План-конспект урока
русского языка
Тема: «Различение
именительного и винительного падежей имен существительных»
Задачи:
1)научить различать именительный и
винительный падежи имен существительных 2 и 3 склонений;
2)развивать
умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
3)воспитывать
чувство взаимопомощи, аккуратность
Оборудование:
плакаты-таблицы, карточки с тестовыми заданиями
Ход
урока
Приветствие,
оргмомент
Каллиграфическая
минутка
горизонт
Актуализация
знаний
-
Сколько падежей в русском языке? Назовите
их.
-
Что значит - просклонять имена
существительные?
-
Какие существительные относятся к 1, 2, 3
склонениям?
Изучение
нового материала
Определите,
к какому склонению относятся данные имена существительные.
Календарь,
карандаш, комната, волк, машина, молоко, картофель, земля, кровать, степь,
стол.
Склонение
слов (на доске, в тетрадях)
И.п.
|
земля
|
карандаш
|
ночь
|
Р.п.
|
земли
|
карандаша
|
ночи
|
Д.п.
|
земле
|
карандашу
|
ночи
|
В.п.
|
землю
|
карандаш
|
ночь
|
Т.п.
|
землей
|
карандашом
|
ночью
|
П.п.
|
земле
|
карандаше
|
ночи
|
Сравните
окончания существительных в И.п. и В.п. У существительных какого склонения И.п.
и Р.п. различаются по окончанию?
|
2 скл.
|
3 скл.
|
И.п.
|
-,
-о
|
-
|
Р.п.
|
-,
-о
|
-
|
Вспомните,
какие слова были названы. Составьте с любым из них предложение. Определите
падеж имен существительных, подчеркните члены предложения.
Выводы:
1)
Имя существительное, которое в предложении является главным членом предложения
(подлежащим), всегда стоит в именительном падеже.
2)
Имя существительное, стоящее в винительном падеже, в предложении является
дополнением.
И.п.
|
––––––
|
Р.п.
|
-
- - - - -
|
3)
Для того, чтобы отличить И.п. существительного от В.п., надо определить, каким
членом предложения оно является.
Работа
у доски.
Запишите
предложения. Найдите имена существительные в И.п. и В.п., определите, какими
членами предложения они являются.
Наступила
холодная зима. К окну подлетела синичка. Бабушка пожалела птичку.
Через открытую форточку она впустила синицу в комнату. Всю долгую
зиму прожила синичка в квартире.
Работа
в парах.
Составьте
предложения, в 2 предложения, в которых одно и то же существительное
употребляется в И.п. и П.п.
Например:
Утром выпал снег. – Я взял в руки снег.
(Чтение
и комментирование предложений)
Закрепление.
Продолжите
предложения.
-
Чтобы не путать именительный и винительный
падежи имен существительных, нужно определить…
-
Имя существительное в именительном падеже
в предложении всегда является …
-
Имя существительное в винительном падеже
является …
Контроль
знаний. Тестирование.
1. На
какие вопросы отвечает имя существительное в винительном падеже?
А)
Кому? Чему?
Б)
Кого? Что?
В)
Кто? Что?
Г)
Кем? Чем?
2. На
какие вопросы отвечает имя существительное в именительном падеже?
А)
Кого? Чего?
Б)
Кого? Что?
В)
Кто? Что?
Г)
Кем? Чем?
3. Каким
членом предложения является имя существительное в именительном падеже?
А)
обстоятельством
Б)
определением
В)
дополнением
Г)
подлежащим
4. С
какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А)
из, до, с
Б)
без предлогов
В)
к, по
Г)
в, на, через
5. Определите
падеж выделенного слова:
Пришла ненастная осенняя пора.
А)
дательный падеж
Б)
предложный падеж
В)
именительный падеж
Г)
винительный падеж
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.