отсутствие мероприятий по восстановлению нарушенной в процессе эксплуатации природных ресурсов окружающей человека природной среды

  • Комплексное освоение природных ресурсов, максимальная утилизация отходов производства

  1. Исчерпаемый, но возобновляемый вид природных ресурсов:

  • Топливные ресурсы

  • Рудные ресурсы

  • Лесные ресурсы

  • Нерудные ресурсы

  1. Страна, обладающая наиболее крупными запасами древесины в пределах Северного лесного пояса:

  • Ангола

  • Россия

  • Бразилия

  • Исландия

  1. Вид загрязнения окружающей среды, связанный с повышением уровня освещенности, который приводит к нарушению биологических ритмов живых организмов:

  • Световое

  • Химическое

  • Механическое

  • Биологическое

  1. Вставьте в текст пропущенный термин:

«Подавляющая часть мировых ________________________________» используется в сельском хозяйстве. В промышленности их используют в качестве растворителя, для охлаждения агрегатов или в технологических процессах».

  • Минеральные ресурсы

  • Климатические ресурсы

  • Водные ресурсы

  • Лесные ресурсы

  1. Страна, обладающая наиболее крупным природно-ресурсным потенциалом среди перечисленных стран:

  • Албания

  • Бразилия

  • Сирия

  • Австралия

  1. Природные ресурсы, уменьшение которых неощутимо даже в процессе очень длительного использования, называются неисчерпаемые.

  2. Ежегодно возобновляемая часть мировых запасов воды, пригодная для использования в хозяйстве, называется водные ресурсы.

  3. Вид отношений общества и природы, при котором из природной среды в процессе производства извлекаются и используются полезные вещества и свойства, называется природопользование.


Приложение 2

Материалы для преподавателя

по теме: «Социально-экономические и правовые аспекты природоохранных мероприятий»

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

Охрана природы — это система научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.

Основная цель охраны природы состоит в поддержке динамического равновесия естественных природных процессов, сохранении биологического разнообразия растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни настоящих и последующих поколений людей. Прогрессивное устойчивое развитие человеческого общества невозможно без рационального природопользования, которым называют совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и действенных мер по их сохранению и восстановлению.

Принципы и правила охраны природы.

Хозяйственная деятельность вызывает в природе многочисленные изменения, последствия которых необходимо уметь прогнозировать. В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы.

Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств.

Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Правовые основы охраны природы.

Правовой основой охраны природы являются Конституция РФ, международные договоры, законы об охране природы и основных компонентов окружающей природной среды, постановления законодательных учреждений разного уровня. Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет Конституция РФ. Ею закреплено право человека на благоприятную окружающую среду.

Правила и принципы охраны природы выполняются людьми тогда, когда они имеют законодательный характер. В настоящее время действует Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Основой его является признание природы и ее богатств «национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека». В законе сформулированы экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам. Эти требования адресован предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от форм собственности и подчиненности, и отдельным гражданам.

Однако нормы закона не действуют автоматически, они выполняются и проверяются государственными органами управления и контроля, прокуратурой и судом, арбитражным судом, общественными организациями и объединениями. Закон должен создавать нравственную основу для поведения граждан.

Экономическое регулирование охраны природы.

Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

Экономические инструменты природоохранной деятельности:

  • платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;

  • компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;

  • платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны

Категории особо охраняемых природных территорий:

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

  • национальные парки;

  • природные парки;

  • государственные природные заказники;

  • памятники природы;

  • дендрологические парки и ботанические сады;

  • лечебно-оздоровительные местности и курорты

Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» организован в 1989 году с целью сохранения и восстановления северных степей и типичных лесных экосистем Приволжской возвышенности

Заповедник состоит из пяти участков.

Трех степных:

«Кунчеровская лесостепь»;

«Островцовская лесостепь»;

«Попереченская степь».

И двух лесных:

«Верховья Суры» (на северо-востоке Кузнецкого района);

«Борок» (Сосновый бор на реке Кадада, Камешкирский район)

Флора заповедника чрезвычайно разнообразна. На его территории выявлено около 850 видов сосудистых растений, 108 видов лишайников, 72 вида мохообразных и 119 – грибов. Все вместе они составляют более 60% флоры Пензенской области и около 40% видового состава флоры Среднего Поволжья.

На территории заповедника выявлено 154 вида птиц и 66% всех млекопитающих, обитающих в Пензенской области.

Охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.


Приложение 3

Выбор зеленых насаждений для посадки на территории

Вид кейса – обучающий

Тип кейса - аналитический

ЗАДАНИЕ:

Ознакомиться с экологическими проблемами города и возможными путями их решения, проанализировать текстовые источники информации, преобразовать их в таблицу, сформулировать выводы и доказательства.

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА:

Администрация Октябрьского района города Пензы проводит субботник по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории города. Для создания зеленой защиты планируются осуществить посадку деревьев на территории по пр. Строителей от магазина «Лента» до развязки по ул. Глазунова.

Вы сотрудник отдела благоустройства Администрации Октябрьского района города Пензы. Работники ЗАО "Трест зеленого хозяйства" предлагают посадить березы, дубы, тополя, клены, сирень, черемуху или каштаны. Сотрудники вашего отдела подобрали для вас материал. Ваша задача: выбрать наиболее подходящие породы деревьев, занести данные в таблицу, сделать вывод. Для посадки деревьев на территории надо выбрать только один вид деревьев.

План работы:

  1. Познакомьтесь с данной ситуацией, определите цель вашей работы.

  2. Познакомьтесь с подготовленными для вас материалами.

  3. Познакомьтесь с таблицей, при необходимости внесите в нее изменения.

  4. Заполните таблицу

  5. Сделайте выбор в пользу одного из вида деревьев, свой выбор обоснуйте.

  6. Подготовьтесь к защите.


Теоретические вопросы:

1. Какие экологические проблемы стоят перед городским населением?

2. Какие экологические проблемы люди решают с помощью зеленых насаждений?

3. Какие природоохранные мероприятия можно осуществить в городской среде?

РАБОТА С КЕЙСОМ:

Данный кейс является задачей на ситуацию анализа предложенных материалов, на умение выбирать главное в текстовом материале, преобразовывать информацию и осуществлять рациональный выбор.

Студенты сначала знакомятся с приложениями и готовятся к беседе по теоретическим вопросам, определяют цель самостоятельной работы с кейсом.

На основе имеющихся знаний об экологических проблемах города, умений работать с информацией студенты самостоятельно, пользуясь предоставленными текстами и работая в группах, изучают предложенные материалы и выполняют практическое задание. Они составляют таблицу, формулируют выводы и обосновывают свое решение. Тем самым обеспечивается формирование общекультурных и экологических ценностей студентов, ответственность за сделанный выбор.

Сам кейс предоставляется студентам непосредственно на занятии. На его изучение, ответы на теоретические вопросы отводится около 20 минут времени занятия.Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Преподаватель консультирует студентов, они в подгруппах обсуждают варианты, объясняют непонятные моменты друг другу. Этот этап занятия имеет длительность около 15 минут.

Итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена подведению итогов, обобщению полученных результатов. Итоговую часть занятия проводит преподаватель, опираясь на презентованные группами варианты решений.

ВЫБОР ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ДЛЯ ПОСАДКИ НА ТЕРРИТОРИИ

Цель кейса: _____________________________________________________________________________________________


Теоретические вопросы.

1. Какие экологические проблемы стоят перед городским населением?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие экологические проблемы люди решают с помощью зеленых насаждений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие природоохранные мероприятия можно осуществлять в городской среде?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ТАБЛИЦА «ПОДБОР АССОРТИМЕНТА РАСТЕНИЙ»

Виды деревьев

Полезные свойства


Фитонциды

Газоустойчи-

вость

Отношение к свету и тени


Рост

Вредные свойства




Каштан











Тополь











Береза











Дуб











Клен











Сирень











Черемуха











Растения в условиях города

Города – неотъемлемая часть лика Земли. Хотя они занимают всего лишь 2% площади суши, но в них сегодня живет половина населения нашей планеты. К 2025 г. городское население составит 2/3 от мирового. Более половины горожан проживает в городах с населением более 500 тыс. человек, и с каждым годом доля населения, живущего в крупных городах, растет.

Города, особенно крупные, – это территории с глубокими изменениями. Промышленные предприятия загрязняют природную среду пылью, выбросами и сбросами побочных продуктов и отходов производства. Кроме того, для городов характерны высокие уровни тепловых, электромагнитных, шумовых и других видов загрязнений.

В России, по существующим оценкам, около 1,2 млн. человек городского населения живут в условиях резко выраженного экологического дискомфорта и около 50% городского населения – в условиях шумового загрязнения.

Значительную роль в нейтрализации и ослаблении негативных воздействий промышленных зон города на людей и живую природу в целом играют зеленые насаждения. Высаживаемые на городских улицах и в скверах зеленые насаждения помимо декоративной выполняют очень важную защитную и санитарно-гигиеническую роль.

Какова же роль зеленых насаждений в очистке воздуха?

В листьях дерева хлорофилловые зерна поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В естественных условиях летом дерево средней величины за 24 ч выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек, а 1 га зеленых насаждений за 1 ч поглощает 8 л углекислого газа и выделяет в атмосферу количество кислорода, достаточное для поддержания жизнедеятельности 30 человек.

Среди разнообразных пород деревьев, используемых для озеленения городов, особыми свойствами отличается каштан. Одно взрослое дерево каштана очищает от поступающих выхлопных газов пространство объемом до 20 тыс. м3. При этом, в отличие от многих других деревьев, каштан разлагает ядовитые вещества почти без ущерба для своего здоровья.

Устойчив к загрязнению воздуха и тополь. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25-летний тополь превосходит ель в 7 раз, а по степени увлажнения воздуха – почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.

Листва деревьев активно улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов, причем эти свойства у разных пород проявляются в разной степени. Хорошо задерживает пыль листва вяза и сирени (лучше, чем листья тополя). Так, посадка из 400 молодых тополей за летний сезон улавливает до 340 кг пыли, а вяза – в 6 раз больше. Акация, неприхотливый быстрорастущий шиповник и ряд других растений тоже обладают подобными свойствами.

Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии. Даже небольшой слой снега на ветвях деревьев усиливает поглощение шума.

Наиболее эффективно выполняют шумозащитные функции посадки бузины красной, дуба красного, ирги канадской.

Интересно, что звуки поглощаются не листвой деревьев. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, в которой и поглощаются. Наилучшим стражем тишины считается ель.

Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы. Фитонциды, открытые в 1928 г. советским ученым Б.П. Токиным, оказывают большое влияние на жизнедеятельность растений, ускоряя или замедляя их рост и развитие. Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, дубы зимний и красный, ель, сосна, тополь, черемуха и др. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных. Фитонциды сосны губительно действуют на возбудителей туберкулеза, а фитонциды пихты, тополя, дуба – на бациллы дифтерии. Опыты показали, что в июне-июле фитонциды черемухи обыкновенной подавляют размножение сальмонелл, шигелл и тормозят рост стафилококка, а фитонциды лиственницы сибирской подавляют размножение сальмонелл и тормозят рост шигелл.

Древесно-кустарниковые насаждения ослабляют негативное действие ветров.

Деревья и кустарники, произрастающие в городе, ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют санитарно-защитные, водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат и своеобразный облик города.

Рекреационное значение зеленых насаждений связано с организацией оптимального отдыха. Скверы, парки, площадки с разнообразными растениями и композициями, дополненные малыми архитектурными формами, декоративными водными элементами (бассейны, фонтаны) способствуют полноценному отдыху населения. Зеленые насаждения служат не только украшением, они – подлинные защитники здоровья людей.

Способны ли растения выжить в условиях города.

Не все растения способны выжить в условиях города. Деревья и кустарники, высаживаемые на запыленных улицах, должны выдерживать мощный натиск цивилизации. Мы хотим, чтобы растения не только радовали наш глаз, дарили прохладу в знойный день, но и обогащали воздух живительным кислородом. Далеко не каждому растению это под силу.

Рост деревьев здесь весьма затруднен из-за загрязнения окружающей среды. Растения, произрастающие в условиях крупного города, – настоящие «спартанцы».

Но не только микроклимат ухудшает жизнь растений в городе. Важнейший экологический фактор в жизни растений – вода. В городах растения часто испытывают недостаток в почвенной влаге из-за стекания ее в канализационную сеть.

Этим и объясняется тот факт, что видовой состав наиболее часто высаживаемых вдоль дорог и на улицах деревьев не слишком разнообразен. Основными породами в средней полосе являются: липа, тополь, клен, каштан, береза, лиственница, ясень, рябина, ель, дуб, около 30 видов кустарников. Последние часто используются для создания живых изгородей.

"Вредные" деревья.

Первое место среди аллергенных, "вредоносных" деревьев занимает береза, затем идут ольха, лещина, клен, ясень. Пресловутый тополь, который обвиняют во всем и вся, оказывается, как таковой вообще не вызывает аллергии. На самом деле во время созревания его пуховок, а это начало лета, начинается период цветения злаковых трав. Эти пуховки собирают оставшуюся пыльцу с деревьев и пыльцу злаковых трав, осуществляя их механический перенос. Именно пыльца и является истинной виновницей аллергии.

Подбор ассортимента растений

Вопросы подбора и размещения растений на том или ином участке решаются в процессе проектирования.

В России могут произрастать различные виды и разновидности деревьев, кустарников и травянистых растений. Основной задачей при подборе их ассортимента является соответствие условий данного объекта биологическим особенностям и декоративным свойствам намечаемых к посадке растений.

Отношение растений к инсоляции

Одно из важных условий для нормального развития растений — это оптимальное освещение солнцем, причем одни породы требуют много света, другие довольствуются меньшим его количеством. Это позволяет подразделить растения на светолюбивые и теневыносливые.

В зеленом строительстве светолюбивость и теневыносливость деревьев и кустарников имеют большое значение, так как в населенных пунктах приходится создавать посадки на участках, в той или иной степени затененных зданиями. Особенно сильно оказывается затененной та часть городских улиц, которая застроена высокими домами.

Светолюбивыми породами считаются: береза, дуб, груша, клен ясенелистный, красный и веерный, лиственница, ольха черная, тополь, сосна обыкновенная и горная, ясень, ива, таволга, гребенщик.

К числу теневыносливых относятся каштан конский, граб, клен полевой и татарский, ель, липа, кипарис, платан, пихта, боярышник, кизильник, жимолость, калина, туя западная.

Быстрота роста деревьев и кустарников

По этому признаку деревья и кустарники можно подразделить на быстро- и медленнорастущие. Такая группировка растений имеет существенное значение при выборе пород для озеленения. В практике зеленого строительства часто возникает необходимость добиться полноценного результата в кратчайшие сроки. Так в большинстве случаев ставится вопрос при озеленении городских улиц и при создании всякого рода защитных насаждений.

Поэтому при выборе растений для озеленения приходится учитывать быстроту роста различных пород.

В группу быстрорастущих деревьев и кустарников входят, например, береза, вяз, гледичия, карагач, клен ясенелистный и татарский, ива плакучая, тополь, яблоня, ольха черная, орех медвежий и черный, черемуха, ясень зеленый и обыкновенный, ель белая и колючая, кипарис, лиственница даурская, европейская и западная, сосна обыкновенная, крымская, гималайская и Веймутова, акация белая, айлант, барбарис, бересклет, бирючина, боярышник, бузина, дёрен, чубушник, жимолость, калина, акация желтая, крушина, лох, смородина золотистая.

Медленнорастущими являются кедр, тис, вишня садовая, груша, дуб зимний и черешчатый, каштан, липа, платан, скумпия, самшит и др.

Газостойкость растений

Установлено, что не все породы деревьев и кустарников одинаково реагируют на загрязнение воздуха. Одни виды более стойки по отношению к газам, другие менее стойки. Это свойство также необходимо учитывать при подборе растений для озеленения той или иной территории.

В настоящее время еще далеко не все породы деревьев и кустарников проверены на газостойкость. Из числа изученных к наиболее газостойким могут быть отнесены ель колючая, акация белая, айлант, бирючина, гледичия трех-колючковая, жимолость татарская, кизильник блестящий, клен пенсильванский, татарский и ясенелистный, крыжовник, лох, гранат, смородина золотистая, тополь канадский, серый, черный, шелковица, гребенщик, софора.

Наименее стойкими к газам оказались акация желтая, береза пушистая, каштан конский, клен остролистный, ель обыкновенная, облепиха, сирень обыкновенная, сосна обыкновенная, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный и маньчжурский.

Размеры растений

Высота деревьев и кустарников, ширина их кроны имеют очень существенное значение. В зависимости от целевого назначения насаждений и архитектурно-художественного решения используют различные по размерам растения. Так, если надо озеленить улицу, застроенную высокими зданиями, причем по климатическим условиям необходимо защитить фасады домов от солнечных лучей, то лучше всего сажать высокие деревья. Если же в этом нет необходимости, но требуется создать тень на тротуарах (например, при озеленении улицы широтного направления), можно использовать невысокие деревья.

При посадках деревьев около зданий и вдоль улиц, по которым проходят линии троллейбуса, приходится учитывать ширину кроны деревьев. При создании живых изгородей и бордюров важное значение имеет высота деревьев и кустарников. Живую изгородь по границам какого-либо озелененного участка (допустим, при колледже) создают из высоких деревьев и кустарников, а для бордюра вдоль дорожек в парке применяют низкорослый кустарник.

Подбирать растения различной высоты приходится и при формировании декоративных групп деревьев и кустарников в парках, садах и скверах, при устройстве защитных полос и т. п.

По высоте деревья подразделяются на высокие — выше 20 м (клен остролистный, сосна обыкновенная, липа и др.); средней высоты — 10—20 м (береза пушистая, черемуха, рябина) и низкие — до 10 м (клен татарский, вишня, черемуха виргинская).

Роль фитонцидных растений в улучшении экологической обстановки в городе

Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т.ч. болезнетворные.

Летучие фитонциды – это эфирные масла, выделяемые растением и защищающие его от грибков, простейших, бактерий.

Таким образом, фитонциды создают невосприимчивость, или, как говорят, природный иммунитет растений к различным видам заболеваний.

Летучие фитонциды впервые обнаружены в природе в 1928–1930 гг. А.Г. Филатовой и А.Е. Тебякиной. Обширные исследования фитонцидов в растениях были проведены Б.П. Токиным.

Удивительные свойства фитонцидных растений

Листья березы, дуба, черной смородины, хвоя сосны, ели, можжевельника, кора черемухи, корневище хрена, чеснок – все они выделяют фитонциды. Ботаники Московской городской станции юных натуралистов рекомендуют шире использовать фитонцидные растения в озеленении города.

Тополь

Для города тополь очень ценное растение, ибо это дерево – самое устойчивое к загрязнениям атмосферы. Тополь выдерживает большие концентрации выхлопных газов автомобилей, производственных выбросов.

Самая главная ценность тополя состоит в очищении воздуха от пыли и оксидов углерода: одно дерево тополя за 5 месяцев (май–сентябрь) поглощает 45 кг углекислого газа, а 300 молодых тополей за лето задерживают на листьях до 400 кг пыли.

Это растение двудомное: на одних растениях развиваются женские цветки, которые дают семена с пухом для расселения, на других развиваются мужские цветки. Некоторые горожане негодуют по поводу тополиного пуха, но если сажать на улицах тополя с мужскими цветками, пуха в городе не будет. Тополь широко используется в озеленении и в лесных посадках. Он относится к быстрорастущим и морозоустойчивым породам деревьев.

Черемуха

Весной кустарники и деревья черемухи усыпаны, как снегом, кистями белых цветов. А осенью с ветвей свисают кисти черных блестящих ягод-костянок, сладких и вяжущих.

Из плодов черемухи (собранных не в черте города) варят кисели, их соком подкрашивают прохладительные напитки. Корою черемухи окрашивают ткани в зеленый или буро-красный цвет.

Черемуха имеет лекарственное значение. Горсть спелых ягод без косточек или стакан отвара сухих плодов помогают при расстройстве желудка. Настой цветков употребляют при глазных заболеваниях. Косточки плодов не следует есть, т.к. у некоторых видов черемухи они содержат ядовитую синильную кислоту.

Кроме всего перечисленного черемуха обладает исключительными свойствами. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветков и листьев очищает воздух от микробов. Черемуха выделяет наиболее сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту. Простейшие погибают под воздействием фитонцидов черемухи через 5 мин. Кашица из растертых листьев черемухи выделяет вещества, убивающие бактерии и споры плесневых грибов. В стеклянную банку с измельченными листьями черемухи помещали комаров и слепней – через несколько секунд они погибали, а четыре растертые почки черемухи убивали наиболее стойких клещей через 15 мин. Особенно много фитонцидов выделяют молодые листья весной и летом, осенью фитонцидов выделяется значительно меньше.


Кто нас душит

За последние пять-шесть лет в нашем городе на треть возросла доля загрязнений от автотранспорта и сейчас составляет около 70 процентов всех выбросов в атмосферу. Автомобилей в городе сегодня около 65 тысяч, и их число растет так быстро, что никакие мероприятия вроде строительства объездных дорог за этим ростом не поспевают.

Самые неблагополучные в этом отношении улицы Кирова, Калинина, проспекты Победы, Строителей. Жителям домов, стоящих вдоль этих дорог, не позавидуешь. Представьте, один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы более 4 тонн кислорода, выбрасывая при этом с отработавшими газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг несгоревших углеводородов. Что из этого оседает на нашей коже и в наших легких — страшно и представить.

И в противодействии главному источнику загрязнения — автотранспорту — мы видим только один выход: бросить все силы на озеленение проблемных улиц. Нужно высаживать деревья, кустарники и сеять траву вдоль автомобильных дорог, чтобы растения, расположенные на уровне выхлопной трубы, приняли основной удар на себя.




План-конспект занятия по дисциплине
  • Другое
Описание:

План-конспект занятия на тему: "Социально-экономические и правовые аспекты природоохранных мероприятий " по дисциплине "Экологические основы природопользования". 

Цель - закрепление знаний о рациональном природопользовании и природоохранной деятельности.

учебно-педагогические задачи:

 ·        продолжить формирование навыков тестирования;

·        рассмотреть социально-экономические и правовые аспекты природоохранных мероприятий;

·        продолжить совершенствование навыков самостоятельного анализа научной информации;

·        формировать навыки участия в коллективном обсуждении проблем.

Материалы занятия могут использоваться на уроках биологии, географии, экологии.

 

Автор Морозова Анна Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 666
Номер материала 15917
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓