Инфоурок Математика Другие методич. материалыПлан-конспект урока "Решение тригонометрических уравнений"

План-конспект урока "Решение тригонометрических уравнений"

Скачать материал

   План-конспект

Тема урока: Решение тригонометрических уравнений

Цели урока

- закрепить умения решать простейшие тригонометрические уравнения  и уравнения, которые сводятся к простейшим с помощью алгебраических приёмов: введение новой переменной, разложение на множители; закрепить умения применять свойства тригонометрических функций при решении уравнений

- систематизация знаний и создание разноуровневых условий контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений

- развитие творческой самостоятельности мышления учащихся

- развитие аргументированной речи, доказательного воспроизведения в процессе деятельности

- развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать

- воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия

- становление субъектной (активной) позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества

Оборудование: компьютер, проектор, листы ватмана, маркеры

Ход урока

1)      Организационный момент (постановка цели урока). Класс разбит на 5 групп по 4 человека в каждой группе.

2)      Актуализация опорных знаний. Устная работа: решить тригонометрические уравнения, объяснение решений           ( демонстрация слайдов)

a)      sin(-x) = 1- применяется свойство нечётности функции у = sint, частный случай решения простейшего тригонометрического уравнения;

b)      cos (2π - x) =1- применяется свойство периодичности и нечётности функции у = cost;

c)      tg (4π - x) = -1- применяется свойство периодичности и нечётности функции  у=tgt;

d)      2sinxcosx= 0- равенство 0 произведения множителей, частный случай решения простейших тригонометрических уравнений;

e)      sin4x =1 – применяется ограниченность функции у=sint;

f)       tgxctgx=1 – область определения функций y=tgx и y=ctgx;

g)      является ли число π корнем уравнения =0 - равенство 0 алгебраической дроби, знаменатель не равен 0;

h)      arcos(x2 + 2)= - применяется определение арккосинуса числа.

3). Проверка домашнего задания. Решить уравнение cosx│=2 cosx -sinx (слайд). При проверке выясняется, что у некоторых учащихся  ответы при решении не совпадают с ответами задачника. В чём дело? В ходе решения данной проблемы выяснили: при  раскрытии модуля, получили совокупность двух уравнений  cosx = 2 cosx-  sinx  и

- cosx = 2 cosx -  sinx, но при этом не учли, что первое уравнение получается в том случае, когда cosx ≥ 0, а второе – при cosx <0, поэтому получились посторонние корни.  Данное уравнение равносильно совокупности систем:

     и       . (слайд)

 

  Ответ: x=    x=-

4).  Фронтальный опрос:

  1.  Какие методы применяются при  решении тригонометрических уравнений?

Ответы учащихся: 

·         метод введения новой переменной;

·         метод разложения на множители.

2.  Какие тригонометрические уравнения вы научились решать?

        Ответы учащихся:

·           простейшие тригонометрические уравнения;

·           однородные тригонометрические уравнения первой и второй степени;

·           уравнения, сводящиеся к квадратным с помощью основного тригонометрического тождества sin2α+cos2α=1, заменой неизвестного t=sinxcosx;

·           уравнения, решаемые введением вспомогательного угла;

·           уравнения, для решения которых применяются основные тригонометрические формулы: формулы сложения, понижения степени, формулы двойного угла и т.д.

5). Групповая работа. В каждой группе есть ведущий – это наиболее подготовленный    учащийся, который способен координировать работу каждого члена группы, имеется секретарь, который фиксирует реплики членов группы, ход решения и докладчики, которые отчитываются  о работе группы и представляют конечный продукт.

 

 На доске записаны уравнения:

·      -2-3=0

·     2

·     =0

·     3+4+=0

·     2+5=2

·     2+

·    

·    

·     Определите, при каких значениях а уравнение  +8=0 не имеет решений.

   Перед учащимися ставится задача: кратко изложить пути решения каждого уравнения. В группах проходит обсуждение,  а затем, по очереди, каждая группа выдвигает свою стратегию по решению данных уравнений, остальные в это время слушают и вносят поправки, замечания, если таковые имеются.

       Перед учащимися ставится следующая задача: решить последние пять уравнений, они распределяются по одному на каждую группу. Решение оформляется на ватмане, маркером, далее докладчики представляют решение – это и есть конечный продукт работы группы, отвечают на возникшие вопросы. При распределении уравнений,  возникла некоторая заминка с последним т.е. дети увидели, что там присутствует параметр и это ввело их в замешательство. Пришлось добровольно-принудительно навязать это уравнение одной из групп, но в ходе решения выяснили, что уравнение не такое уж и страшное и вполне решаемое – преодолели своеобразный психологический барьер!

 

6). Заключительная часть урока.

        Сегодня на уроке мы рассмотрели методы и способы решения тригонометрических уравнений, но это лишь малая часть того, что вы должны знать и уметь. Этот учебный материал присутствует в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, поэтому чтобы с ним успешно справиться,  необходимо свободно владеть способами и методами решения тригонометрических уравнений, производить отбор корней, как в уравнении из домашней работы, не забывать о частных случаях решения простейших тригонометрических уравнений, знать и уметь применять основные тригонометрические формулы.

         Ведущие групп дают оценку работе каждого члена своей группы.

       Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

         - Испытывали ли вы затруднения при решении уравнения в группе?

  - Какие из способов решения тригонометрических уравнений  из рассмотренных оказались       наиболее трудными?

         - Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?

         - Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?

 

  7).    Домашнее задание: решение уравнений по задачнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект урока "Решение тригонометрических уравнений""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План-конспект открытого урока на районном семинаре учителей математики. Тригонометрические уравнения занимают достойное место в процессе обучения математике и развития личности в целом. Мир этих уравнений очень разнообразен, именно это разнообразие влечет определенные трудности в их классификации; его следствием могут быть и затруднения в решении тригонометрических уравнений, в частности, - в выборе того приема, который целесообразно применить для получения искомого множества значений переменной. Но тем не менее, хотелось бы отметить то, что большая часть учеников очень хорошо воспринимает эту учебную тему, с удовольствием решает уравнения, большой мотивацией служит информация о том, что данная тема присутствует в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Поэтому считаю, что работа с учащимися по формированию осознанного и осмысленного умения решать тригонометрические уравнения прошла на достаточно хорошем уровне. Об этом свидетельствуют: улучшение результатов проверочных работ, отношение самих учащихся к проведённым занятиям, учащиеся с интересом принимали участие в процессе обучения. Конечно, есть слабая часть учащихся класса, для которых этот учебный материал даётся с большими трудностями. Мною была проведена индивидуальная работа с такими учениками т.е. во внеурочное время отрабатывались умения решать простейшие тригонометрические уравнения и уравнения, которые сводятся к решению квадратных уравнений, благо, что квадратные уравнения умеют решать практически все. На своих уроках организовываю групповую работу, так как знаю, что стремление передавать  информацию присуще человеку с раннего детства.  Развитие происходит тогда, когда человек обучает другого человека.  Думаю, что решая тригонометрические уравнения в дальнейшем, большинство этих учащихся должны с ними успешно справиться и это обеспечит развитие у них общеучебных умений и навыков: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, искать способы решения, отрабатывать навыки самооценки.  

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 812 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 409
    • DOCX 40.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Будаева Елизавета Очировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Будаева Елизавета Очировна
    Будаева Елизавета Очировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 822
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 544 человека

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития познавательной активности при обучении математике в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе