Главная / Русский язык и литература / План-конспект урока: "Личность, Гражданин, Государство в стихотворении В.В.Маяковского «Стихи о советском паспорте»"

План-конспект урока: "Личность, Гражданин, Государство в стихотворении В.В.Маяковского «Стихи о советском паспорте»"

Личность, Гражданин, Государство в стихотворении В.В.Маяковского «Стихи о советском паспорте». Ход урока

  1. Организационно — мотивационный этап.(Стадия «Вызов»)

(Большое внимание при подготовке уроку по технологии РКМЧП уделяется стадии вызов. Именно на этом этапе создается эмоциональное состояние вхождения в тему урока. Здесь использую и мозговой штурм, и ассоциации, и кластер, и корзину идей… Но все эти приёмы предполагают активность учеников. Иначе диалога не будет. Поэтому начало должно сразу вовлечь учащихся в разговор)

Учитель. Ребята, скажите, как прошёл экзамен по литературе? Никто паспорт не забыл? Скажите, а зачем у вас требуют паспорт?

Предполагаемый ответ:

- бюрократическая проволочка

- удостоверение личности

Учитель. А какие ассоциации у вас возникают со словом паспорт




документ

Совершеннолетие

Государство

Гражданство ПАСПОРТ

Удостоверение личности.

Личность

Гражданство





Учитель. Сравните наши ассоциации со словарной статьёй.

Словарная статья

Паспорт `Толковый словарь Кузнецова`

паспорт

ПА́СПОРТ -а; мн. паспорта́; м. [франц. passeport]

1. Официальный документ, удостоверяющий личность владельца, его гражданство. Бессрочный п. Российский п. Заграничный п.Предъявить п. Жить без паспорта. Волчий п. (разг.; в России до 1917 г.: документ с отметкой о политической неблагонадёжности, закрывающий доступ на службу, учёбу).


Какие точки соприкосновения вы можете назвать? (Подчёркиваются слова).Какие бы слова вы выделили бы для себя?


Предполагаемый ответ: Личность Гражданство. Государство.

Запись на доске.

Личность. (А гражданство, если говорить о человеке). Гражданин. (Гражданин чего?) Государство.

Учитель. Скажите, а вы помните день, когда получали паспорт? Какие чувства вы испытывали?

Ответ

Учитель. Вашему вниманию мне хотелось бы представить ещё один взгляд на паспорт.

Смотрим начало мультипликационного фильма «Время вперёд»

Учитель. Кто обращается к вам, уважаемые товарищи потомки? (В.В.Маяковский)

Учитель. Всё творчество В. В. Маяковского-это разговор с читателем. «Я поэт-этим я и интересен». Чем может быть нам интересен поэт, написавший стихотворение о советском паспорте? Давайте обратимся к тексту. У Вас на столе лежат небольшие тетрадочки. По ходу чтения я прошу вас делать пометки на полях. Свои записи перенесите в таблицу


Задание. (Один из вариантов маркировки текста) Заполните таблицу (двухчастный дневник).

Работая с текстом стихотворения «Стихи о советском паспорте», промаркируйте текст, сделайте соответствующие отметки в таблице. Выделите действующих лиц стихотворения.


Какая часть текста произвела наибольшее впечатление? (воспоминание, протест, ассоциации)

Что заставило записать эту цитату?

Какие мысли вызвала?

Что хочешь сказать?

Чтение стихотворения.

Учитель. (После чтения). У вас1 минута. Заполните 2 часть таблицы.

Учитель. О чём стихотворение? Какие записи вы сделали? Обсудите в группе. Выберите самые интересные заметки, те, которые отражают мнение большинства участников группы.(1 минута)

Выступление групп.

Учитель. В течение сегодняшнего урока мы постараемся ответить на возникшие вопросы, а возможно, изменить свои представления о стихотворении после первичного восприятия. Давайте вернёмся к записи, сделанной в начале урока. (« Личность. Гражданин. Государство.»). Найдите строки в стихотворении, созвучные с этими словами, выражающие авторскую позицию.(«Читайте, завидуйте, я- гражданин Советского Союза!»)

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

Запись на доске: Личность, гражданин, государство в стихотворении В.В.Маяковского «Стихи о советском паспорте»

Учитель. Не кажется ли вам, что эти строчки излишне патетичны? Пафосны? Нет ли здесь заигрывания с властью? Маяковский-один из немногих, кому было позволено выезжать за границу, так сказать, любимец вождя. Прежде, чем вы сделаете вывод, я прошу вас обратить внимание на экран. Перед вами строки из стихотворений, написанных в этот период. (Стихотворение «О дряни», «Прозаседавшиеся»)

Учащиеся знакомятся

Учитель. Итак, стихи о советском паспорте-это что? Заигрывание с властью? Или Позиция поэта?

Предполагаемый ответ. Это позиция поэта-гражданина, верящего в свое Отечество.

В работе с текстом используется прием «Толстых и тонких вопросов»

Учитель. Давайте обратимся к тексту стихотворения. Если бы я вам предложила нарисовать иллюстрацию по данному содержанию, как бы изобразили место действия. Где происходят события?

(Перед нами обычный таможенный досмотр, который проходил В.В. Маяковский, посещая страны Европы)

Предполагаемый ответ: «По длинному фронту купе и кают». Поезд-корабль. Море-суша.

Учитель. Кто герои этого сюжета? Кто находится в купе-каютах?

Предполагаемый ответ (запись на доске). Я, Англичанин, американец, поляк, датчанин, прочие шведы, чиновник, жандарм, сыщик, носильщик,

Учитель. Что связывает всех героев?

Предполагаемый ответ. «Фронт купе и кают». Паспорт

Учитель. Что делают с паспортом?



Приём классификации

Предполагаемый ответ. Сдают на проверку паспорта. Принимают на проверку.

Учитель. Давайте распределим действующих лиц с этой точки зрения

Предполагаемый ответ.

1 группа. Я, англичанин, американец, поляк, датчанин, прочие шведы

2 группа. Чиновник, жандарм, сыщик

Учитель. Как бы назвали первую группу. Дайте общее понятие

Предполагаемый ответ. Национальности. Государства

Учитель. Итак, перед нами суша-вода-государства, т.е. своеобразная модель мира, какой её себе представил поэт. Как складываются взаимоотношения в этом мире?Опираясь на текст стихотворения, работая в группе, представьте модель мира. Фигура –это государства (2 минуты)

На столах у каждой группы лежат набор из геометрических фигур: круг(1группа), треугольник (2 группа), квадрат (3 группа), параллелограмм (4 группа).Формы предлагаются разных размеров.

Учащиеся делают аппликацию (Помним, что В.В. Маяковский не только поэт, но и художник-футурист, поэтому данная работа оправдана.)

Предполагаемый ответ

Учитель. Представьте ваши работы.

Учащиеся защищают свои проекты, в которых явно прослеживается иерархичность мира.

Учитель. Если внимательно присмотреться, то, какие бы формы мы не увидели, видим неравенство и определённую иерархию. По какому бы принципу вы распределили бы действующих лиц стихотворения?

Предполагаемый ответ: «К одним улыбка у рта» (англичане, американцы); «к другим отношение плёвое» (поляк, шведы, датчане),боязнь (СССР).

Учитель. Кто в данном тексте производит подобную сортировку?

Предполагаемый ответ. Чиновник

Прием «Составление таблиц»

Учитель. А почему не таможенник? Я предлагаю вам о происходящем рассказать от лица чиновника. ( В течение 5 минут заполняется таблица «Отношение к государству через авторскую цитату, рисунок, историческую справку».

1группа. Отношение к англичанам и американцам.

2 группа. Отношение к полякам.

3 группа. Отношение к датчанам и прочим шведам.

4 группа. Отношение к гражданину СССР.)

Задание группам. Выразите от лица чиновника отношение к государству через авторскую цитату, рисунок, историческую справку.

Выразите свое отношение с помощью цитаты


Как вы берёте паспорт

(Покажите через положение фигуры )

Обоснуйте своё отношение историческим материалом.




Представьте свою позицию, опираясь на клише:

К ….(название государства) я отношусь _________________(цитата), положение моего тело принимает вид__________, так как (положение государства на мировой арене)________________(на основе исторической справки).

Защита работ.

Таблица прикрепляется к доске.

Учитель. Что нам показывает эта сводная таблица?

Прием. «Сравнительная характеристика»

Предполагаемый ответ: Положение страны определяется его экономическим уровнем развития. Мир иерархичен. Сильные требую полного подчинения своему мнению (политика сильного государства).

Учитель. А если бы я вас попросила добавить в таблицу, которую вы заполняли, колонку «Отношение гражданина к своему паспорту». Что бы вы написали, опираясь на строки стихотворения? Все ли группы могли бы заполнить эту графу?

Предполагаемый ответ. Нет позиции ни у англичанина, ни у поляка, ни у датчанина, ни у шведа, ни у американца. Есть позиция Я-гражданина СССР. Возможно, это связано с тем, что весь мир играет по давно существующим правилам и каждый ведёт себя согласно положению на иерархической лестнице.

Учитель. Как относится Лирический герой к своему документу. Как он его называет?

Предполагаемый ответ. (Запись на доске). Паспорт. «краснокожая паспортина» ( Масштаб), пурпурная (цвет революции, пролитой крови) книжица (не простой документ), «молоткастый», «серпастый»(аналог зубастый)

Учитель. Как относится к своему документу гражданин СССР?

Предполагаемый ответ. «Читайте, завидуйте, Я- гражданин Советского Союза !» Звучит гордость за принадлежность к своей стране

Учитель. Давайте ещё раз посмотрим на отношение чиновника к паспорту гражданина СССР?

Предполагаемый ответ. Паспорт «как бомба», «как ёж», «как бритва», «как змея». Эти сравнения передают негативное отношение международного чиновника к новому государству, перед которым он испытывает страх. Все перечисленные предметы-сравнения ассоциируются с опасностью, с тем, чем нельзя просто так управлять.

Учитель. Чем обусловлен страх? А кого можно опасаться? В ком можно видеть достойного соперника?

Что ещё позволяет сформировать это отношение?

Предполагаемый ответ. В сильной личности. Это новая страна, иная, не живущая по иерархическим законам, которая не готова подчиняться и заявила право на собственное самовыражение. Силу государству придает твёрдость гражданской позиции личности, народа.

Смотрят отрывок из мультфильма «Время вперёд»

Учитель. Прошло время (практически сто лет) Стихи о советском паспорте прозвучали для вас, товарищи потомки. Актуальны ли они сегодня? Вы могли бы ещё раз построить модель мира, но теперь уже современного?

Выстраивают модель. (Аппликация). В этой модели вновь прослеживается иерархичность.

Стадия Рефлексия

Учитель. Я, готовясь к нашей встрече, нашла выступление личности, хотя и иронической, но всё-таки представляющей интересы совей страны. "Мы продолжаем призывать все страны не вести дела с Россией как обычно. Мы это изучаем, но в детали контрактов не вдаемся по очевидным причинам",- заявила представитель Госдепартамента Джен Псаки. Как следует вести себя нам гражданам РФ в сложившейся политической и экономической ситуациях?

Высказывание учащихся.

Учитель. В послании Президента Федеральному Собранию есть такие слова: «Уважаемые друзья! Уважаемые граждане России! Закончу сегодняшнее Послание тем, с чего и начал. В этом году, как это не раз бывало в судьбоносные моменты истории, наш народ ярко продемонстрировал и национальный подъём, и жизненную стойкость, и патриотизм. А сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас и новые возможности. Мы готовы принять любой вызов времени и победить.». Эти слова президента исполнены призыва к национальному единению. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на цитату Ивана Ильина, которую приводит Владимир Владимирович: «Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; прежде всего свободы для самой России, её международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности» . В этом огромный смысл и хороший наказ всем нам в сегодняшнее время.

Учитель. Помните вопрос, который прозвучал в начале урока? Стоит ли читать стихи о советском паспорте в 21 веке?

Я предлагаю вам обратиться к интеренетстарнице (www.100bestpoems.), на ней есть 4 высказывания о стихотворении В.В.Маяковского.

hello_html_531ec59a.png

Учитель. Какой бы вы отзыв оставили? Запишите ваши мысли. (Учащиеся записывают свои мысли). Обсудите в группе. Представьте общую точку зрения.

Учащиеся представляют свои отзывы.

Учитель. Как бы трудно не было родному Отечеству. Во все времена гражданин земли русской был её преданным сыном. Не случайно великие поэты воспевали в своём творчестве не только пышность и величавость России, но и её простоту и бедность. Главное величие нашей страны заключено в народном духе, преданности народа своему Отечеству. Сильная гражданская позиция личности-сильное государство.

Приложение

Стихи о советском паспорте

Я волком бы

выгрыз

бюрократизм.

К мандатам

почтения нету.

К любым

чертям с матерями

катись

любая бумажка.

Но эту...


По длинному фронту

купе

и кают

чиновник

учтивый

движется.

Сдают паспорта,

и я

сдаю

мою

пурпурную книжицу.

К одним паспортам —

улыбка у рта.

К другим —

отношение плёвое.

С почтеньем

берут, например,

паспорта

с двухспальным

английским лёвою.

Глазами

доброго дядю выев,

не переставая

кланяться,

берут,

как будто берут чаевые,

паспорт

американца.

На польский —

глядят,

как в афишу коза

На польский —

выпяливают глаза

в тугой

полицейской слоновости —

откуда, мол,

и что это за

географические новости.

И не повернув

головы кочан

и чувств

никаких

не изведав,

берут,

не моргнув,

паспорта датчан

и разынх

прочих

шведов.

И вдруг,

как будто

ожогом,

рот

скривило

господину.

Это

господин чиновник

берёт

мою

краснокожую паспортину.

Берёт —

как бомбу,

берёт —

как ежа,

как бритву

обоюдоострую,

берёт,

как гремучую

в 20 жал

змею

двухметроворостую.

Моргнул

многозначаще

глаз носильщика,

хоть вещи

снесёт задаром вам.

Жандарм

вопросительно

смотрит на сыщика,

сыщик

на жандарма.

С каким наслажденьем

жандармской кастой

я был бы

исхлёстан и распят

за то,

что в руках у меня

молоткастый,

серпастый

советский паспорт.

Я волком бы

выгрыз

бюрократизм.

К мандатам

почтения нету.

К любым

чертям с матерями

катись

любая бумажка.

Но эту...

Я

достаю

из широких штанин

дубликатом

бесценного груза.

Читайте,

завидуйте,

я —

гражданин

Советского Союза. 1929



Приложение № 2

Историческая справка (Польша)

В канун Первой мировой Польши, как государства,не существовало. Оно было разделено Россией, Австро-Венгрией и Германией. Так Варшава, Краков, Вроцлав - были частью Российской империи. Руководство Тройственного союза, дабы привлечь на свою сторону поляков 5 декабря 1916 г. объявляют о возрождении Царства Польского. Версальский договор подтвердил возрождение Польши. "Учтивый чиновник" возможно не знал о существовании нового государства. Внутреннее положение. Одним из первых послевоенных мероприятий в стране было принятие 17 марта 1921 новой конституции. Она утверждала в Польше республиканский строй, учреждала двухпалатный (сейм и сенат) парламент, провозглашала свободу слова и организаций, равенство граждан перед законом. Однако внутреннее положение нового государства было тяжелым. Польша находилась в состоянии политической, социальной и экономической нестабильности. Сейм был политически раздроблен из-за множества представленных в нем партий и политических групп. Постоянно меняющиеся правительственные коалиции отличались неустойчивостью, а исполнительная власть в целом - слабостью. Существовали трения с национальными меньшинствами, которые составляли треть населения. Локарнские договоры 1925 не давали гарантий безопасности западных границ Польши, а план Дауэса способствовал восстановлению германского военно-промышленного потенциала. В этих условиях 12 мая 1926 Пилсудский осуществил военный переворот и установил в стране "санационный" режим

Историческая справка. (Англия, Америка)

В результате Первой мировой войны, по итогам Версальского мирного договора, который официально завершил Первую мировую войну (подписан 28 июня 1919 года), были выработаны условия мира и переделена карта Европы. В 1929 г. в результате быстрого роста экономики капиталистических стран индекс производимой ими промышленной продукции в сравнении с 1913 г. составил 147%. Однако экономический подъем проходил крайне неравномерно, что не могло не отразиться на международном положении государств и на соотношении сил между ними. Соответствующие показатели у ведущих мировых держав были таковы: США — 172. Англия — 101, Франция — 143, Италия — 185, Япония — 330, Германия — 117, CСCP — 115. По «долевому участию» в мировом промышленном производстве их роли к концу 1920-х гг. распределились следующим образом: США — 38% (в 1913 г. — около 30), Англия — 9 (13,6), Франция — 8 (8,4), Италия — 3 (2,5), Япония — 2,8 (1,3), Германия — 9,2 (11,8), СССР — 2,8% (Российская империя в 1913 г. – 3,6).
Уже эти цифры позволяют сделать определенные выводы.
В годы стабилизации еще более усилились экономические и финансовые позиции Соединенных Штатов. Важнейшим международным последствием американского «просперити» стала резкая активизация финансово-экономической экспансии США, охватывавшей все новые страны и регионы. «Великое наступление доллара» проявилось в значительном росте заграничных капиталовложений США: за 6 лет «процветания» они увеличились почти в 3 раза, составив в 1929 г. 16,5 млрд., а вместе с государственными займами 28 млрд. долл. По этому показателю Соединенные Штаты вплотную приблизились к Англии, чьи зарубежные инвестиции оценивались в 31 млрд. долл. Популярная поговорка «Доллар скупает земной шар» превратилась в основополагающий принцип американской внешней политики.

Историческая справка Россия

В конце 20-х годов международное положение СССР резко ухудшилось. Инициатором антисоветской компании выступила Великобритания. В адрес СССР были выдвинуты следующие обвинения:

- вмешательство во внутренние дела Китая;

- оказание материальной и моральной поддержки английским трудящимся во время всеобщей забастовки и стачки горняков в Англии, которая началась 1 мая 1926 г.;

- нарушение англо-советского торгового соглашения 1921 года.

В этой связи в июне 1926 г. Советскому правительству была вручена нота о вмешательстве во внутренние дела Англии, в связи с помощью ВЦСПС - Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов - английским 17 мая 1927 г. в ответ на действия английских властей советское правитель выступило с нотой протеста.  Английское правительство в ответной ноте от 27 мая пошло на разрыв дипломатических отношений и аннулировало торговое соглашение 1921 года.  Наряду с Великобританией в антисоветскую компанию включились другие капиталистические державы.

В конце 1929 года во Франции был создан «консультативный комитет» для регулирования торговли с СССР. Стали налагаться аресты на ценности, принадлежавшие советскому торгпредству во Франции.

В июле 1930 г. США первыми ввели дискриминационные меры против советского экспорта.





План-конспект урока: "Личность, Гражданин, Государство в стихотворении В.В.Маяковского «Стихи о советском паспорте»"
  • Русский язык и литература
Описание:

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на цитатуИвана Ильина, которую приводит в своём Послании к Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин: «Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; прежде всего свободы для самой России, её международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности» . В этом огромный смысл и хороший наказ всем нам в сегодняшнее время.

Автор Кондратьева Елена Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 673
Номер материала 52245
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓