Главная / Классному руководителю / План-конспект внеклассного занятия "История развития ткачества"

План-конспект внеклассного занятия "История развития ткачества"

План — конспект внеклассного занятия

Тема: «История развития ткачества»

Тип занятия: урок-практикум

Контингент участников: разновозрастный (3 - 11 классы)

Цель и задачи:

1. Познакомить с историей ткачества.

2. Дать первоначальные навыки работы на ткацком станке

3. Воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре своей малой родины.

Используемые приемы:

  1. индивидуальный — во время практической работы;

  2. групповой;

  3. творческий.



Оборудование: музей оформлен в праздничном виде: половики, полотенца, кушаки, икона, скатерть, предметы старины; ткацкий станок, ножницы, старая одежда.





Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Подходя к музею с детьми, воспитатель проговаривает следующие слова:

- В Пермском царстве, в Верх-Иньвенском государстве на перекрестке четырех дорог стоит одна избушка, в которой живет старушка.

Дверь тихонько отворилась,

И старушка появилась…

Бабушка встречает гостей хлебом-солью или блинами, пирогами и приглашает их войти. Дети рассаживаются по местам.

II. Вводная часть.

- Ребята, обратите внимание, что изменилось в этом доме после последнего нашего посещения? ( ответы детей )

В светлой горнице кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой…

- Так украшали дома по большим праздникам, например: Пасха или Троица.

- Посмотрите, на иллюстрации сказок. ( показ картинок из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь», «Три Медведя» ). Они вам хорошо знакомы. Как они называются? Что вы видите на этих иллюстрациях?

( предметы деревенского быта и убранство )

- На этих картинках есть одно отличие. Какое? ( на одних картинках есть половики, а на других – нет )

- Не во всех домах стелили половики в повседневные дни. Пол был ״голый״. Но перед трапезой стол накрывали скатертью (пызандэра).

- В русских народных сказках хорошо показан быт народа.

- Посмотрите ребята на изделия, которыми украшена изба. Что вы можете про них сказать? (ответы детей: вещи старинные, изготовлены своими руками )

- Все эти изделия ткали на станке.

III. Сообщение новых знаний.

- Ткачество – это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Первичной целью человека было защитить тело от воздействия окружающей среды.

- Шли годы, десятилетия, века и ткачество развивалось и совершенствовалось.

- Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры.

- С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое. Как сырье использовали лен, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырье выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоемкому и требующему внимание процессу ткачества.

- В XIII в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг развития – это автоматизация и в XVIII в. станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство.

- Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

- Тканые дорожки (половики), круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век. Ткань разрезалась на длинные полоски. Домотканые дорожки стали популярны в XIX в.

- А вы смогли бы сделать это своими руками? Сейчас мы попробуем сами ткать на станке половик.

IV. Практическая часть.

Показ плетения половика с названиями основных элементов ткацкого станка.

- Как правило, не существовало какого-то смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия (кушак). Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются половики без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер.

Одни дети начинают ткать половик, другие – разрезают старые вещи, готовят ״нить״.

V. Подведение итогов и оценка выполненной работы.

К окончанию занятия были нарезаны длинные полоски из старой одежды, в последствии намотанные в клубок и на челнок. Рассмотрен фрагмент половика, который ткали дети.

Дом старушка обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.



Список литературы

    1. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины XX в. Ч. II. Зима. – Пермь: Издательство «Пушка», 2008.

    2. Интернет ресурсы.





План-конспект внеклассного занятия "История развития ткачества"
  • Классному руководителю
Описание:

План — конспект внеклассного занятия

Тема:  «История развития ткачества»

Тип занятия: урок-практикум

Контингент участников:  разновозрастный (3 - 11 классы)

Цель и задачи:

1. Познакомить с историей ткачества.

2. Дать первоначальные навыки работы на ткацком станке           

3. Воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре своей малой родины.

Используемые приемы:

1.     индивидуальный — во время практической работы;

2.     групповой;

3.     творческий.

 

Оборудование: музей оформлен в праздничном виде: половики, полотенца, кушаки, икона, скатерть, предметы старины; ткацкий станок, ножницы, старая одежда.

 

 

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Подходя к  музею с детьми, воспитатель проговаривает следующие слова:

- В Пермском царстве, в Верх-Иньвенском государстве на перекрестке четырех дорог стоит одна избушка, в которой живет старушка.

             Дверь тихонько отворилась,

             И старушка появилась…

Бабушка встречает гостей хлебом-солью или блинами, пирогами и приглашает их войти. Дети рассаживаются по местам.

II. Вводная часть.

- Ребята, обратите внимание, что изменилось в этом доме после последнего нашего посещения? ( ответы детей )

             В светлой горнице кругом

             Лавки, крытые ковром,

             Под святыми стол дубовый,

             Печь с лежанкой изразцовой…

- Так украшали дома по большим праздникам, например: Пасха или Троица.

- Посмотрите,   на иллюстрации сказок. ( показ картинок из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь», «Три Медведя» ). Они вам хорошо знакомы. Как они называются? Что вы видите на этих иллюстрациях?

( предметы деревенского быта и убранство )

- На этих картинках есть одно отличие. Какое? ( на одних картинках есть половики, а на других – нет )

- Не во всех домах стелили половики в повседневные дни. Пол был ״голый״. Но перед трапезой стол накрывали скатертью (пызандэра).

- В русских народных сказках хорошо показан быт народа.

- Посмотрите ребята на изделия, которыми украшена изба. Что вы можете про них сказать? (ответы детей: вещи старинные, изготовлены своими руками )

- Все эти изделия ткали на станке.

III. Сообщение новых знаний.

- Ткачество – это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Первичной целью человека было защитить тело от воздействия окружающей среды.

- Шли годы, десятилетия, века и ткачество развивалось и совершенствовалось.

- Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры.

- С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое. Как сырье использовали лен, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырье выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоемкому и требующему внимание процессу ткачества.

- В XIII в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг развития – это автоматизация и в XVIII в. станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство.

- Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

- Тканые дорожки (половики), круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век. Ткань разрезалась на длинные полоски. Домотканые дорожки стали популярны в XIX в.

- А вы смогли бы сделать это своими руками? Сейчас мы попробуем сами ткать на станке половик.

IV. Практическая часть.

Показ плетения половика с названиями основных элементов ткацкого станка.

- Как правило, не существовало какого-то смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия (кушак). Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются половики без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер.

Одни дети начинают ткать половик, другие – разрезают старые вещи, готовят ״нить״.

V. Подведение итогов и оценка выполненной работы.

К окончанию занятия были нарезаны длинные полоски из старой одежды, в последствии намотанные в клубок и на челнок. Рассмотрен фрагмент половика, который ткали дети.

                Дом старушка обошла,

                Все порядком убрала,

                Засветила богу свечку,

                Затопила жарко печку,

                На полати взобралась

                И тихонько улеглась.      

 

Список литературы

1.     Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины XX в. Ч. II. Зима. – Пермь: Издательство «Пушка», 2008.

2.     Интернет ресурсы.

 

Автор Карнаухова Марина Васильевна
Дата добавления 05.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 1592
Номер материала 6576
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓